Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 12:14, курсовая работа
Цель работы – изучение процесса маркетингового исследования конкуренции и цен на примере ОАО «Здравушка».
Предметом исследования является процесс маркетингового исследования. Объектом исследования является ОАО «Здравушка».
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Дать технико-экономическое описание предприятия и проблемы
Построить динамический ряд
Описать и проанализировать конкурентов
Провести SWOT-анализ
Рассчитать конкурентоспособность предприятия
Реализовать метод экспертных оценок
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................3
1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ И ВЫДВИЖЕНИЕ ГИПОТЕЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ....................................................................................................4
1.1.Технико-экономическое обоснование предприятия……………….....4 1.2. Описание конкурентов...………….……….………………………….10
1.3. Оценка конкурентоспособности……………………………………...14
1.4. Проведение SWOT-анализа ………………………………................18
1.5. Описание потребителей………………………………….……………22
1.6. Формулировка гипотезы методом экспертных оценок……………..24
1.6.1. Метод фокус-группы……………………………………………...17
1.6.2. Метод экспертных оценок………………………………………...19
2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМА ВЫБОРКИ………………………………….…...31
3. РАЗРАБОТКА АНКЕТЫ……………..………………………………………..33
3.1 Анкетный опрос……………...…………………………………….….33
4. АНАЛИЗ ДАННЫХ……………………………………………………………35
4.1 Результаты опроса респондентов…………………………………….35 4.2 Проверка статистической гипотезы………………………………….41
5. ОТЧЁТ ПО РАБОТЕ ИССЛЕДОВАНИЯ………………………...…..………42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….………………...……………………......….44
ЛИТЕРАТУРА................................................................
Таблица 2.1. Страты генеральной совокупности
Уровень дохода |
Количество покупателей |
Процент от общего количества покупателей, % |
Низкий |
950 000 |
26 |
Средний |
1 550 000 |
46 |
Высокий |
1 000 000 |
28 |
Итого |
3 500 000 |
100 |
Для определения объёма выборки используется следующая формула:
n - число элементов выборки;
N – число элементов генеральной совокупности;
t – коэффициент, связанный с уровнем достоверности;
p – доля единиц с данным значением признака;
q – доля единиц, не имеющая данный признак;
- предельная ошибка выборки.
Предположим, что из источников
вторичной информации, нам известно,
что уровень достоверности
Объем выборки для покупателей с низким уровнем дохода:
Объем выборки для покупателей со средним уровнем дохода:
Объем выборки для покупателей с высоким уровнем дохода:
Полученные данные отобразим в таблице 2.2.
Таблица 2.2. Объем выборки в зависимости от страт
Уровень дохода |
Процент от общего количества покупателей, % |
Объём выборки, чел. |
Низкий |
26 |
9 |
Средний |
46 |
11 |
Высокий |
28 |
10 |
Итого |
100 |
30 |
По результатам расчетов видно, что объем выборки должен составить 30 человек.
3. РАЗРАБОТКА АНКЕТЫ
Исходя из оценок экспертов, была выдвинута гипотеза о том, что в наибольшей степени цена оказывает влияние на покупателей при выборе молочной продукции. Для проверки гипотезы проведем анкетный опрос потребителей. Для получения информации опрос потребителей будет проводиться с помощью печатных анкет. Описание вопросов анкеты сведем в таблицу 3.1.1.
Таблица 3.1.1.Краткое описание вопросов анкеты
№ |
Вопросы |
Тип вопроса |
Цель |
Ответ |
1 |
Приобретаете ли Вы продукцию предприятия «Здравушка» |
О фактах, дихотомический, основной, прямой |
Узнать, приобретает ли потребитель продукцию ОАО «Здравушка» |
|
2 |
Что повлияло на выбор Вами продукции предприятия «Здравушка»? |
О мотивах, полуоткрытый, основной, прямой |
Узнать, что влияет на выбор продукции потребителями |
|
3 |
Какую продукцию предприятия « |
О фактах, полуоткрытый, основной, прямой |
Узнать, на какую продукцию самый высокий спрос |
1. Молоко 2. Йогурт 3. Глазированные сырки 4.Масло 5. Творожная масса 6. Сметана 7. Свой вариант ответа__________ |
4 |
Как Вы оцениваете качество продукции предприятия «Здравушка»(в баллах от 1 до 5) |
О мнении, шкальный, основной, прямой |
Узнать мнение потребителей о качестве продукции |
|
5 |
Как вы считаете, соответствует ли цена, качеству товара предприятия «Здравушка»? |
О мнении, дихотомический, основной, прямой |
Узнать о мнение цены |
|
Продолжение таблицы 3.1.1.
