Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 14:01, курсовая работа
Цель работы - исследовать особенности маркетинга в сфере страховых услуг; разработать рекомендации, направленные на повышение эффективности маркетинга в страховой деятельности.
Реализация поставленной цели обусловила решение следующих взаимосвязанных задач:
- исследовать теоретические аспекты маркетинга в сфере страхования;
- провести маркетинговый анализ потребителей страховых услуг компании «РЕСО-Гарантия»;
Введение
1.Теоретические аспекты маркетинга в сфере страхования
Цели, задачи и принципы маркетинга в страховании
Специфика маркетинга в страховании
2.Маркетинговое исследование страховой компании «РЕСО-Гарантия»
Краткая характеристика страховой компании «РЕСО-ГАРАНТИЯ»
Исследование потребителей страховых услуг
3.Маркетинговая стратегия развития страховой компании «РЕСО-Гарантия»
Заключение
Список литературы
Приложения
4000 ------------------------------
3000 ------------------------------
2000 ------------------------------
1000 ------------------------------
1999 2000 2001
2002 2003 2004
2005 2006 2007
Рис. 2.1. Динамика страховых премий и страховых выплат
|
Из данных таблицы 2.2 видно, что премии по страхованию в 2007 г. превысили показатель 2005 г. на 37,33 %. Однако, величина собранных премий в 2007 г. ниже показателя 2006 г. - на 5,79 %.
В таблице 2.4 представлена
структура страховых премий
Таблица 2.4
Структура
премий по основным видам страхования,
млн. руб.
|
Из данных таблицы 2.4 видно, что на протяжении всех рассматриваемых лет, наибольший удельный вес в структуре полученных премий имеет добровольное автострахование. В 2007 г. данный показатель составил 41,12 %, что на 10,11 пункта выше показателя 2005 г. и на 12,65 пункта выше показателя 2006 г. Высокий удельный вес в структуре страховых премий занимают премии по ОСАГО, удельный вес которых в
2007 г. составил 25,02 %, что на 1,46 пункта выше показателя 2006 г. Следует отметить сокращение удельного веса премий по страхованию жизни: в 2007 г. данный показатель составил 1,03 % в общей сумме полученных премий, что на 5,46 пункта ниже показателя 2005 г. и на 8,74 пункта ниже показателя 2006 г.
Из положительных моментов, оказывающих влияние на уровень надежности страховщика, следует отметить высокий профессионализм менеджмента и эффективную организационную структуру компании. РЕСО-Гарантия осуществляет свои продажи через широкую агентскую сеть, являются второй по величине в России, что позволяет поддерживать активную клиентскую базу и контролировать качество предоставляемых услуг. ОСАО «РЕСО-Гарантия» обладает хорошо развитой филиальной сетью и представлена в каждом федеральном округе РФ.
Положительно
повлиять на укрепление позиций компании
на рынке, а также на повышение ее устойчивости
может увеличение в портфеле ОСАО «РЕСО-Гарантия»
новых страховых продуктов. Увеличение
доли корпоративных клиентов также позволит
упрочить позиции на российском рынке
страхования, обеспечить достаточно стабильный
денежный поток от корпоративных страхователей.
2.2 Исследование
потребителей страховых услуг
В процессе сегментации рынка страховых услуг были использованы психографические и доходные критерии деления потребителей на сегменты. К психографическим критериям следует отнести склонность к страхованию и выбор конкретного риска. Значение данных критериев определяется наличием политической, социально-экономической и культурной совокупности целей и приоритетов у потребителей. При определении склонности к страхованию наибольший интерес представляют
экономические ориентиры потенциального страхователя, и в частности это представление относительно защиты от неблагоприятных ситуаций. К доходному критерию относится имущественный уровень потребителя.
Результаты анкетирования потребителей страховых услуг представлены в Приложении 1.
Из данных Приложения видно, что охват населения города Тольятти страховыми услугами невелик. Основные причины отказа от страхования это недоверие страховым компаниям, высокая стоимость страхового продукта и отсутствие необходимости в страховании. Согласно данным опроса, около половины страхователей не удовлетворены качеством услуг своей страховой компании, в основном эта неудовлетворенность связана с бюрократичностью и большим количеством документов, которые необходимо заполнять, а также чрезмерной продолжительностью процедуры. Два других довольно значимых фактора неудовлетворенности страхователей - «неполная выплата страхового возмещения» и «отсутствие именно тех услуг, которые нужны».
Самая высокая доля удовлетворенных качеством страховых услуг среди пользователей услугами страхования в поездках: среди них 89 % удовлетворены, затем с большим отставанием идет страхование имущества (среди них 62 % удовлетворенных), жилья (60 %), КАСКО (55 %). При этом среди пользователей ОСАГО только 47 % удовлетворены качеством предоставляемых услуг.
