Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 17:29, курсовая работа
Цель курсовой работы – разработка рекомендаций по совершенствованию деятельности компании на целевых рынках.
Задачи курсовой работы:
выявление сущности рынка продукции потребительского назначения;
рассмотрение, теоретических основ процесса сегментации рынка;
дать общую характеристику ОАО «Брянконфи»;
выделение сегментов рынка, на которые направлена деятельность ОАО «Брянконфи»;
разработка ряда методов, направленных на улучшение функционирования предприятия;
Введение 3
1.Научно-теоретические основы процесса сегментации рынка продукции потребительского назначения 5
1.1. Сущность сегментации рынка 5
1.2. Процесс сегментирования рынка 13
1.3. Методы сегментирования рынка 16
2.Сегментирование рынка кондитерских изделий «Брянконфи» 23
2.1. Общая характеристика компании «Брянконфи» 23
2.2 Анализ сегмента рынка кондитерских изделий предприятия «Брянконфи» 27
3. Совершенствование деятельности компании «Брянконфи» на целевых рынках кондитерских изделий 33
3.1 Рекомендации по совершенствованию деятельности ОАО «Брянконфи» 33
3.2 Обоснование эффективности предложенных мер 37
Заключение 40
Библиографический список 42
Содержание
Актуальностью данной работы является смена в процессе развития рыночных отношений, рынка, на котором господствующее место занимал производитель, pынком покупателя.
В наше время создание товара не является уже таким беспрецедентным и уникальным событием, как это было раньше. Еще буквально полвека назад создание чего-то нового производило переворот и приносило изобретателям сверхприбыли. Сейчас главным является не cоздание, а умелое и эффективнoе прoдвижeние нового товара.
Исходным в организации бизнеса становится изучение потребностей рынка и разработка планов по их удовлетворению. Ключевым видом управленческой дeятельности кoммерческой oрганизации становится маркетинг, маркетинговое исследование рынка для лучшего продвижения товаров на рынке, поиска рыночных ниш (сегментов) с целью увеличения прибыли.
Сегодня фирмы все больше прибегают к технике целевого маркетинга, который помогает продавцам лучше выявлять имеющиеся маркетинговые возможности. Для каждого целевого рынка продавец может разработать нужный этому рынку товар.
Для этого и существует такоеiпонятие как сегментация рынка, которая представляет сoбoй разделение пoтребителей на группы. Существуют различные принципы, методы и критерии сегментирования рынка, о которых и пoйдет речь в данной работе. Каждый тoвар индивидуален и каждый потребитель индивидуален, поэтому нет одного определенного принципа или метода.
Проблему сегментации рынка рассматривали многие авторы, такие как: Ф.Котлер, Поль Р. Гембл, Энтони Марселла, Алан Тапп, Т. Боном и Б. Шапиро и др.
Цель курсовой работы – разработка рекомендаций по совершенствованию деятельности компании на целевых рынках.
Задачи курсовой работы:
Объектом исследования является рынок кондитерских изделий ОАО «Брянконфи».
Предмет – процесс сегментирования рынка кондитерских изделий.
В качестве основных методов исследования были выбраны: анализ библиографических источников, журналов, систематизация информации, их структурирование, обработка данных о состоянии рынка и другие методы исследования.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
В первой рассматриваются теоретические аспекты процесса сегментирования рынка продукции потребительского назначения: понятие потребительского рынка, его сущность, каким образом осуществляется процесс сегментации.
Во второй главе рассматривается процесс сегментации рынка кондитерских изделий компанией «Брянконфи»: общая характеристика компании, ассортимент продукции фирмы, основные сегменты рынка компании.
В третьей главе предложен ряд мер по совершенствованию деятельности предприятия и обоснование эффективности предложенных мер.
Потребительский рынок - отдельные лица и домохозяйства, покупающие или приобретающие иным способом товары и услуги для личного потребления.[5]
Потребители резко отличаются друг от друга возрастом, уровнем доходов и образования, склонностью к переездам и вкусами. Деятели рынка сочли целесообразным обособить различные группы потребителей и создавать товары и услуги, специально рассчитанные на удовлетворение нужд этих групп. Если сегмент рынка оказывается достаточно большим, некоторые фирмы могут разработать отдельные маркетинговые программы для обслуживания этого сегмента.[16]
Особенностью потребительского рынка является то, что решающим звеном здесь выступает потребитель, а значит ответ на вопрос: будет ли данный товар куплен, практически полностью зависит от потребителя.[12]
При этом нужно учитывать то, что каждый покупатель выбирает товар в соответствии со своими потребностями, руководствуется определенными мотивами.
В прошлом деятели рынка учились понимать своих потребителей в процессе повседневного общения с ними. Однако рост размеров фирм и рынков лишил многих распорядителей маркетинга непосредственного контакта со своими клиентами. И теперь тратится гораздо больше времени, чем когда-либо раньше, на изучение потребителей, пытаясь выяснить, кто именно покупает и почему именно покупает.[16]
Основной вопрос: как именно реагируют потребители на разные побудительные приемы маркетинга, которые фирма может применить и что нужно для того, чтобы по-настоящему разобраться в том, как реагируют потребители на различные характеристики товара, цены, рекламные аргументы, и т.п. Вот почему и фирмы и научные работники тратят так много усилий на исследование зависимостей между побудительными факторами маркетинга и ответной реакцией потребителей. Отправной точкой всех этих усилий является модель, представленная на рисунке 1. На ней показано, что побудительные факторы маркетинга и прочие раздражители проникают в “черный ящик” сознания покупателя и вызывают определенные отклики.
