Мировой рынок лекарственных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:26, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение теоретических основ принципов обеспечения качества лекарственных средств при движении от производителя к поставщику, а также рассмотрение товаропроводящих систем России и регионов.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
1. Определить особенности товародвижения на фармацевтическом рынке;
2. Рассмотреть принципы обеспечения качества лекарственных средств при производстве;
3. Изучить принципы определения и оценки качества лекарственных средств;
4. Рассмотреть товаропроводящую систему России и регионов и определить принципы обеспечения качества лекарственных средств на каждом из ее уровней.

Работа состоит из  1 файл

семестровая.docx

— 138.70 Кб (Скачать документ)

Фармацевтические компании производят и имеют дело на рынке  с продукцией двух типов:

         препараты, выписываемые по  рецепту врача, которые могут  быть получены потребителями  только после того, как они  выписаны врачом, имеющим на это  право (лицензию);

         препараты, отпускаемые без  рецепта врача. Последние годы  характеризуются расширением рынка  безрецептурных препаратов, но основной  бизнес фармацевтических компаний  все еще связан с  производством и продажей рецептурных средств.

Маркетинговое направление  деятельности в этой области промышленности уникально тем, что оно ориентировано  не на конечного потребителя средств, а на врачей (или других лиц, которые  выписывают рецепты, например, на дантистов). Хотя, в конечном счете, пациенты являются покупателями и потребителями лекарств (выписанных), но именно врач определяет, какое лекарство применять, в  какой лекарственной форме, в  каком количестве и как долго. Таким образом, основными объектами  маркетинговых усилий в этой области  являются врачи, выписывающие рецепты.

Другой объект фармацевтического  маркетинга – фармацевт (провизор) (область рецептурных лекарственных  средств). Значение этой группы в последнее  время усиливается в связи  с возрастанием роли фармацевтов  в решении того, из сырья какой  фирмы будет готовиться лекарство. Итак, упор здесь делается на промежуточного, а не на конечного потребителя.

Продажа рецептурных средств  населению также включает некоторые  нетипичные компоненты. Для торгующего учреждения, имеющего запас готовых  средств и продающего их, требуется  профессиональная лицензия (разрешение). Далее, продавцы и изготовители продуктов  также должны иметь разрешение. Продажа  рецептурных средств, таким образом, ограничена небольшим кругом фармацевтов  в оптовом и розничном звене.

Эти факты в сочетании с другими уникальными чертами маркетинга рецептурных средств исключительно важны при сборе данных о положении на рынке. Для исследований нетрудно найти врачей, фармацевтов, а также аптеки или больницы. В первую очередь, благодаря требованию лицензирования, сведения о них содержатся в типовых списках. Для характеристики потенциального субъекта исследований на фармацевтическом рынке от исследователя требуется относительно немного. Ему доступна информация о специализации врачей, их стаже, месте обучения и работы. Также можно найти сведения об аптеках: их типе, размерах, расположении. Больницы могут идентифицироваться по профилю, числу коек, принадлежности к учебным заведениям, по выписываемой рецептуре и установленному и доступному оборудованию. Но если брать субъектом исследования конечного потребителя, то составить такую характеристику практически невозможно.

Другой элемент, который  упрощает проведение исследований на фармацевтическом рынке, – это однородность (как внутри исследуемых групп, так  и между ними). Например, данные врачи  и фармацевты получают такое же начальное  образование, как и другие врачи  и фармацевты. С точки зрения социальной экономики не существует разницы  между двумя врачами; это относится  и к потребителям. Сходство в мышлении и поведении членов определенной группы населения обычно облегчает  исследование.

Исследование рынка рецептурных  средств также оказывается более  простым, чем исследование рынка  безрецептурных средств, так как  решение об их покупке основывается на знаниях, а не на эмоциях или  капризах.

Моделирование розничной  продажи в аптеках должно учитывать  тот факт, что аптеки сильно различаются  по составу продаж. Некоторые из них имеют дело с малым количеством  рецептурных средств, но у них  большой объем продажи. Другие –  продают в основном рецептурные  родства. Некоторые имеют дело с  рецептами от малого количества врачей, другие – с рецептами от нескольких сотен врачей. Статистическая модель продажи лекарств, отпускаемых без рецепта врача, не обязательно должна соответствовать аналогичной модели для рецептурных средств.

Рынок и службы маркетинговых исследований.

