Маркетинговые информационные системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 16:01, курсовая работа

Описание

Таким образом, актуальность вопросов информатизации всех сфер производственно-экономической деятельности не вызывает сомнений. Потребность в разработке и применении эффективных и адекватных реальной действительности компьютерных программ и технологий возрастает. Внесение порядка в хаос и свобода рынка – пока не до конца осознанная необходимость субъектов предпринимательской деятельности. На сегодняшний день компьютеризация, использование новых информационных технологий оказываются незаменимыми, поскольку дают возможность оптимизировать и рационализировать управленческую функцию в маркетинге за счет применения новых средств сбора, передачи и преобразования информации, увеличения ее аналитических и прогнозных возможностей, что необходимо для оперативного принятия решений.

Содержание

Введение. 3
1.Особенности маркетинговой информации. 5
1.1.Роль информации для маркетинговых исследований. 5
1.2.Концепция системы маркетинговой информации 9
1.3.Система внутренней отчетности 12
1.4.Система сбора внешней маркетинговой информации. 13
1.5.Система маркетинговых исследований. 16
1.6.Система анализа маркетинговой информации. 20
1.7.Схема маркетингового исследования. 22
1.8.Определение проблемы. 24
1.9.Анализ вторичной информации. 25
1.10.Сбор и анализ первичных данных. 27
1.11.Сбор информации. 29
1.12.Анализ собранной информации. 30
1.13.Представление полученных результатов. 31
2.Анализ и сбор маркетинговой информации.
Практическое задание. 32
2.1.Анкета в системе маркетингового исследования 32
2.2. Анкета опроса потребителей. 37
2.3. Анализ результатов анкетирования. 40
2.4. Вывод по опросу. 44
Заключение 45
Список литературы. 47

Работа состоит из  1 файл

Маркетинг.doc

— 287.00 Кб (Скачать документ)

Разные виды вопросов задают различные уровни шкал, которые  можно применить в дальнейшем для измерения величины исследуемого признака.

При разработке вопросов нужно исходить из потребности в информации и возможностей опрашиваемых дать правильный ответ. Если исследователя интересует только согласие или несогласие, то достаточен вопрос вида “да — нет”. Если же нужно сделать заключение о мнениях опрашиваемых, то необходимо использовать шкалирующие вопросы.

Опросные листы могут  включать, кроме вопросов по существу дела, вопросы, помогающие установить контакт с опрашиваемым, и вопросы, контролирующие правильность и подлинность  ответов. Кроме того, используются статистические вопросы, касающиеся личности опрашиваемого.

Вопросы, которые могут  вызвать неприятные чувства, например стыд, недовольство или желание приукрасить  реальность, лучше всего ставить  не в прямой, а в косвенной форме, например: вместо вопроса “Имеете ли вы автомобиль?” можно задать вопрос “Кто в вашей семье имеет автомобиль?”. При исследовании реальных мотивов и мнений часто используются методы проекции и ассоциации. В первом случае тестируемому лицу предлагается описать какую-либо ситуацию или выразить возможную реакцию третьего лица на эту ситуацию. Как правило, люди приписывают другим те особенности характера, которыми они обладают сами, свои мнения и представления. На принципе ассоциации основан тест, выясняющий, что напоминает испытуемому то или иное слово, например: что ассоциируется со словом “лето” и т.д. (словесная ассоциация). Ту же основу имеет .тест дополнения предложений, в ходе которого опрашиваемому предлагается закончить неполное предложение, например: “Спортивным автомобилем владеют люди, которые...”. Время ответа в обоих случаях должно быть ограничено, чтобы получить спонтанные суждения.

В исследовании маркетинга чаще всего употребляется устный опрос, или интервью. Если опрос проходит по строго заданной схеме, то говорят  о стандартизированном интервью. Репрезентативность подобной формы сбора данных во многом зависит от лица, проводящего интервью. С одной стороны, хорошая его подготовка способствует уменьшению доли лиц, отказывающихся участвовать в работе. С другой стороны, нужно учитывать влияние интервьюера на опрашиваемых, которое искажает иногда результаты опроса.

