Мировой рынок лекарственных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:26, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение теоретических основ принципов обеспечения качества лекарственных средств при движении от производителя к поставщику, а также рассмотрение товаропроводящих систем России и регионов.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
1. Определить особенности товародвижения на фармацевтическом рынке;
2. Рассмотреть принципы обеспечения качества лекарственных средств при производстве;
3. Изучить принципы определения и оценки качества лекарственных средств;
4. Рассмотреть товаропроводящую систему России и регионов и определить принципы обеспечения качества лекарственных средств на каждом из ее уровней.

Работа состоит из  1 файл

семестровая.docx

— 138.70 Кб (Скачать документ)

Данные опроса врачей помогут  определить, насколько часто эти  два заболевания встречаются  вместе и оценить, какое количество средств необходимо выделить для  создания специфического лекарственного средства.

Ответ на вопрос о специфических  дозировках лекарственных средств  может быть получен из маркетинговых  исследований. Данные диагностики, например, помогут установить, что отиты  чаще всего встречаются в педиатрической практике. Поэтому, если лекарство от отита не будет производиться  в жидких формах, то его будут  использовать редко.

Маркетинговые данные также  могут быть полезны при планировании дальнейших клинических испытаний. Если препарат проявляет активность в различных условиях, то данные, показывающие относительную важность тех или иных условий, могут использоваться для определения конкретных условий  клинических испытаний.

Сезонные, региональные данные о специфическом действии также  важны при планировании клинического исследования.

Компании могут использовать в различных комбинациях районы, времена года, специальности врачей, дающие наибольшее число пациентов  в требуемых условиях. Наконец, если препарат уже находится на рынке, производственной части фирмы требуются  данные о необходимом объеме производства препарата. Маркетинговые данные могут  помочь в этом определении. Требования к оформлению, например, такие, как  общее число, размеры упаковок, также  получают с помощью анализа конкурирующих  образцов. Финансовый и юридический  персонал тоже использует маркетинговые  данные в своей работе. Но, конечно, наиболее часто маркетинговые данные используются в маркетинговых подразделениях фирмы. Одним из основных его направлений  является предварительное планирование (предмаркетинговое). Частью этого планирования является анализ рынка, на котором предполагается реализация лекарственного сродства. Исследователь должен обладать различными видами информации для успешного маркетингового исследования препарата:

Врачи какой специализации будут проводить лечение или диагностику препаратом?

Является ли больница важным звеном в маркетинге этого препарата?

Какие характеристики пациентов  требуются?

Каковы в настоящее  время условия конкуренции на рынке?

Как конкуренты обеспечивают увеличение спроса на данный препарат?

Существует ли неудовлетворенный  спрос на него? Предварительные исследования проводятся для того, чтобы определить, как отнесутся врачи к новому лекарству, найдут его хуже или лучше  уже существующих.

В случае препаратов, отпускаемых  без рецепта врача рекламный  персонал изучает данные для того, чтобы определить образ пациента, для которого предназначено определенное лекарственное средство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. В фармацевтической отрасли создаются многочисленные маркетинговые информационные системы разного масштаба и назначения. Независимо от цели функционирования таких систем основу их информационной базы составляют сведения о лекарственных препаратах, которые обычно готовятся в виде паспорта или карты на каждый лекарственный препарат. Информация о лекарственном средстве должна быть наиболее полной: фирма и страна-производитель, формы выпуска, количество в упаковке, дозы, синонимы, принадлежность к фармакотерапевтичной группе, регистрационный номер и дата регистрации. Эту же информацию желательно дополнить обработанными результатами экспертных оценок лекарственных средств, которые позволяют определять ранги препаратов по их терапевтической эффективности, уровню спроса, по безопасности, обеспеченности лечебно-профилактических и аптечных учреждений, по осведомленности врачей об отдельных препаратах.

Отдельные разделы фармацевтических МИС содержат информацию об отечественных  и иностранных фирмах-производителях с приведением их реквизитов, ассортимента фармацевтической продукции и цен.

Для определения прогнозных количественных характеристик рынка  лекарственных средств целесообразно  формировать банки типичных схем лечения определенных заболеваний, статистических данных о заболеваемости, необходимых для ее прогнозирования, о реальной платежеспособности населения  с разделением на отдельные группы и регионы. Современные МИС должны иметь также программное обеспечение  математического моделирования.

