Маркетинговое исследование молочной продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 17:11, курсовая работа

Описание

Маркетинговое исследование – инструмент, с помощью которого маркетингоориентированная компания определяет основные направления деятельности, которые заключаются в изменении ассортимента, целевой политики, рекламных компаний. Также маркетинговые исследования используются компаниями для определения концепции продаж нового продукта, обоснования его необходимости.

Работа состоит из  1 файл

марк.ислед образец.doc

— 315.50 Кб (Скачать документ)
 

       Основываясь на данных опроса, сгруппированных  в таблицах, можно представить  предпочтения потребителей относительно вида молочной продукции и частоты осуществления покупок в виде диаграмм: 

   Рис. 2.2. Круговая диаграмма предпочтений потребителей молочной продукции

      

      Рис 2.3. Круговая диаграмма частоты покупок  молочной продукции

    Диаграммы представленные на рис 2.2. и 2.3., а также таблицы позволяют сделать вывод, что по ассортиментным предпочтениям наблюдается следующая картина. Чаше всего потребители отдают предпочтение покупке молока - 23,7% и кефира – 21,1%. Наименьшим спросом пользуется молоко топленое – 5,2%. При этом молочные потребители приобретают молочные продукты чаще всего раз в неделю, именно такой вариант ответа был выбран 33,2% респондентов, хотя  32,1% потребителей предпочитают покупать молочную продукцию чаще – несколько раз в неделю. Также, необходимо отметить, что чуть больше четверти опрошенных, а точнее 22,5 % покупают эту продукцию ежедневно. Это, в первую очередь, объясняется большим разнообразием видов молочной продукции, с учетом того, что некоторые ее виды употребляются не только как отдельные блюда, но и могут являться ингредиентами других блюд. Что, следовательно, делает их более востребованными. Выбор вида продукции и частота покупок во многом определяются уровнем дохода человека. Поэтому необходимо для повышения объективности оценки результатов опроса определить группа потребителей с каким уровнем дохода преобладала в массе респондентов. Процентное соотношение между уровнями доходов представлено в таблице 2.5.

    Таблица 2.5.

    Уровень доходов потребителей

Уровень дохода Количество %
До 1000 грн 74 39
От 1000 до 1500 грн 81 42,6
От 1500 грн до 2000 грн 24 12,6
От 2000 грн. и выше 11 5,8
Всего 190 100
 

                  

        В ходе исследования было опрошено 39% респондентов с уровнем дохода до 1000 грн., 42,6% - с доходом от 1000до 1500 грн., 12,6% - с доходом от 1500 до 2000, и 5,8% респондентов – с доходом свыше 2000грн.

      Исходя  из данных таблицы 2.5 потребители с доходом от 1000 до 1500 грн в месяц преобладают. А так как стандартная молочная продукция (молоко, кефир) имеет относительно не высокую цену (что подтверждает процентное соотношение, которое сложилось в ответах на вопрос № 4 «Как Вы считаете, в данный момент цены на молочную продукцию»  — 4,7% выбрали ответ «неоправданно высокие»,  5,3% - «вполне приемлемые» и 90% - «низкие»), то неудивительно, что частота покупки молочной продукции в основном не реже раза в неделю. Этот тезис также подтверждают результаты, полученные от анализа ответов на вопрос № 5 «Позволяет ли Ваш семейный бюджет иметь молочную продукцию в ежедневном рационе?», на который 181 человек (95,3%) ответили положительно и только 9 (4,7%) отрицательно.

      Важной  задачей данного исследования является выделение основных производителей молочной продукции. Прежде чем определить рейтинг компаний в соответствии с предпочтениями потребителя необходимо проанализировать мотивы выбора того или иного производителя. Так приблизительно 40% опрошенных затрудняется ответить на вопрос влияет ли на их выбор реклама, но вот из оставшихся 60% , еще 40% твердо уверены, что влияет. При этом мнение относительно производителей разделились: 42% опрошенных предпочитает покупать молочную продукции известных производителей (влияние рекламы) и 42% -  продукцию, которую покупают уже длительное время, а оставшиеся 16% не имеют особых привязанностей к торговым маркам и приобретают ту продукцию,  которая продается в ближайшем магазине. В случае если потребитель окажется в ситуации, когда есть возможность выбора между двумя одинаковыми по цене и качеству молочными продуктами 45,3% выберут разрекламированный продукт, 27,9 % - продукт местного производителя, 7,3% - продукт, имеющий красивую упаковку и 19,5 – не подошел ни один из предложенных вариантов

      Распределение мнений относительно фактора, который  влияет на выбор молочных изделий  представлено в таблице 2.6. Поскольку  выбор фактора в большой степени зависит от уровня дохода, то целесообразно будет продемонстрировать зависимость уровня дохода и выбора факторов влияния. 
 
 

      Таблица 2.6.

