Маркетинговое исследование потребительского рынка обуви

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2011 в 08:17, дипломная работа

Описание

Маркетинговые исследования подобного рода могут выполняться по заказу и по программе предприятия-заказчика на коммерческих условиях или же самостоятельно маркетинговой фирмой по стандартной программе, рассчитанной на определенные категории предприятий. Результаты таких исследований продаются всем желающим. Иногда маркетинговая фирма продает методологию исследования, алгоритмы и прикладные программы

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Цели, задачи и назначение маркетинговых исследований
Содержание и направления рыночных исследований
Общая характеристика процесса маркетингового исследования
2. МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Методы сбора первичных маркетинговых данных
Методы сбора вторичных маркетинговых данных
Определение объема выборки
3. МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ОБУВИ
Исследование внутреннего потенциала предприятия
Исследование конъюнктуры товарного рынка обуви
Исследование потребительских предпочтений и определение емкости рынка обуви
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

диплом по маркетингу.doc

— 278.00 Кб (Скачать документ)

      Планируемая продукция будет высокотехнологична, так как будет изготавливаться  на новейшем импортном оборудовании и из высококачественной кожи.

      Отмечается, что ОАО «Обукс» в достаточной степени обеспечено измерительной и испытательной техникой для текущего контроля под всеми этапами технологического процесса производства обуви, но и системой входного контроля качества поступающих в производственный процесс комплектующих и материалов.

      Таблица 1 

Ассортимент выпускаемой продукции ОАО «Обукс»  в 2002 г. 

Наименование  выпускаемой на ОАО «Обукс» продукции (из натуральной кожи-хрома) Количество  пар в год
Сапоги  женские на натуральном меху 380800
Ботинки женские на натуральном меху 81400
Сапоги, ботинки мужские на натуральном  меху 53700
Сапоги, ботинки детские с искусственной  подкладкой 14000
Сапоги, ботинки детские на натуральном  меху 15000
Полуботинки мужские 14000
Полуботинки женские 35400
Полуботинки детские 20000
Туфли женские летние 57400
Туфли мужские летние 13300
Туфли детские летние 15000
Всего 700000
 

      Каждая  выпускаемая модель сертифицируется  соответствующими органами по сертификации – «Кожа и обувь» ЦНИИКП г. Москвы и Курского ЦСМС. При истечении сроков действия сертификатов, обувь сертифицируется заново.

      На  предприятии создана сертификационно-испытательная  лаборатория, эффективно проводится сертификация собственной и сторонней обуви. Руководитель лаборатории имеет  право вмешиваться в процесс  производства, обо всех нарушениях докладывать техническому директору. Все это помогает оперативно устранять недостатки, укреплять технологическую дисциплину. Тем не менее специалисты предприятия продолжают рассматривать проблему качества как наиболее важную. Еженедельно под руководством технического директора проводятся планерка по качеству и планерка по внедрению нового ассортимента. В этом году ожидается снижение процента брака до уровня 0,13-1,10 %. Основной критерий приемки готовой продукции, естественно отвечающей всем требованиям ГОСТов – это образец-эталон.

      Сложившаяся на предприятии система качества достаточно эффективна и не требует  коренного пересмотра. Однако, в  связи с необходимостью перехода к международной системе ISO 9001, контроль качества потребует некоторой корректировки.

      В последние годы наблюдается тенденция  снижения заказов на продукцию ОАО  «Обукс». За период с 2000 г. по 2001 г. объем  выпускаемой продукции снизился на 57% (на рис. 2 представлена динамика выпуска  продукции). 
 
 
 
 

Рис. 2. Динамика выпуска продукции ОАО «Обукс» 

      Поскольку предприятие работает на давальческом сырье, то объем выпуска продукции  напрямую зависит от заказчиков. Последние  ориентируются на ситуацию, сложившуюся  на рынке.

      Снижение  объема выпускаемой продукции негативно отражается на стоимости продукции, предприятие вынуждено повышать цену.

      На 2002 г. объем выпуска продукции  запланирован в размере 700 тыс. пар. В реальности, что подтверждается опытом предыдущих лет, объем плановой выше реального.

