Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 20:56, курсовая работа
Цель работы – изучить текущее состояние и перспективы развития рынка детских товаров в г. Курске.
Для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
1) рассмотрены источники маркетинговой информации;
2) выявлена технология маркетинговых исследований;
3) проанализированы методы и орудия получения маркетинговой информации;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Маркетинговая информация и маркетинговые исследования 6
1.1. Источники маркетинговой информации Ошибка! Закладка не определена.
1.2. Технология маркетинговых исследований Ошибка! Закладка не определена.
1.3. Методы и орудия получения маркетинговой информации Ошибка! Закладка не определена.
ГЛАВА 2. Планирование, организация и организация маркетингового исследования Ошибка! Закладка не определена.
2.1. Анализ потребительского поведения покупателей детских товаров в г. Курске Ошибка! Закладка не определена.
2.2. Применение методики Нейминга и методики психосемантических пространств в маркетинговых исследованиях 21
2.3. Применение STEP-анализа при исследовании рынка товаров для детей Ошибка! Закладка не определена.
ГЛАВА 3. СОБСТВЕННОСТЬ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Ошибка! Закладка не определена.
3.1. Сегментация рынка детских товаров на основе проведенных исследований Ошибка! Закладка не определена.
3.2. Маркетинговая политика как фактор эффективности продвижения на рынке детских товаров Ошибка! Закладка не определена.
3.3. Прогноз развития рынка детских товаров и составление сметы затрат на проведение маркетинговых исследований Ошибка! Закладка не определена.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Ошибка! Закладка не определена.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
Объем выборки: 100 респондентов – жители г. Курска.
География исследования: г. Курск.
Целевая группа: мужчины и женщины, имеющие детей до 14 лет, и принимающие участие в покупках детских товаров.
В ходе опроса были получены следующие результаты:
● во-первых, определены основные каналы продаж детских товаров по ключевым товарным группам и соотношение между ними.
Безусловное
лидерство завоевали
Основную конкуренцию детским магазинам составляют гипермаркеты и универсальные магазины: 32,5% целевой аудитории покупают здесь те или иные детские товары (рис. 5).
Рисунок 5 – Места покупки детских товаров
●во-вторых, были рассчитаны ежемесячные траты семей на покупку детских товаров.
Оказывается, что большинство семей с одним ребенком г. Курска в среднем ежемесячно тратят на покупку детских товаров 3000-4000 рублей в месяц (46,5%) (рис. 6).
Рисунок 6 – Ежемесячный расход семьи с одним ребенком на покупку детских товаров
●в-третьих, в ходе исследования был получен рейтинг наиболее крупных розничных сетей, реализующих детские товары. Рейтинг магазинов проводился по нескольким показателям – известность магазина (сети), уровень посетительской активности по сети, уровень совершения покупок.
В рейтинге участвовало 10 магазинов детских товаров – наиболее крупные магазины г. Курска.
По уровню знания безусловное лидерство держат два крупнейших федеральных игрока детской розницы – универсальные магазины «Детский мир» и «Счастливый малыш».
Сильные
позиции имеют крупные
Замыкают рейтинг по уровню знания специализированные магазины детских товаров «Крепыш» и «Мир игрушек» (рис. 7). Сумма процентов больше 100, т.к. респондент мог выбрать одновременно несколько мест покупок.
Рисунок 7 – Уровень знания магазинов (общий рейтинг)
По результатам опрошенных респондентов можно определить, получит ли ребенок подарок от родных на 23 февраля или 8 марта. Большинство респондентов ответили положительно и собрались потратить на подарок до 1000 рублей (рис. 8).
Рисунок 8 – Выбор респондента дарит или не дарить подарок ребенку на 23 февраля или 8 марта
Исходя из результатов анкеты, можно сделать вывод, какие торговые марки детских товаров предпочитают потребители. Опрос проводился по следующей продукции:
Рисунок 9 – Выбор потребителей торговой
марки детской коляски
Рисунок
10 – Выбор потребителей торговой марки
детских подгузников
Рисунок 11 – Выбор потребителей торговой марки детских игрушек
Рисунок 12 – Выбор потребителей торговой марки детского питания
Рисунок 13 – Выбор потребителей торговой
марки детской одежды
Рисунок 14 – Выбор потребителей торговой
марки детской обуви
Проведя опрос среди потребителей, выяснилось, какую сумму они планируют потратить в этом году на закупку школьной и спортивной формы, канцелярских принадлежностей, ранцев. Больше 50,17% респондентов готовы потратить более 5000 руб., а 17,86% – 3500-5000 руб. (рис. 15).
