Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 10:39, курсовая работа
Цель курсовой работы: рассмотрение процесса маркетинговых исследований в туристской деятельности
Для достижения поставленной цели выделим ряд задач:
Рассмотреть процесс маркетинговых исследований в международном туризме
Определить сущность и содержание маркетинга в туризме
Выявить особенности маркетинговых исследований в туризме
Подготовка маркетинговых исследований методом анкетирование
Разработать анкету
Собрать необходимую информацию
Проанализировать собранную информаци
Введение ……………….……………………………………………….…3
1 Теоретические аспекты маркетинговых исследований в туристской деятельности …………………………………………………………………..4
1.1 Сущность маркетинговых исследований в туризме ...…………..….…5
1.2 Процесс маркетинговых исследований в туризме …………..…....…7
1.3 Особенности маркетинговых исследований в туризме …………..12
2 Маркетинговые исследования тур фирмы ЮниТрэвэл ……………….…18
2.1Анализ основных показателей маркетинговой деятельности
Предприятия …………………………………………………………..18
Заключение …………………………………………………………………27
Список использованных источников ………………………………………28
- анализ качества туристического продукта. Данное направление работы предусматривает создание системы текущего контроля качества предлагаемых оператором турпродуктов, выявление отрицательных моментов в организации отдыха и экскурсионных программ (в том числе, с точки зрения принимающей стороны, обеспечение туристов необходимой информацией и уровень работы менеджеров).
- анализ проблемных ситуаций. В этой части исследований могут рассматриваться практически любые вопросы, связанные с отсутствием у туроператора достаточной информации и не позволяющие получить полное представление о причинах возникновения проблемы и ее истинных масштабах. В этом случае в задачу исполнителя маркетинговых исследований может входить работа по конкретизации поставленной проблемы или перевод ее на более высокий уровень представления для получения максимально объективной картины и выявления глубинных причин возникновения этой болевой точки. Существенным моментом в этом случае является разработка методики проведения исследования, которая должна быть уникальной с учетом существа поставленной задачи и эффективной в плане получения результатов, способствующих выбору путей локализации и решения проблемы.
Особенности проведения маркетинговых исследований
Для успешного проведения
- постановка проблемы, которая во многом является определяющей для начала проведения любого исследования. Источником постановки такого рода проблем может быть само руководство предприятия, выстраивающее общую стратегию развития фирмы, а также результаты обследования деятельности самой фирмы. Оба эти варианта чаще всего обеспечивают условия своевременности проведения исследований и возможность концентрации в исследованиях на наиболее актуальных темах. Существуют и прецеденты, когда необходимость проведения исследования диктуется остротой уже назревшей и ставшей очевидной проблемы. Анализ деятельности, как правило, носит уже авральный характер, что может отрицательно сказаться на качестве и своевременности выводов, а также на возможности их дальнейшего результативного использования.
- выбор репрезентативной группы, влияющий как на качество полученных результатов, так и на возможность разумной экономии на затратах, поскольку при грамотно подобранной репрезентативной группе респондентов значимые и достоверные результаты можно получить в группах меньшего объема.
Туристическая
отрасль на сегодняшний день не является
самой продвинутой в плане
проведения маркетинговых исследований.
Даже в части получения
- потребность проведения маркетинговых исследований связана, как правило, с ситуацией, когда проблема уже назрела и необходимо срочно принимать какие-то действия для ее локализации (что часто бывает уже поздно);
- при проведении маркетинговых исследований туроператоры нередко рассчитывают только на свои силы, хотя объем поставленных задач часто явно превышает возможности одного маркетингового отдела, который должен выполнять также и свои текущие, сиюминутные задачи;
- необходимость обеспечения конфиденциальности информации (как на уровне постановки проблемы, так и на уровне анализа полученных в ходе исследований данных) вызывает у заказчиков исследований определенные опасения возможной утечки сведений к конкурентам и преждевременного информирования общественности о своих интересах (а они у многих туроператоров на сегодняшний день, как правило, значительно пересекаются);
-
работа с респондентами – клиентами, агентствами
– в сфере туризма имеет свои определенные
особенности как с точки зрения деликатности
содержания исследуемых вопросов, так
и с точки зрения доступа к источнику информации.
Здесь сложность двоякого плана: вначале
необходимо найти нужного респондента
для проведения опроса, а затем определенным
образом «заставить» его выдать нужную
информацию. [18]
Маркетинговая деятельность туристической фирмыЮниТрэвэл
1.1 Анализ основных показателей маркетинговой деятельности предприятия
В туристической компании «Юнитрэвэл» есть отдел «Рекламной и корпоративной политики» (3 человека), который занимается маркетинговыми исследованиями, рекламой, связями с общественностью. Он же занимается обновлением туристического сайта предприятия.
Последние маркетинговые исследования проводились около двух лет назад. При этом были разработаны анкеты, по которым были опрошены разные слои населения, являющиеся потенциальными клиентами.
Продуктовая,
ценовая и сбытовая стратегия
предприятия определяется генеральным
директором фирмы. Ценовая политика
фирмы достаточно гибкая, за счет больших
объемов продаж турбюро удерживает
низкие цены, привлекая, таким образом,
дополнительных клиентов и борясь с
конкурентами, дифференциация цен на
предприятии происходит в зависимости
от сезона. Так, например, поездки в
Китай на море имеют пик наиболее
высокие цены в июле и августе,
в то время как поездка в
Таиланд летом обойдется
Сбытовая стратегия реализуется не только собственными силами фирмы, но и за счет большой агентской сети, как по Дальнему Востоку, так и за его пределами. Фирма имеет собственные филиалы в Якутске, Хабаровске, Алдане, Белогорске и, кроме того, широкую агентскую сеть, которая представлена в Иркутске, Нерюнгри, Владивостоке, Находке, на Сахалине и Камчатке. В общем, предприятие заключило уже более 70 турагентских договоров.