      На  сегодняшний день ситуация, складывающаяся на предприятии, вызывает опасение. Наблюдаются частые простои производства, задержка заработной платы, что не лучшим образом сказывается на качестве труда. Снижение прибыли и неполная загрузка производственных мощностей – это основные показатели, говорящие о низкорентабельном производстве. Выше перечисленные симптомы являются следствием снижения спроса на продукцию.

      Поэтому первоочередными целями маркетингового исследования рынка являются:

  • Какова конъюнктура рынка?
  • Каково емкость рынка и тенденции его развития?
  • Каков уровень платежеспособного спроса населения на обувь?
  • Насколько информированы потребители на рынке, а также об указанной фирме и ее продукции?
  • На что обращают внимание потребители при покупке обуви?
  • Продукция каких отечественных производителей представлена на рынке?
 

3.2. Исследование конъюнктуры  товарного рынка  обуви 

      Емкость обувного рынка России определяется объемом реализуемой продукции  отечественного и зарубежного производства, который находится в непосредственной зависимости от факторов определяющих платежеспособный спрос населения.

      В России в настоящее время зарегистрировано более 300 предприятий всех форм собственности, производящих обувь различного назначения и ассортимента, однако только 195 из них функционируют постоянно в соответствии с данными Госкомстата.

      В 2001 г. производственные мощности обувной  промышленности использовались на 23%. По официальной статистике к концу 1998 г. объем выпускаемой в России обуви упал до 24,5  млн.пар в  год. В 2000 году объем производства увеличился почти на 20%, в 2001 году – еще на 13 % и составил около 33 млн. пар в год. Обувь изготавливали на 207 предприятиях легкой промышленности, в том числе почти 30 предприятий – это предприятия бытового обслуживания, обществ инвалидов, небольшие производства на кожевенных, меховых и других предприятиях. Две трети всего объема произвели 30 предприятий, выпуск на каждом из которых превысил 300 тыс. пар, их доля в объеме выпуска легкой промышленности составила 67 %. В их число вошли 7 предприятий, ранее выпускавших небольшие объемы. На этих 30 предприятиях выпуск увеличился на 14,5 %.

      Из 30 наиболее крупных по выпуску обуви  предприятий на пяти выпуск сократился в среднем на 18 %, а на остальных 25 – вырос на 28 %, в том числе  на 7 крупнейших – на 86 %.

      Низкая  конкурентоспособность российской обуви на мировом рынке является причиной столь низкой доли экспорта обуви в объеме производства российских предприятий – всего 8 %. Из отчета World Footwear Markets 2001 следует, что доля стран Восточной Европы в мировом производстве обуви составляет всего 2,3 %. Россия в этой группе стран занимает третье место после Польши и Румынии.

      Доля  импортной продукции на российском рынке составляет около 70-80 %. Причем доля качественной импортной обуви  крайне низка. По информации Ассоциации производителей обуви Италии (ANCI) в 1998-1999 г.г. объем импорта из Италии в Россию сократился в 9 раз по сравнению с 1997 годом. В 2001 году объем ввезенной в Россию итальянской обуви составил всего 3,6-3,7 млн. пар. По данным ГТК РФ, объем легально ввезенной в Россию обуви в 2000 году составил 9 млн. пар, а в 2001 году т- 11,9 млн. пар. Экспорт обуви в Россию из стран Евросоюза сократился на 73,2 % - до 2,53 млн. пар с 9,44 млн пар в соответствующем периоде 1999 года.

      Основной  вал импорта приходится на КНР и Юго-Восточной Азии. Причем эта продукция отличается крайне низким качеством по сравнению. С российской продукцией и тем более по сравнению с европейской, а также заниженными ценами при ввозе в Россию.

      Следует отметить, что на внутреннем обувном рынке России значительное место занимает неучтенная продукция. По данным Госкомстата и ГТК РФ, 179 млн. пар обуви – это неучтенная продукция в 2000 г., а в 2001 г. – более 100 млн. пар, это свыше 60 % от всего объема потребляемой обуви в стране.

      Наносится ущерб отечественным товаропроизводителям, так как ввозимая контрабандным  путем обувь на 50-60 % дешевле обуви  российских обувных предприятий, что  создает неравные условия конкуренции.