Преимущества свободного опроса (имеется только тема и цель; конкретной схемы нет):

    • возможен индивидуальный подход к каждому из опрашиваемых лиц, что помогает поддерживать атмосферу доверия;
    • возможно получение добавочной информации.

Недостатки подобных опросов:

    • трудно протоколировать ответы;
    • плохая сравнимость результатов;
    • трудность в обработке данных; высокие затраты.

 При сборе первичных  данных у исследователей маркетинга  есть выбор из двух основных  орудий исследований – эта анкеты и механические устройства. Анкета – более распространенное орудие. В широком смысле анкета – это ряд вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответ. Анкета – инструмент очень гибкий в том смысле, что вопросы можно задавать множеством разных способов. Анкета требует тщательной разработки, опробования и устранения выявленных недостатков до начала ее широкого использования.  В небрежно подготовленной анкете можно всегда найти целый ряд ошибок.  В ходе разработки анкеты исследователь маркетинга вдумчиво отбирает вопросы, их формулирование и последовательность. Самые обычные ошибки – постановка вопросов, на которые невозможно ответить, на которые не захотят ответить, которые не требуют ответа, и отсутствие вопросов, на которые следовало бы обязательно получить ответ. Каждый вопрос нужно проверить с точки зрения вклада, который он вносит в достижение результатов исследования. Вопросы, представляющие собой просто праздный интерес, следует опускать, поскольку они затягивают процедуру и действуют опрашиваемым на нервы. Форма вопроса может повлиять на ответ. Исследователи маркетинга выделяют два типа вопросов:

    • закрытые;
    • открытые.

Закрытый вопрос включает в себя все возможные варианты ответов, и опрашиваемый просто выбирает один из них. Открытый вопрос дает опрашиваемым возможность отвечать своими словами. Открытые вопросы ставят в самых разных формах. Открытые вопросы часто дают больше, поскольку опрашиваемые ничем не связаны в своих ответах. Особенно полезны открытые вопросы на поисковом этапе исследования, когда необходимо установить, что люди думают, не замеряя, какое количество из них думают тем или иным определенным образом. С другой стороны, на закрытые вопросы дают ответы, которые легче интерпретировать и сводить в таблицы.

Формулирование вопроса требует осторожности. Исследователь должен пользоваться простыми, недвусмысленными словами, которые не влияют на направление ответа.

Особого внимания требует  и установление последовательности вопроса. Первый из них должен по возможности пробудить у спрашиваемого интерес.  Трудные или личные вопросы следует задавать в начале анкеты, пока опрашиваемые не успели замкнуться в себе. Вопросы должны задаваться в логической последовательности. Вопросы, классифицирующие опрашиваемых на группы, задают в последнюю очередь, потому что они носят более личный характер и менее интересны для отвечающих.

Разработка  анкеты.

Анкета должна быть составлена таким образом, чтобы вопросы  не могли повлиять на поведение лица, которое будет опрошено. Хорошая  анкета должна:

    • облегчить ответ опрашиваемого лица;
    • сформулировать вопрос с учетом его влияния на ответ опрашиваемого;
    • позволить легко провести анализ.

Проверка анкеты. Прежде чем начинать опрос, нужно проверить анкету на небольшом числе лиц, чтобы окончательно доработать ее методом постепенного приближения; таким путем можно избежать многих ошибок.

Сбор ответов. Затем  нужно обобщить полученные ответы на вопросы. Эта операция может быть легко выполнена вручную при опросе нескольких десятков и даже нескольких сотен человек. В случае опроса значительно большего числа людей, особенно если вопросов более 20, нужно использовать электронно-вычислительную технику.

