Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 20:40, курсовая работа
МАРКЕТИНГ- анализ и прогнозирование рыночной ситуации в целях ориентации производства и обеспечения лучших экономических условий реализации произведенной продукции. На основе маркетинга предпринимателями разрабатываются программы производства, определяется ассортимент выпускаемой продукции. Маркетинг – не только учет условий рынка, но и инструмент воздействия на формирование спроса, в том числе с помощью рекламы, выставочно-ярмарочных мероприятий, системы экономического влияния на покупателя: льгот, премий, потребительского кредита, сервисных преимуществ и гарантий…
ВВЕДЕНИЕ 3
АНАЛИЗ РЫНКА 4
ИЗУЧЕНИЕ ТОВАРОВ 10
АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 18
АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОВ 22
АНАЛИЗ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ 27
АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ТОВАРОДВИЖЕНИЯ 30
АНАЛИЗ СЕРВИСНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПРОДУКЦИИ 37
АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СПРОСА СБЫТА И СТИМУЛИРОВАНИЯ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗАВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ЭиУвДО и Мет.
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО МАРКЕТИНГУ
НА ТЕМУ:
«МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ ООО «
И ПРОГНОЗ НА ПЕРСПЕКТИВУ»
ВЫПОЛНИЛ:
ЕРМОШКИНА ТАТЬЯНА ЮРЬЕВНА,
МОСКВА
2011г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗАВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
МАРКЕТИНГ- анализ и прогнозирование рыночной ситуации в целях ориентации производства и обеспечения лучших экономических условий реализации произведенной продукции. На основе маркетинга предпринимателями разрабатываются программы производства, определяется ассортимент выпускаемой продукции. Маркетинг – не только учет условий рынка, но и инструмент воздействия на формирование спроса, в том числе с помощью рекламы, выставочно-ярмарочных мероприятий, системы экономического влияния на покупателя: льгот, премий, потребительского кредита, сервисных преимуществ и гарантий…Объективной основой маркетинга является современное крупномасштабное производство, рост насыщенности рынка. Особенно возрастает значение маркетинга в условиях НТП, он становится обязательным элементом системы управления производством и сбытом продукции. В зависимости от особенностей продукции, охватываемой сферы производственно-сбытовой деятельности, маркетинг имеет определенную специфику. Различают маркетинг потребительских товаров массового спроса, в частности, длительного пользования, продукции производственного назначения; внутренний, экспортный, международный. Последний – наиболее развитая форма маркетинговой деятельности, охватывающей сферу мировой торговли. Масштабные комплексные исследования рынка требуют больших затрат и под силу достаточно крупным фирмам, так как современный маркетинг предполагает изучение предпроизводственной, научно-исследовательской деятельности, в особенности по созданию новых видов продукции. В экономике маркетинг превращается в один из важных обязательных инструментов обеспечения монопольной прибыли.
Человек – разумная часть природы. Он существует не отдельно, а именно в взаимосвязи с природой, хотя в последнее время отмечается тенденция подчинения человеком природы с помощью науки и техники и его вера в изобилие природных ресурсов. Однако, в последнее время люди стали осознавать хрупкость природы и ограниченность ее ресурсов, стали осознавать, что человеческая деятельность может погубить природу или нанести ей вред.
В августе 1998 года было зарегистрировано Общество с ограниченной ответственностью «Гурман».
ООО «Гурман» занимается оказанием услуг в сфере ресторанного бизнеса, а так же организацией и проведением выездных корпоративных праздников и иных мероприятий .
По составу ООО «Гурман» - малое предприятие с тремя учредителями, которыми являются физические лица.
Предприятие имеет солидный опыт в вышеуказанной сфере бизнеса, развивающееся, вовремя нашедшее свою нишу на рынке товаров и услуг.
1. АНАЛИЗ РЫНКА.
Рынок – это совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена по средствам, которых осуществляется реализация товаров и услуг. В 2002 году фирма открыла филиал в городе Руза, с аналогичным названием ООО «Гурман», что явилось очередным шагом в завоевание дополнительного места на рынке. Владельцы фирмы и сегодня планируют открытие новых филиалах в разных городах Московской области, так же в планах на ближайшие 5 лет стоит задача реализовать проект пол открытию ресторана в г. Рига.
