Марктеинг в сельскохлзяйственной продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 21:58, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой является влияние маркетинга в сельскохозяйственном предприятии на продукцию. Сформулированная цель предполагает ряд логических взаимосвязанных задач:
Понять сущность маркетинга в сельскохозяйственном предприятии
Изучить основы маркетинга в АПК

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………2

1. Сущность маркетинга в АПК……………………………………………………….. 4

1.1 Специфика маркетинга в АПК…………………………………………………….. 4

1.2 Элементы маркетинга…………………………………………………………….. 9

1.3 Стратегия маркетинга………………………………………………………….. 12

1.4 Управление маркетингом ………………………………………………………..14

1.5 Сегментирование рынка и позиционирование сельскохозяйственной продукции………………………………………………………………….. 15

2. Практика маркетинга в сельскохозяйственной продукции

(на примере « Минской птицефабрики им. Н.К. Крупской») ……………………18

2.1 Общая характеристика предприятия ……………………………………………..18

2.2 Управление маркетингом на предприятии «Минской птицефабрики им. Н.К. Крупской» ………………………………………………………………………...27

Заключение …………………………………………………………………………….32

Список использованной литературы………………………………………………… 34

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 67.21 Кб (Скачать документ)

     Наиболее  приемлемой для развивающегося аграрного  рынка России является функциональная ориентация. Деятельность специалистов службы в таком случае организуется, исходя из функций маркетинга, которые  они выполняют.

     В вертикальных и горизонтальных маркетинговых  системах чаще применяются комбинированные  структуры управления: функционально-продуктовая, функционально-рыночная, продуктово-рыночная.

     Функциональную  организацию и управление маркетинговой  деятельностью агропромышленной финансовой группы осуществляет маркетинг-директор. Ему подчинены руководители самостоятельных  структурных подразделений агропромышленной финансовой группы (центрального аппарата) и руководители и главные специалисты  предприятий — ее участников. Маркетинг-директор осуществляет целеполагание, планирование, организацию и управление удовлетворением  спроса потребителей на товары и услуги агропромышленной финансовой группы.

     Маркетологи по продуктам проводят исследования рынков и спроса потребителей, разрабатывают  стратегию и тактику агропромышленной финансовой группы в целом и предприятий-учредителей  в отдельности. Организация управления строится на следующих принципах: во-первых, маркетолог работает не с широким  кругом товаров, а с отдельным  товаром или их группой (конечная продукция, сельскохозяйственное сырье, материально-технические средства, услуги); во-вторых, ни один товар не должен быть обойден вниманием. 

1.5 Сегментирование рынка и позиционирование сельскохозяйственной продукции 

     Существует  довольно много определений рынка: политэкономический, юридический, социальный и т.д. Для фирмы , работающей в  современных условиях,  важно  знать, что такое рынок на практике. Если рынок для предприятия - это  та среда,  в которой действует  оно, то необходимо знать следующее:

       а) каково целевое назначение  любого рынка;

       б) из кого и из чего состоит   рынок;

       в) какие правила действуют  на нем;

       г) какие  ограничения накладывает  рынок на бизнес;

       д) какие возможности предоставляет  бизнесу  рынок.

       В чисто практическом смысле  понятие "рынок" определяется  как некоторое множество продавцов  и покупателей определенного  товара. А поскольку почти любой  товар - это соответствующий вид  какого-то продукта или услуги,  то и рынок,  в зависимости  от этого,  может быть шире  или уже.

         Основной вопрос: на каких рынках  выгоднее работать предприятию  и что следует знать об этих  рынках?

         Если грамотно работать в формирующихся  рыночных условиях, то вопрос  о выборе рынка для предприятия  является ключевым. В маркетинге  он зависит от двух условий:  вначале идет выбор определенных  товарных рынков, в которых целесообразно  оперировать предприятию, а затем,  уже внутри каждого из этих  рынков,  выбираются сегменты (особые  группы  покупателей),  в  которых   конкретно  и  работает предприятие  в целом.

         Любая фирма сознает,  что ее  товары не могут нравиться  сразу всем покупателям.  Покупателей  этих  слишком  много,  они   широко разбросаны и  отличаются  друг от друга своими нуждами  и привычками. Некоторым фирмам  лучше всего сосредоточиться  на  обслуживании отдельных частей, или сегментов, рынка. Каждое  предприятие должно выявить наиболее  привлекательные сегменты рынка,  которые  она  в состоянии  эффективно обслужить.