Анализ ответов. Каждый ответ нужно тщательно проанализировать и в случае надобности отбросить, если ясно, что он заведомо неверный, из него невозможно что-либо понять или же если опрашиваемый ответил просто "для галочки", не зная предмета.

Обработка результатов. После того, как ответы проверены  и случае необходимости исправлены, нужно обработать результаты и представить их в форме настолько простой, насколько это возможно, обычно в форме таблиц, графиков.

Анализ результатов. Целью  опроса может быть поиск весьма определенной величины или же проверка гипотезы. В первом случае важно определить коэффициент доверия (вероятность ошибки и соответствующий интервал доверия). Во втором случае важно составить то, что статистики называют смысловым тестом.

Написание отчета. Окончательный отчет имеет целью представить результаты опроса в наиболее ясной и наиболее достоверной форме. В любом случае автор не должен поддаваться влиянию своих собственных убеждений. Речь идет не о доказательствах, но об изложении фактов со скрупулезной точностью.

Практический пример по данной теме – анкетирование  на предмет определения спроса на кондитерскую продукцию фабрики “Ударница” в г.Екатеринбурге.

 

 

 

 

 

 

2.2 . Анкета опроса потребителей.

 

1. Как часто Вы и/или  члены вашей семьи употребляют  мармелад (отметьте)?

    • регулярно;
    • не регулярно; 
    • редко;
    • никогда.

2. Какой мармелад Вам  больше всего нравится (отметьте)?

    • пластовой;
    • формовой;
    • дольки; 
    • в шоколаде;
    • жевательный.

и почему (укажите) из эстетических соображений.

3. Какая кондитерская  продукция из категории сладостей  c Вашей точки зрения может  рассматриваться как заменитель  мармеладу (отметьте)?

    • шоколад и шоколадные конфеты;
    • карамель, драже, жевательная резинка;
    • зефир, пастила;
    • печенье, пряники, вафли;
    • пироженые, торты;
    • восточные сладости;
    • затрудняюсь ответить;
    • другое (укажите)._______________________________________

4. Какими критериями Вы руководствуетесь при покупке кондитерских изделий (отметьте)?

    • вкусовые качества;
    • калорийность и полезность для здоровья;
    • внешний вид;
    • цена;
    • упаковка (внешний вид/вес);
    • известность производителя и/или его торговой марки.

5.Месторасположение производителя

    • Москва;
    • города России; 
    • страны СНГ;
    • зарубежные страны;
    • другое (укажите).________________________________________

6. Знаете ли Вы какая фабрика выпускает следующие виды мармелада: “Бумба”, “Лимонные дольки” и “Яблонька” (отметьте)?

    • Ударница;
    • Рот Фронт;
    • Сладко;
    • Красный Октябрь;
    • не знаю;
    • другое (укажите) _______________________________________________

7. Считаете ли Вы целесообразным возродить выпуск “Лимонных долек” в традиционной баночной упаковке (отметьте)?

    • да;
    • нет;
    • затрудняюсь ответить.

8.Какого веса по Вашему мнению должна быть индивидуальная фасовка мармелада в граммах (отметьте)?

Мармелад пластовой, формовой, слоеный

    • до 150;
    • до 300;
    • до 500;
    • не нужна.

“Лимонные дольки”

    • до 100;
    • до 250;
    • до 400;
    • не нужна.                       

Мармелад в шоколаде “Яблонька”

    • до 150;
    • до 350;
    • до 450;
    • не нужна.

Мармелад  жевательный “Бумба”

    • до 100;
    • до 250;
    • до 400;
    • не нужна.

9. Какой вид упаковки на мармелады Вам кажется наиболее удобным (отметьте)?

    • коробка картонная;
    • коробка пластиковая;
    • упаковка целлофановая;
    • другая (укажите) ______________________________________

Сообщите, пожалуйста, некоторые  сведения о себе:

10. Состав Вашей семьи (отметьте)?

    • живу один (одна);
    • семья из  4 человек.

