Конкурентоспособность продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 01:25, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления качеством продукции и повышению конкурентоспособности продукции на ЗАО «Курскрезинотехника».
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- дать полное, раскрывающее все стороны определение понятию «качество продукции»;
- рассмотреть функции управления качеством продукции и методы оценки уровня качества продукции;
- провести анализ качества выпускаемой продукции и конкурентоспособности ЗАО «Курскрезинотехника»;
- разработать рекомендации по совершенствованию системы управления качеством продукции и повышению конкурентоспособности продукции на ЗАО «Курскрезинотехника».

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 2.45 Мб (Скачать документ)

За минувший год ЗАО «Курскрезинотехника» уплатило налогов в бюджеты всех уровней около 182 миллионов рублей, причем рост налогооблагаемой базы составил 9,7 процента. Среднемесячная заработная плата одного работающего за год  увеличилась на 16 процентов и  составила 9810 рублей. Задолженности  по выплате заработной платы нет. Численность работающих на предприятии  составила на конец года 3162 человека. Здесь подготовлено и переподготовлено 65 рабочих, обучено второй (смежной) профессии 154 человека, повысили квалификацию 84 человека. По направлению предприятия  в вузах обучались 5 человек. На эти  цели направлено 748 тысяч рублей.

ЗАО «Курскрезинотехника» участвовало  в реализации социальных программ г. Курска и Курской области. На эти  цели было направлено 3,9 миллиона рублей, в том числе оказание благотворительной  помощи детским домам, школам и интернатам — 607 тысяч рублей, областной клинической  больнице — 500 тысяч рублей.

2.2. Организация системы управления качеством

Отдел технического контроля (ОТК) — самостоятельное подразделение производственной организации, которое осуществляет независимый контроль соответствия продукции установленным требованиям и гарантирует это соответствие потребителю. Отдел технического контроля подчиняется высшему руководству организации, что обеспечивает независимость контроля.[4,c.111-121]

Требования к продукции устанавливают  в контрактах (договорах), в нормативной (стандарты) и технической (конструкторской и технологической) документации. Факт приёмки продукции ОТК и гарантийные обязательства организации отражают в паспорте продукции (или в другом заменяющем его документе: сертификате, ярлыке, этикетке, свидетельстве о приёмке, руководстве по применению).

Внутрипроизводственный технический  контроль на предприятии ЗАО «Курскрезинотехника» осуществляет отдел технического контроля (ОТК), главной задачей которого является обеспечение необходимого уровня качества, зафиксированного в нормативно-технических документах, путем непосредственной проверки каждого изделия и целенаправленного влияния на условия и факторы, формирующие его.

Основными задачами управления качеством  продукции на предприятии на современном  этапе являются:

- систематическое приведение уровня  качества продукции к существующим, зарождающимся или прогнозируемым  потребностям рынка, а также  целенаправленное воздействие на  развитие потребностей;

- обеспечение конкурентноспособности  продукции на внутреннем и  внешнем рынках;

- определение заданий по модернизации  выпускаемой продукции и созданию  новых видов продукции;

- определение состава целевых  программ качества и др.

Темпы роста объемов производства и реализации продукции, повышения  ее качества непосредственно влияют на величину издержек прибыли и рентабельность предприятия.

Контроль качества - понятие  многоступенчатое. В него входят: начальный  контроль поступающих материалов и  полуфабрикатов, текущий технологических  процессов, контроль изготовляемых  составных частей и контроль продукции  в целом. Этот выходной, финишный контроль последний заслон на пути некачественной продукции.

Контроль состоит из двух этапов. Первый - восприятие информации о состоянии объекта и второй - обнаружение в поступающей информации признаков контролируемой величины.

Обычно при любом контроле пользуются лаконичными характеристиками: «да - нет», «много - норма - мало», «исправен  – неисправен». Но каждому понятно, что результаты при этом, полученные на глазок и точными измерениями, существенно отличаются.

Для точных измерений и  контроля существует мощная и разнообразная  эталонная измерительная техника. Ее создают высококвалифицированные  специалисты - метрологи.