В связи с децентрализацией фармацевтической информации практикуется создание региональных справочно-информационных служб с единой автоматизированной сетью. Такие системы используются как для удовлетворения информационных потребностей специалистов и населения, так и для упорядочения взаимодействия субъектов фармацевтического рынка.

В настоящее  время рынок лекарственных средств представляет особый интерес, как один из наиболее динамично развивающихся секторов в мировой экономике. Наблюдается расширение рынка лекарственных средств за счет обновления ассортимента, повышения качества продукции отечественных производителей и импорта.  
Полагаем, что при решении вопросов формирования регионального фармацевтического рынка, обосновании экономической поддержки его развития он должен рассматриваться в нескольких аспектах. Во-первых, как экономическая категория с присущими ей информационной, ценообразующей, регулирующей и другими функциями. Во-вторых, как организационная система с взаимодействующими группами рыночных субъектов: производителями, покупателями продукции, инфраструктурой и государством, в лице региональных органов управления. И, в-третьих, как регулируемая экономическая система, поскольку от управляемости экономическими и организационными процессами, особенно в переходной период, зависит достижение поставленной цели – функционирование в регионе эффективного рынка фармацевтической продукции, обеспечивающего высокий уровень лечебных процессов и сохранение здоровья населения.  
Следует отметить, что фармацевтический рынок как регулируемая экономическая система находится под действием комплекса факторов, которые оказывают влияние и детерминируют особенности процесса его формирования и развития. Все они, как представляется, могут быть объединены в четыре группы: производственные, регулирующие, внутри рыночные и внешние.  
В целом все факторы в той или иной степени взаимодействуют и оказывают различное влияние на соотношение и развитие рынка фармацевтической продукции как в целом в стране, так и в регионах. Такие из них, как производственные и внешние существуют и реально действуют. Другие, в частности, регулирующие, имеются, но не используются в полной мере. Особое место в формировании и развитии эффективного рынка фармпродукции занимают производственные факторы, в число которых нами включены научно-техническая база и уровень научных разработок в фармации и медицинской технике, а также наличие инновационной продукции и высокотехнологичного производственного оборудования в отрасли [6,7,9,с.22].  
Так как сейчас для того чтобы запатентовать препарат необходимо большое количество времени и средств, многие производители ограничиваются выпуском аналогов патентованных изделий – дженериками.  
Основными особенностями рынка лекарственных средств (ЛС), являются:  
1. Потребность в товаре связана с риском потери здоровья, трудоспособности.  
2. Емкость рынка ЛС велика (даже здоровые люди употребляют витамины, биодобавки и т. п.).  
3. Спрос на ЛС эластичен, зависит от уровня жизни людей и лимитируется финансовыми факторами (платежеспособностью населения).  
4. Потенциальный спрос на отдельные виды ЛС формируется в соответствии с профилями заболеваний конкретных территорий и подвержен сезонным колебаниям.  
5. Спрос на ЛС формируется не только потребителем, но и врачом.  
6. Потребительная стоимость (ценность) различных видов ЛС зависит от культурных, национальных и исторических традиций и определяется системой общественных предпочтений.  
7. Для хранения отдельных видов ЛС (ядовитых, сильнодействующих, наркотических и т. п.) требуется специализированное помещение, обеспечивающее безопасность.  
8. Ассортимент ЛС быстро расширяется: появляются заменители, обновленные и совершенно новые ЛС.  
9. ЛС могут обладать побочным неблагоприятным действием, поэтому часто требуют сопутствующих ЛС.  
Исходя из такой специфики лекарственных средств, проведение маркетинговых исследований рынка требует особого подхода.  
Эффективность функционирования рынка напрямую зависит от структуры рынка, то есть от того, каким образом организованы взаимоотношения продавца и покупателя.  
В экономической теории рассматриваются 4 типа рыночных структур: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия. На практике два крайних случая – совершенная конкуренция и монополия – встречаются очень редко. Чаще всего, мы можем говорить о различных рынках, занимающих промежуточное состояние между совершенной конкуренцией и монополией, приближенных либо к одной, либо к другой структуре. При этом, чем ближе рыночная структура к совершенной конкуренции, тем эффективнее функционирует данный рынок. Определим, какой рыночной структуре больше соответствует рынок лекарственных средств.  
