Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 14:58, курсовая работа
Цель данной работы – провести маркетинговые исследования рынка услуг сотовой связи.
Задачи, которые необходимо решить для достижения цели:
рассмотреть теоретические основы маркетинговых исследований;
изучить особенности маркетинга услуг;
рассмотреть особенности сотовой связи;
провести маркетинговое исследование на примере предприятия ОАО Мобильные ТелеСистемы;
Европа же, в частности Европейский институт стандартизации электросвязи (ETSI), в это время готовил пришествие GSM, впоследствии завоевавшего наибольшую аудиторию в мире. Однако, ставший популярным GSM, в котором стали работать европейские, среднеазиатские, азиатско-тихоокеанские, африканские и, в меньшей степени, американские операторы сотовой связи, не получил в Японии распространения. Страна восходящего солнца сохранила свой статус и по-прежнему стремилась к созданию систем связи, которые признали бы во всем мире.
Альтернативу GSM в Японии составил PDC (Packet Data Communications service). Несмотря на то, что сети PDC расположены только в Японии, этот стандарт (по данным на конец 1999 года) уверенно занимал вторую после GSM позицию в рейтинге популярности среди цифровых стандартов по количеству абонентов. И это неудивительно: в начале 2000 года число абонентов сотовой связи Японии превысило число абонентов стандартной проводной телефонии. Если же обратиться к производителям техники для сотовой связи, то там не наблюдалось такого разделения: японские и европейские производители мобильных телефонов работают как на местный рынок, так и на весь остальной.
В середине 90-х годов весь мир заговорил о третьем поколении сетей сотовой связи. Он подразумевал большее количество абонентов и большее количество предоставляемых услуг, определяющей из которых является скоростной доступ к любым данным. К этому времени на мировом рынке сложилась следующая ситуация: Америка, интенсивно строившая сети AMPS, а потом D-AMPS, не могла на их базе осуществлять переход к следующему поколению. Похожая ситуация сложилась и в Японии.
Легче пришлось тем, кто изначально принял GSM, который активно модернизируется и обогащается новыми услугами, яркий тому пример - это оснащение сетей GSM услугами WAP и GPRS. В такой ситуации двум индустриальным гигантам оставалось только одно: строительство сетей на базе принципиально нового стандарта – CDMA. Японские и американские государственные органы в сотрудничестве с местными операторами связи стандартизировали CDMA и стали выдавать лицензии на его использование. В настоящий момент США отстает от Европы во внедрении GSM, но значительно опережает все страны в развертывании сетей CDMA, что создает определенные технологические предпосылки для перехода к 3-му поколению [22, c. 2].
CDMA стал хорошей почвой для последующего развития сетей связи. Северная Америка медленно, но уверенно, переоснащается. В ней уже сложился огромный рынок сотовых услуг – 78 миллионов абонентов. Важно подчеркнуть, что 25 миллионов из них являются пользователями цифровой связи. Аппараты работающие как в CDMA, так и в AMPS, выпускаются, главным образом, для нее.
Небольшая Япония смогла отреагировать быстрее. Два местных оператора IDO (10 млн. абонентов) и DDI (5 млн. абонентов) активно продвигают свои услуги в этом стандарте и составили конкуренцию гиганту японского телекоммуникационного рынка - компании NTT DoCoMo, стоявшей у истоков сотовой связи. Но и сама NTT DoCoMo оказалась не столь уж неповоротливой: в 1999 г. она запустила службу i-Mode, предоставляющую доступ в Интернет, а сейчас внедряет WCDMA (Wideband Code Division Multiple Access –широкополосный CDMA). Эта технология является самой передовой в сотовой связи. Она избрана институтом ETSI для обеспечения широкополосного радиодоступа с целью поддержки услуг третьего поколения. Можно даже сказать, что Япония добилась желаемого, она стала законодателем мод в мобильной связи. Общепризнанно, что будущее за WCDMA.
Но победа японских инженеров не полная: доступ к сайтам Интернет, который в Японии осуществляют с помощью службы i-Mode, существует опять же только в пределах страны. Немного статистики: уже к марту 2000 года абонентская база i-Mode составила около 4 миллионов абонентов, а к 2003 году уже насчитывала около 30 миллионов абонентов 3G-услуг. Весь остальной мир пользуется технологией WAP. И хотя на первый взгляд i-Mode кажется более привлекательным, по причине лучшего интерфейса и системы оплаты за объем данных, ему не гарантировано общее признание. Слишком много сделано для WAP, несмотря на обилие критики в его адрес. Тем не менее, NTT DoCoMo ищет пути на американские и европейские рынки и в этом уже есть успехи.