В момент своего образования и становления фирма еще не надеялась выбиться на рынок так быстро и развиваться в ширину, то есть в какой-то мере частично монополизировать данный рынок, сегодня же ее работники и руководители уже не только мечтают об этом , но и имеют реальные шансы воплотить эти мечты в жизнь, не смотря на нестабильную экономическую ситуацию в России.
Табл. 1.
№ п/п |
Постановка вопроса при
|
Характеристика и оценка фактического состояния дел |
Прогноз положения дел, оценка его показателей и действия по его улучшению | ||
1. |
На каких рынках действует предприятие? |
Потребительский рынок(внутренний) и рынок оказания услуг в сфере ресторанного бизнеса (общественного питания). |
Планируется расширение потребительского рынка | ||
2. |
Какие из них наиболее важны для его процветания?
|
Фирма завоевала свою репутацию благодаря рынку оказания услуг в сфере ресторанного бизнеса |
Надо подумать и об рядовом потребителе. Ведь он тоже способен помочь процветанию фирмы. (Т. е. организация комплексных обедов для граждан с заработком до 15-12 тыс. рублей, водителей, работников малооплачиваемой бюджетной сферы и др.) | ||
3. |
Какова общая емкость каждого рынка (в том числе Россия, страны СНГ и ближнего зарубежья, а также другие страны-потребители)?
|
Возьмем количество производимых услуг за 100 %, тогда: доля потребительского рынка- 7%, а рынок реализации услуг в сфере питания – 93% |
Увеличить производство своих услуг хотя бы на 10%. | ||
4. |
Какова импортная емкость |
В стадии планирования и разработки |
--------------------- | ||
5. |
Каковы основные сегменты каждого рынка, интересующего предприятие ? |
Используется географическое и
демографическое |
Планируется внедрить поведенческий признак сегментирования, а так же учет и анализ средней платежеспособности населения. | ||
6. |
Какова емкость каждого |
Чаще всего фирмой применяется демографическое сегментирование. |
Этот вид сегментирования | ||
7. |
Какова общая и импортная емкость каждого национального рынка? |
На данном своем развитии фирма не выходила на рынок импорта. |
В будущем было бы не плохо расширить свой сбыт услуг за счет импорта. | ||
8. |
Какова импортная емкость |
------------------ |
--------------------- | ||
9. |
Каковы прогнозы развития этих емкостей? |
Фирма только присматривается к импорту своих услуг и просчитывает свои первые шаги. |
Хотелось бы внедриться на рынок импорта без потерь своего имиджа, на первое время закладывается определенные потери прибыли, т.к. главное – заработать репутацию на новом месте. | ||
10. |
Как располагаются рынки, на которых действует предприятие, по рангам коммерческой эффективности экспорта? |
1.Частные лица 2. Организации |
Для внутренней политики предприятия было бы выгоднее получать заказы от крупных фирм (корпоративные мероприятия). | ||
11. |
Где могут быть созданы новые рынки для товаров вашего предприятия (фирмы)? |
Фирма, в основном, работает в Коломенском и Можайском районах Московской области |
Подольский, Одинцовский, Химкинский и Раменский р-ны Московской области, а также рынок экспорта (исходя из финансовых возможностей). | ||
12. |
Какова конъюнктура по каждому из рынков (товаров) вашего предприятия? |
Спектр услуг на предприятии специфический, в связи с узким ассортиментом. Предложение со стороны фирмы – стабильно, а спрос на услуги носит скорее сезонный характер. |
Как и любому предприятию нам
хочется иметь идеальное | ||
13. |
Каковы прогнозируемые изменения и их причины? |
В начале своего становления услуги фирмы были направлены на спрос со стороны граждан. Сейчас же идет перенаправленность в сторону предприятий и организаций, в соответствии с их пожеланиями комфортабельного проведения досуга. |