Во-первых, проблема проведения исследований этого рынка заключается в том, что на данный момент не существует общепринятой классификации ЛС. А соответственно не создана система исследования спроса и предложения на данном рынке. Существует большое количество характеристик, по которым разделяют лекарственные средства на рынке.  
Все современные лекарственные средства группируются по следующим принципам [5,с.23]:  
1. Терапевтическому применению. Например, препараты для лечения опухолей, снижения артериального давления, противомикробные.  
2. Фармакологическому действию, т.е. вызываемому эффекту (вазодилататоры - расширяющие сосуды, спазмолитики - устраняющие спазм сосудов, анальгетики - снижающие болевое раздражение).  
3. Химическому строению. Группы лекарственных препаратов, сходных по своему строению. Таковы все салицилаты, полученные на основе ацетилсалициловой кислоты - аспирин, салициламид, метилсалицилат и т.д.  
4. Нозологическому принципу. Ряд различных лекарств, применяемых для лечения строго определенной болезни (например, средства для лечения инфаркта миокарда, бронхиальной астмы и т.д.).  
Принята также классификация медикаментов, предложенная академиком М. Д. Машковским:  
1. Лекарственные препараты, действующие преимущественно на центральную нервную систему: средства для наркоза, снотворные, психотропные препараты (транквилизаторы, нейролептические, седативные средства, антидепрессанты, стимуляторы); противосудорожные (противоэпилептические медикаменты); лекарства для лечения паркинсонизма, анальгетики, жаропонижающие, противовоспалительные препараты, противокашлевые.  
2. Лекарственные средства с действием в области окончания эфферентных (центробежных) нервов: холинолитики, ганглиоблокирующие, курареподобные и др.  
3. Лекарственные средства, действующие преимущественно на чувствительные нервные окончания, в том числе слизистой оболочки и кожи: местноанестезирующие препараты, обволакивающие и адсорбирующие средства, вяжущие, рвотные, отхаркивающие и слабительные.  
4. Лекарства, действующие на сердечнососудистую систему.  
5. Лекарства, усиливающие выделительную функцию почек.  
6. Желчегонные медикаменты.  
7. Препараты, влияющие на мускулатуру матки.  
8. Средства, влияющие на процессы обмена веществ: гормоны, витамины и их аналоги, ферменты, гистамин и антигистаминные препараты, биогенные и пр.  
9. Противомикробные: антибиотики, сульфаниламиды, производные нитрофурана, противотуберкулезные, противосифилитические, противовирусные препараты и т.д., антисептики (группа галогенов, окислители, кислоты и щелочи, спирты, фенолы, красители, дегти, смолы и т.д.).  
10. Препараты для лечения злокачественных новообразований.  
11. Диагностические средства.  
12. Прочие препараты различных фармакологических групп.  
Однако, говоря о рынке ЛС, нужно иметь в виду особенности формирования, соответствующие только ему. Одной из таких особенностей, является – порядок отпуска ЛС в аптеках. Они делятся на безрецептурные и рецептурные лекарства. Последние предполагают большую потенциальную опасность применения без совета врача. К безрецептурным и рецептурным ЛС можно добавить лекарственное обеспечение за счет государственных источников финансирования (ДЛО).  
Потребность в рецептурных препаратах формируется врачами лечебно-профилактических учреждений. Врачи выписывают рецепты, исходя из своих знаний о необходимости и полезности применения того или иного лекарственного средства. В свою очередь больной формирует спрос: оценивает материальные возможности и свои представления о целесообразности применения препарата и принимает окончательное решение о приобретении.  
В отличие от этого, в процессе формировании и потребности, и спроса на безрецептурные препараты участвует уже только сам потребитель. На формирование спроса на безрецептурные препараты основное действие оказывает реклама в аптеках, лечебных учреждениях и средствах массовой информации. Определенные рекомендации могут исходить и от врача. Но большую роль в принятие решения о покупке того или иного лекарственного средства играет сам потребитель.  
Таким образом, в структуре рынка лекарственных препаратов выделяем три основные составляющие: рецептурные, безрецептурные препараты и лекарства, отпускаемые за счет государственного обеспечения – ДЛО. А соответственно выступает три основных потребителя: население, лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) и местный бюджет, обеспечивающий закупку ЛС для ДЛО. Между продавцами ЛС и перечисленными потребителями складываются различные виды рыночных отношений. В соответствии с категориями потребителей предлагается разбить рынок ЛС на 3 сегмента: I сегмент, где потребителем выступает население, II сегмент, где потребителями выступают ЛПУ и III сегмент, где потребителем является местный бюджет. Подробнее рассмотрим характерные черты рынка ЛС в I сегменте.  