6 |
Считаете ли Вы логотип предприятия «Здравушка» запоминающимся? |
О мнении, дихотомический, основной, прямой |
Узнать, насколько узнаваем логотип фирмы |
|
7 |
Ваш пол? |
О фактах, основной, закрытый, прямой |
Выяснить пол потребителей |
|
8 |
Ваш возраст? |
О фактах, основной, закрытый, прямой |
Выяснить возраст потребителей |
|
9 |
Ваш доход? |
О фактах, основной, закрытый, прямой |
Выяснить доход потребителей |
|
10 |
Ваши предложения по улучшению
продукции предприятия «Здравуш |
О мнении, открытый, основной, прямой |
Узнать, какие недостатки отмечают потребители |
Свои варианты ответов |
Анкета приведена в приложении 1.
План проведения полевых работ:
Анкетирование проводилось в магазинах и гипермаркетов с помощью печатных анкет. В анкетировании приняли участие 30 человек. Анкетирование проводилось анонимно.
После обработки анкет были получены следующие данные.
1.Приобретаете ли
Вы продукцию предприятия «
Таблица 4.1.1. Ответы респондентов
№ ответа |
Количество респондентов |
1 |
23 |
2 |
7 |
Отобразим результаты в круговой диаграмме.
Рисунок 4.1.1.
Таким образом можно сказать, что основная масса респондентов приобретают продукцию предприятия «Здравушка».
2.Что повлияло на выбор Вами продукции предприятия «Здравушка»?
Таблица 4.1.2. Ответы респондентов
№ ответа |
Количество респондентов |
1 |
17 |
2 |
5 |
3 |
4 |
4 |
2 |
5 |
2 |
Отобразим результаты в круговой диаграмме.
Рисунок 4.1.2.
Таким образом видно, что в наибольшей степени цена оказывает влияние на покупателей при выборе молочной продукции.
3.Какую продукцию предприятия «Здравушка» Вы приобретаете чаще всего?
Таблица 4.1.3. Ответы респондентов
№ ответа |
Количество респондентов |
1 |
10 |
2 |
3 |
3 |
3 |
4 |
5 |
5 |
3 |
6 |
5 |
7 |
1 |
Отобразим результаты в круговой диаграмме.
Рисунок 4.1.3.
Таким образом видно, что в наибольшей степени покупатели предпочитают покупать молоко и масло.
4.Как Вы оцениваете качество продукции предприятия «Здравушка»?(в баллах от 1 до 5)
Таблица 4.1.4. Ответы респондентов
№ ответа |
Количество респондентов |
1 |
0 |
2 |
1 |
3 |
4 |
4 |
6 |
5 |
19 |
Отобразим результаты в круговой диаграмме.
Рисунок 4.1.4.
Таким образом видно, что в наибольшей степени покупатели оценивают высокое качество продукции.
5.Как вы считаете, соответствует ли цена, качеству товара предприятия «Здравушка»?
Таблица 4.1.5. Ответы респондентов
№ ответа |
Количество респондентов |
1 |
24 |
2 |
6 |
Отобразим результаты в круговой диаграмме.
Рисунок 4.1.5.
Таким образом видно, что в наибольшей степени покупатели считают что качество товара соответствуют цене товара.
6.Считаете ли Вы логотип предприятия «Здравушка» запоминающимся?
Таблица 4.1.6. Ответы респондентов
№ ответа |
Количество респондентов |
1 |
21 |
2 |
9 |
Отобразим результаты в круговой диаграмме.
Рисунок 4.1.6.
Таким образом видно, что в наибольшей степени покупатели считают логотип предприятия «Здравушка» запоминающимся.
В результате анализа данных анкет была достигнута цель опроса и выявлено основное мнение о предприятии ОАО «Здравушка». Данное мнение подтверждает что, в наибольшей степени цена оказывает влияние на покупателей при выборе молочной продукции.
Для проверки гипотезы используется следующая формула
Z=(p-π
где p- процент из выборочного исследования;
- процент из гипотезы;
- средняя квадратическая ошибка.
Средняя квадратическая ошибка определяется по формуле:
где q =100-p – процент респондентов,
поддерживающих вторую
n – объем выборки.
Сформулируем нулевую и альтернативную гипотезы.
Н : =25% уровень цен на продукцию влияет на выбор потребителей
Н : 25% уровень цен на продукцию не влияет на выбор потребителей
S
Выдвинутая гипотеза Н верна, так как 3,54 > 1,96 (уровень доверительности при 95%). Таким образом, принимаем гипотезу о том, что на выбор потребителей влияет уровень цен на молочную продукцию.
Цель данного маркетингового исследования – изучение процесса маркетингового исследования конкуренции и цен на примере ОАО «Здравушка».
Исследование было проведено студенткой третьего курса инженерно-экономического факультета Скачёк Елизаветой.
В ходе исследования были получены следующие результаты:
Год |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Объем продаж, млн. руб. |
625 |
710 |
935 |
1012 |
1118 |
1266 |
1395 |
1524 |
Информация о работе Маркетинговые исследования конкуренции и цен