      Зависимость фактора, который  влияет на выбор молочной продукции и уровня дохода

Фактор влияния Уровень дохода Всего
До 1000 грн От 1000 до 1500 грн От 1500 грн до 2000 грн От 2000 грн. и  выше Кол-во %
Цена 23 6 - - 29 15,3
Качество 28 40 - 5 73 38,4
Производитель 17 31 8 6 62 32,6
Реклама 2 - 6 - 8 4,2
Внешний вид - 2 10 - 12 6,3
Упаковка - 2 - - 2 1,1
Другое 4 - - - 4 2,1
Всего 74 81 24 11 190 100
 

    Как видно из таблицы, потребители, чей  совокупный доход не превышает 1000 грн. гораздо больше, чем другие обращают внимание на цену товара, хотя качество потребляемой продукции тем не менее стоит на первом месте не только у этой группы, но и у лиц с доходом от 1000 до 1500 грн. В общем для всех респондентов, независимо от уровня дохода, качество, как фактор влияющий на выбор продукта, занимает первое место по значимости.  На втором, в свою очередь, производитель. Реклама, как инструмент, непосредственно отделенный от производителя и качества товара, практически не важна для потребителя, также как и внешний вид, и упаковка.

    После того, как были проанализированы основные критерии, по которым потребители в основном выбирают молочную продукцию, можно перейти к определению предпочтений потребителей относительно производителей.

      Данные, характеризующие предпочтения  потребителей представлены в  таблице 2.7. 
 
 

    Таблица 2.7.

Производитель Кол-во %
"Юнимилк Украина" 30 15,8
"Вимм-Билль-Данн" 27 14,2
"Лакталис-Украина"  22 11,6
"Геркулес" 15 7,9
Купянский молочный комбинат 12 6,3
"Рейнфорд" 17 9
Западная  молочная группа 1 0,5
"Люстфордф"  8 4,2
"Фанни" 16 8,4
"Ласуня" 13 6,9
Danone 9 4,7
Другие 20 10,5
Всего 190 100
 

    Анализируя  данные таблицы можно сделать  вывод, что лидером на рынке молочной продукции  является «Юнимилк Украина» (15,8%), которая с небольшим отрывом вырвала первенство у компании "Вимм-Билль-Данн" (14,2%). На третьем месте - предприятие "Лакталис-Украина" (11,6%). Это три лидирующих компании на рынке, которые задают ритм и «диктуют правила» остальным. Необходимо отметить, что эти же компании составляют тройку компаний, имеющих наибольшую долю на рынке по данным консалтинговой компании EFI Consulting.

    Для того, чтобы дать более детальные  рекомендации производителям молочной продукции, основываясь не данном маркетинговом исследовании необходимо также отметить такие предпочтения потребителей, как упаковка (тара) молочной продукции, на примере молока, и места, где они обычно ее приобретают. Таким образом, исходя из опроса, 84,9% респондентов предпочитает приобретать молоко в мягком пластиковом пакете, при этом 97,1% потребителей обычно покупает молочную продукцию в упаковке размером 1,0 литра. Что касается мест продажи молочной продукции то, 35% опрошенных выбирают фирменные магазины или лотки, как правило, предпочитаемого производителя. На втором месте среди мест продажи – супермаркеты (именно там приобретают молочную продукцию 30% потребителей).

      2.4  Рекомендации производителям молочной продукции

    На  основе полученных результатов и  сделанных в подразделе 2.3. выводов  можно сформулировать рекомендации производителям молочной продукции.

    Так как на вопрос «Потребляете ли вы молочную продукцию?» все респонденты ответили положительно, то предприятия работающие на рынке молочной продукции должны ориентировать свою деятельность на наращивание объемов производства и расширение ассортимента. Это обусловлено тем, что молочная продукция является распространенным, легкодоступным и недорогим продуктом питания, которое употребляет хотя бы один член семьи. Однако со временем потребности людей, как известно, насыщаются  (предельная потребность) и начинают снижаться, требуя модификации молочной продукции путем расширения ассортимента, заимствования зарубежных продуктов и технологий, внедрения новых технологических процессов на отечественном производстве.

    Чтобы более детально понять в каких  именно направлениях необходимо совершенствовать свою деятельность предприятиям работающим в сфере молочной продукции нужно обратить внимание на предпочтения потребителей среди существующего ассортимента продукции. Основываясь на данных таблице 2.3. и рисунка 2.2. делаем следующие выводы: наибольшим спросом среди молочной продукции пользуется молоко, следовательно, его производство должно быть ориентировано на данные объективного спроса, а расширение ассортимента (которое на сегодняшний наблюдается в виде производства молока с разными вкусами) должно быть основана на опыте зарубежных стран (в которых, к примеру, широко распространены молочные коктейли).

    Но  не следует забывать о других видах  молочной продукции, которые в своем  оригинальном виде конечно ближе  всего нашему народу, но процесс  интеграции в Евросоюз и ВТО обязывает отечественные предприятия развивать свой ассортимент, чтобы их продукция оставалась конкурентоспособной на европейском рынке. Еще раз повторимся и напомним о необходимости внедрения на отечественных предприятиях инновационных технологий, техники, привлечении высококвалифицированной рабочей силы.

Информация о работе Маркетинговое исследование молочной продукции