Поставкой ЛС населению, даже в пределах одного города, занимается большое количество аптечных учреждений различных форм собственности. Стоимость ЛС оплачивается из личных располагаемых доходов людей.  
Особенностью российского фармацевтического рынка является развитие быстрыми темпами рынка безрецептурных препаратов. Если в 2005 году процентное соотношение безрецептурных и рецептурных препаратов выглядело как 30% к 70% [8,с.25], то в 2008 году доля препаратов, отпускаемых без рецепта врача, составила почти 50 %.  
Потребители, в лице населения, чаще всего и покупают препараты, отпускаемые без рецепта врача, такие как: противовоспалительные, болеутоляющие, противовирусные, настойки из трав, ЛС, влияющие на сердечно-сосудистую систему (ССС), успокаивающие ЛС, витамины и БАД. Это среднее соотношение. Как правило, спрос потребителей варьируется в зависимости от времени года.  
Характерные черты I сегмента рынка ЛС, где потребителем является население:  
- наличие очень большого количества продавцов и покупателей ЛС;  
- относительно низкие входные барьеры;  
- имеются некоторые ограничения экономической информации;  
- частичный контроль над ценами.  
Таким образом, структура данного сегмента рынка ЛС близка к совершенной конкуренции. Что же касается производителей, представленных на рынке лекарственных средств, то основное место здесь пока занимают иностранные компании. Не смотря на это, тенденцией последних лет является увеличение количества российских производителей на рынке. Этому способствует и государственная программа, направленная на поддержку российских товаров.  
Согласно данным «Розничного аудита лекарственных средств в РФ» объем продаж ГЛС в 2008 году составил 4,7 миллиарда долларов, что на 20,3% превышает аналогичный показатель предыдущего года [10,с.26].  
В настоящее время, лидером на Новосибирском рынке по производству ЛС, отпускаемых без рецепта врача, является компания Санофи-Авентис, второе место принадлежит Берлин-Хеми. «Двадцатке» лидирующих производителей принадлежит 44 % общего объема продаж. Пока девятнадцать из двадцати компаний являются иностранными.  
В настоящее время рынок лекарственных средств динамично развивается. Наблюдается расширение рынка лекарственных средств за счет обновления ассортимента, повышения качества продукции отечественных производителей и импорта. В условиях кризиса многие иностранные производители потеряли свои конкурентные преимущества. В то время как отечественным товарам сейчас оказывается большая поддержка со стороны правительства. Потенциальный спрос на большинство ЛС зависит от профиля заболеваний, соответствующих конкретной территории, от возраста и образа жизни потребителя. Так как потребность в ЛС связана с риском потери здоровья и трудоспособности спрос относительно стабилен, хотя и зависит от многих факторов. Фирмам-производителям необходимо учитывать все это и выбирать соответствующую стратегию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Развитие фармацевтического рынка закономерно сопровождается развитием рынка фармацевтической информации. Современная нормативно-правовая база по здравоохранению определяет ответственность государственных органов за обеспечение населения непредвзятой, объективной и доказательной информацией, касающейся общественного здоровья, в том числе включая сведения о лекарственных препаратах [11,с.27], то вопросы доступности фармацевтической информации о ЛС для населения приобретают первоочередную значимость.  
Весьма актуальная эта проблема для г. Томска, где отсутствует общее информационное пространство всех участников фармацевтического рынка, следовательно, нет объективной информации по оценке удовлетворенности в получаемой фармацевтической информации основных групп потребителей. В настоящее время в г. Томске семь независимых справочных аптечных служб. Так, основными потребителями фармацевтической информации по нашим исследованиям, в г. Томске в 72,5 % случаев от числа обращающихся за фармацевтической информацией составляет население и, соответственно, в 18,4 % специалисты аптечных организаций и только 9,1 % врачи.  
По результатам опроса аптечных справочных служб в г. Томске удовлетворенность спроса на ЛП ассортиментом аптечных организаций составляет около 89,3 %, в то время как обращаемость в аптечные справочные службы по причине поиска необходимой фармацевтической информации о ЛС составляет 30,8 % от числа всех обращений. В свою очередь, обращаемость по причинам поиска конкретного ЛП 26,7 %, а по иным причинам, соответственно, 42,5 %. Из них, поиск наиболее выгодной цены для нужного ЛС составляет 26,7 %, а поиск эффективного заменителя и заказа ЛП в аптеках города только 11,7 %.  
