Маркетинговые исследования туристско-рекреационных ресурсов города Барнаула

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 16:56, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является маркетинговое исследование туристско-рекреационных ресурсов г. Барнаула.
Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи: изучить сущность маркетинговых исследований в туризме, проанализировать туристско-рекреационные ресурсы г. Барнаула.

Содержание

Введение 3
1. Сущность маркетинговых исследований в туризме 5
1.1 Особенности маркетинговых исследований в туризме 5
1.2 Методы реализации маркетинговых исследований 13
1.3 Особенности рынка рекреационных услуг в России 18
2. Исследование туристско-рекреационных ресурсов г.Барнаула 21
2.1 Общая характеристика города Барнаула 21
2.2 Достопримечательности и гостиничная индустрия г. Барнаула 23
2.3 Учреждения культуры и спорта 26
2.4 SWOT-Анализ г.Барнаула 28
Заключение 34
Список литературы 35

Работа состоит из  1 файл

маркетинговые исследования туристско-рекреационных ресурсов г.Барнаула.doc

— 210.50 Кб (Скачать документ)

Оглавление 

 

Введение

 

     Туризм  принадлежит к сфере услуг  и является одной из крупнейших и  динамичных отраслей экономики. Высокие  темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии.

     Для успешного ведения дел необходимо не только уметь предоставлять качественные услуги, но и знать, кому они необходимы, почему, для каких целей. Для этого  поводятся маркетинговые исследования.

     Рынок по предоставлению услуг в области деловых поездок, а также тесно связанных с ним авиа-бизнесом, гостиничным бизнесом и системой бронирования – постоянно меняющаяся среда. Опираясь на опыт и свежую информацию, руководители фирм способны понять и даже предсказать потребности в области информации.

     Часто целью маркетингового исследования в туризме является систематическое  определение круга данных, необходимых  в связи со стоящей перед турфирмой  маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ и отчет о результатах и  о последующем использовании исследования.

     Существенное  влияние на деятельность туристского  предприятия оказывают отношения  с контактными аудиториями. Они  представляют собой группы лиц, организаций, учреждений, потенциально или реально  воздействующих на деятельность фирмы. Потенциальное воздействие может выражаться как в сохранении нейтралитета по отношению к фирме, так и проявлении определенного отношения к ней.

     Таким образом, туристское предприятие на рынке действует не обособленно, а в окружении и под воздействием разнообразных сил, которые составляют внешнюю среду маркетинга. Отношения, складывающиеся между субъектами среды и фирмой, разнообразны и по характеру воздействия на них со стороны фирмы они могут быть контролируемыми и неконтролируемыми. Задача предприятия сводится к снижению до минимума неконтролируемых факторов среды и изысканию возможностей опосредованного влияния на них.

     Целью данной работы является маркетинговое  исследование туристско-рекреационных  ресурсов г. Барнаула.

     Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи: изучить сущность маркетинговых исследований в туризме, проанализировать туристско-рекреационные ресурсы г. Барнаула.

 

  1. Сущность  маркетинговых исследований в туризме

1.1 Особенности маркетинговых исследований в туризме

 

     Российский  туристский бизнес в какой-то степени  явление уникальное. Туристский продукт  на российском рынке – сама по себе вещь необычная, несравнимая ни с  какой другой услугой или товаром. Это демонстрируется такими его  свойствами, как: неосязаемость (покупается некая мечта или ожидание клиента), достаточно высокая стоимость (недельный отдых минимально обходится клиенту в месячный заработок, не считая дополнительных расходов на месте), ограниченность использования (намеченную поездку нельзя перенести или отказаться от нее, полностью вернув себе деньги), кредитование со стороны клиента (оплата турпоездки в визовые страны происходит за несколько недель и даже месяцев). Сюда можно добавить риски, связанные с техническими и природными катастрофами, а в последние годы – и с угрозой терроризма. Поэтому не случайно динамика изменения числа туристических фирм очень подвижна, а сроки их существования невелики[7].

