Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 12:14, курсовая работа
Цель работы – изучение процесса маркетингового исследования конкуренции и цен на примере ОАО «Здравушка».
Предметом исследования является процесс маркетингового исследования. Объектом исследования является ОАО «Здравушка».
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Дать технико-экономическое описание предприятия и проблемы
Построить динамический ряд
Описать и проанализировать конкурентов
Провести SWOT-анализ
Рассчитать конкурентоспособность предприятия
Реализовать метод экспертных оценок
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................3
1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ И ВЫДВИЖЕНИЕ ГИПОТЕЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ....................................................................................................4
1.1.Технико-экономическое обоснование предприятия……………….....4 1.2. Описание конкурентов...………….……….………………………….10
1.3. Оценка конкурентоспособности……………………………………...14
1.4. Проведение SWOT-анализа ………………………………................18
1.5. Описание потребителей………………………………….……………22
1.6. Формулировка гипотезы методом экспертных оценок……………..24
1.6.1. Метод фокус-группы……………………………………………...17
1.6.2. Метод экспертных оценок………………………………………...19
2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМА ВЫБОРКИ………………………………….…...31
3. РАЗРАБОТКА АНКЕТЫ……………..………………………………………..33
3.1 Анкетный опрос……………...…………………………………….….33
4. АНАЛИЗ ДАННЫХ……………………………………………………………35
4.1 Результаты опроса респондентов…………………………………….35 4.2 Проверка статистической гипотезы………………………………….41
5. ОТЧЁТ ПО РАБОТЕ ИССЛЕДОВАНИЯ………………………...…..………42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….………………...……………………......….44
ЛИТЕРАТУРА................................................................
Продолжение таблицы 1.2.2.
6. Рентабельность продукции, % |
67,8 |
65,8 |
35,7 |
29,3 |
7. Прибыль, млн. руб. (2008 г.) |
797 |
756 |
545 |
232 |
8. Специализация |
разнообразная продукция |
разнообразная продукция |
разнообразная продукция |
молочная и сырная продукция |
9. Присутствие на рынке, лет |
67 |
72 |
82 |
46 |
10. Качество рекламы, баллы от 1 до 5 |
4 |
5 |
4 |
2 |
Далее построим диаграммы, отражающие сравнение показателей предприятия с показателями конкурентов.
Построим круговую диаграмму, отражающую сравнение объема продаж ОАО «Здравушка» с объемом продаж конкурентов (рисунок 1.2.1.)
Рисунок 1.2.1. Объем продаж за 2011 год, млн. руб.
Построим круговую диаграмму, отражающую долю рынка ОАО «Здравушка» с долей рынка конкурентов (рисунок 1.2.2.)
Рисунок 1.2.2. Доля рынка за 2011 год, %.
Построим круговую диаграмму, отражающую прибыль ОАО «Здравушка» с прибылью конкурентов (рисунок 1.2.3.)
Рисунок 1.2.3. Прибыль за 2011 год, млн. руб.
Из представленных рисунков видно, что «Здравушка», имея объем продаж в 2011 году 1118 млн. руб., занимает 2ое место и уступает лишь компании «Савушкин продукт» с объемом 1525 млн. руб. Прибыль «Здравушки» составляет 797 млн.руб, что является максимальным результатом среди конкурентов. По доле рынка 2011 года, равной 34% «Здравушка» вновь занимает 2ое место, лидером также является компания «Савушкин продукт» с долей рынка 40%.
Для оценки конкурентоспособности предприятия используется дифференциальный метод, который позволяет оценить конкурентоспособность с технической и экономической стороны. Необходимо разработать шкалу, по которой будут присуждены баллы по каждому из параметров(таблица 1.3.1)
Таблица 1.3.1. Шкала балльных оценок.
Характеристика состояния |
Неудовлетворительное |
Удовлетворительное |
Хорошее |
Отличное |
Параметрический индекс (в баллах) |
1 -3 |
4 - 5 |
6 - 8 |
9 - 10 |
За образец принята организация ОАО «Савушкин продукт». В таблице 1.3.2 приведены данные для оценки конкурентоспособности.