Анализ структуры спроса на фармацевтическую информацию свидетельствует о том, что наиболее часто запрашиваемая  информация касается  регулярно или сезонно потребляемых ЛС или назначенных врачом ЛП, что составляет в равной степени по 35 % всех обращений. К причинам обращений населения и фармацевтических, медицинских специалистов являются получение информации о новинках товарного ассортимента, что составляет около 20,0 % всех обращений. Особое место в структуре запрашиваемой фармацевтической информации занимают консультации населения по телефону, к ним относятся обращения при недомоганиях (болезни) и получение после этого информации о нужном ЛС, которые составляют 18,3 % всех обращений. Особенность данного вида фармацевтической информации заключается в том, что ее можно назвать обращением «не по адресу», поскольку ни одна из аптечных справочных служб города не ставит перед собой такого вида задач, т.к. консультирование при недомоганиях (болезни) не входит в область профессиональной компетентности специалистов аптечных справочных служб. 
Анализ графиков  и режимов работы аптечных справочных служб показал, что ни одна из них не работает круглосуточно, хотя потребности в получении доступной фармацевтической информации возникают в любое время суток. Анализ обращаемости  на примере одной их аптечных справок, показал, что максимальное количество обращений имеет место в среду, а в течение рабочего дня во второй его половине. 
Оценка направлений деятельности аптечных справок в городе Томске показала, что они все ставят перед собой следующую основную функцию, которая формулируется в их миссиях следующем образом: «повышение качества жизни жителей Томской области через удовлетворение общественных потребностей в информационных услугах по  лекарственным препаратам, товарам аптечного ассортимента». Однако в комплексах решаемых ими задач имеют место некоторые противоречия декларируемой функции. Так, к сожалению, фирменные справочные службы предоставляют информацию только аптекам собственной аптечной сети. Это создает предпосылки к отсутствию полной и достоверной фармацевтической информации о состоянии любого запрашиваемого вопроса на рынке в целом, что заставляет потребителей обращаться последовательно во все имеющиеся в городе аптечные справки для получения достоверной и полной информации, которая в последствии трансформируется некоторой противоречивостью, определяемой областью компетенций самих специалистов этих служб. 
Помимо предоставления фармакотерапевтической и фармацевтической информации, аптечные справки имеют определенный набор дополнительных услуг, к которым относят  следующие возможности: 
-    зарезервировать ЛП в аптеке по телефону;  
-    заказать ЛП в аптеке по телефону; 
-    зарезервировать ЛП в аптеке через Интернет;  
-    заказать ЛП в аптеке через Интернет; 
-    заказ товара на дом, в офис, лечебное учреждение; 
-    узнать о скидках и акциях, действующих в аптеках. 
Ими так же ведется работа с врачами по следующим направлениям: 
-    информирование о новинках фармацевтического рынка; 
-    предоставление методических и справочно-информационных материалов; 
-    предоставление информации о наличии и стоимости необходимых препаратов. 
Таким образом, проведенные исследования состояния рынка фармацевтической информации в городе Томске указали на существенные противоречия в доступности фармацевтической информации. Вместе с этим, как показывают наши наблюдения, для дальнейшего развития розничного фармацевтического рынка необходима свободная циркуляция информации, широкие перспективы этого вида деятельности становятся очевидными. Поэтому сейчас основная проблема этой отрасли лежит не в сфере оценки целесообразности ее развития, а в сфере осуществления эффективного информационного маркетинга [12,с.29]. Таким образом, для информационного пространства в г. Томске, где информационные услуги одновременно оказывают семь справочных служб, весьма актуальной является оценка и выбора направлений по развитию рынка фармацевтической информации, ориентированной на основные группы потребителей. Для этого нами проведены социологические опросы потребителей по оценке эффективности существующей фармацевтической информации и по изучению потребностей и степени доступности фармацевтической информации. Предварительные результаты показывают, что основную группу потребителей представляют люди пенсионного возраста, осведомленность которых ограничена опытом получения лекарственных средств только по рецептам врачей ЛПУ. Их в большей степени интересует информация по решению острых проблем со здоровьем, а такая категория качества жизни как «здоровье» ими понимается как отсутствие недомоганий. Это конкретный пример некоторых противоречий между запросом на содержание фармацевтической информации и декларируемыми направлениями деятельности.