Главным мотивационным факторов страхового поведения является уровень убежденности в полезности страхования. Так, даже среди тех, кто пользуется страховыми услугами, треть соглашается с утверждением, что «тратить деньги на страхование - бессмысленное занятие, потому что ничего плохого, скорее всего, не случится». Вторая причина отказа от услуг страховых компаний, после дороговизны страховых продуктов, - недоверие к компаниям. Две трети страхователей отметили, что, по их мнению «получить страховые выплаты крайне сложно, так как компании в любом случае стремятся избежать выплат». При этом доля тех, кто считает, что получить страховые выплаты очень сложно, велика даже среди лиц, регулярно пользующихся страховыми услугами.
В результате анкетирования выявлено, что более обеспеченные, образованные, социально-адаптированные и оптимистичные жители города в большей степени склонны к пользованию страховыми услугами. Пользователи автомобильного страхования - в основном мужчины, во всех других видах страхования преобладают женщины. Но учитывая удельный вес ОСАГО и КАСКО, страхователи в основном мужчины.
Уровень осведомленности по вопросам страхования невысок: менее половины пользователей страховых услуг оценивают свои знания в этой области как удовлетворительные и хорошие. В целом почти три четверти опрошенных не знают ничего о страховых услугах или знают очень мало. Только около 3 % опрошенных хорошо разбираются в страховых продуктах. Самыми информированные пользователи услуг - страхователи жизни и здоровья детей. Среди них имеет какое-то представление о страховых услугах 64 %.
При выборе страховой компании для страхователя наиболее важными критериями являются личные рекомендации, длительность работы компании на рынке, понятность условия страхования, надежность и известность компании. Для пользователей разных продуктов значимы разные критерии. Для страхователей КАСКО важная известность компании, а страхователи жилья более чувствительны к качеству облуживания.
Реальное потребление представленных страховых услуг на рынке Тольятти, не совпадает с их потенциалом (см. рис. 2.2).
Наибольший потенциальный спрос приходится на страхование квартиры (или дома). Именно этот полис приобрели бы 39,6 % респондентов, 21,8 % застраховали бы себя от несчастного случая (реальное же потребление этого вида услуг составляет 1 % и 3 % соответственно), 17 % приобрели бы страховой полис для детей. Это чаще всего женщины с
высшим образованием либо не пользующиеся страховыми услугами, либо имеющие полис страхования имущества. Иметь полис добровольного медицинского страхования хотят 14,3 % опрошенных. В то время как страхуются по данному виду лишь 1,8 % населения. Реальные показатели по страхованию жизни самые незначительные - 0,5 %.
.
Реальный спрос
Потенциальный спрос
Рис. 2.2. Соотношение реального и потенциального спроса на страховом рынке Тольятти Обобщение полученных результатов позволяет разделить рынок страхователей города Тольятти на сегменты, представленные в таблице 2.5.
Основываясь на данном способе сегментирования, можно заключить, что в качестве целевых сегментов для страховой компании «РЕСО-Гарантия» лучше выделить осторожных страхователей и ценящих время страхователей. Эти люди реально заинтересованы в комплексном и
максимально удобном для них виде страхования, что предполагает
некоторую однородность потребностей данных групп потенциальных
клиентов.
Сегментация рынка страхования физических лиц в Тольятти
Финансовое положение выделенных сегментов и их многочисленность при грамотной организации продвижения страховых продуктов позволяют рассчитывать на увеличение объемов страхования.
Рассмотрим
установки населения относительно рынка
страховых услуг: долго-, средне- и краткосрочные
факторы. В любой социально-экономической
ситуации большая часть населения продолжает
сохранять сбережения. Подобное поведение
получило название getting by (пройти, пережить),
— стремление покрыть текущие расходы
без привлечения сбережений и без получения
денег в долг. Согласно данным социологического
опроса только 39,2% респондентов указали
на отсутствие сбережений. Хотя в целом
по России этот показатель выше, значительная
часть населения России имеет сбережения.
Какой характер имеют эти сбережения,
если факт их наличия слабо влияет на повседневную
экономическую деятельность домашних
хозяйств (по крайней мере, в качестве
важного и очень важного источника дохода
сбережения указывают только 6,2% опрошенных)?
Можно предположить, что сбережения россиян
носят преимущественно страховой характер,
выполняя роль своего рода «неприкосновенного
запаса на черный день». Подобное утверждение
вполне согласуется с анализом причин,
по которым люди считают необходимым откладывать
деньги (табл. 2.6).