Таблица 1.3.2 Данные для оценки конкурентоспособности
Представители |
Технические характеристики |
Экономические характеристики | |||
Известность марки (Р1) |
Качество продукции (Р2) |
Ассортимент товара (Р3) |
Объём продаж, млн. руб. |
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств | |
Образец |
9 |
5 |
200 |
1525 |
3 |
ОАО "Здравушка" |
8 |
5 |
130 |
1118 |
2,8 |
КУП "Городской молочный завод№1" |
6 |
4 |
300 |
830 |
1,7 |
Продолжение таблицы 1.3.2.
ОАО "Городской молочный завод №2" |
3 |
3 |
65 |
325 |
1,2 |
Коэффициент весомости (аi) |
0,27 |
0,40 |
0,33 |
0,61 |
0,39 |
Для оценки конкурентоспособность, необходимо рассчитать следующие показатели:
По техническим параметрам:
- расчет единичного показателя для ОАО «Здравушка»:
q1 = 8 / 9 = 0,89; q2 = 5 / 5 = 1; q3 = 130 / 200 = 0,65
- расчет единичного показателя для КУП "Городской молочный завод №1":
q1 = 6 / 9 = 0,7; q2 = 4 / 5 = 0,8; q3 = 300 / 200 = 1,5
- расчет единичного показателя для ОАО "Городской молочный завод №2":
q1 = 3 / 9 = 0,3; q2 = 3 / 5 = 0,6; q3 = 65 / 200 = 0,325
По экономическим параметрам:
- расчет единичного показателя для ОАО «Здравушка»:
q1 = 1525 /1118 = 1,36; q2 = 3 / 2,8 = 1,07
- расчет единичного показателя для КУП "Городской молочный завод №1":
q1 = 1525 /830 = 1,83; q2 = 3 / 1,7 = 1,8
- расчет единичного показателя для ОАО "Городской молочный завод №2":
q1 = 1525 /325 = 4,7; q2 = 3 / 1,2 = 2,5
2. Показатели конкурентоспособности, рассчитываемые комплексным методом.
Групповые показатели рассчитываются по формуле:
По техническим параметрам:
- расчет группового показателя для ОАО «Здравушка»:
Iтп = 0,89*0,27 + 1*0,4 +0,65*0,33 = 0,85
- расчет группового показателя для КУП "Городской молочный завод №1":
Iтп = 0,7*0,27 + 0,8*0,4 +1,5*0,33 = 1,004
- расчет группового показателя для ОАО "Городской молочный завод №2":
Iтп = 0,3*0,27 + 1*0,6 +0,65*0,325 = 0,89
По экономическим параметрам:
- расчет группового показателя ОАО «Здравушка»:
Iэп = 1,36 *0,61 + 1,07 *0,39 = 1,25
- расчет группового показателя для КУП "Городской молочный завод №1":
Iэп = 1,83 *0,61 + 1,8 *0,39 = 1,82
- расчет группового показателя для ОАО "Городской молочный завод №2":
Iэп = 4,7 *0,61 + 2,5 *0,39 = 3,84
3. Интегральный показатель:
- расчет интегрального показателя для ОАО «Здравушка»:
К = 0,85 / 1,25 = 0,86
- расчет интегрального показателя для КУП "Городской молочный завод №1":
К = 1,004 / 1,82 = 0,55
- расчет интегрального показателя для ОАО "Городской молочный завод №2":
К = 0,89 / 3,84 = 0,2
Таблица 1.3.3
Показатели конкурентоспособности
qт1 |
qт2 |
qт3 |
qэ1 |
qэ2 |
Iтп |
Iэп |
К | |
ОАО «Здравушка» |
0,89 |
1 |
0,65 |
1,36 |
1,07 |
0,85 |
1,25 |
0,86 |
КУП «Гормолзавод №1» |
0,7 |
0,8 |
1,5 |
1,83 |
1,8 |
1,004 |
1,82 |
0,55 |
ОАО «Гормолзавод №2» |
0,3 |
0,6 |
0,325 |
4,7 |
2,5 |
0,89 |
3,84 |
0,2 |
Проанализировав полученные показатели, можно сделать следующие выводы: ОАО «Здравушка» имеет лучшее соотношение экономических показателей по отношению к образцу в сравнение с конкурентами, однако проигрывает по такому техническому показателю как узнаваемость марки.