Рисунок 15 – Выбор потребителем суммы на закупку школьной и спортивной формы, канцелярских принадлежностей, ранцев
В последнее время рынок детских товаров начинает активизироваться в связи с появлением новых магазинов среднего ценового уровня, совмещающих торговлю с развлечениями. Посетителям детского магазина (а обычно покупки делаются всей семьей) нужен не только товар, но и возможность чем-то занять ребенка, поэтому торговцы вынуждены создавать детские уголки и придумывать всякие развлечения, которые требуют дополнительных площадей, а прибыли не приносят. Трудность организации торговли в данном сегменте рынка состоит еще и в том, что «детская» розница требует большого ассортимента, поскольку каждой возрастной группе нужны совершенно разные товары, это, в свою очередь, обусловливает необходимость в больших торговых площадях и сложной логистике.
Эксперты
прогнозируют рост рынка на 20-25% ежегодно
еще несколько лет. Этот тренд
заставляет производителей расширять
ассортимент «взрослых» товаров
продуктами для детей. Изменятся
предпочтения и стиль покупок
детских товаров, уже сейчас при
выборе товара все более важными
становятся известность бренда и
места продаж.
2.2 Применение методики Нейминга и методики психосемантических пространств в маркетинговых исследованиях
В процессе исследования рынка детских товаров на рынке г. Курска кафедрой коммерции и маркетинга КФ РГТЭУ была применена методика Нейминга − комплекс работ, связанных с созданием звучных, запоминающихся и точных названий для предприятий с использованием инструментов лингвистики, фоносемантического и психоанализа.
Интервьюер предложил респондентам отметить каждое из названий по различным критериям в левом столбце по 10-бальной шкале: 1 – вообще не соответствует, 10 – полное соответствие (табл. 3).
Таблица 3
Пример ответов одного из потребителей на восприятие названий магазинов
«Детс-кий мир» | «Три малы-ша» | «Счаст-ливый малыш» | «Кре-пыш» | «Счаст-ливое детство» | «Европа-кидс» | «Кен-гу-
ру» |
«Кара-пузик» | «Малень-кий принц» | «Мир
игру- шек | |
Адекватность слухового восприятия | 10 |
8 |
10 |
8 |
9 |
7 |
7 |
6 |
9 |
8 |
Адекватность визуального восприятия | 10 |
7 |
9 |
8 |
8 |
9 |
8 |
7 |
10 |
9 |
Оригиналь-ность | 9 |
7 |
10 |
7 |
9 |
8 |
9 |
9 |
10 |
7 |
Соответствие «детской продукции» | 10 |
8 |
10 |
6 |
8 |
6 |
5 |
8 |
9 |
7 |
Престижность |
10 |
9 |
10 |
7 |
8 |
7 |
8 |
7 |
9 |
9 |
«Для меня!» |
10 |
8 |
10 |
7 |
9 |
8 |
6 |
7 |
9 |
8 |
Запоминае-мость | 10 |
8 |
9 |
8 |
8 |
6 |
9 |
8 |
9 |
9 |
Общее впечатление | 10 |
8 |
10 |
7 |
9 |
8 |
8 |
7 |
10 |
8 |
ВСЕГО: |
79 |
63 |
78 |
58 |
68 |
59 |
60 |
59 |
75 |
65 |
Исходя из ответов всех респондентов, можно сделать вывод, что лидерами стали магазины «Детский мир» (35,5%) и «Счастливый малыш» (24,2%). Основную конкуренцию детским магазинам составляют «Счастливое детство» (9,2%) и «Маленький принц» (9,1%). Замыкают лидерство «Карапузик» (6,9%) и №Мир игрушек» (5,3%). Аутсайдерами в данной ситуации являются «Кенгуру» (3,8%), «Европа-кидс» (2,4%), «Крепыш (2,1%) и «Три малыша (1,5%).
Методика психосемантических пространств позволяет выявить бессознательные ассоциативные связи между объектами в сознании людей.
Респондентам предлагалось ответить на вопросы, пользуясь 10-бальной шкалой и, таким образом, оставить свое мнение о каждом из детских магазинов по следующим характеристикам (табл. 4):
− ценовая политика магазина (устраивает или не устраивает);
− разнообразие ассортимента (узкий или широкий);
− качество обслуживания (устраивает или не устраивает);
− место расположения магазина (удобно или неудобно);
−
безопасность товаров (безопасна ли
продукция или не безопасна).