Продуктовая стратегия ориентирована на самый различный круг потребителей, начиная от обычных туров в близлежащие города Китая, внутреннего туризма и заканчивая созданием индивидуальных туров в любую страну мира по желанию клиента.
Немало внимания направлено на создание положительного имиджа фирмы и ее туристических услуг. Рекламные мероприятия «Юнитрэвэл» проводит практически круглый год с разной степенью интенсивности в зависимости от сезона. Особые всплески приходятся на летний период и перед новогодними праздниками. Это формируется посредством активной рекламы на радио, телевидении и в других СМИ - практически круглый год в газетах Дальнего Востока, сахалинских, иркутских, камчатских изданиях. Удачно проведенная рекламная кампания перед летним сезоном 2008 года позволила ещё больше увеличить количество клиентов фирмы за счет расширения географии привлекаемых клиентов. Также турфирма размещает рекламные объявления в СМИ провинции Хэйлунцзян в газете «Heilongjiangtoday».
Помимо этого «Юнитрэвэл» выпускает печатную продукцию в виде рекламных листовок с информацией о предоставляемых услугах, блокноты, брошюры, настольные календари, конверты. Кроме того, в работе гидов используются футболки, кепки, флажки с логотипом и слоганом фирмы. Таким образом, фирма работает над созданием собственного имиджа, узнаваемости среди множества других фирм. В подарок туристу выдается набор рекламной продукции с логотипом и адресом турбюро – пакеты, путеводители, ручки, календари.
Также «Юнитрэвэл» периодически организует рекламные туры, ежегодно участвует в межрегиональных и международных выставках.
Для проведения анализа маркетинговой деятельности предприятия необходимо провести SWOT и PEST анализы.
SWOT – анализ – это оперативный диагностический анализ состояния фирмы и ее среды, который осуществляется с целью выявления потенциала силы (S), потенциала слабости (W), установления возможностей (O), предоставляемых организации внешней средой, а также выявление угроз (T) для фирмы со стороны внешней среды. В ходе этого анализа проверяется в какой области компания конкурентоспособна – а в какой нет.
Данные SWOT-анализа и PEST-анализа для компании «Юнитрэвэл» представлены в таблицах 15 и 16.
После проведенных анализов можно сделать вывод, что турбюро имеет достаточное количество положительных сторон и имеет возможности к дальнейшему эффективному развитию. Если руководство своевременно примет меры по устранению слабых сторон фирмы и появившихся угроз со стороны внешней среды, используя при этом все свои ресурсы и возможности, Хабаровский филиал продолжит свое деятельность и останется конкурентоспособным туристским предприятием.
На
любой стадии бизнеса необходимо
оценивать уровень конкуренции,
как возможность правильно
Таблица
15 – SWOT-анализ «Юнитрэвэл»
Сильные стороны | Слабые стороны |
|
|
Возможности | Угрозы |
|
|
Если
рассматривать непосредственных конкурентов
«Юнитрэвэл» на Хабаровском рынке, то
можно выделить несколько критериев сравнения:
Таблица
16 - PEST – анализ компании «Юнитрэвэл»
Факторы макросреды | События, тенденции связанные с фактором | Характер влияния "+"/"-" | Вероятность наступления события, % | Программа действующая/противодействующая по данному фактору |
Р
- политические |
Влияние ВТО | "+" | 85% | Содействие по развитию туризма в конкретном регионе, денежные вложения в тур индустрию |
Гос регулирование конкуренции | "+" | 55% | Меры, направленные на получение прибыли, рациональное ведение предприятием, разработку уникальных турпродуктов | |
Ужесточение
требований к
туристским организациям |
"-" | 75% | Улучшение матер-тех базы, повышение уровня квалификации, меры по эффективному ведению предприятием | |
Е
- экономические |
Инфляция | "-" | 30% | Альтернатива дорогим турам, разработка большого кол-ва тур продуктов по более низким ценам |
Динамика курса зарубежной валюты | "-" | 85% | Меры по развитию внутреннего туризма, например по конкретному региону | |
Затраты тур предприятия | "-" | 90% | Повышение цен и качества тур продуктов, нахождение новых более выгодных партнеров | |
S - социальные | Изменение в стиле и уровне жизни | "+" | 45% | Разработка множества видов тур продуктов по различным ценам для разных слоев населения |
Отношение к отдыху | "+" | 85% | PR - программы,
разработка качественной | |
Религиозные факторы | "+" | 50% | Разработка паломнических туров | |
Влияние СМИ | "+"/"-" | 65% | Программы по получению и предоставлению достоверной информации о месте посещения | |
Т
- технологические |
Развитие новых технологий | "-" | 80% | Разработка системы скидок для клиентов, создание качественных уникальных туров |
Развитие транспортных средств | "+" | 75% | Программа по сотрудничеству с партнерами по предоставлению лучшего транспорта | |
Развитие тур инфраструктуры | "+" | 90% | Программа по сотрудничеству и вложению денежных средств в индустрию туризма |
Информация о работе Международная маркетинговая деятельность в туристическом бизнесе