Побудительные факторы маркетинга |
Прочие раздражители |
“Черный ящик” сознания покупателя |
Ответные реакции покупателя | |||
Товар Цена Методы распространения Стимулирование сбыта |
Экономические Научно-технические Политические Культурные |
Характеристики покупателя |
Процесс принятия решения покупателем |
|
Выбор товара Выбор марки Выбор дилера Выбор времени покупки Выбор объекта покупки |
Рисунок 1 - Модель покупательского поведения
Побудительные факторы маркетинга включают в себя четыре элемента: товар, цену, методы распространения и стимулирования. Прочие раздражители слагаются из основных сил и событий из окружения покупателя; экономической, научно-технической, политической и культурной cреды. Пройдя через “черный ящик” сознания покупателя, все эти раздражители вызывают ряд поддающихся наблюдению покупательских реакций, представленных в правом прямоугольнике: выбор товара, выбор марки, выбор дилера, выбор времени покупки, выбор объема покупки.
Задача деятеля рынка - понять, что происходит в “черном ящике” сознания потребителя между поступлением раздражителей и появлением откликов на них. Сам “черный ящик” состоит из двух частей. Первая это характеристики покупателя, оказывающие основное влияние на то, как человек воспринимает раздражители и реагирует на них. Вторая часть представляет собой процесс принятия покупательного решения, от которого зависит результат.[19]
При совершении покупки большое влияние на покупателя оказывают факторы культурного, социального, личного и психологического порядка (рисунок 2). В большинстве своем это факторы, которые не поддаются контролю со стороны деятелей рынка. Но их обязательно следует принимать в расчет.
Факторы культурного порядка Культура Субкультура Социальное положение |
|
Социальные факторы Референтные группы Семья Роли и статусы |
Покупатель |
||
Личностные факторы Возраст и этап жизненного цикла семьи Род занятий Экономическое положение Образ жизни Тип личности и представление о самом себе |
|
Психологические факторы Мотивация Восприятие Усвоение Убеждения и отношения |
Рисунок 2 - Факторы, оказывающие влияние на покупательское поведение
Почти ко всему на свете
- к религии, политике, одежде, музыке,
еде человек имеет собственное
отношение. Отношение - сложившаяся
на основе имеющихся знаний устойчивая
благоприятная или
Рассмотрим, какие именно этапы преодолевает покупатель на пути к принятию решения о покупке (рисунок 3).[16]
Осознание проблемы |
|
Поиск информации |
Оценка вариантов |
|
Решение о покупке |
|
Реакция на покупку |
Рисунок 3 - Процесс принятия решения о покупке
1) Осознание проблемы
Процесс покупки начинается с того, что покупатель осознает проблему или нужду. Он чувствует разницу между своим реальным и желаемым состоянием. Нужда может быть возбуждена внутренними раздражителями. Одна из обычных человеческих нужд голод, жажда, секс возрастает до порогового уровня и превращается в побуждение. По прошлому опыту человек знает, как справиться с этим побуждением, и его мотивация ориентируется в сторону класса объектов, которые способны удовлетворить возникшее понуждение.
Нужда может быть возбуждена и внешними раздражителями. Женщина проходит мимо булочной, и вид свежеиспеченного хлеба побуждает у нее чувство голода. Она восхищается новым автомобилем соседа или смотрит телевизионный рекламный ролик об отдыхе на Ямайке. Все это может привести ее к осознанию проблемы или нужды.
На этом этапе деятелю рынка необходимо выявить обстоятельства, которые обычно подталкивают человека к осознанию проблемы. Следует выяснить: а) какие именно ощутимые нужды или проблемы возникли, б) чем вызвано их возникновение, в) каким образом вывели они человека на конкретный товар.
2) Поиск информации
Возбужденный потребитель может заняться, а может и не заняться поисками дополнительной информации. Если побуждение оказывается сильным, а товар, способный его удовлетворить, легкодоступен, то потребитель скорее всего совершит покупку. Если нет, нужда просто отложится в его памяти. При этом потребитель может либо прекратить поиски информации, либо поискать еще немного, либо заняться активными поисками.
В поисках информации покупатель может обратиться к следующим источникам:
Относительное влияние этих источников варьируется в зависимости от товарной категории и характеристик покупателя.
Что касается источников информации, которыми пользуются потребители, деятель рынка должен тщательно выявить их, а затем определить их сравнительную информационную ценность.
3) Оценка вариантов
Потребитель использует информацию для того, чтобы составить для себя комплект марок, из которого именно совершается выбор. Вопрос заключается в том, как именно совершается выбор среди нескольких альтернативных марок, каким образом потребитель оценивает информацию.
Пролить свет на оценку вариантов нам помогут несколько основных понятий. Во-первых, существует понятие о свойствах товара. Мы считаем, что каждый потребитель рассматривает любой данный товар как определенный набор свойств. Каждый товар характеризуется своими свойствами, например: шины - безопасностью, долговечностью протектора, плавностью езды, ценой; продукты питания- вкусовыми качествами, сроком хранения, полезностью для здоровья, ценой; губная помада- цветом, видом упаковки, жирностью престижностью, вкусом, ароматом, и т.д.
Во-вторых, потребитель склонен придавать разные весовые показатели значимости свойствам, которые он считает актуальными для себя. Товар может обладать и более важными свойствами, но потребитель просто забывает упомянуть о них.
В-третьих, потребитель склонен создавать себе набор убеждений о марках, когда каждая марка характеризуется степенью присутствия в ней каждого отдельного свойства. Набор убеждений о конкретном марочном товаре известен как образ марки. Убеждения потребителя могут колебаться от знаний подлинных свойств по собственному опыту до знаний, являющихся результатом избирательного восприятия, избирательного искажения и избирательного запоминания.