Придется пересмотреть состав меню и качество обслуживания. | ||
14. |
Какие действия необходимо предпринимать вашему предприятию в ответ на эти изменения? |
В связи с тем, что объемы продаж услуг частным лицам небольшие, то и обслуживающий персонал не увеличивает число мест для выполнения того же плана. |
Уже сегодня необходимо переквалифицировать своих специалистов в более широком круге выполняемых задач, при этом уделить особое внимание дисциплине, тактичности и качеству обслуживания, а так же расширить их специализацию. | ||
15. |
Соответствует ли ваш производственный и сбытовой потенциал тенденциям изменения рынка на ближайшие 5 лет? |
На данном этапе фирма успевает вовремя ориентироваться на различные изменения рынка. Производственный, а следовательно, и сбытовой потенциал по крайней мере не падают соответственно друг другу. |
При дальнейшем росте и расширении фирмы потребуется пригласить на работу специалиста для ориентирования и прогнозирования рынка, чтобы идти в ногу со временем и быть на плаву – с прибылью. | ||
16. |
Каковы ваши долговременные планы по каждому? |
Производственная база на фирме ориентирована на сбытовую. Фирма приобретает новых клиентов и под него работает исключительно с учетом их вкусов и интересов. |
Этот вид наиболее приемлем для любой фирмы. Ведь она точно знает, что предлагаемые услуги и качество будут полностью востребованы и оплачены. | ||
17. |
Учитываете ли вы результаты средне- и долгосрочных прогнозов? |
Как правило, в последнее время нельзя делать долгосрочные планирования из-за нестабильности рынка. Поэтому приходится обходиться среднесрочными прогнозами. |
Нашей фирме интересны и выгодны долгосрочные прогнозы и отношения с клиентами. Это залог ее процветания в будущем. | ||
18. |
Покупают ли потребители в наиболее важных для вас сегментах ваши товары? |
На данном этапе своего развития фирма не испытывает острой конкуренции с другими участниками рынка. Свои услуги фирма реализует и благодаря заработанному за прошедшие годы имиджу.. |
Несмотря на то, что удобнее обслуживать частных лиц, необходимо большее время уделять работе с потенциальными заказчиками из числа предприятий (все таки организации приобретаю более значительный объем услуг, реализуемых фирмы, доставляя ей больше выгоды: быстрый оборот, наличная оплата. | ||
19. |
Какую долю каждого сегмента занимают товары вашего предприятия (фирмы) в стоимостном выражении? |
За 2009 год предприятие предоставило своим клиентам услуги в размере 3260000 руб. На долю географического сегмента пришлось примерно 910000 руб. а демографического – 2350000 руб. |
Нами было запланировано увеличение прибыли на 20 %. То есть- 3912000 руб. и планируем ввести поведенческий сегмент рынка, который, как планируется, будет составлять 25%, а доли географического – 50% и демографический – 35%. | ||
20. |
Собираетесь ли вы расширить продажи в каждом сегменте и что делаете для этого? |
Да. В 2009 году прибыль фирмы возросла пропорционально качеству обслуживания и, как следствие, расширению объема продаж. |
В дальнейшем фирма планирует предоставлять своим клиентам и потенциальным заказчикам как можно больший спектр своих услуг. От обслуживания школьных и студенческих столовых до проведения корпоративных мероприятий с любыми бюджетами. | ||
21. |
Что влияет на спрос по отношению к товарам вашего предприятия (перечислить положительные и отрицательные факторы)? |
На спрос услуг фирмы влияет тенденция платежеспособности населения, т.е. в конечном итоге – доходность предприятий, расположенных в районах деятельности фирмы. |
Положительным фактором является приобретение новых клиентов, а крайне отрицательным – сезонное снижение объемов продаж, преимущественно в летний период – сезон отпусков. |
1.2. Схема рынка сбыта.