Из расчетов интегрального показателя конкурентоспособности видно, что все рассматриваемые предприятия уступают образцу, так как К < 1. Таким образом, из представленных молочных заводов нет такого, который бы полностью удовлетворял всем потребностям покупателей. Поэтому, выбирая из предложенных заводов, покупателю придется определить, какой из параметров важнее для него экономический или технический.
SWOT-анализ заключается в
На основании сравнительной характеристики ОАО «Здравушка» с конкурентами проведем балльную оценку показателей для рассматриваемых предприятий (по убыванию: 5 – наилучший показатель, 1 – наихудший) и сведем данные в таблицу 1.4.1.
Показатели |
ОАО «Здравушка» |
ОАО «Савушкин продукт» |
КУП «Гормолзавод №1» |
ОАО «Гормолзавод №2» |
Ассортимент |
5 |
5 |
5 |
3 |
Качество |
5 |
4 |
4 |
3 |
Реклама |
4 |
5 |
3 |
2 |
Цена |
5 |
4 |
4 |
4 |
Объём продаж |
5 |
5 |
4 |
3 |
СУММА |
24 |
23 |
20 |
15 |
Используем качественную методику проведения SWOT-анализа с форматом в виде четырехпольной таблицы (таблица 1.4.2).
Таблица 1.4.2. Четырехпольная таблица SWOT-анализа
Сильные стороны:
1.Широкая сеть торговых точек в городах 2. Широкий ассортимент продукции 3. Высокое качество товаров 4. Разработка новых видов продукции 5. Качественная реклама |
Возможности:
1. Повышение спроса на продукцию 2. Расширение рынка сбыта 3. С ростом доходов
населения увеличиваются 4. Увеличение количества
фирменных магазинов в |
Слабые стороны:
1. Производственные мощности 2. Эффективность рекламной политики 3. Недостаток внедрения нового оборудования 4. Высокие цены на отдельные виды продукции |
Угрозы:
1. Высокий уровень конкуренции 2. Выпуск конкурентами новых видов продукции 3. Нестабильность курса доллара, рост стоимости в бел. руб. |
Таблица 1.4.3. Матрица четырехпольного SWOT- анализа
Возможности
1. Повышение спроса на продукцию 2. Расширение рынка сбыта 3. С ростом доходов населения
увеличиваются объемы 4. Увеличение количества |
Угрозы:
1. Высокий уровень конкуренции 2. Выпуск конкурентами новых видов продукции 3. Нестабильность курса доллара, рост стоимости в бел. руб. | |
Сильные стороны:
1.Широкая сеть торговых точек в городах 2. Широкий ассортимент продукции 3. Разработка новых видов продукции 4. Наилучшее соотношение параметров «цена-качество»: низкий уровень цен, высокое качество |
1. За счет высокого качества продукции возможно расширение рынка сбыта 2.За счёт низкого уровня цен возможно повышения спроса на продукцию 3. За счёт широкого ассортимента продукции можно увеличить спрос на продукцию |
1.За счет выпуска новых видов продукции возможно достижение превосходства перед конкурентами 2.За счет широкого ассортимента снижается угроза выпуска конкурентами новых видов продукции |
Слабые стороны:
1. Производственные мощности слабее, чем у конкурентов 2.Слабая маркетинговая деятельность и реклама 3. Недостаток внедрения нового оборудования 4. Высокие
цены на отдельные виды |
1.Низкая скорость оборота 2. Слабая маркетинговая |
1.Высокий, по сравнению с конкурентами, уровень цен на отдельные виды товаров не позволяет успешно конкурировать по данным позициям в период экономического кризиса, когда покупатель особенно внимателен к этой характеристики товара. |
Основные мероприятия, которые возможно реализовать на предприятии:
1) С помощь сильных сторон
ОАО «Здравушка» таких как
широкий ассортимент,
2) ОАО «Здравушка» следует пересмотреть целесообразность продажи отдельных видов товаров, т.к. уровень их цен значительно выше чем у конкурентов , что в совокупности с экономическим кризисом и ростом цен в белорусских рублях приводит к потери потенциальных клиентов.
Информация о работе Маркетинговые исследования конкуренции и цен