Маркетинговое исследование рыночной доли предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 09:50, курсовая работа

Описание

Маркетинг - это система управления рыночной деятельностью. Это планирование, претворение в жизнь и контроль мероприятий по наилучшей разработке, изготовлению, продаже продукции фирмы в соответствии с требованиями рынка.
Современный маркетинг как философия направляет развитие организации, а инструменты маркетинга позволяют это успешно реализовать. Но наибольший эффект достигается, если маркетинг работает как целостная управленческая концепция и система управления организацией

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЁМКОСТИ РЫНКА И РЫНОЧНОЙ ДОЛИ

6
1.1 Понятие ёмкости рынка и методика её вычисления
6
1.2 Определение понятия рыночной доли и методы её вычисления
12
1.3 Модель развития рынка
17
ГЛАВА 2 МАРКЕТИНГОВОЕ ИСЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ РЫНОЧНОЙ ДОЛИ ООО «КРОСС»
20
2.1 Характеристика промышленного предприятия
20
2.2 Характеристика рынка производителей подсолнечного масла в Оренбургской области
23
2.3 Исследование ёмкости рынка и рыночной доли ООО «Кросс-11»
26
ГЛАВА 3 ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ РЫНОЧНОЙ ДОЛИ ООО «КРОСС-11»
31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИ

Работа состоит из  1 файл

курсовик МАРК исл.doc

— 233.00 Кб (Скачать документ)

 

             

Из приведённых таблиц видно, что общий итог продажи подсолнечного масла по трём магазинам – 1234 бутылок, итог продаж масла «Полюшко» (всех видов) – 114 бутылок, таким образом, доля рынка подсолнечного масла занятая торговой маркой «Полюшко» составила – 9,2%. Цифра не большая, но если принять во внимание уровень конкуренции, опыт и масштабы ведущих конкурентов и сравнить их с аналогичными показателями ООО «Кросс-11», то 9,2% рынка для небольшого производителя местного значения это не столь малый показатель.                                                                                     

Проанализировав маркетинговое исследование по определению ёмкости рынка и рыночной доли занятой подсолнечным маслом «Полюшко» можно сделать следующие выводы о методах проведения исследования:

1)     исследование является поверхностным, и его результаты носят очень приблизительный характер; 

2)     полученные данные являются не точными, так как численность населения  являются приблизительной, а медицинскую норму потребления масла выполняют далеко не все жители города, кто-то предпочитает использовать животные жиры, и потребляет меньше подсолнечного масла, некоторые наоборот употребляют его больше нормы;

3)     исследование продаж масла производилось лишь в трёх крупных супермаркетах, покупателями которых, в основном, являются люди с высоким и средним достатком, таким образом, не были охвачены все слои населения, при этом, масло «Полюшко» позиционируется как недорогой товар, доступный всем;

4)     исследование проводилось в пределах одного города, хотя ООО «Кросс-11» уже осуществлял поставки;

5)     исследование проводилось по всем видам подсолнечного масла,  хотя ООО «Кросс-11» делает упор именно на производстве нерафинированного масла.

Таким образом, данное исследование является не полным, данные полученные в ходе него не отражают действительность в полном объеме, и при использовании для дальнейшей маркетинговой работы предприятия могут направить руководство на неправильные действия.

Остановимся подробнее на результатах исследования. Ёмкость рынка подсолнечного масла в городе Орке довольно велика, это объясняется тем, что подсолнечное масло – продукт питания необходимый ежедневно хотя и не употребляется в пищу самостоятельно, а лишь служит дополнением, продукты-заменители, такие как сливочное масло и маргарин, не столь полезны для здоровья, и даже наоборот содержат холестерин, способствующий ряду заболеваний, оливковое масло продукт импортный и более дорогой, поэтому ещё завоевал большой популярности.

Рынок подсолнечного масла характеризуется большим количеством игроков, причем значительные доли рынка занимают крупные торговые марки, такие как Олейна, Золотая семечка, Слобода и другие имеющие широкую сеть сбыта по всей стране. Поэтому небольшим местным производителям трудно занять место на рынке и уж тем более занять лидирующие позиции на рынке.

Так и торговая марка «Полюшко» не смотря на то, что производство началось ещё в 2002 году, его продукция лишь недавно завоевала популярность среди покупателей, но тем не менее подсолнечное масло «Полюшко» по полученным в ходе исследования данным, занимает лишь небольшую долю рынка - 9,2%.

 

 

 


ГЛАВА 3 ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ РЫНОЧНОЙ ДОЛИ ООО «КРОСС-11»

 

Численность населения города Орска и Оренбургской области в целом имеет тенденцию к сокращению, таким образом можно говорить и о сокращении ёмкости рынка подсолнечного масла из-за сокращения числа потенциальных покупателей. В таких условиях предприятию важно сохранить свою позицию на рынке, и попытаться увеличить занимаемую рыночную долю. Для этого можно предложить следующие меры:

1)     увеличение рекламного бюджета;

2)     проведение промоакций, таких как розыгрыши, призов, подарки при покупке и т.д.

3)     создание фирменного стиля, яркой этикетки, звучного рекламного слогона;

4)     расширение сбытовой сети, предоставление скидок оптовикам, увеличение числа торговых представителей, увеличение числа собственных торговых точек.

Остановимся подробнее на каждом из внесенных предложений.

Необходимость увеличения рекламного бюджета предприятия продиктована действиями конкурентов. Крупные производители периодически размещают рекламу на центральных и кабельных каналах. Благодаря этому, образ, например масла «Олейна», известен почти каждому жителю страны. ООО «Кросс-11» благодаря собственному рекламному агентству, имеет постоянные рекламные площади на рекламных щитах в городе Орске и по области в целом. Но только наружной рекламы не достаточно. Необходима периодическая реклама на телевидении, особенно важна ротация рекламного ролика во время передач и фильмов для женщин, так как именно они составляют основную целевую группу.