РЫНОК |
Товары личного потребления |
Товары инвестиционного |
Внешний |
|
Внутренний |
|
Хозрасчетные организации |
|
Организации в других сферах |
Группы потребителей по разным признакам |
По географическому положению |
|
По способу употребления |
|
Внутренний |
|
Внешний |
По другим показателям |
Государственные организации с централизованным финансированием |
Самофинансирующиеся организации |
ООО «Гурман» зарегистрировано по адресу: Московская область, г. Коломна, ул. Полянская, д. 2. Фактически находится по адресу: Московская область, г.Коломна, ул. Левшина, д. 22. Такое местонахождение фирмы весьма выгодно и удобно, как клиентам, так и сотрудникам самой фирмы – близкое расположение остановок общественного транспорта, густозаселенный жилой район, недалеко от самого центра города.
Свои услуги фирма размещает на потребительском рынке и рынке услуг в сфере общественного питания. Делит рынки на географический и демографический сегменты, планируя внедрить поведенческий сегмент. Фирма предоставляет узкий спектр услуг. С одной стороны небольшой ассортимент является плюсом - здесь все продумано и отработанно, но с другой стороны фирма «однобока», и в случае нерентабельности своей специализации нет альтернативных работ для получения прибыли. Но небольшую фирму легче перенаправить, переквалифицировать, но труднее уловить момент, когда это надо сделать. Наша фирма работает под конкретного клиента, не производя услуг про запас, а следовательно нет проблем с затовариванием и можно безболезненно переквалифицироваться. Нет ряда статей расходов, связанных с хранением большого объема продукции на складских помещениях. Услуги фирмы направлены как на организации, так и на частные лица.
На местном рынке товаров и услуг нашей фирме хватает конкурентов, среди них такие как фирма «Отель», основанная в 1990 году и ресторан-отель «Сороковой меридиан» – это серьезные противники. Существуют ряд небольших организаций (кафе и закусочных), так же составляющих определенную конкуренцию.
Рассчитаем емкость, то есть объем реализуемого товара, с помощью определенной формулы:
C=P+Po-E+I+D-M, где
P- национальное производство товара
Ро – остаток товарных запасов на складах
Е – экспорт
I – импорт
D – снижение, а М- увеличение запасов товаров у продавцов и потребителей
С=3260000+150000+0+0+0-0=34100
Это объем реализованной продукции фирмой за 2009 год.
2.Изучение товаров.
2.1. Анализ товаров.
Табл. 2.
№ п/п |
Постановка вопроса при исследо |
Характеристика и оценка фактического состояния дел |
Прогноз положения дел, оценка его показателей и действия по его улучшению | |
1. |
Какие товары вашего предприятия предназначены для внутреннего рынка или экспорта? |
Услуги, производимые нашей фирмой предназначены для потребления на внутреннем рынке. Большая доля услуг (порядка 85%) приходится на сферу питания, оставшаяся часть – розничная торговля. |
Для широкого развития своего производства фирма будет приобретать новое оборудование для включения в меню новых блюд. | |
2. |
На какой стадии «жизненного цикла» находится каждый из товаров? |
Все услуги фирмы вышли на рынки и прошли удачно стадию внедрения. |
Услуги на данном этапе находятся на стадии роста и развития продаж. | |
3. |
Какова конкурентоспособность каждого товара на каждом рынке и в каждом сегменте? |
К нашему сожалению услуги фирмы не так широки как хотелось бы, но они разносторонние и каждая из них имеет свои отличия от услуг наших конкурентов. |
В настоящий момент фирма в состоянии подобрать обслуживание индивидуально для каждого клиента – разрабатывается своя специфика услуги. Это очень большое преимущество и очень удобно для заказчика. | |
4. |
Для каких целей следует расширять (сужать) ассортимент и параметрические ряды товара и как? |
Фирма находится на очередном этапе развития и поэтому происходит апробация новых ее услуг . |
Сегодня есть проекты для расширения фирмы, в них предусмотрено завоевание новых рынков, выход на международный уровень, переквалификация кадров и четкая отработка поведения фирмы на том или ином рынке, а так же рассматривается вопрос об расширении предлагаемых фирмой услуг. | |
5. |
На какие рынки и сегменты следует ввести новые товары и зачем? |
В настоящее время фирма только планирует разработку новых услуг. |
