Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:26, курсовая работа
Целью работы является изучение теоретических основ принципов обеспечения качества лекарственных средств при движении от производителя к поставщику, а также рассмотрение товаропроводящих систем России и регионов.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
1. Определить особенности товародвижения на фармацевтическом рынке;
2. Рассмотреть принципы обеспечения качества лекарственных средств при производстве;
3. Изучить принципы определения и оценки качества лекарственных средств;
4. Рассмотреть товаропроводящую систему России и регионов и определить принципы обеспечения качества лекарственных средств на каждом из ее уровней.
Существуют два основных метода сбора информации для долговременных исследований рецептурной части фармацевтического рынка.
Первый метод основан на исследовании розничных аптек, так как фармацевты в каждой из них регистрируют информацию, касающуюся рецептов, реализованных данной аптекой.
Второй метод использует достижения в области фармацевтических услуг – системы регистрации рецептов; при этом требуемая информация выдается компьютерами.
Каждый метод имеет свои преимущества и недостатки. Количество компьютерных данных велико, они легко и быстро доступны, просто обрабатываются. Однако эти данные представляют информацию только о том, какие средства приготовлены в данной аптеке.
Метод опроса фармацевтов поставляет меньшее количество данных, требует больше времени на их сбор и обработку, но получаемые сведения отражают и количество средств, выписанных врачами, и количество лекарств, приготовленных фармацевтами. Идеально исследования должны совмещать в себе лучшие стороны обоих методов.
Опрос врачей
Большинство исследований,
описанных выше, ориентированы на
изучение движения продукта от одной
стороны к другой, опрос врачей
позволяет описывать
Опросы проводятся в определенной группе врачей. Каждый врач опрашивается с целью получения специальной информации о каждом пациенте, принятом в период опроса. Запрашиваются данные о диагнозе, характеристиках пациента, типе визита (на дому, в поликлинике), выписанных лекарствах, их действии. После оценки количества примененных лекарственных средств и результатов их использования данные, полученные в результате этих исследований, используются для установления взаимосвязей между следующими параметрами: в каких условиях применялось лекарственное средство, с какой целью, частотой и для какого типа пациентов, по какой специализации врача.
Другой тип опросов
применяется для сбора самых
свежих данных о рецептах от частнопрактикующих
врачей. Данные этих опросов за некоторый
период времени демонстрируют
Опрос работников, занятых стимулированием сбыта.
Три сегмента рекламной деятельности
должны изучаться при долговременных
исследованиях
Исследования розничной продажи.
Этот метод используется очень давно в основном для маркетингового анализа нерецептурных средств. Один из типов исследования розничной продажи может быть определен как «начальный список» плюс «совершенные продажи» минус «конечный список». Этот тип исследований является основным для долговременного анализа и обзора фармацевтического рынка. Поскольку в процессе исследования розничной продажи собирается информация о количестве реализованных упаковок лекарств в денежном и количественном выражении, то возможно проведение анализа цен на лекарственные средства.
Главной цепью исследований рецептурной торговли является определение общего количества реализованных рецептурных средств, но при этом может быть также собрана информация о прописываемых дозах, их количестве и стоимости лечения. Следует указать, что очень важно использование в этих исследованиях результатов других работ. Например, данные о рецептурных лекарственных средствах дают информацию как о них самих, так и о сырье, Из которого они приготовлены. Наконец, в последние годы достигнут большой прогресс в объединении результатов отдельных исследований в общие базы данных, что позволяет произвести практически неограниченное изучение их взаимозависимости.
Другие службы и источники информации
Кроме вышеуказанных, существует
множество иных маркетинговых услуг
и типов исследований, предоставляемых
исследователям рынка. Часть этих услуг
предоставляется в виде результатов
анализа или обзоров
Ниже приводятся некоторые типы дополнительных исследований и анализа в различных областях:
реклама и ее потребители:
эффективность деятельности по увеличению сбыта;
место на рынке:
нововведения;
осведомленность и использование информации;
проверка состояния
выявление врачей, выписывающих максимальное количество рецептов;
патентованные и лицензионные исследования;
частное и стратегическое планирование. Дополнительно к уже описанным существует множество других источников маркетинговой информации.