     К особенностям российского туристического рынка можно также отнести  следующее:

     переизбыток количества турфирм (около 20 тысяч по России, в Новосибирске зарегистрировано и работает около 250 турфирм разного калибра), что приводит к дополнительной конкуренции на рынке и постоянному его расшатыванию;

     недостаток  хороших кадров, которые 10-15 лет назад формировались в основном за счет прихода энтузиастов из других областей, а в настоящее время полностью не компенсируются из-за достаточно слабой системы подготовки и обучения туристических кадров в России;

     относительно  условное разделение фирм на туроператорские (призванные формировать туристский продукт, обеспечивать его необходимыми местами в гостиницах и билетами) и турагентские (призванные продавать готовый турпродукт клиентам). Это приводит к дополнительному усилению конкурентной борьбы, довольно частому изменению направлений работы и расширению сферы деятельности туроператоров.

     высокая степень зависимости региональных турфирм от Москвы в связи с  необходимостью оформления визовых  документов и отправки львиной доли рейсов на основных туристических направлениях через столицу;

     отсутствие  в широких масштабах свободных  финансовых средств для локализации  последствий непредвиденных ситуаций и формирования достаточных объемов  блоков мест в гостиницах и на авиарейсах.

     В результате достаточно стихийного и  несбалансированного развития туристской отрасли только около 5-7% фирм можно отнести к категории среднего бизнеса, а основную часть – к малому. Очень медленно развиваются специализированные туристические сети, среди наиболее заметных (с числом точек продаж около 100) можно назвать лишь «Куда.ру» и «Магазин горящих путевок». Именно в туризме наблюдается большая ставка в работе на личные знакомства, а также на собственный опыт или мнение экспертов. По большому счету, полноценной готовности рынка к широким маркетинговым исследованиям еще нет, фирмы чаще всего обходятся собственными силами без привлечения специализированных фирм.

     Туризм  постоянно испытывает негативные последствия  природных катастроф и участившихся террористических актов, но для российского  туризма этим все не ограничивается. Ситуация осложняется тем, что за последние несколько лет уменьшения количества туристических фирм не произошло, но в то же время не наблюдается заметного увеличения объема потребительского рынка за счет тех, кто включает отдых в разряд потребностей первой необходимости.

     Однако  сегодня можно говорить и о  некоторых положительных сдвигах:

     налицо  тенденция увеличения доли туристов, отправляющихся в зарубежные поездки  два и больше раз в год (как  правило, зимой и летом) – это  важный признак качественных изменений состава потребителей услуг на российском рынке турбизнеса;

     увеличивается доля туристов, прочно «прибившихся»  к одной из туристических фирм и получивших статус их постоянных клиентов, – это несомненные заслуги  тех фирм, которые в своей работе ориентированы на клиента. В настоящее время объем таких постоянных клиентов составляет около 30-35% от всех туристов[14].

     Существенно выросла доля тех россиян, которые  при выборе варианта тура или турфирмы пользуются не столько услугами рекламных объявлений, сколько советами друзей и знакомых, на себе проверивших уровень и качество предлагаемых турфирмами услуг, – это также на пользу успешно развивающимся компаниям, так как обеспечивает им резерв клиентов.

     Правда, последствия даже таких положительных тенденций для многих турагентств прогнозируются не столь оптимистичными: недостаточный приток новых туристов может только еще больше усилить конкурентную борьбу за «своего» клиента среди турфирм, так как при этом снижается число «неоприходованных» туристов, за которых можно вести активную борьбу. Поэтому говорить о безмятежной жизни туристических фирм в скором будущем пока не приходится.

     В этих условиях турагентства для укрепления собственных позиций, как правило, выбирают одинаковые пути обеспечения выживания:

     расширяют спектр своей работы (работа широким  фронтом по многим направлениям, странам);

     подбирают на работу универсальных менеджеров, которые могут активно продавать  любые направления; более широко пользуются в интернете различного рода поисковыми системами или сайтами операторов для быстрого доступа к актуальной информации по турам (практически по всем существующим направлениям);

     ориентируются на работу с наиболее «продвинутыми» и сильными туроператорами.

     Основная  задача турагентств – быть готовыми к любым возможным изменениям и построить свою работу так, чтобы конечные результаты их работы минимально зависели от локальных колебаний спроса на туристическом рынке[3].