Уровень качества продукции  представляет собой относительную  величину, характеризующую качество продукции, основанную на сравнении  совокупности показателей ее качества с соответствующей совокупностью  базовых показателей. Уровень качества (УК) можно определить по формуле:

 

УК = q/qБ,

 

где q, qБ – соответственно численные значения показателя качества оцениваемого образца и базового показателя.

Оценка уровня качества, необходимая для планирования качества и установления цен, проводится приемочной комиссией при оценке продукции.

 

 

 

2.3. Анализ конкурентоспособности  продукции

 

Можно выделить 4 группы факторов, определяющих конкурентоспособность товара :

  1. Технические – характеризуют технический уровень и качество продукции.
  2. Технико-экономические факторы, такие как надежность, материалоемкость, энергоемкость, удобство монтажа и т.п.
  3. Организационно-коммерческие. К ним можно отнести: цену, условия платежа, эффективность маркетинга, рекламу, уровень спроса.
  4. Деловая репутация фирмы-производителя.

      Наиболее простым в применении является метод, основанный на сравнении технических и стоимостных параметров товара. В роли технических параметров могут быть использованы следующие атрибуты качества:

  • назначение продукта (функциональные возможности, соответствие последним достижениям науки и техники, запросам потребителей и т.п.)
  • надежность;
  • экономичное использование материальных, энергетических и людских ресурсов;
  • эргономические;
  • эстетические;
  • безопасности;
  • стандартизация и унификация .

При выборе атрибутов качества необходимо учесть, что эти атрибуты должны быть теми же, что выбрали  бы потребители.

Первым этапом при определении  конкурентоспособности товара является определение индекса технических  параметров для каждого из сравниваемых товаров-аналогов :

,

где: n – число исследуемых параметров ;

Di - коэффициент значимости каждого параметра среди других параметров ;

gi - относительный показатель качества.

Следующим шагом в процессе определения конкурентоспособности  товара является определение уровня конкурентоспособности по цене для  каждого из сравниваемых товаров. Товар  с самой низкой ценой будет  наиболее конкурентоспособным.

Следующим шагом будет  определение интегрального показателя конкурентоспособности :

                                     J = Jт.п. / J цен ;

Путем сравнения интегральных индексов конкурентоспособности для  каждого из продуктов определяем наиболее конкурентоспособный, им будет  товар, значение интегрального показателя которого более всего приближено к единице.

После того, как был оценен уровень конкурентоспособности, необходимо разработать мероприятия по его  поддержанию или улучшению. Основными  способами повышения конкурентоспособности  товаров могут быть следующими :

  1. Изучение запросов потребителей.
  2. Снижение издержек.
  3. Эффективная рекламная кампания.
  4. Изучение конкурентов.
  5. Создание новых или модернизированных продуктов [14, с.123].

    На основе предложенной методики можно провести анализ конкурентоспособности продукции производимой на ОАО «Курскрезинотехника».

    ЗАО «Курскрезинотехника» выпускает кислотощелочестойкие ленты, предназначенные для транспортирования материалов, имеющих слабокислую и слабощелочную среду до 20%.

   Для кислотощелочестойкой ленты, производимой на ЗАО «КРТ» основными конкурентами являются ленты, производимые на:

  1. ОАО “Уральский завод РТИ”, г. Екатеринбург;
  2. ЗАО “КВАРТ”, г. Казань;;
  3. ОАО “Балаковорезинотехника”, г.Балаково;
  4. ОАО “УЗЭМиК“, г. Уфа;

.Для проведения анализа необходимо выбрать и получить технические характеристики кислотощелочестойких лент, а также определить ранг важности для каждой из этих характеристик. Выбор основных характеристик, их балльная оценка, а также определение ранга важности для каждой из них было произведено с помощью экспертной группы, состоящей из начальника отдела маркетинга, начальника специального конструкторского бюро (СКБ) и менеджера по продажам из отдела маркетинга.