2 Практика проведения
маркетингового исследования
2.1 История образования
и развития ОАО Мобильные
Компания Мобильные ТелеСистемы была основана в виде закрытого акционерного общества в октябре 1993 года. МГТС (ОАО "Московская городская телефонная сеть") и еще тремя российскими компаниями связи, которым в совокупности принадлежали 53 % начального акционерного капитала, и двумя немецкими компаниями, Siemens AG и DeTeMobil GmbH (аффилированной структурой Deutsche Telecom AG), которые в совокупности владели 47% акций. АФК "Система" начала приобретать акции МТС у российских соучредителей в начале 1995 г. DeTeMobil увеличила свою долю в МТС в основном за счет приобретения акций у Siemens. Статус открытого акционерного общества МТС приобрела в марте 2000 г., а первичная эмиссия ее акций была зарегистрирована ФКЦБ (Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг, органом, регулирующим в России обращение ценных бумаг) 28 апреля 2000 г.
30,1% акций ОАО "Мобильные ТелеСистемы" контролирует Deutsche Telekom, 50,4% - АФК "Система". При этом 44,8% принадлежит российской компании напрямую, 3% - через компанию VAST LLP и 2,6% - через "Инвест-Связь Холдинг " [23, c. 3].
Компания "Мобильные ТелеСистемы" начала оказывать услуги сотовой связи в стандарте GSM в 1994 г. Летом 2000 г. компания выпустила Американские депозитарные расписки (ADR) на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE). До 2003 года 40,1% акций МТС принадлежали Deutsche Telekom, 40,4% - АФК "Система", 17% находились в свободном обращении в виде ADR. Капитализация МТС составила $4,3 млрд. МТС обслуживает около 10 млн человек в России, Белоруссии и на Украине.
1 марта 2000 года в результате слияния ЗАО МТС и ЗАО РТК было образовано Открытое Акционерное Общество Мобильные ТелеСистемы.
28 апреля 2000 года Федеральная Комиссия по Ценным Бумагам РФ зарегистрировала начальную эмиссию акций ОАО МТС. В этом же году компания вышла на мировые фондовые рынки.
С 30 июня 2000 года
акции МТС котируются на Нью-
Заключенное соглашение с компанией Росико позволяет МТС развивать стандарт GSM-1800 еще в 17 регионах Центральной России и в 11 регионах на Урале. На сегодняшний день ОАО Мобильные ТелеСистемы является крупнейшим российским оператором сотовой связи стандарта GSM 900/1800. Компания имеет лицензии на предоставление услуг мобильной связи стандарта GSM 900/1800 в 48 регионах России, в которых проживают 89,5 миллионов человек или 60% населения страны, и активно работает в 32-х регионах, на территории которых проживают 68,7 миллионов человек, что составляет 47% от общего населения Российской Федерации [23, c. 5].
В июне 2002 года МТС запустила сеть в Республике Беларусь.
В августе 2003 года МТС завершила приобретение 100% акций UMC, лидера рынка мобильной связи Украины.
Реализуя стратегию региональной экспансии, в 2003 году МТС стала владельцем контрольного пакета акций крупнейшего оператора Татарстана «ТАИФ-ТЕЛКОМ». Кроме того, в результате серии сделок МТС стала владельцем 50% акций компании «Примтелефон» (Приморский край и Сибирь) , 50% «Астрахань Мобайл» (Астраханская область) , 50% «Волгоград Мобайл» (Волгоградская область).
В соответствии со стратегией консолидации компания увеличила свое участие до 100% в компании «Кубань GSM», до 88,5% в компании «Сибирские Сотовые Системы-900» (Новосибирская область, Республика Алтай) , до 99,85% в компании «Уралтел» (Свердловская область).
Наряду с приобретением региональных операторов сотовой связи, МТС продолжила строительство собственных сетей и в 2003 году осуществила их коммерческий запуск в Оренбургской и Саратовской областях, в Алтайском крае.
В 2003 году МТС приобрела 100% акций ряда ведущих региональных операторов сотовой связи: «Сибчелендж» (Красноярский край, Республика Хакасия, Таймырский АО) , «Томская Сотовая Связь» (Томская область) , «МарМобайл GSM» (Республика Марий Эл).
Итого, в феврале 2004 года лицензионная территория ОАО «МТС» и ее дочерних компаний расширилась на всю территорию России, за исключением Пензенской области и Чеченской Республики.
В 2004 году МТС начала предоставлять услуги сотовой связи в Иркутской, Самарской, Ульяновской и Кемеровской областях, республиках Якутия, Саха, Бурятия, Чувашия, Марий Эл, Мордовия; в Ставропольском крае, на Камчатке и в Магаданской области, а также, благодаря приобретению компании «Сибинтертелеком», в Читинской области и Агинском Бурятском автономном округе.