     В более тяжелой ситуации (в стратегическом плане) оказываются туроператоры, которые для сокращения финансовых рисков должны достаточно четко планировать свою деятельность на несколько месяцев, полгода и год вперед. Финансовые риски туроператоров, несомненно, более высокие. Поэтому для них крайне важным становится обладание полноценной информацией о текущем состоянии туристического рынка, как в целом, так и по отдельно взятым направлениям. Не случайно, все чаще и чаще крупные операторы, вчера благополучно и стабильно работавшие по «своими» традиционным направлениям, сегодня постоянно заняты поиском новых векторов, тем самым посягая на «чужой огород» и внося дополнительные факторы в дестабилизацию рынка. Число многопрофильных операторов постоянно множится, и признаков сокращения этого процесса пока не видно. Поиск новых возможностей для развития своего бизнеса повышает интерес туроператоров к новым путям получения достоверной информации о туристическом рынке. В этих условиях маркетинговые исследования становятся не просто данью моде, а реальной насущной потребностью и практически единственной возможностью получения информации, необходимой для принятия правильных решений.

     Можно выделить несколько основных групп  заказчиков, наиболее заинтересованных в проведении маркетинговых исследований в туризме. Во-первых, это национальные представительства зарубежных стран, национальные туристические организации, в задачи которых входит как отслеживание уровня интереса к своим странам со стороны российских туристов и турфирм, так и поиск путей эффективного продвижения своего направления на российском рынке. Во-вторых, это наиболее активные и продвинутые туроператоры, стремящиеся не только удержать свои уже завоеванные позиции, но и найти новые для себя направления развития бизнеса. В-третьих, это организации и фирмы, чья работа тесно связана с туризмом (рекламные, юридические, информационные).

     Для первой и третьей групп необходимость  такого рода исследований рынка, скорее, носит эпизодический характер, так  как они в меньшей степени  зависят от текущих колебаний  и изменений на туристическом  рынке. Что касается туроператоров, то их зависимость от конъюнктуры рынка огромна и постоянна. Серьезное отношение к маркетинговым исследованиям – своего рода показатель будущей работы туроператоров, залог их дальнейшего успеха.

     Для успешного проведения маркетинговых исследований и получения хороших результатов необходимо обращать внимание на ряд обязательных условий, среди которых можно выделить следующие:

     постановка  проблемы, которая во многом является определяющей для начала проведения любого исследования. Источником постановки такого рода проблем может быть само руководство предприятия, выстраивающее общую стратегию развития фирмы, а также результаты обследования деятельности самой фирмы. Оба эти варианта чаще всего обеспечивают условия своевременности проведения исследований и возможность концентрации в исследованиях на наиболее актуальных темах. Существуют и прецеденты, когда необходимость проведения исследования диктуется остротой уже назревшей и ставшей очевидной проблемы. Анализ деятельности, как правило, носит уже авральный характер, что может отрицательно сказаться на качестве и своевременности выводов, а также на возможности их дальнейшего результативного использования.

     выбор репрезентативной группы, влияющий как  на качество полученных результатов, так и на возможность разумной экономии на затратах, поскольку при грамотно подобранной репрезентативной группе респондентов значимые и достоверные результаты можно получить в группах меньшего объема[8].

     Туристская  отрасль на сегодняшний день не является самой продвинутой в плане проведения маркетинговых исследований. Даже в части получения статистических данных относительно въездных и выездных потоков постоянно приходится сталкиваться с немалыми трудностями. Но и появление большего числа изданий с публикациями исследований в области рынка туристических услуг все же принципиально не может изменить ситуацию и не решает проблему информационного голода в туристическом бизнесе. Существенные изменения в этом вопросе могут наступить только тогда, когда основные решения будут приниматься не по обобщенному мнению экспертов (пусть даже ведущих, опытных специалистов), а на основе данных о реальной ситуации на рынке. Без постоянно проводимых маркетинговых исследований здесь не обойтись. Однако в сфере проведения подобных исследований можно отметить не только общий дефицит информации, но и наличие определенных специфических условий, связанных с текущим состоянием туристской отрасли, вызванных большим количеством игроков на рынке и, безусловно, пересечением сфер их интересов. К особенностям проведения такого рода исследований в туризме можно отнести следующие:

Информация о работе Маркетинговые исследования туристско-рекреационных ресурсов города Барнаула