Большое количество маркетинговых  исследований для фармацевтического  бизнеса осуществляется независимыми исследовательскими компаниями (иногда их относят к сервисным или поддерживающим). Относительно новые службы – фирмы, занимающиеся маркетинговыми исследованиями, например, описывают частоту и характеристики продаж в розничных аптеках. Эта информация важна для сегодняшнего состояния рынка, но не столь необходима для его общего описания.

Развитие технологии маркетинговых  исследований сопровождалось развитием  служб, облегчающих сбор и обработку  информации, которая ранее не была доступна или не поддавалась сбору  и изучению. Например, недавние успехи в развитии фармацевтических сервисных  систем обеспечили то, что информация о выписанных рецептах хранится в  памяти компьютеров и может быть легко доступна для самого детального анализа.

Услуги, предоставляемые  независимыми исследовательскими компаниями, можно отнести к двум основным категориям: общие и заказные.

Общие услуги

Обозначают то, что все  пользователи получают идентичную информацию. Такими услугами пользуются большинство компаний.

Заказные услуги

Оказываются одной компании (клиенту), которой нужна специальная  информация. В этом случае данные получает только тот клиент, с которым заключен контракт.

Другая классификация  маркетинговых служб основана на их периодичности или продолжительности. Они могут быть долговременными (длительными), периодическими или разовыми, уникальными.

Периодические и долговременные исследования и обзоры. Существует семь основных типов долговременных исследований и обзоров фармацевтического  рынка:

исследование закупок  розничных лекарственных средств  аптеками;

исследование закупок  лекарственных средств больницами,

исследование закупок  складами (оптовыми покупателями);

опрос потребителей рецептурных  средств;

опрос врачей;

опрос торговых агентов (посредников);

исследование розничной  продажи.

Эти службы держат в поле своего зрения весь национальный рынок, но каждая из них имеет дело со своим  конкретным участком рынка, исследуя его  с определенной периодичностью –  по месяцам, кварталам и т.д. Оценка активности рынка, которая может  быть выражена в денежном выражении, в количестве рецептов, конкретном спросе отражает данные построенной  модели, которая в свою очередь  характеризует изучаемую среду  – врача, больницы, аптеки. Кроме  того, эти данные представляют уровень  производства в настоящее время. Они объединяются с данными о  терапевтических категориях (группах) лекарственных средств или с  данными, полученными от производителей, и в конечном счете с общими данными о рынке. В дополнение к общей оценке потребителям также предоставляется информация об их доле в общем объеме производства и о тенденциях рынка.

Исследование  закупок розничных лекарственных  средств аптеками

Опрос проводится с целью  определения числа закупок фармацевтических продуктов для розничной продажи  в аптеках. Изучение закупок фармацевтических продуктов фактически является исследованием  «входного потока», измерением потока продукции непосредственно от производителя  или оптовых торговцев в розничные  аптеки.

Методология, применяемая  для сбора информации о закупках, фактически сводится к изучению накладных.

Эти исследования являются противоположностью исследованиям, имеющим  дело с «выходным потоком» (например, изучение рецептов), который отражает движение продукта из аптек к конкретным потребителям. Теоретически в любое  время, изучая списки и архивы, можно  узнать разницу между «входными» и «выходными» потоками

В частных аптеках опрос  проводится ежемесячно по всему списку закупок. Исследование розничной продажи не ограничивается изучением рецептов, но включает, как правило, и свободно продаваемые (безрецептурные).

Маркетинговые исследования в больницах

С точки зрения общей методологии, стиля и фармацевтической работы исследования больниц аналогичны исследованиям  розничных аптек. Но основная разница  заключается в том, что эти  исследования направлены на изучение потребителей в больницах. За последнее  десятилетие доля потребления на рынке лекарственных средств  больницами существенно возросла. Эта  часть фармацевтического рынка  является значительно более стабильной. Кроме того, в последние 10 лет  отмечен рост амбулаторных пациентов  в больницах, что выражается в  увеличении потребления больницами лекарств для этих больных.

Таким образом, анализ результатов  двух вышеупомянутых типов исследований должен выполняться в контексте  с конкретными фармацевтическими  продуктами. При этом должны собираться и обрабатываться данные об иных предметах, например, туалетных принадлежностях  и т.д. Наконец, необходима информация о таких предметах, как иглы, нити для наложения швов, покровный  материал, рентгеновская пленка и  реагенты для диагностик.

