Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 14:49, дипломная работа
Целью данной работы является совершенствование комплекса маркетинга внешнеэкономической деятельности Минского тракторного завода.
Задачами данной работы являются:
выявление недостатков в существующей организации маркетинга;
выдвижение предложений по совершенствованию организации маркетинга во внешнеэкономической деятельности завода.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Международный маркетинг во внешнеэкономической деятельности 7
§1. Стратегии работы на внешних рынках 7
§2. Комплекс международного маркетинга 16
ГЛАВА 2. Организация внешнеэкономической деятельности ПО «Минский
тракторный завод» 37
§1. История организации маркетинга ВЭД ПО «МТЗ» 37
§2. Товарная и коммуникационная политика, политика распределения и ценообразования на внешних рынках 41
§3. Конкуренция на мировом тракторном рынке 58
ГЛАВА 3. Пути совершенствования и перспективы развития ПО «Минский тракторный завод» на основе маркетинговой стратегии внешнеэкономической деятельности 71
§1. Совершенствование товарной и ценовой политики 71
§2. Стратегия постранового распределения и коммуникационное обеспечение как факторы повышения конкурентности во ВЭД 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
Схема 2. Структура рыночного исследования[5]
Изучение и анализ условий рынка.
Предполагает определение условий, при которых достигаются определенные соотношения между спросом и предложением.
Анализ спроса.
Выявляется потребность в товаре, уровень покупательной способности населения, требования покупателя к товару, факторы предпочтения при выборе товаров покупателем, а также перспективы изменения потребностей в товаре, выраженные не только темпами роста, но и характеристикой жизненного цикла товара.
При изучении потребностей рынка необходимо четко представлять, какие потребности удовлетворяет продукт на конкретном рынке, в каких областях и как будет использован покупателем.
Анализ потребительского спроса требует изучения важнейших демографических факторов, влияющих на состояние спроса и его динамику: возрастной состав населения, географическое распределение населения.
При анализе покупательной способности населения выясняется уровень доходов населения, объем и условия предоставления потребительского кредита, сумма сбережений населения, уровень образования и профессиональный состав населения. Численные показатели спроса на товар обычно определяются на основе статистических данных о потреблении товара за исследуемый период. Если нет статистического учета таких данных, их исчисляют путем составления баланса потребления на основе данных о производстве, импорте, экспорте и переходящих запасах данного товара -т.е. емкость рынка.
Важное значение при анализе потребления отводится новым товарам, их технико-экономическим характеристикам, а также воздействию научно-технического прогресса на состояние и динамику потребления товара.
Анализ предложения.
Количественную оценку предложения делают на основе статистических данных о производстве и импорте товара, содержащихся в национальных страновых источниках и международных отраслевых статистических публикациях. Предложение товара оценивается как сумма производства и импорта данного товара за вычетом его экспорта и с учетом разницы в переходящих запасах в конце календарного года.
Предложение = Пр-во + Импорт - Экспорт Запасы к.г.
Научно-технические прогнозы развития и совершенствования производства отдельного товара или отрасли в целом - один из важнейших аспектов анализа предложения товара.
В процессе проведения исследований рынка и оценки спроса и предложения фирмы стремятся учитывать многообразные факторы, воздействующие на их развитие: экономические, политические, валютно-финансовые.
Основными показателями, используемыми для анализа условий рынка, являются:
объем капиталовложений в обновление и расширение основного капитала отдельной фирмы и отрасли в целом;
индексы производства или отгрузок, объем выпуска продукции, величина отгрузок отвара потребителям, запасы товаров;
поступление и портфель заказов отдельных фирм и по отрасли в целом;
платежеспособный спрос населения, определяемый путем сопоставления доходов населения, фонда заработной платы, индекса стоимости жизни;
размеры и структура затрат на научные исследования и разработки, темпы обновления продукции, доля и количество принципиально новых товаров, поступающих на рынок;
динамика численных показателей уровня цен;
объем, динамика и структура международной торговли конкретным товаром;
географическое распределение экспорта и импорта данного товара;
мероприятия государства, направленные на регулирование рыночных отношений: кредитная и налоговая политика, политика учетных ставок;
политика финансового и организационного содействия предпринимательской деятельности и др.
Анализ требований потребителя к товару
Среди общих требований потребителя к товарам можно выделить следующие: новизна и высокий технический уровень изделий; высокое качество изготовления и высокий технический уровень изделий; высокое качество изготовления и бесперебойность в эксплуатации; уровень послепродажного технического обслуживания и характер предоставляемых продавцом услуг; благоприятное соотношение цены изделия и полезного эффекта от его использования.
К специфическим требованиям можно отнести: требования в отношении ассортимента, качества, внешнего вида, упаковки, маркировки, использования товарного знака, а также требования к надежности изделия, легкости в эксплуатации, бездефектность, прочность и т.д.
При анализе потребительских предпочтений важно прежде всего выяснить, как потребитель производит оценку и выбор товара с учетом характеристик товара и его назначения (потребительского или производственного).
Потребитель всегда отдает предпочтение товару, в наибольшей степени удовлетворяющему его потребности, и фирме, обеспечивающей оптимальное соответствие качества, потребительских свойств и цены товара характеру и специфике его требований.
Анализ перспектив развития рынка
Анализ условий рынка предполагает составление прогноза развития рынка конкретного товара либо отрасли экономики, с учетом перспектив краткосрочного и долгосрочного развития и тенденций, на основании которых разрабатываются программы маркетинга.
На основе тщательного изучения и анализа спроса, предложения и требований покупателей к товару в рыночном исследовании делается оценка перспектив развития спроса на товар на конкретном рынке, а именно: роста или снижения потребности в товаре; развития жизненного цикла товара; изменений требований рынка к качеству и потребительским свойствам продукции; результатов выявления новых сфер использования товара.