В современных условиях хозяйствования меняется экономическая сущность функционирования аптечных предприятий. Это связано  с процессом преобразования розничного фармацевтического рынка, в результате которого аптеки, ранее действующие  как самостоятельно хозяйствующие  субъекты, объединяются в аптечные сети, в результате чего происходит централизация управления. Целью  наших исследований является оценка влияния этих процессов на результаты экономической деятельности аптечных организаций, разработка рекомендации по повышению эффективности деятельности аптек ГПКК «Губернские аптеки». Методы исследования: комплексный экономический  анализ, который включает использование  математического, статистического, графического, логического методов исследования. 
В качестве объектов исследования выбрано 9 аптечных организаций Свердловского района г. Красноярска, представляющих собой филиалы Государственного предприятия Красноярского края «Губернские аптеки». Данная аптечная сеть была создана в ходе реорганизации государственных аптек 5 августа 2004 года. На сегодняшний день объединяет 154 аптеки, 79 аптечных киосков и 177 аптечных пунктов, всего 410 аптечных организаций – крупнейшая государственная аптечная сеть России. В рамках социального проекта от ГПКК «Губернские аптеки» в районе создана аптека для малообеспеченных красноярцев. Розничные цены в социальной аптеке ниже на 10-15%, чем во всей аптечной сети. В 2006 году предприятию «Губернские аптеки» присвоена «Платиновая унция» в номинации «Аптечная сеть года».  
В качестве источника информации использовалась бухгалтерская отчетность и паспорта аптек, на основании которых был проведен анализ финансовой и инвестиционной структуры капитала аптек до объединения в аптечную сеть и сравнение с финансовым состоянием аптек на настоящий период времени, приходящийся на период централизованного управления аптеками.  
Одним из важнейших показателей финансово-хозяйственной деятельности является товарооборот, анализ динамики которого показывает, что реализация аптечных товаров растет во всех анализируемых аптеках. Лидером является аптека № 300, товарооборот которой к 2006 г. вырос в 2 раза по сравнению с 2003 г., что позволило увеличить прибыль от продажи и повысить эффективность торговой деятельности. Однако, конечные результаты финансово-хозяйственной деятельности аптеки в целом отрицательные, аптека убыточна. Таким образом, сложившаяся практика оценки эффективности деятельности фармацевтических организаций, главным образом, по объему реализации, не позволяет объективно оценить результаты финансово-хозяйственной деятельности. Необходимо учитывать влияние различных факторов на деятельность аптек, а также то, что на них помимо торговых и производственных функций возложена и социальная функция, реализация которой предполагает дополнительные издержки, требующие адекватной оценки [11,с.30]. Поэтому для анализа эффективности деятельности аптечных организаций предполагается использование методики комплексного анализа. 
Методика комплексной оценки эффективности деятельности аптечных предприятий предусматривает определение четырех групп контролируемых индикаторов: прибыльности хозяйственной деятельности; деловой активности; эффективности управления; рыночной устойчивости и ликвидности. Каждая из этих групп представлена своими индикаторами. Их выбор определяется целевыми функциями предприятий. В данном случае использовались следующие показатели: рентабельность продаж; рентабельность активов; оборачиваемость товарных запасов; объем реализации на рубль затрат; объем реализации на рубль активов; оборачиваемость кредиторской и дебиторской задолженностей; объем реализации на одного работающего; объем реализации на единицу площади; текущая ликвидность и коэффициент автономии. По каждому контролируемому показателю устанавливаются предельные значения, интервал отождествляется с 10-балльной шкалой дискретных очков. К каждому из индикаторов присвоен свой уровень значимости, который отражается при расчете интегрального индекса аптечной организации. Таким образом, рассчитанный интегральный индекс позволяет сравнивать предприятия между собой, а также и оценить изменения, произошедшие в аптеках в динамике за анализируемый период [12,с.31]. 
Помимо анализа вышеприведенных показателей необходимо обратить внимание и на общие характеристики аптек. Претерпела изменения организационная структура аптечных организаций. Наблюдается тенденция к снижению числа отделов. Из 9 исследуемых объектов только 1 аптечная организация занимается производственной деятельностью. В аптеке № 87 в виду закрытия производственного отдела произошло перераспределение площадей, при чем площадь торгового зала осталась неизменной, равно как и в других исследуемых объектах. Не смотря на этот факт, две аптеки полностью изменили тип обслуживания посетителей. Переход к системе супер-маркета был возможен только в составе аптечной сети. До объединения льготным отпуском занимались 6 аптек, к 2006 году, реализацией федеральных и региональных программ дополнительного лекарственного обеспечения занимаются все 9 исследуемых аптечных организаций. 
В виду централизации управления и сокращения видов деятельности, штат каждого аптечного предприятия заметно уменьшился. Анализ кадрового состава работников показал, что большая часть специалистов имеют среднее фармацевтическое образование, только руководящие должности занимают провизоры. 
Изучены факторы и степень их влияния на финансовое состояние аптечных организаций, как ведущие выделены централизация управления, организация системы единого заказа и поставок товаров, создание единой программы по формированию розничных цен, техническое оснащение аптечных организаций, проведение маркетинговых исследований. 
Исходя из проведенного анализа, выявлены основные направления для достижения максимальной эффективности деятельности предприятий, которые сводятся к повышению финансовой устойчивости организаций, деловой активности и прибыльности хозяйственной деятельности. Этому будут способствовать повышение эффективности управления: проведение текущего и стратегического планирования, совершенствование системы организации поставок лекарственных средств, оптимизация структуры ассортимента аптечных товаров, гибкая ценовая политика.

