Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:28, контрольная работа
Маркетинг является одной из управленческих функций банка, призванной содействовать сбыту банковских продуктов путем организации изучения рынка, проведения рекламной политики и собственно продажи продукции. Эти задачи маркетинга реализуются на уровне среднего звена управления банком - отдела маркетинга.
Между тем у маркетинга есть и другая сторона, связанная с разработкой стратегии развития организации. С одной стороны маркетинг – это комплекс взаимосвязанных элементов, определяющих правила работы организации на рынке. Обычно сюда входят:
- исследования рынка;
- организация сбыта;
- система продвижения товаров на рынок (реклама, паблик рилейшз, стимулирующие мероприятия);
- ценовая политика;
- разработка новых продуктов;
- управление маркетингом.
С другой стороны, маркетинг - это концепция управления организацией, философия бизнеса. Эта концепция является полной противоположностью сбытового подхода.
Содержание и специфика банковского маркетинга………………………………...3
1.1 Организация маркетинговой деятельности в банке……………………….…5
1.2 Банковский продукт……………………………………………………….…...6
1.3 Сбыт……………………………………………………………………….…….8
2. Исследование рынка………………………………………………………….……….9
2.1 Организация и составляющие процесса исследования рынка………………9
2.2 Конкурентные преимущества и позиции банка на рынке…………………...13
3. Ценовая политика банка ……………………………………………………………..15
4. Коммуникационная политика банка …………………………………………….….18
Заключение ………………………………………………………………………….…..21
Список используемой литературы …………………………………………………….23
По аналогии с товарами в банковском продукте выделяют три уровня:
- основной продукт (услуга);
- реальный продукт;
- расширенный продукт.
Первый уровень - основной продукт,
или базовый ассортимент:
Второй уровень - реальный продукт, или текущий ассортимент услуг.
Он постоянно меняется и развивается, не затрагивая базовой направленности банка. Изменения текущего ассортимента направлены на то, чтобы превратить случайного клиента в постоянного, побудить клиента к приобретению как можно большего числа услуг. Это могут быть подготовка документов, платежные услуги, контроль, бухгалтерское обслуживание, консультации по вопросам налогообложения и инвестирование.
Третий уровень - расширенный банковский продукт. Услуги этого уровня направлены на формирование дружеский, неформальных отношений с клиентом, оказание ему всесторонней помощи. то может быть обслуживание внешнеэкономический связей, помощь в области финансов, менеджмента, личные советы банкира.
Деление услуг второго и третье
Решение о структуре базового ассортимента услуг принимается на этапе создания банка, когда определяется, будет ли банк универсальным или специализированным. Перечень базовых услуг банков примерно одинаков, поэтому важное значение для привлечения клиентов имеют дополнительные услуги - текущий ассортимент.
Текущий ассортимент услуг формируется по мере развития банка за
счет введения новых услуг, модификации или замены существующих услуг.
Причем, именно
здесь велика роль службы
анализа
ситуации на рынке,
клиентов должна давать рекомендации о развитии новых услуг, а также
оценивать их целесообразность с точки зрения клиентов.
Банки развитых
стран оказывают своим
Российские банки пока
1.3.Сбыт
Проблемы сбыта банковских услуг очень специфичны, они не занимают
столь большого места в банковском маркетинге, как в промышленности.
Для коммерческих банков не существует проблемы недоступности каналов сбыта, так как производство и сбыт банковских услуг совпадают во времени и могут быть локализованы в помещении банка или его отделениях. Поэтому в сбытовой политике банка выделяют два аспекта: пространственный (выбор местоположения и каналов сбыта) и временной (часы работы банка и срочность обслуживания).
В общем виде для сбыта
1. Собственные каналы сбыта - основная форма сбыта:
- головное отделение банка;
- стационарные и передвижные отделения банка, филиалы;
- сбыт с
использованием
Ввиду специфики
банковских услуг банки
мой сбыт, при котором банк-продавец и покупатель банковских услуг
вступают в непосредственный контакт друг с другом.
2. Несобственные каналы сбыта:
- сбыт посредством основания дочерних фирм, участия в капитале других банков, страховых компаний, предприятий жилищного строительства и т.д.
2. Исследование банка
2.1 Организация и составляющие процесса исследования рынка
Любая организация, в том числе и банк, действует в постоянно меняющихся условиях, которые характеризуют среду маркетинга. Анализ этой среды сводится к наблюдению за изменениями макросреды, которая неподконтрольна банку и исследованиям рынка, на котором работает банк.
Целью анализа рынка является получение информации о новых рыночных
возможностях, а также
потенциальных проблемах и
может столкнуться
банк. Исследования рынка позволяет
определить конкурентные
эффективных управленческих решений.