         Продавцы не всегда придерживались  этой практики.  Их взгляды  прошли через три этапа: 

    При массовом маркетинге продавец занимается массовым  производством,  массовым распределением и массовым стимулированием  сбыта одного и того же товара для  всех  покупателей сразу.  Основной довод в пользу массового маркетинга заключается в том, что при  подобном подходе должны максимально  снизиться издержки производства и  цены и сформироваться максимально  большой потенциальный рынок.

    В товарно-дифференцированном маркетинге продавец производит два или несколько товаров с разными свойствами, в разном оформлении,  разного качества,  в разной расфасовке и т.п. Эти различия необходимы для того,  что бы полученные товары  были призваны не столько понравиться покупателям, сколько создать разнообразие для покупателей.

       В целевом маркетинге продавец проводит разграничение между сегментами рынка,  выбирает из них один или несколько и разрабатывает товары  и  комплексы  маркетинга  в расчете на каждый из отобранных сегментов.  Целевой маркетинг требует проведения трех основных мероприятий (рис. 1) 

Сегментирование рынка   Выбор целевых  сегментов рынка   Позиционирование  товара на рынке
1.Определение  принципов сегментирования рынка

2. Составление  профилей полученных сегментов

  3. Оценка степени  привлекательности полученных сегментов

4.Выбор одного  или нескольких сегментов

5.Решение позиционирования  товара в каждом из целевых  сегментов

6. Разработка  комплекса маркетинга для каждого  целевого сегмента

 

рис. 1. Мероприятия целевого маркетинга

     

1.сегментирование рынка - разбивка  рынка на  четкие группы покупателей, для каждой из которых могут потребоваться отдельные товары и/или комплексы маркетинга.  Предприятие определяет разные способы сегментирования рынка, составляет профили полученных сегментов и оценивает степень привлекательности каждого из них.

    2. выбор целевых сегментов рынка - оценка  одного  или нескольких сегментов рынка для выхода на них со своим товарами.

     3. позиционирование товара на рынке - обеспечение товару конкурентного предложения на рынке и разработка детального комплекса маркетинга.

         Какого-то единого  метода сегментирования  рынка не существует. Деятелю  рынка необходимо опробовать  варианты  сегментирования на  основе  разных  переменных  параметров,  одного или нескольких сразу, в попытках отыскать наиболее полезный подход к  рассмотрению структуры рынка. 

2. Практика маркетинга в сельскохозяйственной продукции

(на примере «Птицефабрика им. Н.К. Крупской») 

2.1 Общая  характеристика предприятия 

«Минская  птицефабрика им. Н.К. Крупской» - одно из старейших в республике птицеводческих хозяйств.

     В 1945 году была образована Минская ордена Ленина птицефабрика им. Н.К. Крупской. В 1997 году птицефабрика была преобразована  в открытое акционерное общество «Минская птицефабрика им. Н.К. Крупской». Сейчас идет процесс развития производства.

     Административное  здание птицефабрики расположено в  городе Минске по адресу ул. Нововиленская, 25. Существуют также три отделения  предприятия «Острошитский городок», «Околица», «Дубовляны».

     Сегодня это многопрофильное многоотраслевое  сельскохозяйственное предприятие  замкнутого цикла. Слово «птицеводческое» уже не совсем правильно отражает суть данного предприятия, так как  на нем занимаются производством  зерна, молока, мяса крупного рогатого скота и птицы, промышленной переработкой всей сельскохозяйственной продукции, производимой предприятием.

     Птицефабрика - сельскохозяйственная организация  индустриального типа, родоначальник  промышленного птицеводства. Здесь  впервые внедрены:

      - индустриальные методы ведения  птицеводства;

     - узкая углубленная специализация  на основе единого технологического  процесса производства яиц и  мяса птицы;

     - промышленная переработка птицеводческой  продукции; 

     - сеть собственных магазинов;

     - безотходная технология производства  и реализации птицеводческой  продукции. Качество готовой продукции  проверяют две производственные  лаборатории по установленным показателям и параметрам. Определяется соответствие ГОСТам и РТУ. Продукция также проверяется на Минской станции, в Госстандарте РБ.

