Социальный статус — положение,
занимаемое индивидом или социальной
группой в обществе или отдельной
подсистеме общества. Определяется по
специфическим для конкретного
общества признакам, в качестве которых
могут выступать экономические,
национальные, возрастные и другие
признаки. Социальный статус разделяется
по умениям, навыкам, образованию.[8]
Социологи
различают:
- Прирожденный статус — статус, полученный человеком при рождении (пол, раса, национальность). В некоторых случаях прирожденный статус может меняться: статус члена королевской семьи — с рождения и до тех пор, пока существует монархия.
- Приобретенный (достигаемый) статус — статус, который человек достигает своими усилиями (должность, пост).
- Предписанный (приписываемый) статус — статус, который человек приобретает вне зависимости от своего желания (возраст, статус в семье), с течением жизни он может меняться. Предписанный статус бывает прирожденным и приобретенным.
Конкретнее остановимся
на сегментации потребителей по приобретенному
статусу.
Рисунок 17 Сегментация
потребителей по приобретенному признаку
Позиционирование товара на рынке
Позиционирование товара
- выделение сегмента рынка, на котором
предлагается товар, а также определение
места товара на этом сегменте рынка.
В зависимости от того, на какую
категорию покупателей он рассчитан,
формируются требования к качеству,
дизайну, цене, применяются различные
формы оплаты: предоплата, продажа в кредит,
моментальная оплата и т. д. То есть определяется
позиция товара на избранном сегменте
рынка.
Позиционирование товара
- это оптимальное размещение товара
в рыночном пространстве. При этом
необходимо различать сегментацию
и позиционирование, хотя последние
части включают в сегментацию
рынка. Результат сегментации рынка
- это желаемые характеристики товара.
Результат позиционирования - это
конкретные маркетинговые действия
по разработке, распространению и
продвижению товара на рынок. Позиционирование
- это разработка и создание имиджа
товара таким образом, чтобы он занял
в сознании покупателя достойное
место, отличающееся от положения товаров
конкурентов. Позиционирование - это
комплекс маркетинговых элементов,
с помощью которых людям необходимо
внушить, что данный товар создан
специально для них, и что он может
быть идентифицирован с их идеалом.[12,
стр. 97-135] Отметим основные стратегии позиционирования
товара в целевом сегменте:
- позиционирование, основанное на отличительном качестве товара;
- позиционирование, основанное на выгодах от приобретения товара или на решениях конкретной проблемы;
- позиционирование, основанное на особом способе использования товара;
- позиционирование, ориентированное на определенную категорию потребителей;
- позиционирование по отношению к конкурирующему товару;
- позиционирование, основанное на разрыве с определенной категорией товаров.
Таким образом, позиционирование
товара в целевом сегменте связано
с выделением отличительных преимуществ
товара, удовлетворением специфических
потребностей или определенной категории
клиентов, а также с формированием
характерного имиджа товара и/или фирмы.
Позиционирование товара происходит после
выбора сегмента рынка, в котором товар
необходимо определить. Позиционирование
товара позволяет так же в наиболее выгодном
свете представить продукт с точки зрения
творческой концепции. Понимание положения
товара в психологии мотиваций потребления,
дает четкие директивы по выработке имиджа
товара или фирмы продавца. На данной стадии
возникают следующие типичные вопросы:
- каковы отличительные свойства и/или выгоды, действительные или воспринимаемые, на которые благоприятно реагируют покупатели?;
- как воспринимаются позиции конкурирующих марок и фирм в отношении этих свойств или выгод?;
- какую позицию лучше всего занять в данном сегменте с учетом ожиданий потенциальных покупателей и позиций, уже занятых конкурентами?;
- какие маркетинговые средства лучше всего подходят для того, чтобы занять и защитить выбранную позицию?[10, стр.47-58]
Исходя из результатов, полученных
при анализе рынка, можно сделать
следующие выводы:
- Салон – магазин «Камелия» вступил в конкурентную борьбу путем завоевания практически не освоенного сегмента рынка.
- Всем магазинам необходимо ориентироваться на потребности покупателей, а не только на собственную политику в продвижении цветов.
- Магазинам «Миллион роз» и «Трио» можно порекомендовать проведение рекламной политики, которая уже в ближайшее время даст свои результаты.
- Остановочный комплекс «Цветы» по улице Ленина, занимает удобное месторасположение и поэтому на данный момент имеет преимущества над другими местами продаж цветов и сувениров из них.
ОБОБЩЕНИЕ ПОЛУЧЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ И ВЫРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РАЗВИТИЯ РЫНКА
На основе проведенного анализа
рынка можно сделать выводы и
создать отчет по маркетинговому
исследованию.
- Название магазинов « Цветочный рай» и «Миллион роз» было выбрано правильно, оно положительно воспринимается клиентами, и менять его нет необходимости, так как оно полностью отражает продаваемые товары.
- Внутреннюю обстановку магазина «Камелия» в большинстве случаев воспринимают положительно, но, в тоже время, существует ряд клиентов, считающих её перенасыщенной излишними элементами. Поэтому необходимо провести анализ магазина, чтобы определить, какие именно элементы оформления могут раздражать покупателей.
