Маркетинговые решения по позиционированию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 15:44, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой является раскрытие понятие «позиционирование», его сущности, концепций и принципов, а также определение влияния различных маркетинговых решений по позиционированию на жизнедеятельность компании.

Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих задач:

◦раскрытие теоретических аспектов позиционирования
◦выделение основных концепций
◦раскрытия процесса позиционирования
◦выделение основных ошибок позиционирования
◦определение различных решений по позиционированию на примере различных компаний
◦определение роли процесса «позиционирования» для жизнедеятельности компании.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теория позиционирования 4
1.1. Ключевые понятия и идеи 4
1.2. Два взгляда на позиционирование 5
1.3. Процесс позиционирования 6
Глава 2. Выбор стратегии позиционирования 9
2.1. Стратегии позиционирования 9
2.2. Стратегия предложения ценности 14
2.3. Основные ошибки позиционирования 16
Глава 3. Практическая реализация позиционирования товара 17
3.1. Примеры успешного позиционирования 17
3.2. Danone в борьбе за потребителей 18
Заключение 21
Список использованной литературы 22

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по маркетингу.doc

— 327.00 Кб (Скачать документ)

    Многие  рекламодатели используют глубоко  укоренившиеся культурные символы  для установления различий между  своей торговой маркой и торговой маркой конкурентов. Основная задача состоит  в том, чтобы определить что-то, очень  значимое для людей и, то, что другие конкуренты не используют, и связать торговую марку с этим символом. Торговая марка сигарет Marlboro выбрала в качестве центрального символа американского ковбоя, чтобы отличить свою торговую марку от конкурентов, и разработала образ Мужчины Мальборо (Marlboro Man). Символ Пончик фирмы Pillsbury и множество других примеров демонстрируют этот тип стратегии позиционирования.

    В большинстве стратегий позиционирования присутствует явная или неявная  ссылка на одного или больше конкурентов. В некоторых случаях ссылка на конкурента может быть доминирующим аспектом стратегии позиционирования. Полезно рассмотреть позиционирование по конкуренту по двум причинам. Во-первых, конкурент может иметь стойкий, хорошо определенный образ, развитый в течение многих лет. Образ конкурента можно использовать как мост, чтобы создать другой образ конкурентного ему продукта. Возможно, самой известной стратегией позиционирования этого типа была рекламная кампания фирмы Avis "Мы — номер два. Но мы будем стараться". Суть в том, что компания Hertz была настолько большая, что им не было нужды упорно трудиться. Стратегия состояла в том, чтобы позиционировать Avis и Hertz как главные фирмы, сдающие автомобили на прокат, и поэтому разграничить Avis от National, которая в то время была третей важной фирмой.  Позиционирование по конкуренту может быть превосходным способом создания позиции относительно характеристики продукта, особенно цены и качества. Таким образом, продукты, которые трудно оценить, например спиртные напитки, часто используют авторитетного конкурента для облегчения задачи позиционирования. Позиционирование по конкуренту может быть выполнено с помощью сравнительной рекламы, в которой конкурент явно называется и сравнивается по одной или нескольким характеристикам продукта.

    После определения, на чем будет базироваться позиционировании компания и временной  её жизнедеятельности, необходимо понять, как поддерживать позиции компании, так как вкусы и предпочтения постоянно меняются.   В этом случае рассматриваются несколько стратегических альтернатив:

    • Укрепление существующих позиций. Там, где существующая позиция наиболее приемлема (т. е. наиболее близка к желаниям целевого рынка и отлична от конкурентных предложений), стратегия может заключаться в укреплении этой позиции. В прокате машин компания Avis успешно занимала второе место на рынке после Hertz со слоганом: «Поскольку мы вторые, нам тяжелее», обращаясь к покупателям со смелостью побитой собаки, которая старается дать более высокий уровень услуг, чем самодовольный рыночный лидер. Когда Hertz, наконец, ответила, позиционирование стало прежним. Ответ был таким: «Сколько лет Avis объясняет вам, что мы первые. И это так».
    • Постепенное перепозиционирование. Там, где покупатель желает или ожидает изменений или развития способов удовлетворения потребностей, перемещение с существующих позиций неизбежно. Такие изменения могут быть радикальными или постепенными. Примером постепенного перепозиционирования может служить положение на рынке стирального порошка «Persil». Полвека «Persil» был лидером рынка в Великобритании, постоянно адаптируясь к изменениям приемов стирки и к покупательским требованиям. Модификация рецептуры товара и коммуникаций сопровождала изменение привычек покупателей при переходе от ручной стирки к машинной, от машин с верхней загрузкой к машинам с фронтальной загрузкой и не так давно — при переходе к стирке с более низкими температурами. Это постепенное перепозиционирование дало возможность «Persil» удержать лидерство среди сильных конкурентов.
    • Радикальное перепозиционирование. Там, где позиция неблагоприятна или мало отлична от конкурентов, может потребоваться более интенсивное перепозиционирование. Радикальное перепозиционирование может означать захват нового рыночного сегмента. «Lucozade», газированный глюкозный напиток, был первоначально позиционирован как дающий силу для детей во время болезни. Родители всегда пользовались им как лекарством. Не так давно, однако, при попытке перейти в более привлекательные сегменты рынка напиток был перепозиционирован как источник энергии для отличной формы и здоровья взрослых. Рекламная кампания, отмечая прекрасную форму атлетов, таких как золотой медалист десятиборья Д. Томсон, эффективно выделяла новую позицию марки. Перепозиционирование может апеллировать к новым ценностям, не распространенным в данный момент на рынке.
    • Вытеснение конкурентов с занимаемой позиции. Там, где позиция благоприятна, но конкуренты вторгаются и занимают нишу, стратегия может быть направлена на вытеснение конкурентов. Например, производители масла направляют свои усилия на вытеснения маргарина следующими лозунгами: «I Can’t Believe it’s not Butter» («Я не могу поверить, что это не масло») или «Utterly Butterly» («Как масло»).

    Принятие  решения о стратегии позиционирования сопровождается детальной проработкой комплекса маркетинга. Если принято решение позиционировать товар в целом сегменте как высококачественное изделие с высокой ценой, то производитель должен изготовить товар, превосходящий по своим свойствам и качественным показателям аналоги конкурента, подобрать опытных, квалифицированных посредников (агентов), провести рекламную кампанию, привлекающую внимание соответствующей категории потенциальных покупателей к товару и его изготовителю, осуществить другие меры.

    Принятие  решения о конкурентном позиционировании в свою очередь позволяет предприятию-изготовителю приступить к детальному планированию комплекса маркетинга для нового товара. Очень важны в ходе разработки концепции товара функции обеспечения, в первую очередь информационной службы маркетинга. Так, на вопросы о выборе целевого сегмента, прогнозируемой цене невозможно получить обоснованные ответы без наличия полных, качественных данных о потребителях, их вкусах, предпочтениях, требованиях. В результате становится практически нецелесообразной вся аналитическая работа в целом.

    Принятию  решения по позиционированию способствуют специальные схемы или карты «восприятии». Любой товар - это набор воспринимаемых потребителем свойств. Марочный аспирин - экседрин - считают, к примеру, средством быстродействующим, но "жестким" для желудка, а тайленол - средством, которое действует медленнее, но зато "мягче" для желудка. Один из способов разобраться, почему потребители покупают этот  товар, а не другой, - сравнить их основные свойства, определяющие выбор. Результаты сравнения можно представить в виде схемы  позиционирования товара. 

       

       Рис.4. Схемы позиционирования товара и  потребительских предпочтений.  

    Глядя на нее, можно увидеть довольно много. Во-первых, из  множества возможных  свойств (например, высокая цена, рискованность  использования и др.) на ней отражены всего два: мягкость и  эффективность действия. Они были выбраны на том основании, что, по мнению потребителей, являются самыми важными.  Во-вторых, интенсивность этих свойств обозначена в виде  числовых значений по пятибалльной шкале. Например, показатель  эффективности экседрина равен 4 (хорошая эффективность), а показатель мягкости его действия — 1 (низкая мягкость). В-третьих, позиции марок соответствуют скорее восприятию их потребителями, а не их действительным свойствам. Экседрин может обладать и недостаточно мягким действием, но главное не это, а то, как воспринимают его покупатели.  В-четвертых, чем ближе на схеме расположены две марки, тем  больше они выглядят в глазах потребителей как удовлетворяющие  одну и ту же нужду. Так что вполне можно считать, что с байера на  буфферин или наоборот будет переключаться больше людей, чем с  экседрина на тайленол или обратно. После этого фирма должна выяснить, чего именно с точки зрения основных свойств хотят от товара потребители. Их могут попросить  описать уровень эффективности, мягкости, стоимости, быстроты  действия и прочих характеристик, которые они хотели бы видеть в препарате и за которые они были бы готовы платить свои деньги. Мнение  каждого потребителя об идеальном сочетании свойств можно изобразить в виде точки на схеме того же типа, о котором шла речь ранее. Только в этом случае она будет называться схемой потребительских  предпочтений. На рис. 4, Б показан возможный разброс предпочтений в отношении двух исследуемых свойств болеутоляющих. Затем маркетолог объединяет схемы позиционирования товара и потребительских предпочтений в сводную схему, представленную на рис. 4, В. Из нее становится совершенно ясно, что многие  потребители хотели бы и готовы покупать то болеутоляющее, которое сочетает в себе высокую мягкость с высокой эффективностью (правый верхний угол), хотя в настоящее время ни одну из марок не  воспринимают как сочетающую оба эти свойства.