     В условиях жесткой конкуренции гарантии качества вносят решающий вклад в  выбор потребителем продукции той  или иной компании. Одной из таких  гарантий является сертификат системы  менеджмента качества (СМК) по международным  стандартам серии ISO 9000. С 2005 года на птицефабрике (пока что единственном среди птицеводческих хозяйств в РБ) внедрена и функционирует  система менеджмента качества, которая  соответствует требованиям СТБ  ИСО 9001-2001. Как следствие, на предприятии  произошло повышение эффективности  производительных процессов при  улучшении качества продукции.

     Финансово-экономические  показатели предприятия за 2007-2009 годы представлены в таблице 1. 

Таблица 1. Финансово-экономические показатели предприятия «Минской птицефабрики им. Н.К. Крупской» за 2007-2009 гг.

Показатели  финансово-экономической деятельности 2007 2008 2009 Темп  роста, %
2008 к  2007 2009 к 2008
Выручка от реализации с НДС, млн.руб. 51930 61301 70298 1,18 1,15
Выручка от реализации без НДС, млн.руб. 46647 54631 62990 1,17 1,15
Налоги  и отчисления из выручки, млн.руб. 5283 6670 7308 1,26 1,10
Балансовая  прибыль, млн.руб. 1294 1085 3321 0,84 3,06
Среднесписочная численность за последний месяц  отчетного периода, чел. 857 862 866 1,01 1,00
Средняя заработная плата за последний месяц  отчетного периода, тыс.руб. 917 1028 1176 1,12 1,14
Запасы  готовой продукции на конец периода, млн.руб. 779 1368 1288 1,76 0,94
Средний остаток оборотных средств, млн.руб. 26661 31826 35851 1,19 1,13
Основные  фонды предприятия на начало периода, всего, млн. руб. 59154 57921 56693 0,98 0,98
 

     Наибольшее  значение балансовой прибыли было в 2009 году и составила 3321 млн. руб., что  в три раза превосходит значение прибыли в 2008 году. Мировой финансовый кризис также отразился и на чистой прибыли, в 2008 году она упала по сравнению с 2007 на 16%.

     «Птицефабрика им. Н.К. Крупской» - это многоотраслевое  промышленное предприятие замкнутого цикла. Она обрабатывает около 4000 га сельскохозяйственных угодий, в том  числе 3512 га пахотных земель. Выращенные рапс, ячмень, тритикале и кукуруза собираются, очищаются, просушиваются  и засыпаются в хранилища общей  емкостью около 18 тысяч тонн. За сезон  здесь просушивается до 30 тысяч  тонн зерна, которое идет на корм птице  и крупному рогатому скоту.

     В филиале «Острошитский городок» расположены две животноводческие фермы на 1100 голов крупного рогатого скота в том числе 503 головы дойного  стада. За год удой на одну корову составляет 6380 литров молока экстра и высшего  сорта.

     Уже несколько лет на птицефабрике им. Крупской работает цех безскорлупного яйца. Это единственное в Беларуси производство яичного меланжа подобного  типа. За один день здесь выпускают  в среднем 3 тонны готовой продукции, это 700 тонн в год.

     Птицефабрика  им. Крупской – единственный в Республике Беларусь производитель цесариных  яиц. Это очень полезный продукт, который благодаря своей прочной  скорлупе даже в естественных условиях храниться до 9 месяцев. В 2007 году здесь  было получено 80 тысяч штук.

     Предприятие – лидер в производстве перепелиных  яйц. Выпуск около 4 миллионов штук в  год. Перепелиное яйцо не содержит холестерина, богато витаминами, микроэлементами  и незаменимыми аминокислотами, повышает работоспособность и обладает омолаживающим  эффектом.

     За  год здесь производится около 230 миллионов штук куриных яиц. Это  составляет 14,6% от всего валового производства куриных яиц в Республике Беларусь.

     На  предприятии налажен выпуск яиц, обогащенных бета-каротином, витаминами А, Е, йодом, селеном, выходящих под  торговой маркой «Золотой Десяток». 