Обычно процесс исследования рынка включает следующие составляющие:
1. Общие характеристики рынка банковских услуг.
2. Состояние конкуренции на
3. Основные потребители.
4. Тенденции развития внешней среды, неподконтрольные банку.
Общие характеристики рынка банковских услуг.
При описании
общей ситуации на рынке
учесть следующие факторы:
- перспективы и тенденции изменения данного рынка;
- условия работы иностранных банков на данном банке;
- соотношение
банковской и небанковской
- потенциальную емкость рынка банковских услуг;
- географический (региональные) границы рынка, на котором работает данный банк, перспективы расширения;
- степень монополизации данного рынка;
- другие важные характеристики.
Конкуренты
При анализе конкурентов необходимо выделить ключевых или наиболее
опасных конкурентов,
изучить их маркетинговую,
Обычно конкурентами банка на рынке банковских услуг являются три
стратегические группы:
- банки,
расположенные на той же
- крупные,
а также специализированные
формирующие филиальные сети;
- разнообразные
не банковские финансовые
Всю информацию о конкурентах можно разделить на две группы: формальная и качественная информация.
Формальная информация
- организационно-правовая форма,
- величина уставного капитала;
- наличие валютной лицензии, лицензии на совершение сделок с драгоценными металлами, генеральная лицензия;
- наличие и размеры филиальной сети;
- перечень основных видов услуг;
- другие количественные данные (банки-корреспонденты, наиболее
крупные клиенты и т.д.).
Качественная информация
- репутация конкурентов;
- престиж, известность банков;
- уровень обслуживания у
- приверженность клиентов;
- рекламная стратегия;
-другие качественные
Качественная информация отражает субъективное мнение сотрудников
банка о деятельности конкурентов. Она может быть дополнена отзывами
клиентов, специалистов-экспертов. Без всесторонней информации о конкурентах невозможно определить свои конкурентные преимущества, эффективно продвигать услуги на рынок, а главное - разработать грамотную стратегию развития банка.
Потребители
Важный этап разработки маркетинговой стратегии банка - определение
характеристик потребителей, которых банк стремится обслуживать в различных сегментах рынка или которым предполагается предоставлять разнообразные виды услуг, т.е. сегментация потребителей.
Основные группы клиентов, с которыми работает банк, - это физические лица, предприятия, органы власти, а также банки-корреспонденты.
Главное, что надо знать о
клиентах-потребителях
- Кто сейчас является клиентом банка и кто может им стать в перспективе?
- Каковы потребности и
- Какие мотивы обращения именно в ваш банк?
- Какие у клиентов существуют неудовлетворенные потребности (в каких видах услуг нуждаются), которые могут стать важным источником идей развития и совершенствования деятельности банка?
Реакция клиентов на появление новых услуг банка.
Основным источником
банка. Поскольку потребности клиентов меняются со временем, то очень
важно постоянно поддерживать контакты с клиентами, организуя встречи,
беседы, опросы, анкетирование.
Основой исследования
Информация, заносимая в картотеку,
периодичность ее ревизии,
Формирование такого рода картотеки является началом сегментации
рынка, которая дает возможность определить свободные рыночные ниши
или, наоборот, перегруженность некоторых сегментов рынка.
Скажем, можно провести сегментацию
предприятий по отраслевой прин
практике предприятия часто делят на те, которые способны к эмиссии, и на малые и средние предприятия.
На рынке физических лиц можно
провести географическую
социально- демографическую и сегментацию по имущественному положению.
В европейской банковской практике обычно выделяют дев группы клиентов: состоятельные частные лица, предъявляющие спрос на индивидуализированные услуги, и прочие частные лица, предъявляющие спрос на массовые услуги.
Дальнейшее разделение сегментов рынка целесообразно для формирования как можно более однородных целевых групп клиентов. Выделенные сегменты рынка должны быть достаточно большими, чтобы с ними было эффективно работать.
Важным элементом исследования
На мотивацию индивидуальных клиентов сильное влияние оказывает
состояние экономики, в том числе степень инфляции. Инфляция заставляет людей искать способы защиты своих средств и, естественно, интерес к банкам резко возрастает. Служба маркетинга призвана выявить, что именно ждет клиент от банка. Это может быть желание защитить средства от инфляции, получить прибыль, иметь широкий выбор качественных услуг, гарантию сохранности и тайны вклада или другие требования.
Важно также исследовать
определенном банке. Чем руководствуются клиенты, выбирая свой банк?
Как реагируют клиенты на оказанные услуги, на уровень обслуживания?
Установлено, что в банках, как
и в любой сфере обслуживания
наиболее сильной является