      Массовому незаконному ввозу обуви в  страну способствует утвержденное постановлением Правительства РФ от 10.07.99 № 783 положение «О перемещении товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации», согласно которому физическое лицо может беспошлинно провозить через границу до 50 кг, с пошлиной 4 ЕВРО за 1 кг – до 200 кг груза. На основании этого постановления предприимчивые коммерческие структуры разработали и осуществляют различные схемы контрабандного ввоза товаров в страну.

      Отрицательным для реализации отечественных изделий  является сближение уровня цен на отечественные и импортные изделия за счет более быстрого роста цен на отечественные изделия (табл. 2).

      Одной из характерных особенностей обувного рынка на настоящем этапе является сокращение товарных остатков предыдущих периодов. По оценкам специалистов доля остатков поставок предыдущих периодов в общей структуре обувного рынка уменьшилась более чем в 2 раза по сравнению с 2000 г. и составила около 10 % от емкости рынка. 

      Таблица 2 

Средние цены на отдельные виды обуви отечественного и импортного производства и их соотношение в 2001 г. 

Вид обуви из натуральной кожи Средняя цена на обувь, руб. Соотно-шение  средних потреби-тельских цен Справочно: 1999 г.
Ср. цена на обувь, руб. Соотно-шение  средних потребительских цен
Отечеств. Импорт. Отечест. Импорт.
Полуботинки мужские 

Сапоги  зимние женские 

Туфли кросовые детские

 
747 
 

1527 
 

366

 
1141 
 

2071 
 

542

 
65,5 
 

73,8 
 

67,6

 
408 
 

723 
 

228

 
668 
 

1265 
 

392

 
61,1 
 

57,1 
 

58,0

 

      Важным  аспектом развития обувного рынка России является тот факт, что, несмотря на сложные макроэкономические процессы, сохраняется достаточно высокий спрос на обувь различного ассортимента. Известно, что в результате финансового кризиса резко упал уровень жизни большей части населения.

      По  оценке Всемирного банка в 2000 г. в России стало в два раза больше бедных по сравнению с 1997 г. и около половины жителей имеют доходы ниже прожиточного уровня. Тем не менее, объем продаж обуви не только не снизился по аналогии с общим розничным товарооборотом, но наоборот возрос на 7,2 % по сравнению с 1998 г.

      Изменения произошедшие на потребительском рынке  обуви свидетельствуют, что в  регионах спрос на обувь по розничной  цене выше 30 долл. США уменьшился значительнее, чем в Москве, хотя изначально он был намного ниже.

      Изменилось распределение спроса между каналами сбыта. По этому показателю есть существенная разница между Москвой и регионами. В Москве после кризиса число покупателей обуви на вещевых рынках практически не возросло. Во-первых, это связано с тем, что ассортимент вещевых рынков резко сместился в сторону более дешевой и менее качественной обуви, что не устраивает значительную часть розничных покупателей. Во-вторых, группа покупателей, испытывающих недоверие к покупкам обуви на рынках, вполне устойчива и составляет не менее 30 % даже среди населения с доходами ниже среднего уровня.

      В регионах доля продаж обуви на вещевых  рынках заметно возросла в силу того, что значительно увеличилось  число людей, приобретающих более  дешевую обувь. Если до кризиса во многих регионах основным местом покупки обуви (50-60%) были магазины, то к середине 1999 г. такую долю стали занимать покупки на вещевых ранках.

      В регионах и в магазинах и на рынках основной спрос приходится на туфли по розничным ценам 450-600 руб. за пару, сапоги 700-900 руб. за пару. Розничные покупатели стали больше приобретать отечественную обувь, поэтому в новых условиях повышенной популярностью пользуются магазины при производителях обуви, где розничная наценка минимальна.

      Анализ  баланса спроса и предложения  на обувном рынке РФ (табл.3) свидетельствует о том, что спрос на обувь (объем продаж) в стоимостном выражении вырос с 40361 млн. руб. в 2000 г. до 67948 млн. руб. (на 68,4) в 2001 при одновременном снижении индекса физического объема. 

Таблица 3 

Информация о работе Маркетинговое исследование потребительского рынка обуви