- Необходимо провести масштабную работу по созданию подходящего внешнего оформления возникает у магазина «Цветы у Ретро», так как на фоне всех вывесок города она выглядит невзрачно. Необходимо провести ремонт фасада павильона, выделить его среди окружающей обстановки. При этом параметры внешнего оформления должны соответствовать имиджу, создаваемому существующим и удовлетворяющим потребителей внутренним оформлением.
- Качество товаров и услуг магазинов «Трио» и «Цветы» воспринимается клиентами в целом положительно - как выше среднего и высокое. Но между восприятием потребителями качества товаров и качества услуг существует разница в пользу услуг, так как их качество потребители оценивают как более высокое. В связи с этим можно сказать, что магазинам нужно ускорить переход на комнатные растения отечественных производителей, потому что закупавшиеся раньше голландские растения более требовательны к условиям ухода и содержания чем отечественные, а также они дороже.
- В целом, большинство потребителей считают, что предлагаемый салоном «Цветочный рай» ассортимент услуг может удовлетворить их потребности. Хотя в категории населения с высоким и средним доходом имеется большой процент тех, кто не смог получить нужные ему услуги в магазине. Для решения этой проблемы можно предложить в качестве нововведения - новую услугу по доставке небольших подарков вместе с букетами цветов.
- Расположение магазина «Камелия» в целом для потребителей является удобным, хотя есть определённый процент целевой аудитории, не удовлетворённый им. К нему относятся служащие, не часто бывающие вблизи магазина (15% опрошенных). Но, если ориентироваться на большинство, то можно отметить очень важный момент: магазин не нужно переносить, так как он находится в удобном для целевой аудитории месте.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Маркетинг на предприятии, работающем
на любом типе рынка, в том числе
и на промышленном рынке, имеет одну
неотъемлемую часть - маркетинговые
исследования. Процесс проведения маркетинговых
исследований представляет собой ряд
последовательных логических действий,
направленных на получение и обработку
информации, необходимой для принятия
определённого решения.
Что касается основной цели
проведения маркетинговых исследований,
то она заключается в определении
состояния и тенденций развития
рыночной ситуации в определённый момент
времени. Вытекающие из неё задачи можно
сгруппировать в две группы: касающиеся
целей конкретного исследования,
и касающиеся методологии его
проведения. В первую группу входят:
анализ изменений, закономерностей
и тенденций развития конъюнктуры
рынка, его потенциала. Что же касается
второй группы задач, то это определения
исследуемого объекта и предмета,
методов исследования и т.п.
Если говорить о принципах
проведения маркетинговых исследований,
то сами они предельно просты: объективность,
точность, тщательность. Но следование
им крайне важно для получения
правильных достоверных результатов
исследования.
Успех маркетинговых исследований
определяется не только тем, кто и
какими методами их осуществляет, но в
ещё большей мере привязкой к
реальным объектам маркетинговой деятельности:
конкретным производителям, товарам, рынкам,
потребителям. Абстрактные, оторванные
от реальной рыночной действительности
исследования не способны привести к
успеху, они просто не найдут практического
применения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
Интернет источники:
- http://www.b2bis.ru/articles/analitika/1621
- http://www.e1.ru/articles/finans/page_1/006/275/article_6275.html
- http://b2blogger.com/articles/manage/46.html
- http://www.4p.ru/main/research/110111/
- http://www.step-by-step.ru/upload/iblock/415/DEMO_fresh%20flowers.pdf
- http://www.yestravel.ru/russia/people/
- http://otherreferats.allbest.ru/marketing/00051820_0.html
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EE%F6%E8%E0%EB%FC%ED%FB%E9_%F1%F2%E0%F2%F3%F1
- Белявский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Уч. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2005.
- Голубков Е.П. Маркетинговые исследования, теория, методология и практика. - 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: Издательство «Финпресс», 2005.
- Парсяк В.Н. Маркетинговые исследования. 2006.
- Полторак В.А. Маркетинговые исследования: Учебное пособие - 2-е издание, переработанное и дополненное. - Днепропетровск: Изд-во ДУЭП, 2005.
- Старостина А.О. Маркетинговые исследования. Практический аспект. 2004г. Черчилль Г. Маркетинговые исследования. - СПб.: Питер, 2005.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета
Уважаемые потребители!
Наша фирма проводит исследование
рынка цветов г.Лесного, целью которого
является выявление мотивов, предпочтений
и намерений потребителей.
Отвечая на
предложенные вопросы, не торопитесь
и прочитайте вначале все возможные
варианты ответов. Выбрав тот
или те из них, которые совпадают
с Вашим мнением, обведите его
или код. Если ни один из
вариантов не отражает Вашего
мнения, напишите собственный ответ
в свободной строке.
- Ваш пол:
- Мужской
- Женский
2. Ваш возраст
- От 18 до 24 лет
- От 25 до 34 лет
- От 35 до 44 лет
- От 45 до 59 лет
- От 60 лет и старше
3. Ваш род деятельности
- Работающий
- Учащийся
- Безработный
- Пенсионер
4. Как часто Вы приобретаете
живые цветы?
- По праздникам
- По необходимости
- По «зову сердца»
- Согласны ли Вы с утверждением «праздник без цветов – не праздник»?
- Абсолютно согласен
- Согласен
- Абсолютно не согласен
- Не согласен
- Согласен и не согласен одновременно
- Какое количество цветов в букете Вы предпочитаете?
- Один цветок
- Пять цветов
- Три цветка
- Ваш вариант ответа_____________
- Оформляете ли Вы цветы в букет?