    Какая-нибудь компания сможет занять эту нишу. Для  этого нужны две вещи. Во-первых, компания должна быть в состоянии выпускать товар, который  покупатели посчитают мягким и эффективным. Возможно, конкуренты не выпустили мягкого и эффективного болеутоляющего средства только потому, что не найден способ его производства. Во-вторых, компания должна быть в состоянии предложить этот товар по цене, которую рынок готов за него платить. Если расходы на производство окажутся непомерно большими, товар может не пойти на рынке из- за его высокой продажной цены. А вот при соблюдении обоих  вышеназванных условий компания сможет хорошо обслуживать интересы рынка и получать прибыль. Она выявила участок неудовлетворенной покупательской потребности и попытается удовлетворить ее.

    По-другому  данную методику называют картой восприятия. 

2.2. Стратегия предложения ценности 

    Для некоторых компаний выбор стратегии  позиционирования не составляет особого  труда. Например, компания, хорошо известная  в определенных сегментах рынка  высоким качеством своих товаров  или услуг, при проникновении  в новый сегмент будет стремиться сохранить эту же позицию, если в этом сегменте достаточно много потребителей, ценящих высокое качество как дополнительное преимущество. Во многих случаях на одну и ту же позицию претендуют две или несколько фирм. В таком случае каждая из них будет стремиться найти свои способы выделить себя среди конкурентов, предлагая "высокое качество по низкой цене" или "высокое качество и более высокий уровень обслуживания". Каждая компания должна дифференцировать свое предложение, создавая уникальный набор взаимосвязанных конкурентных преимуществ, привлекательных с точки зрения представительной группы в рамках данного сегмента.

    Обычно  потребители выбирают те товары и  услуги, которые наиболее полно удовлетворяют  их потребности. Поэтому, перед выбором  стратегии позиционирования, маркетологи тщательно анализируют основные конкурентные преимущества своих товаров или услуг. Полноценное позиционирование конкретной торговой марки выражается в предложении ценности, т.е. целого ряда преимуществ товара или услуги, на основе которых и строится стратегия позиционирования. Таким образом, компания пытается дать исчерпывающий ответ на самый важный для потребителя вопрос "Почему я должен покупать товары вашей марки?" Например, предложение ценности компании Volvo основывается главным образом на безопасности производимых ею автомобилей, помимо того оно включает надежность, вместительность и дизайн. Обычно рассматривают  пять выигрышных вариантов предложения ценности, которые компании могут использовать для позиционирования своих товаров: больше за больше, больше за столько же, больше за меньше, столько же за меньше, меньше за еще меньше и больше за меньше.

    Используя при позиционировании стратегию "Больше за больше", компания предлагает высококачественный товар или услугу по более высокой  цене, чтобы покрыть более высокие издержки его производства. Гостиницы Ritz-Carlton, канцелярские принадлежности Mont Blank, машины Mercedes-Benz — все это примеры предложения товаров высокого качества и прекрасного дизайна. Они давно снискали славу высокоэффективных, очень надежных и престижных товаров. Естественно, что стоят они совсем недешево. Такие товары свидетельствуют о высоком статусе потребителя и ассоциируются с представителями высшего общества. Зачастую разрыв в цене между товарами этой группы и аналогичными намного больше, чем разрыв в качестве. Однако следует учесть, что ценностное предложение "больше за больше" довольно таки рисковое позиционирование. Товары этой группы часто имитируются, при этом якобы аналогичное качество предлагается за меньшие деньги. Продажа предметов роскоши, которые хорошо продаются в период экономического подъема, занятие доходное, но рискованное при ухудшении экономической ситуации, когда потребитель чаще задумывается над тем, что ему действительно необходимо, а без чего он вполне может обойтись.