Для определения перспектив изменения емкости рынка изучают тенденции производства в целом и выпуска данного товара в стране, обеспеченность сырьевой базой, ввод в эксплуатацию новых производственных мощностей, развитие потребляющих отраслей, появление новых товаров-заменителей изменение структуры внешнего спроса, тенденции развития импорта и экспорта конкретного товара.
Анализ конъюнктуры рынка предполагает определение перспектив развития производства, потребления, динамики и уровня цен, международной торговли товаром.
Изучение форм и методов торговли
Изучение форм и методов торговли ведется с целью анализа и оценки деятельности фирм, выступающих на отраслевом или мировом товарном рынке в качестве продавцов и покупателей конкретного товара, выявление их позиций на рынке, каналов и методов сбыта коммерческой практики, используемой в торговле данным товаром.
Исследуется число фирм, выступающих на рынке с конкурирующими товарами; их позиции на рынке; потенциальные покупателя; потребители товаров; торговые посредники; степень монополизации рынка; доли рынка каждой из фирм.
Изучение и оценка деятельности фирм-конкурентов
Необходимо изучать и оценивать конкурирующие фирмы по следующим основным параметрам:
позиция на рынке, объемы продаж на рынке страны и на мировом рынке;
характер выпускаемой продукции, ее технические характеристики, цена, другие факторы;
виды и объемы услуг;
рекламная деятельность, стимулирование продаж, стимулирование сбыта, объемы финансирования;
практика товародвижения;
маркетинговая деятельность фирм-конкурентов;
организация сбытовой деятельности;
используемые неценовые методы конкурентной борьбы;
финансовое положение; и т.д.
Изучение фирм-покупателей товара
При изучении фирм-покупателей товаров производственного назначения необходимо знать: положение фирмы-покупателя на рынке, ее долю в общем потреблении конкретного товара, стабильность ее спроса, требования, предъявляемые фирмой к продукции, техническому обслуживанию и др.
При изучении фирм-покупателей товаров потребительского назначения выясняют: методы розничной торговли; условия предоставления льгот покупателям (кредит, послепродажное обслуживание, скидки с цены и т.д.) номенклатура продукции, ее новизна, конкурентоспособность, характеристики продукции, рекламу, средства рекламы, применяемые методы стимулирования сбыта, территория сбыта возможность использования фирмы в качестве посредника и т.д.
Изучение коммерческой практики, транспортных, правовых, торгово-политических и других условий.
Изучение коммерческой практики предполагает выяснение следующих вопросов: договорной практики; практики и условий проведения торгов; сложившаяся практика международной торговли; особенности условий международных сделок: контрактов купли-продажи товаров и услуг, в особенности касающихся условий поставки товаров, методики расчета цены, определения валюты цены, применяемых способов платежа, форм и методов расчета, валюты платежа.
Изучение транспортных условий: наличие прямого сообщения с изучаемым рынком; тарифы, фрахтовые ставки; стоимость перевалочных работ и хранения грузов, ставки портовых сборов; правила и особые условия перевозки и т.д.
Изучение правовых вопросов предполагает выяснение: законов по вопросам страхования; законов об охране промышленной собственности, о патентовании изобретений, регистрации товарных знаков; способы разрешения споров по международным коммерческим сделкам.
При изучении торгово-политических условий особое внимание обращается на:
содержание межправительственных торговых соглашений, регулирующих ввоз товара в страну; систему государственного регулирования внешней торговли (импортные ограничения) порядок выдачи экспортно-импортных лицензий;
уровень таможенного обложения товара, способ исчисления пошлин, таможенные сборы и налоги, наличие в стране "свободных зон";
участие страны в экономических союзах и их воздействие на режим ввоза товара;
валютное законодательство страны, в том числе порядок получения импортером иностранной валюты, контроль за переводом прибылей, конвертируемость валюты, режим кредитования;
так называемый административный протекционизм.
Фирмы вовлекаются в деятельность по международному маркетингу двумя путями: либо кто-то обращается с просьбой организовать продажу за рубежом, либо фирма сама начинает думать о выходе за границу.
До выхода за границу фирма должна четко определить задачи и политические установки своего международного маркетинга. Во-первых, ей необходимо решить, какой процент общего объема своих продаж она будет стремиться осуществить на внешних рынках. Во-вторых, фирма должна решить, будет ли она заниматься маркетингом всего в нескольких или во многих странах. В-третьих, фирма должна решить, в странах какого типа она хочет работать. Привлекательность страны будет зависеть от предлагаемого товара, географических факторов, уровня доходов, состава и численности населения, политического климата и прочих особенностей.
При решении о выходе на внешние рынки фирме необходимо четко представлять общую внутрифирменную стратегию. По мнению преподавателя Гарвардской школы бизнеса Д.Хансена, "80% стратегии предприятия - это стратегия маркетинга". Глобальные базовые направления маркетинговой стратегии можно представить следующим образом:
Сегментация
Схема 3. Глобальные базовые направления маркетинговой стратегии[6]
Стратегия сегментации - углубление степени насыщения предлагаемыми товарами и рыночными услугами всех групп потребителей, выбор максимальной глубины рыночного спроса, включая мельчайшие его оттенки.
Стратегия диверсификации - освоение производства новых товаров, новых рынков, включая не просто дифференциацию товаров, но и распространение предпринимательской деятельности на совершенно новые и не связанные с основными видами деятельности компании области.
Стратегия интернационализации - освоение новых, зарубежных рынков.
Фирме также необходимо соотносить свои цели с возможностями выбора определенной стратегии.
Таблица 1.
Виды стратегий в зависимости от доли рынка[7]