Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 16:54, курсовая работа
Задачи данной курсовой работы следующие:
выработка умения самостоятельной работы с литературными источниками и экономической информацией в области теории и практики маркетингового информационного управления предприятием;
приобретение навыков анализа маркетинговой деятельности предприятия;
знакомство и овладение методикой и техникой изучения рынка товаров фирмы и конъюнктуры рынка;
овладение способами и методами воздействия на рынок и общественный спрос в интересах фирмы, планирования сбытовых операций, управления товародвижением, формирования и планирования маркетинговых стратегий, товарной, ценовой политики и коммуникационной политики;
формирование научного мировоззрения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 4
1.1. Определение маркетинга как науки, его социальные основы, цели, задачи
4
1.2. Четыре альтернативных варианта определения целей маркетинга
11
1.3. Основные субъекты рынка. Фирма (предприятие) как основной субъект рынка. Факторы внешней и внутренней среды фирмы
12
2. РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 18
2.1. Задание 1 18
2.2. Задание 2 19
2.3. Задание 3 21
2.4. Задание 4 21
2.5. Задание 5 22
2.6. Задание 6 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Миссия фирмы – ее предназначение, является базой для установления целей фирмы.
Цели представляют систему; главная цель фирмы – максимизация прибыли; подчиненные цели – увеличение доли рынка, лидерство в НТП, повышение качества и конкурентоспособности продукции и т.д. Фирма (предприятие, организация) рассматривается и изучается как сложная социально-экономическая производственная система. Как любая система фирма не может быть «островом в себе». Она входит в более высокие социально-экономические производственные системы, такие как АО, концерны, консорциумы, отрасль – народное хозяйство в целом.
Фирма
является первичным элементом народно-
Экономические
субъекты рынка
Экономические субъекты рынка | ||||
Государство |
Банки |
|
Население | |
Отрасли общественного производства | ||||
Предприятия (фирмы) | ||||
Поставщики ресурсов |
|
Потребители | ||
Государственные предприятия |
Муниципальные предприятия |
Частные предприятия | ||
|
||||
Крупные |
Средние |
Малые | ||
Товарищества
Партнерства Акционерные общества Концерны Консорциумы Корпорации Хозяйственные ассоциации Союзы Фонды |
Рис. 1.8
Одной из самых значительных характеристик фирмы как производственной системы является ее взаимосвязь с внешней средой. Она полностью зависима от внешней среды, как в отношении своих поставщиков, так и в отношении потребителей своей продукции.
В рыночной экономике фирма (предприятие, организация) рассматривается как «открытая» для внешней среды система.
На
входе она получает информацию о
состоянии внешней среды, капитал,
материалы, энергию, трудовые ресурсы.
Эти компоненты называют «входами».
В процессе производства эти ресурсы
преобразуются в готовую продукцию (товары,
услуги). Если фирма работает эффективно,
в ходе процесса преобразования ресурсов
образуется добавочная стоимость «входов»,
и в результате появляются дополнительные
«выходы», такие как дополнительная прибыль,
увеличение объема продаж, увеличение
доли рынка, рост удовлетворенности работников,
престиж и т.д. (рис.2).
Предприятие
(фирма) как «открытая система»
«Входы» | Преобразование входов | «Выходы» | ||
Информация
Капитал Материалы Энергия Трудовые ресурсы |
Технология:
Обработка и преобразование ресурсов в готовую продукцию |
Продукция
Прибыль Рост объема продаж Увеличение доли рынка Удовлетворенность работников Престиж |
Рис. 1.9
Эффективность работы фирмы определяется отношением:
Чем больше стоимость «выходов» превышает стоимость «входов», тем выше эффективность работы фирмы.
Главные предпосылки успеха фирмы лежат не столько внутри, сколько вне ее. Успех связывается с тем, насколько удачно фирма вписывается во внешнюю среду (экономическую, научно-техническую, социальную, политическую) и приспосабливается к ней.
Воплощением такого подхода является стратегическое маркетинговое, информационное управление. Планирование развития потенциала фирмы предполагает планирование ее стратегии на основе прогнозов будущего состояния внешней среды. Изменение состояния внешней среды должно вызывать изменение возможностей и стратегии фирмы.
Таким образом, фирмой, как производственной системой и объектом стратегического маркетингового информационного управления следует считать совокупность стратегических ресурсов (материальных, трудовых, финансовых, технических, организационных), обеспечивающих возможность достижения стратегических целей.
Основными факторами внешней среды фирмы являются факторы прямого и косвенного воздействия (контролируемые и неконтролируемые).
Через
систему маркетинга фирма может
влиять на внешнюю среду и
Во внутреннюю среду фирмы, кроме целей, включают ее структуру, технологию, кадры, финансы. Эту внутреннюю среду фирма формирует и развивает сама, руководствуясь своими; целями. Воздействовать на внутреннюю среду фирмы, учитывая внешние процессы, находить способы достижения поставленных целей – это задача менеджмента фирмы. Решать же эту задачу помогает маркетинг фирмы.
По
отношению к предприятию рынок
можно рассматривать как
Конкурентная
среда фирмы
|
||
|
| |
Поставщики | ||
|
||
Социально-экономическая инфраструктура фирмы |
| |
Технологические |
Финансовые | |
Информационные |
Рис. 1.10
Результаты деятельности предприятия (фирмы) в значительной степени определяются его внешней средой.
Предприятие,
как открытая система, зависит от внешней
среды в отношении поставок ресурсов,
энергии, кадров, информации. Вместе с
этими факторами прямого воздействия
на эффективность работы предприятия
оказывают значительное влияние факторы
косвенного воздействия: социальные, технические,
экономические, политические (СТЭП-факторы)
(рис.4). [1]
Основные факторы внешней среды предприятия:
- факторы прямого воздействия;
- факторы косвенного воздействия
|
Экономические | |
Предприятие (фирма) |
| |
Политические |
Конкуренты |
Социальные |
Рис. 1.11
Для
демографической среды
Основными характеристиками внешней среды являются взаимосвязанность ее факторов, их сложность, подвижность и неопределенность.
Под сложностью внешней среды понимается число факторов, на которое производственная система обязана реагировать в цепях своего выживания, а также уровень вариации каждого фактора.
Подвижность внешней среды – это скорость, с которой происходят изменения.
Неопределенность
внешней среды – это
2.
РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ
ЧАСТЬ
Задание 1.
Рассчитать коэффициент эластичности
спроса по цене, произвести анализ эффективности
производства и сделать соответствующее
заключение, используя следующие данные
маркетинговых исследований рынка товара.
Данные для расчета: Цена: Р1 = 80 д.е., Р2 = 56 д.е.;
Объем производства: Q1 = 20 тыс. шт., Q2 = 23 тыс. шт.;
Переменные затраты: U = 40 д.е.;
Постоянные затраты:
С = 600 тыс. д.е.
Решение:
Количественно эластичность спроса по цене выражается через коэффициент эластичности.
где Q1 и Q2 – величина спроса соответственно при цене Р1 и Р2.
Мы видим, что со снижением цены сбыт увеличивается, причем цена снизилась на 30%, а сбыт увеличился на 15%. Кэл = - 0,5 – спрос не эластичен по цене.
Обобщающей характеристикой спроса по доходу является коэффициент эластичности спроса по доходу.
где Д1 и Д2 – величина дохода; Q1 и Q2 – величина спроса при доходе Д1 и Д2.
Кэл отрицательный, следовательно, товар низкого качества. Несмотря на рост сбыта, в результате снижения цены общий оборот (выручка от объема продаж) упал с 1600 тыс. д.е. до 1288 тыс. д.е.