 

 

 

 

 

5.Согласно данным исследовательского агентства IMS Health, в 2010 г. объем мирового фармацевтического рынка достиг 875 млрд. долларов. Годовой прирост его составил 4,1%.  
Из 5 регионов мирового фармацевтического рынка наибольшую долю продаж обеспечивали страны Северной Америки, наименьшую - Латиноамериканский регион. (рис. 1). Максимальный прирост рынка по итогам 2010 г. продемонстрировали страны Азии, Африки, Австралии (+14%), минимальный - Япония (+0,1%). 

Рисунок 1. Структура мирового фармрынка по регионам

 
Среди терапевтических классов лидером  по объему продаж в 2010 г. по-прежнему являлась группа онкологических препаратов, годовой  прирост которой на мировом фармацевтическом рынке составил +6,7% (табл. 1). Замыкает десятку группа противовирусных  средств. По годовому приросту продаж лидировали аутоиммунные препараты (+14,7%). Падение реализации наблюдалось  только в группе противоязвенных ЛС (-6,5%). Суммарный объем реализации ведущих терапевтических групп составил 299,1 млрд. долл., или 34,2% от общего объема мирового фармацевтического рынка.  
Таблица 1. ТОП-10 терапевтических классов на мировом фармрынке по итогам 2010 г.

Группа препаратов

Объем продаж, млрд. долл.

Прирост 2010/2009, %

Oncologics

56,0

6,7

Lipid Regulators

36,4

2,0

Respiratory Agents

35,9

7,0

Antidiabetics

34,4

12,2

Anti-ulcerants

28,0

-6,5

Angiotensin II Antagonists

26,6

4,5

Antipsychotics

25,4

9,0

Autoimmune agents

20,7

14,7

Antidepressants

20,2

3,4

HIV Antivirals

15,4

13,2


 
По итогам 2010 г. ведущим производителем на мировом фармацевтическом рынке  является компания Pfizer с объемом продаж 55,6 млрд. долл. (табл. 2).  
Таблица 2. ТОП-10 компаний на мировом фармрынке по итогам 2010 г.

Компания

Объем продаж, млрд. долл.

Прирост 2010/2009, %

PFIZER

55,6

-2,5

NOVARTIS

46,8

21,7

MERCK & CO

38,5

-1,3

SANOFI-AVENTIS

35,9

1,0

ASTRAZENECA

35,5

3,2

GLAXOSMITHKLINE

33,7

-3,7

ROCHE

32,7

-0,2

JOHNSON & JOHNSON

26,8

0,0

ABBOTT

23,8

20,1

LILLY

22,1

8,9

Информация о работе Мировой рынок лекарственных средств