В марте 2004 года довела свою долю до 99,5 % в ЗАО «Сибирские Сотовые Системы — 900» (ССС – 900) , в апреле увеличила долю до 91 % в ОАО «Мобильные Системы Связи» (МСС) в Омской области, приобрела контрольный пакет акций компании «Телесот-Алания», оператора сотовой связи в Республике Северная Осетия.
В 2004 году довела до 100% свою долю в ЗАО «Дальневосточные Сотовые Сиcтемы — 900» (ДВСС-900) и ОАО «ТАИФ-ТЕЛКОМ». МТС стала владельцем 100% акций «Примтелефона» и ЗАО «Цифровые сети Удмуртии — 900» (ЦСУ-900) , ЗАО «Астрахань Мобайл» и ЗАО «Волгоград Мобайл».
16 июля 2004 года МТС объявила
о приобретении 74 % акций компании Uzdunrobita, крупнейшего
сотового оператора в Узбекистане.
В 2005 года МТС начала оказывать услуги
сотовой связи в Туркменистане, объявив
о приобретении компании Barash Communications Technologies,
Inc. (BCTI).
В России в 2005 году МТС увеличила до 100 % свою долю в следующих дочерних предприятиях: «Горизонт-РТ» в Якутии, в компании «Уралтел», «Телесот-Алания», «Сибинтертелеком», «РеКом».
В этом же году МТС начала предоставлять услуги сотовой связи в Калмыкии, Еврейской Автономной области, республиках Северного Кавказа — Ингушетии, Карачаево-Черкессии и Кабардино-Балкарии; получила лицензию GSM – 1800 в Чеченской республике.
В 2005 году компания существенно расширила портфель дополнительных услуг и первая среди российских операторов предложила абонентам комплекс услуг на базе технологий LBS и RBT.
В апреле 2006 года президентом ОАО «МТС» стал Леонид Меламед, ранее занимавший должность генерального директора страховой компании ОАО «РОСНО».
В мае 2006 году МТС завершила реструктуризацию компании, в рамках которой были созданы следующие уровни управления: корпоративный центр, бизнес-единица, макро-регион, регион. Корпоративный центр определяет общую стратегию компании, единые стандарты, регламенты и процедуры управления. Бизнес-единицы отвечают за выполнение плановых показателей (P&L). Макро-регионы осуществляют оперативное управление деятельностью региональных филиалов. На сегодня действуют девять макро-регионов МТС, каждый из которых объединяет региональные филиалы в нескольких субъектах РФ.
В июне 2006 года, вместе с тарифом «Первый», МТС представила обновленную линейку тарифных планов, где впервые для тарифов без абонентской платы применен принцип «конструктора», который позволял пользователям «собирать» индивидуальные тарифные планы, подключая на свое усмотрение к базовому тарифу различные услуги, ориентированные на профиль пользования конкретного абонента. Развивая портфель тарифов, в 2007 году МТС запустила кредитную систему оплаты мобильной связи на массовых тарифных планах на основе услуги «Кредит».
В 2007 году МТС обеспечила связью все станции метрополитенов в Москве и Санкт-Петербурге, где абонентам стали доступны все услуги связи МТС, включая услуги по передаче данных.
В январе 2008 года МТС запустила в коммерческую эксплуатацию сети МТС GSM-900/1800 в Чукотском автономном округе.
Таким образом, на сегодня сеть МТС запущена в коммерческую эксплуатацию в 82 из 83 регионов России, в которых у МТС есть лицензии на оказание услуг связи.
2.2 Исследование рекламной
деятельности компании
Если говорить о стратегии продвижения услуг компании на рынок, важно отметить наиболее распространенные её виды.
Реклама в Интернете. На всех наиболее посещаемых сайтах, связанных с мобильными телефонами, таких как, www.tele.ru, www.mnews.com.ru, находятся ссылки на сайт компании МТС www.mts.ru, на котором можно найти любую необходимую информацию о фирме и предоставляемых услугах. Вся рекламная кампания в таком случае сводится к указанию реальных цен на тарифы подключения к сотовой сети, и представлению реальных показателей деятельности фирмы (темпы роста продаж, выполнение условий договора, качество продаваемых услуг, реализация запросов клиентов, а также отзывы клиентов).
Реклама в печатных изданиях. Реклама компании «МТС» присутствует во всех наиболее распространенных печатных изданиях, связанных с сотовой связью в России: «Mobile», «Connect», «Компьютерра». В любом рекламном объявлении присутствует название фирмы, сфера деятельности, телефоны и ссылки на интернет-сайты.
Информация о работе Маркетинговое исследование рынка услуг сотовой связи