    Компании, предлагающие товары приблизительно такого же качества по боле низкой цене, могут  стать реальной угрозой для фирм, выбравших стратегии "больше за больше". Например, Toyota вывела на рынок модель Lexus, используя именно этот подход. Компания открыто заявляет: "возможно, впервые в истории торговли продажа машины, стоящей 72 тысячи долларов, за 36 тысяч может считаться удачной сделкой. Компания провела широкомасштабную рекламную акцию, воспевающую высочайшее качество Lexus, во многих популярных среди автомобилистов журналах. Все желающие могли получить видеокассету с подробным сравнением двух моделей автомобилей класса люкс: Lexus и Mercedes-Benz. Естественно, компания не скромничала. В результате многие владельцы Mercedes-Benz предпочли, новый Lexus. А доля повторных покупок Lexus составила 60%, почти в два раза больше средних показателей по отрасли.

    Принцип "столько же за меньше" может  стать отличной стратегией, так как  любой человек согласится на выгодную сделку. Например, на сайте Amazon.com продаются такие же книги, что и у конкурентов, но дешевле. Компания Del Computer предлагает товары аналогичного качества, но в лучшем соотношение "цена/качество". В этих магазинах вы не найдете высококачественных товаров или чего-нибудь особенного. Вы увидите хорошо знакомый ассортимент популярных марок, но любой товар будет стоить гораздо дешевле, чем в обычном универмаге или специализированном магазине. Другие компании представляют аналогичные по качеству, но более дешевые марки товаров для того, чтобы увести покупателей у лидеров рынка.

      Рынок, предлагающий товары невысокого качества по низкой цене, будет существовать всегда. Чаще всего потребители с радостью соглашаются на товары более низкого качества, меняя при этом "крутизну лучшего" на выгодную цену. Например, многие путешественники при поиске жилья часто не хотят платить за такие дополнительные услуги, как бассейн, кабельное телевидение, ресторан или пучок мяты под подушкой. Многие сети мотелей, например Motel, учитывая подобные желания предлагают номера без излишеств по более низким ценам. Позиционирование по принципу "меньше за намного меньше" способно удовлетворить потребителей с заниженными требованиями к качеству или функциональным характеристикам товара по минимальным ценам. Southwest Airlines, самая доходная авиакомпания США, также позиционирует свои услуги по этому принципу. Она устанавливает самые низкие цены, не пользуется услугами посредников для продажи билетов, даже не предлагает своим пассажирам еду.

    Конечно же, наиболее привлекательным кажется предложение цены по принципу "больше за меньше". Многие компании избрали именно такую политику, Например, фирма Dell Computer утверждает, что их товары лучше и по цене, и по функциональным возможностям по сравнению с другими производителями компьютеров. Procter & Gamble утверждает, что их стиральные порошки превосходят конкурентов по своим очищающим свойствам и цене. С помощью такого позиционирования компании могут быстро завоевать прочную позицию на рынке. Тем не менее в долгосрочном периоде компаниям будет очень трудно удерживать свои товары на такой позиции. Предложение высококачественных товаров обычно связано с высокими издержками. Следовательно, компании все сложнее предлагать товары или услуги по обещанной низкой цене. Компании, которые хотят, чтобы их товар соответствовал обоим параметрам, могут проиграть более целенаправленным конкурентам.

    Очень важно, чтобы компания выбирала и  развивала свою собственную выигрышную стратегию позиционирования, максимально  соответствующую потребностям ее целевых потребителей. Предложение по принципу "столько же за ту же цену" не дает конкурентного преимущества, делая фирму одной из многих. Компании, опрометчиво выбравшие одно из трех проигрышных ценностных предложений: "столько же за больше", "меньше за больше" и "меньше за ту же цену", неизбежно проигрывают своим конкурентам.  

       2.3. Основные ошибки  позиционирования 

    Практика  показывает, что по мере того, как  рекламная компания продаж товара возрастает и увеличивается число обращений  к потребителям, возрастает и риск возникновения недоверия и потери четкого позиционирования товара на рынке. Ошибки в позиционировании продукции на рынке могут привести к краху всех маркетинговых программ. В этих условиях данный фактор выходит на первое место потому, что наиболее покупаемыми и популярными становятся только те товары, которые наиболее успешно выражают идею, близкую целевой группе. На многих сегментах российского рынка конкурентная борьба ведется на сбытовом уровне и процесс формирования лояльных потребительских групп, дающих устойчивый положительный отклик на усилия в области позиционирования, уже имеет место. Умело разработанная стратегия позиционирования — это выигрыш в конкурентной борьбе, который достигается за счет повышения эффективности маркетинговых усилий. Как правило, компании допускают некоторые ошибки при позиционировании.

Информация о работе Маркетинговые решения по позиционированию