Таблица 4
Пример заполнения психосемантической матрицы
одним из респондентом
Характе-ристики (дескрип-торы) |
Объекты |
Идеаль-ный товар | |||||||||
«Детс-кий мир» | «Три малы-ша» | «Счаст-ливый малыш» | «Кре-пыш» | «Счаст-ливое детство» | «Европа-кидс» | «Кен-гу-
ру» |
«Кара-пузик» | «Малень-кий принц» | «Мир игру-шек» | ||
Ценовая политика | 9 |
7 |
8 |
6 |
7 |
6 |
7 |
7 |
8 |
5 |
«Детский мир» |
Разнообра-зие ассорти-мента | 10 |
6 |
9 |
5 |
8 |
4 |
5 |
6 |
9 |
7 |
«Детский мир» |
Качество обслужи-вания | 10 |
6 |
10 |
4 |
8 |
3 |
4 |
7 |
8 |
4 |
«Детский мир» |
Место-располо-жение магазина | 10 |
7 |
9 |
7 |
8 |
4 |
3 |
5 |
8 |
6 |
«Детский мир» |
Безопас-ность товаров | 10 |
6 |
9 |
7 |
8 |
7 |
6 |
8 |
8 |
6 |
«Детский мир» |
ВСЕГО: |
49 |
32 |
45 |
29 |
39 |
24 |
25 |
33 |
41 |
28 |
Проанализируем полученные результаты (рис. 16, 17, 18):
Рисунок 16 – Позиционирование объектов в многомерном психосемантическом пространстве (соотношение фактора цены и
фактора качества)
Рисунок 17 – Позиционирование объектов в многомерном психосемантическом пространстве (соотношение разнообразия
ассортимента и безопасности товаров)
Таким образом, применив методику психосемантических пространств, выяснилось, что идеальным магазином детских товаров для потребителей стал «Детский мир (58,2%). Конкуренцию ему сотавляет «Счастливый малыш» (28,3%).
Рисунок 18 – Изучение отношения потребителя к детским магазина.
2.3 Применение STEP-анализа при исследовании рынка товаров для детей
Для исследования рынка детских товаров был применен STEP-анализ, т.е. были рассмотрены политико-правовые, экономические, демографические и технологические стороны рынка (табл. 5).
Таблица 5
STEP-анализ рынка детских товаров
№ п/п |
Факторы |
Описание фактора |
Вес фактора | Оценка фактора | Взвешенная оценка |
1 | Политико-правовые | Разработка
долгосрочной целевой |
0,2 |
6 |
1,2 |
2 | Экономические | В
результате улучшения ситуации в мировой
экономике был отмечен рост цен и спроса
на экспортные товары отечественного
сырьевого сектора, восстановление фондовых
индексов, приток иностранного капитала
и укрепление позиций платежного баланса
и государственного бюджета. К 2011 г. ВВП
составил 4,2%.
Ослабление рубля неминуемо
Неблагоприятная |
0,2 |
7 |
1,4 |
3 | Демографические | В
г. Курске на фоне снижения смертности
(в 2009 г. – 12,8 на 1000 населения, по Курской
области – 17,6) в последние годы наблюдается
рост рождаемости. В 2010 г. этот показатель
по г. Курску составил 12,7 на 1000 населения,
что на 11,8% выше, чем в предыдущем году
(по Курской области – 11,2). И хотя показатели
смертности населения все еще превышают
рождаемость, тем не менее, в 2010 г. в Курске
умерло на 24 человека больше, чем родилось
(в 2009 г. разница составляла 649, в 2008 г. –
942 человека). В настоящее время коэффициент естественной убыли населения приблизился к нулевому значению и составил по итогам 2010 г. – -0,06. |
0,3 |
8 |
2,4 |
4 | Технологические | НТП позволяет существенно повысить качество товаров, сделать более простым, более дифференцированным и более дешевым их производство. Из этого явно следует, что учет последних достижений в науке и технике является абсолютно необходимым в любой маркетинговой программе, поскольку это позволяет предприятию реализовать возможности, связанные с целями маркетинговой деятельности. В частности, снижение цен на товары, повышение их качества или наделение новых функций, а также создание новых товаров в настоящее время невозможны без опоры на научные и технические достижения. | 0,3 |
9 |
2,7 |
Информация о работе Маркетинговое исследование рынка детских товаров