Исследования  оптовых закупок

Эта часть исследований фармацевтического  рынка имеет дело с оптовыми закупками  лекарств у оптовых торговцев  и на складах. Объект этих исследований – «выходной поток» фармацевтической продукции со складов, который одновременно является основным при рассмотрении «входного потока» поступления  лекарств со склада в аптеки и больницы. Поскольку характер закупок со складов  очень похож на закупки у оптовых  торговцев, возникает вопрос о целесообразности двух типов исследований. Однако, надо заметить, что между исследованиями закупок со складов и исследованиями закупок у оптовых торговцев существует разница. Анализ потока продукции, поступающей от оптовых торговцев, дает возможность установить, покупают ли больницы или аптеки лекарства напрямую или же через посредников. Исследования только закупок со складов не дает возможности ответить на этот вопрос.

С другой стороны, хотя анализ рынка базируется на исследованиях  в больницах и аптеках, оптовые  закупки являются во всех отношениях общими показателями активности фармацевтического  рынка. Объем информации, которую  можно получить благодаря этим исследованиям, значительно больше, чем при исследовании розничных закупок. Большой объем  полученных данных позволяет изолировать  и затем анализировать отдельно различные области фармацевтического  рынка, например, динамику продаж или  территориальные зависимости. Эта  возможность особенно важна при  анализе таких параметров рынка, как покупательский потенциал отдельных  регионов, различия покупательских интересов  внутри них, региональные различия потребностей в лекарственных средствах, различие форм продаж.

Если фирма–оптовик рассматривает  себя в роли физического дистрибьютора, то в соответствии с концепцией физической дистрибьюции она должна максимально удовлетворить потребности того рынка, на котором она работает. Однако специфика фармацевтического рынка такова, что каждому встречному поставки медикаментов невозможны.

Для того чтобы личная продажа  была эффективной, торговый агент должен стремиться получить максимально возможный  объем информации о потребителе  как до начала переговоров о продаже, так и во время них.

Провести информационную разведку до начала переговоров –  это значит попытаться дать ответы на следующие десять основных вопросов:

1. Кто ваш покупатель (его  положение, привычки, интересы)?

2. Каковы его потребности  (его проблемы, возможные мотивы  покупки)?

3. Что вы можете предложить (ваш товар, сопутствующие услуги)?

4. Каковы главные достоинства  вашего товара?

5. Насколько потребитель  знает вас и ваш товар?

6. Как согласуются потребности  покупателя с достоинствами вашего  товара?

7. Какую выгоду потребитель  сможет извлечь, купив ваш товар?

8. Какие возражения он  сможет выдвинуть, и как вы  на них можете ответить?

9. На какие уступки  вы можете пойти?

10. Как завершить продажу,  к чему стремиться?

Разведка до начала переговоров  должна быть дополнена «разведкой боем», т.е. уточнением информации в самом  начале непосредственного контакта с покупателем

В связи с этим заметим  следующее: обычно средняя и крупная  фармацевтическая фирма представляет собой сложное образование из десятка служб, и все проблемы и недостатки этих служб ложатся  на менеджера (или частично на оператора), поскольку именно он находится между  фирмой и клиентами. Верно и обратное – вся информация от клиента о  его потребностях и изменениях рынка  так же попадает к менеджеру и  от него зависит как лицо фирмы, так  во многом и решение, которое принимает  фирма на основе получаемой от менеджера информации.

Исследования  розничной продажи рецептурных  средств.

Проводятся для маркетингового анализа рецептурных средств, поступающих  из аптек к конкретным потребителям. По данным рецептурного спроса можно, например, определить увеличение количества покупок антибиотиков в августе, в преддверии «сезона антибиотиков». Но следует помнить, что этот всплеск  не связан с изменением мнения врачей об антибиотиках. Данные рецептурного спроса также рассматриваются многими  исследователями как лучший индикатор  результатов их усилий в области  маркетинга или рекламы. При рассмотрении только покупательского спроса на лекарственные  средства невозможно определить эффективность  усилий в области маркетинга, так  как неизвестно, какое количество пациентов уже употребляло эти  лекарственные средства, а какое  – стало употреблять в результате успешных маркетинговых операций. Однако изменение количества рецептов, выписываемых на это лекарственное средство, является индикатором тенденции в реализации этого препарата.

Информация о работе Мировой рынок лекарственных средств