Для определения уровня конкурентоспособности  кислотощелочестойких лент необходимы данные представленные в Таблице 1 (Приложение 5). С их помощью рассчитаем индексы технических параметров для всех лент, производимых на заводах :

J т.п. "КРТ" = 4х0,09 + 5х0,17 + 3х0,09 + 4х0,20 + 5х0,20 + 5х0,15 + 4х0,10 = 4,43;

J т.п." Балаковорезинотехника " = 0,27 + 0,34 + 0,18 + 0,60 + 0,60 + 0,45 + 0,3 = 2,14;

J т. п. " КВАРТ "  = 0,40 + 0,61 + 0,40 + 0,60 + 0,40 + 0,15 + 0,50 = 3,06;

Jт.п. " УЗЭМиК " = 0,36 + 0,51 + 0,27 + 1 + 0,8 + 0,30 + 0,30 = 3,54;

Jт.п. " Уральский завод РТИ " = 0,18 + 0,68 + 0,18 + 0,40 + 0,20 + 0,60 + 0,10 = 2,34.

Для расчета общих индексов конкурентоспособности необходимо учесть влияние стоимостных показателей  – оптовых цен на кислотощелочестойкие ленты :

  1. ЗАО «Курскрезинотехника» - 2127 рублей
  2. ОАО “Балаковорезинотехника” – 2301 рублей
  3. ЗАО “КВАРТ” – 2156 рублей
  4. ОАО “УЗЭМиК“ – 2056 рублей
  5. ОАО “Уральский завод РТИ” – 2230 рублей

Далее рассчитаем общие индексы  конкурентоспособности для представленных моделей :

J т.п. "КРТ" = 4,43 / 2127 = 0,002083;

J т.п." Балаковорезинотехника " = 2,14 / 2301 = 0,00093;

J т. п. " КВАРТ "  = 3,06 / 2156 = 0,00142;

Jт.п. " УЗЭМиК " = 3,54 / 2056 = 0,00172;

Jт.п. " Уральский завод РТИ " = 2,34 / 2230 = 0,00105 .

Анализируя полученные значения общих индексов конкурентоспособности, можно сделать вывод о достаточно высоком уровне конкурентоспособности кислотощелочестойкой ленты выпускаемой на ЗАО "Курскрезинотехника". Данный завод занимает первое место по уровню конкурентоспособности кислотощелочестойких лент. Однако, если проанализировать цены на ленты можно выявить резервы для повышения уровня конкурентоспособности данного завода: снижение оптовой цены до уровня лидера по цене (ОАО “УЗЭМиК“ ). Еще одной возможностью является   увеличение длины ленты.

    ЗАО «Курскрезинотехника» также выпускает рукава высокого давления с концевой арматурой на основе рукавов с металлическими оплетками и металлическими навивками собственного производства, изготовленных на современном высокотехнологичном оборудовании производства Германии, Англии, Италии, Финляндии. Опрессовка выполняется как с прямыми сферическими ниппелями и накидными гайками, так и с угловыми ниппелями. Качество опрессовки проверяется на специальном испытательном стенде, согласно европейским стандартам

       Для  рукавов высокого давления, производимых  на ЗАО «КРТ» основными конкурентами  являются ленты, производимые  на:

  1. ЗАО “КВАРТ”, г. Казань;
  2. ОАО “Саранский завод “Резинотехника”, г. Саранск ;
  3. ОАО “Ярославский завод РТИ“, г. Ярославль. 

.Для проведения анализа необходимо выбрать и получить технические характеристики рукавов высокого давления с концевой арматурой, а также определить ранг важности для каждой из этих характеристик. Выбор основных характеристик, их балльная оценка, а также определение ранга важности для каждой из них было произведено с помощью экспертной группы, состоящей из начальника отдела маркетинга, начальника специального конструкторского бюро (СКБ) и менеджера по продажам из отдела маркетинга.

Для определения уровня конкурентоспособности  рукавов высокого давления с концевой арматурой необходимы данные представленные в Таблице 2 (Приложение 6). С их помощью рассчитаем индексы технических параметров для всех лент, производимых на заводах :

J т.п. "КРТ" = 0,44 + 0,20 + 0,42 + 0,60 + 0,75 + 0,76 + 0,8 = 3,97;

Информация о работе Конкурентоспособность продукции