Но уже в 2010 году фирма планирует ввести на рынок обособленное подразделение по обслуживанию школьных и студенческих столовых. Для этого рассматриваются два варианта: наладить службу сервиса самим, либо заключить контракт с заказчиками через местную администрацию. | |
6. |
Как используют потребители ваши товары
(перечислить не только типичные, но
и нетривиальные способы |
Оказание услуг в сфере общественного питания само по себе дело необходимое, т.к. каждый гражданин стремиться (учитывая собственное материальное положение) отдохнуть, достойно отметить какую-либо дату, спланировать и провести свой досуг. |
Просто необходимо как можно больше уделять внимание качеству услуг, предоставляемых в сфере общественного питания, т.к. требовательность потенциального клиента постоянно повышается. | |
7. |
Какие требования предъявляют потребители к вашим услугам? |
Для нашего клиента важны: экономичность, экологичность, простота качество обслуживания, эстетичность. |
Обслуживание любого клиента выполняется с учетом всех, по максимуму возможных пожеланий заказчика. | |
8. |
Учитываете ли вы ответы на п.п.3-7 при разработке новых услуг? |
На данном этапе своего существования фирма не разрабатывает новых услуг, пока лишь занимается внедрением своих наработанных услуг. |
Естественно, все пожелания клиентов будут и в дальнейшем учитываться фирмой, так как мы ориентированы на спрос клиента, его желание- наша забота и работа. | |
9. |
Какие услуги вашего предприятия пользуются спросом в России и странах СНГ? |
В настоящее время фирма не контактирует со странами ближнего и дальнего зарубежья. |
Уже намечена перспектива развития совместного предприятия в столице Латвии г. Риге, ведутся поиски наиболее выгодных компаньонов и местонахождения. | |
10. |
Как надо изменить услугу, чтобы спрос на нее возрос? |
По ряду объективных причин фирма не в состоянии сейчас повысить предложение своих услуг (небольшой персонал, значительное сокращение клиентов). |
Услуги фирмы пользуются неизменным спросом, для его повышения необходимо найти грамотные кадры, и расширить квалификацию персонала до совмещения ими двух или трех профессий. | |
11. |
Какие факторы будут определять покупку ваших услуг в каждой из стран, куда ее экспортируют? |
В первую очередь главным фактором является необходимость в экологически чистом и недорогом продукте. |
В любой стране мира первостепенными задачами являются уважение и культурное обслуживание человека. Любого человека или предприятие волнуют проблемы, связанные с правильным и недорогим питанием, планированием и проведением досуга. Скорее всего самым важным из факторов , влияющих на спрос услуг нашей фирмы, является культура, безопасность и эстетичность. | |
12. |
Как сохранить высокие потребительские свойства ваших услуг? |
Фирма зарекомендовала себя на рынке как исполнительная, коммуникабельная. |
Для этого необходимо поддерживать уровень квалификации персонала, ориентироваться на каждого клиента, учитывая особенности его заказа и четко исполнить этот заказ. | |
13. |
Для чего следует улучшать его конкурентоспособность? |
Для любого предприятия это его прибыль, вот ради чего предприятие основывается и развивается. |
Это позволяет предприятию шагать дальше по пути своего совершенствования, внедрение новых технологий первыми в отрасли позволяет привлечь больше клиентов и имея уникальный товар получить больше прибыли. | |
14. |
Отвечает ли внешний вид вашего товара современному дизайну и требованиям покупателей (по каждому изделию)? |
Наш товар (блюда) специфический – каждый состоит из различных компонентов, которые варьируются в размерах и ассортименте в зависимости от конкретного клиента и заказа. |
С появлением на рынке новейших разработок в области ресторанного бизнеса фирма рассматривает эти новинки на предмет их использования в нашем производстве, если их применение целесообразно для наших работ, то мы с удовольствием заменяем устаревшие технологии на новые. Отсюда и внешний вид конечного изделия имеет тенденцию усовершенствоваться, хотя практически всегда клиент не видит той части нашей работы. | |
15. |
Каковы причины возврата (отказов) от услуг (по каждому заказу)? |
Возврат фирмой предусмотрен во всех случаях брака ( в т.ч. и не по нашей вине – касается алкогольной и иной заводской продукции). Возможны изменения или дополнения в предварительный заказ. |
------------------------------ |