ООО «Кросс-11» имеет опыт проведения промоакци в точках розничных продаж. Акции были приурочены к праздникам, таким как 8 Марта, Пасха, 1 и 9 мая, когда население более активно закупает продукты питания. В магазинах находились промоутеры, которые выдавали покупателям подарки при покупке подсолнечного масла «Полюшко». Акция имела успех: даже при небольших подарках продажи в данной торговой точке увеличивались в несколько раз. Подобные акции привлекают внимание к торговой марке и создают положительный образ.

Масло «Полюшко» производится на протяжении 8 лет и за это время его этикетки менялись не раз, но на сегодняшний день этикетка имеет не яркую расцветку, нет привлекающего внимания дизайна. Необходимо разработать фирменный стиль товара и рекламный слоган, которые будут отраженны в этикетках, рекламных материалах и промопродукции.

Кроме того необходимо расширить сбытовую сеть. Для этого нужно увеличить количество торговых агентов представляющих предприятие на всей территории области. Активные, предприимчивые торговые агенты привлекут новые торговые точки, увеличат продажи. Так же возможно расширение сети собственных торговых точек принадлежащих ООО «Кросс-11».

Принятие этих мер позволит привлечь новых покупателей и не  потерять старых. Тем самым, даже при условии сокращения ёмкости рынка предприятие сможет увеличить долю, занимаемую на рынке подсолнечным маслом «Полюшко».


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Изучив проблему исследования емкости рынка и вычисления рыночной доли занимаемой предприятием можно сделать следующие выводы.

Вопросы исследования рынка актуальны для любого предприятия, так как для успешной деятельности необходимо знать покупателей, конкурентов, размер рынка и рыночную долю занимаемую предприятием на данный момент. Это позволит строить более точные прогнозы, избежать ошибок в маркетинге и выстроить дальнейшую тактику поведения на рынке.

Специфика исследований емкости рынка может меняться в зависимости от того, к какой отрасли относится предприятие: для одних будет проще собрать необходимую информацию, для других сложнее. Те предприятия, которым удается собрать наиболее полезную информацию, имеют больше шансов на успех. Рыночные исследования емкости рынка отвечают на вопрос, существует ли рынок, маркетинговые исследования дают ответы на более практические вопросы: существует ли рынок данного товара, как на него выйти и закрепиться, посредством сбора информации.

Рыночные исследования емкости рынка предполагают тщательное изучение экономической конъюнктуры, связанной с изучением спроса и предложения на рынке и отдельных его сегментах, емкости и характера рынка, уровня цен и ценовой эластичности спроса и предложения, степени и условий рыночной конкуренции.

Рыночные исследования емкости рынка необходимы для принятия соответствующих решений на всех уровнях маркетинговой деятельности – стратегическом, тактическом и оперативном.

Знание доли рынка, занимаемой предприятием, позволит трезво оценить положение предприятия на рынке и при необходимости составить план действий по увеличению занимаемой предприятием доли рынка.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.      Ващекина, Н.П. Маркетинг: Учебник / Н.П. Ващекина - М.: Издательство ФБК-Пресс, 2004. – 312 с. - ISBN 5- 88103-130-х

2.      Горфинкель, В.Я. «Экономика предприятия»: учебник для вузов / В.Я. Горфинкель, Е.М. Купряков, В.П. Прасолова – М.: Финпресс, 2003. – 300 с. - ISBN 5-543-01324-5

3.      Голубков, Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология, практика / Е. П. Голубков – М.: Финпресс, 2003. – 496 с. - ISBN 5-08001-0003-9

4.      Каленева, Н.Г. Маркетинговые исследования: Учеб. Пособ. / Н.Г. Каленева , В.А. Поляков – М.: Вузовский учебник, 2008. – 439 с. – ISBN 5-9558-0023-3

5.      Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер – СПб.: «Литература плюс», 1998. – 680 с. - ISBN 5-87672-003-8.

6.      Пилдич, Д. Путь к покупателю /Д.  Пилдич – М.: Прогресс, 2000. – 256 с. - 5-84382-010-9.

7.      Романов, А.Н. Маркетинг: Учебник / А. Н. Романов, С. А. Красильников под ред. А. Н. Романова – М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007. –  560 с. - ISBN 5-85173-003-х

8.      Румянцева, З.П. Менеджмент организации / З. П. Румянцева, Н. А. Соломатин – М.: Экономика, 2002. – 253 с. - ISBN 5-214-063214-1.

9.      Официальный сайт ООО «Кросс – 11» - (электронный ресурс) -  Режим доступа : http//www.maslo56.ru/index.php

10. Теория и практика выявления доли рынка, занимаемого товаром и услугой - (электронный ресурс) – Режим доступа: http://www.marketing-ua.com/articles.php?articleId=116

11. Емкость рынка - некоторые вопросы методологии  - (электронный ресурс) – Режим доступа: http: //www.iteam.ru/publications/marketing

12. Журнал Новости маркетинга - (электронный ресурс) – Режим доступа: http://www.market-agency.ru/index.php?option=com_content&task=view&id

 

 



[1] Маркетинг: Учебник / А. Н. Романов, С. А. Красильников под ред. А. Н. Романова. – М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2000. – С. 165.

[2]Теория и практика выявления доли рынка, занимаемого товаром и услугой - (электронный ресурс) – Режим доступа: http://www.marketing-ua.com/articles.php?articleId=116

 


Информация о работе Маркетинговое исследование рыночной доли предприятия