Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:02, курс лекций
1. Источник маркетинговой информации
2. Методы исследований
3. Виды маркетингового наблюдения
4. Этапы маркетинговых исследований
5. Выборка. Методы выборки
Для проведения hall-теста представители потенциальных потребителей приглашаются в специальное помещение («hall»), оборудованное для дегустации товаров и/или просмотра рекламы, где им предоставляют возможность протестировать данный товар (либо посмотреть рекламный ролик) и затем объяснить причину выбора той или иной марки товара либо рассказать о реакции на рекламу. Выделяют следующие типы тестирования: м
Данный метод применяется:
Среди недостатков можно упомянуть трудоемкость организации тестирования. Преимуществом методики является возможность предъявления и оценки не только визуальной информации, но и аудиальной (слуховой), обонятельной, осязательной, вкусовой, а также их комбинаций.
Home-test — метод исследования, в ходе которого группа потребителей тестирует определенный товар в домашних условиях (используя его по назначению), заполняя при этом специальную анкету.
Home-test во многом схож с hall-тестом, но используется при необходимости длительного тестирования товара (в течение нескольких дней).
Респондентам, относящимся к целевой группе, предлагают протестировать в домашних условиях какой-либо продукт или несколько продуктов (обычно это продукты частого или повседневного использования). Как правило, упаковка товара не содержит названия марки и указания на фирму-производителя.
Через несколько дней использования данного товара респондент отвечает на вопросы анкеты, которая определяет отношение респондента к данному продукту (иногда — по сравнению с другими продуктами).
Метод home-тестов используется для:
К недостаткам метода можно отнести сложность и дороговизну организации исследования. Преимуществом home-теста является то, что тестирование товаров происходит в тех же условиях, в которых они используются обычно.
Mystery Shopping — метод маркетинговых исследований, предполагающий оценку качества обслуживания с помощью специалистов, выступающих в роли подставных покупателей (заказчиков, клиентов и т. п.).
При продаже услуг качество обслуживания является важнейшим критерием, по которому клиенты оценивают компанию. Mystery Shopping позволяет оценить работу персонала с точки зрения потребителя и своевременно принять меры по улучшению качества обслуживания. Кроме того, Mystery Shopping позволяет производителям определенного товара оценить работу персонала розничных торговцев с этим товаром (наличие на складе, презентация и т. п.).
Маркетинговые исследования - систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед фирмой маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ и отчёт о результатах. Фирма проводит маркетинговые исследования или собственными силами - отделом маркетинга, или специализированными организациями. Наиболее типичными задачами исследователей маркетинга являются: изучение характеристик рынка, замеры потенциальных возможностей рынка, анализ распределения долей рынка между фирмами, анализ сбыта, изучение тенденций деловой активности, изучение товаров конкурентов, краткосрочное прогнозирование, изучение реакции на новый товар и его объём, долгосрочное прогнозирование, изучение политики цен.
Управляющие, прибегающие к маркетинговым исследованиям, должны быть знакомы с их спецификой и знать технологию исследования, чтобы не допустить ошибки в принятии решения на основе недостоверной информации.
Можно выделить следующие
этапы маркетинговых
Выявление проблем и формулировка целей |
Отбор источников информации: выбор места исследования; подготовка орудий исследования; составление плана выборки; выбор способа связи с аудиторией |
Сбор информации: опрос, наблюдение, панель, эксперимент |
Анализ собранной информации: Составление таблиц, графиков; определение средних уровней распределения частотности, дисперсии; обработка информации с помощью статистических методов и моделей принятия решения |
Представление собранной информации |
Маркетинговое исследование включает несколько основных этапов:
Выборка или выборочная совокупность — множество случа
Характеристики выборки:
Необходимость выборки
Простая случайная выборка - это подход, при котором каждый член
совокупности имеет одинаковую неизвестную
вероятность быть выбранным. Процесс формирования
такой выборки прост. напишите имена на
теннисных шариках, поместите их в большую
чашу, тщательно перемешайте и выберите
необходисое число элементов.
На практике чаша заменяется таблицами
случайных чисел. Простая случайная выборка
- наиболее верный способ достижения репрезентативности
выборки.
Простая случайная выборка набирается
из списка (основы выборки), представляющего
совокупность. Для повышения эффективности
используется информация о подгруппах,
существующих в ее основе. При использовании стратифицированн
Допустим, в ходе маркетингового исследования
вам необходимо получить информацию
об отношении к курению учащихся
школы. Понятно, что мнение младших
учеников будет почти однозначным,
тогда как в старших классах
вариативность ответов может
возрасти. В этом случае гораздо
разумнее разбить всех учеников, например,
на три группы: 1-5 классы, 6-9 кассы, 10-11
классы и сформировать простую случайную
выборку в каждой из групп. В младших
классах нам потребуется
Пропорциональная
Прямо пропорциональная стратифицированная выборка подразумевает выбор большего количества элементов в большей группе, меньшего - в меньшей. Например, это может быть полезным для оценки известности торговой марки, потребляемой всеми возрастными группами.
В отличие от прямо пропорциональной выборки, в обратно пропорциональной в меньшей группе выбирается большее количество элементов, а в большей группе - меньшее количество. Например, если меньшая группа относительно менее осведомлена о теме исследования, чем большая, то следует использовать обратно пропорциональную выборку.
Если при использовании
При использовании кластерной выборки эффективность увеличивается за счет того, что стоимость уменьшается быстрее точности. Как и в случае с стратифицированной выборкой, формирование кластерной выборки - процесс, состоящий из двух этапов. В процессе формирования кластерной выборки совокупность делится не на "страты", а на "кластеры". Далее кластеры отбираются случайным образом, и все представители выбранных кластеров подвергаются исследованию. Например, чтобы выяснить отношение к курению учеников выпускных классов в городе, необходимо сформировать случайную выборку из совокупности всех выпускных классов города, а затем опросить всех учеников выбранных классов.
Систематическая выборка - это "грубый" аналог простой случайной
выборки. Главное отличие этих выборок
заключается в правилах выбора элементов.
Систематическая выборка подразумевает
выбор элементов из списка с определенным
шагом, например - каждый 10-й элемент. При
этом точка отсчета может выбираться случайно.
Точность систематической выборки заведомо
ниже, чем в простой случайной выборке,
поскольку существует риск закономерностей
списка.
Типовая выборка - один из методов неслучайных выборок,
при использовании которой специалист
опирается на собственные суждения о репрезентативности.
Например, посетители торгового центра
могут представлять район, город или целый
регион.
В этом типе выборки присутствует ряд
искажений. Например, если для формирования
группы применяется метод перехвата, то
в выборке будет непропорционально много
респондентов, часто посещающих магазины.
Но бывают ситуации, когда применение
типовой выборки даже рекомендуется. Например,
точного списка уличных торговцев не существует
и составить его невозможно. Метод типовой
выборки снимает это ограничение.
Выборка методом снежного кома - это разновидность типовой выборки,
применяемой в случае необходимости контакта
с небольшой специфической группой. Например,
если необходимо собрать экспертную информацию
о новой технологии, методом "снежного
кома" можно сформировать выборку преподавателей
технических ВУЗов. При использовании
выборки методом "снежного кома"
каждого респондента после интервью просят
порекомендовать одного или нескольких
аналогичных специалистов.
Проблема выборки методом "снежного
кома" состоит в том, что ведущие более
активный образ жизни имеют больше шансов
попасть в нее.