Мероприятия по стимулированию сбыта фармпрепаратов. Реклама
Составной частью маркетинга является реклама. Современная реклама фармапрепаратов – глубоко продуманный и научно организованный процесс. Информация о состоянии фармацевтического рынка собирается и детально анализируется в рамках маркетингового исследования, касается характеристик лекарств–аналогов, конкурентов, потребителей. Она подвергается комплексному анализу с целью выявления той части фармацевтического рынка, на которую поступает новый фармпрепарат; определяется степень его конкурентоспособности, круг потенциальных потребителей – населения и лечебно–профилактических учреждений.
Важно не только выйти на
рынок с новым лекарственным
средством, но и «подтолкнуть» его
к потребителю, используя такую
разновидность рекламной
Иногда реклама лекарственных
средств настолько действенна и
активна, оказывает столь
Маркетинговые данные. Анализ и интерпретация.
Успешный анализ и интерпретация маркетинговых данных или, в общем случае, любых данных зависит от некоторого числа факторов. Учет этих факторов является необходимым, идет ли речь о группе из пяти врачей или же о данных, отражающих многочисленные оптовые операции.
Возможно, самый важный фактор для успешного использования маркетинговых данных – понимание. Первым его элементом является понимание решаемой задачи, вопроса. Перед началом любого исследования или анализа должен быть тщательно сформулирован вопрос, который требуется решить. Анализ не должен ограничиваться ответом на вопрос типа: «Найти, как врачи используют продукт А»? В качестве первого шага надо определить, что означает термин «используют». Означает ли это использование для диагностики или в каких количествах и дозировке, или как долго использовать, одиночное использование или в комбинации с другими средствами. При анализе необходимо определять: означает ли термин «врачи» вообще врачей или подразумевается какая–то определенная специальность; происходит ли использование препарата при лечении множества заболеваний или при определенном диагнозе; дома или в больнице применяется лекарственное средство, в настоящее время или уже давно. В очень многих случаях наиболее детальное, точное и аккуратное исследование выполняется только по особым запросам.
Кроме того, требуется понимание данных, с которыми работает исследователь. Основное требование – понимание методологии, используемой при сборе данных или обработке информации. Если, например, данные были получены от какой–либо группы населения, то исследователь должен понимать структуру этой группы:
Какие специфические черты или характеристики эта группа отражает?
По какому принципу отбирались участники этой группы?
Какова методология сбора?
Согласуются ли ответы на два предыдущих вопроса с общей линией исследования?
Какой способ или метод применялся при сборе данных?
Если исследовалась
Какие указания давались сборщикам информации?
Исследователь, досконально
знающий методологию сбора
Исследователь, который считает, что сумма денег, полученных от продажи лекарств аптеками, эквивалентна количеству денег, полученных производителями этих лекарств, ошибается. Дело в том, что здесь исследуются только розничные аптеки. Но лекарства аптеки могут получать также и через оптовых торговцев и склады, и разница может составлять до 15%.
Точное понимание каждой
части собранных данных не является
необходимым при анализе одного
набора сведений, но особенно важно
при совместном использовании нескольких
наборов данных. Итак, понимание
вопроса или проблемы, понимание
данных, относящихся к этой проблеме,
и правильная оценка того, насколько
эти данные точно отражают проблему
– три главных фактора для
успешного анализа и
Аналитик должен стремиться к тому, чтобы объяснить наблюдаемые явления возможно более полно. Если продажа препарата возросла, то исследователь должен определить, является ли это реальным ростом покупок (увеличением количества покупок) или просто результатом роста цен. Если это реальный рост, то не определяется ли он сезонным колебанием? При этом необходимо сравнить эти данные с данными за другой период, и, если рост закупок не зависит от сезона, то это свидетельствует о том, что врачи отдают предпочтение рассматриваемому лекарству.
Можно сказать, что в фармацевтической компании нет подразделения, которое хотя бы раз не использовало бы услуги этих служб и их данные. Например, одним из наиболее важных вопросов для любой фирмы является планирование:
Какое лекарство или область продукции подходит для долговременных исследований и денежных вложений?
Какое лекарство нельзя допустить
даже для кратковременных
Маркетинговые данные могут
помочь в планировании в таких
областях, как определение размера
рынка и его потенциала, пригодно
ли это лекарство для
Маркетинговые данные могут
помочь при определении и планировании
параметров будущего лекарства, таких
как потенциальный размер рынка,
применяемые конкурирующие
Существует очень много областей исследований развития, где требуется анализ маркетинговых данных. Так, например, из этих данных видно, что остеоартриты часто сопровождаются повышением кровяного давления: Если противоартритные средства имеют в качестве побочного эффекта повышение давления, то они не могут быть использованы при лечении подобных больных.