11.Ваш пол(отметьте)? 

    • муж.;
    • жен.

12.Ваш возраст (отметьте)?

    • 18-24;
    • 24-36;
    • 36-48;
    • 48-60;
    • свыше 60 лет.

13.Укажите, если сочтете возможным, ежемесячный доход (в рублях) на одного члена Вашей семьи (отметьте)

    • до 3000;
    • от 3000 до 5000;
    • от 5000 до 10000;
    • от 10000 до 15000;
    • свыше 15000.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Анализ результатов анкетирования.

Вопросы и варианты ответов

18-24

24-36

36-48

48-60

Всего

1. Как часто Вы и/или  члены вашей семьи употребляют  мармелад?

         

регулярно

7

     

7

нерегулярно

1

5

4

 

10

редко

     

3

3

никогда

         

2. Какой мармелад Вам  больше всего нравится?

         

пластовой

   

4

 

4

формовой

4

     

4

дольки

4

   

3

7

в шоколаде

 

5

   

5

жевательный

         

3. Какая кондитерская  продукция из категории сладостей  c Вашей точки зрения может  рассматриваться как заменитель  мармеладу?

         

шоколад и шоколадные конфеты

         

карамель, драже, жевательная  резинка

         

зефир, пастила 

2

     

2

печенье, пряники, вафли 

2

     

2

пирожные, торты

4

     

4

восточные сладости

 

5

4

3

12

затрудняюсь ответить

         

другое

         

4. Какими критериями  Вы руководствуетесь при покупке кондитерских изделий?

         

вкусовые качества

8

5

4

3

20

калорийность и полезность для здоровья

         

внешний вид 

         

цена 

         

упаковка (внешний вид/вес)

         

известность производителя  и/или его торговой марки 

         

5.Месторасположение производителя

         

Москва

4

 

4

 

8

города России 

4

5

 

3

12

страны СНГ 

         

зарубежные страны

         

другое

         

6. Знаете ли Вы какая  фабрика выпускает следующие  виды мармелада: “Бумба”, “Лимонные дольки” и “Яблонька”?

         

Ударница

         

Рот Фронт   

         

Сладко

         

Красный Октябрь

         

не знаю

8

5

4

3

20

другое

         

7. Считаете ли Вы  целесообразным возродить выпуск  “Лимонных долек” в традиционной баночной упаковке?

         

да

8

5

4

3

20

нет

         

затрудняюсь ответить

         

8.Какого веса по  Вашему мнению должна быть индивидуальная фасовка мармелада в граммах?

         

Мармелад пластовой, формовой, слоеный

         

до 150

4

     

4

до 300

4

5

4

3

16

до 500

         

не нужна

         

“Лимонные дольки”

         

до 100

         

до 250

8

5

4

3

20

до 400

         

не нужна

         

Мармелад в шоколаде “Яблонька”

         

до 150

5

     

5

до 350

3

4

4

3

14

до 450

         

не нужна

 

1

   

1

Мармелад  жевательный “Бумба”

         

до 100

4

     

4

до 250

4

5

4

3

16

до 400

         

не нужна

         

9. Какой вид упаковки  на мармелады Вам кажется наиболее удобным?

         

коробка картонная     

         

коробка пластиковая      

8

5

4

3

20

упаковка целлофановая

         

другое

         

10.Состав Вашей семьи (отметьте)

         

живу один (одна)

6

     

6

семья из  нескольких человек

2

5

4

3

14

11.ваш пол

         

муж

3

 

3

 

6

жен

5

5

1

3

14

12. Ваш возраст

         

13.Укажите, если сочтете возможным, ежемесячный доход (в рублях) на одного члена Вашей семьи

         

до 3000

         

от 3000 до 5000

2

1

 

3

6

от 5000 до 10000

4

4

4

 

12

от 10000 до 15000

2

     

2

свыше15000

         

Информация о работе Маркетинговые информационные системы