     Таблица 2 . Ассортимент продукции предприятия «Минской птицефабрики им. Н.К. Крупской» из мяса птицы:

КОЛБАСА ВАРЕНАЯ в/с "Докторская  особая"
  "Прима люкс"
  "Браславская"
  "Ветчинно-рубленая"
КОЛБАСА ВАРЕНАЯ 1с "Дубовлянская"
  "Молочная  обеденная"
  "Студенческая"
  "Молодежная  новая"
  "Столичная"
КОЛБАСА ВАРЕНАЯ б/с "Аппетитная  экстра"
  "Несвижская"
  "Нежинская"
  "Алексеевская"
СОСИСКИ: "Докторские  особые", в/с
  "Прима-люкс", в/с
  "Браславские", в/с
  "Изысканные", в/с
  "Столичные", 1 сорт
  "Аппетитные  экстра", б/с
  "Нежинские  ", б/с
САРДЕЛЬКИ: "Браславские", в/с
  Докторские", в/с
  "Молочные  обеденные", 1 с
  "Столичные", 1 сорт
  "Аппетитные  экстра", б/с
  "Несвижские", б/с нат обол.
  "Нежинские  ", б/с (в нат. обол.)
ВЕТЧИННЫЕ ИЗДЕЛИЯ: ВЕТЧИНА "Рождественская", б/с, вареная
  ветчина "Колядная" в/с, вареная
  ветчина "Альпийская", в/с, вареная
  ветчина "Беловежская" в/с, вареная
  ветчина "Деревенская", вареная 1 с
  ВЕТЧИНА "Особенная" 1с
  ветчина "Экстра ароматная"в/с
  ВЕТЧИНА "Нежность новая"1 с, вареная
  ВЕТ "ИЗЫСКАННАЯ-новая", 1с (в нат. об. вакуум уп)
  Ланшмит "Нежный", 1 с
  рулет "Деликатесный" 1 с, к/в
  рулет "Столичный", 1 с, к/в
  Руляда "Святочная  экстра", в/с
  Рулет "Любительский", к/з, в/с
  рулет "Батончик Столичный", 1 с, запеч.
  РУЛЕТ "Нежный", коп/запеч, в/с
  РУЛЕТ "Жемчуженский", к/з,в/с
  Хлебец"Охотничий", запеч, (вакуум.упак)
КОПЧЕНОСТИ: Колбаса полукопченая "Пореченская" б/с
  Колбаса в/к  салями "Литовская" в/с
  ЦЫПЛЕНОК-бр. "Столичный"" коп/зап (вак/уп)
  Полутушка цыпл.-бр. к/в "Оригинальная" (вак. уп.)
  Грудка ц/бр. "Оригинальная" к/в (вакуум. упак.)
  Крылышки "Оригинальные" (фаршир.) вак/уп
  Крылышки "Домашние" к/з (вакуум. упак.)
  Окорочок "Столичный" к/в (вакуум. упак.)
  Спинка ц/бр. "Домашняя" к/з (вакуум. упак.)
  Голень "Столичная", коп/вар (вакуум. упак.)
  Бедро "Столичное", коп/вар (вакуум.упак)
ПАШТЕТЫ: "Полянский"
  "Грибной"
  "Каменецкий"
 
Колбаски  для гриля "Южные", сырые
ФАРШ  мясной "КУРИНЫЙ"
КОРМ  ДЛЯ ЖИВОТНЫХ
П/фабрикаты  быстрого приготовления (шашлыки):
  Стейк "Нежный" в маринаде
  Крыло "Пикантное", в маринаде
  Голень "Пикантная", в маринаде
  Бедро "Деликатесное" в маринаде
  Мясо для  шашлыка "Столичное"
СУБПРОДУКТЫ: ШЕЙКИ цыплят-бройл. в упаковке
  ГОЛОВЫ цыплят-бройл. в упаковке
  ШЕЙКИ КУРИНЫЕ  в упаковке
  ГОЛОВЫ КУРИНЫЕ  в упаковке
Полуфабрикаты ГРУДКА цыпл.бр( в лотках) замор.
из  мяса цыпл.бр. крыло ЦЫПЛ.БР.( в лотках) замор.
  ОКОРОЧОК ЦЫПЛ.БР.( в лотках) замор.
  ФИЛЕ ЦЫПЛ.БР. (в лотках) замор.
  НАБОР ДЛЯ БУЛЬОНА  цыпл.бр( в лотках) замор.
  БЕДРО Ц.БР.( В  ЛОТКАХ) заморож.
  ГОЛЕНЬ Ц.БР (В ЛОТКАХ) заморож.
Мясо  механической обвалки  
Тушки ЦЫПЛЯТ-БРОЙЛЕРОВ

Информация о работе Марктеинг в сельскохлзяйственной продукции