Оценка конкурентной среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 12:30, курсовая работа

Описание

Цель данной работы заключается в проведении исследования конкурентной среды и разработке предложений по совершенствованию маркетинговой деятельности и конкурентоспособности фирмы на основе проведенного исследования.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты проведения исследования конкурентной среды;
Дать характеристику предприятию;
Проанализировать конкурентную среду компании;
Разработать на основе результатов анализа мероприятия по совершенствованию маркетинговой деятельности и повышению конкурентоспособности.

Содержание

Введение 2
1. Теоретические аспекты проведения исследования конкурентной среды 4
1.1 Понятие конкуренции и ее виды 4
1.2 Этапы проведения исследования конкурентной среды 10
2. Общая характеристика деятельности ЗАО «СГ «Спасские ворота» 13
3. Исследование конкурентной среды ЗАО «СГ «Спасские ворота» 19
3.1 Анализ конкурентной среды 19
3.2 Пути повышения конкурентоспособности. 27
Заключение 32

Работа состоит из  1 файл

курсовик.docx

— 442.80 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Содержание 1

Введение 2

1. Теоретические аспекты проведения исследования конкурентной среды 4

1.1 Понятие конкуренции и ее виды 4

1.2 Этапы проведения исследования конкурентной среды 10

2. Общая характеристика деятельности ЗАО «СГ «Спасские ворота» 13

3. Исследование конкурентной среды ЗАО «СГ «Спасские ворота» 19

3.1 Анализ конкурентной среды 19

3.2 Пути повышения конкурентоспособности. 27

Заключение 32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Страхование является одной из важнейших составляющих финансовой системы страны в обеспечении  защиты имущественных интересов  государства и его граждан.

     В текущей ситуации отечественный  страховой рынок выглядит весьма скромно по сравнению с рынками  развитых стран: сборы страховых  премий всего российского страхового рынка равны сборам средней страховой  компании из развитой страны. В этой связи базой для сравнения  отечественных страховых компаний могут быть только компании стран  Центральной и Восточной Европы, находящиеся в условиях переходной экономики.

     Изучению  проблем оценки конкурентоспособности  страховых компаний посвящены работы как российских ученых и экономистов, так и зарубежных. Вместе с тем, целый ряд актуальных проблем, связанных  с конкурентоспособностью российских страховых компаний, остается недостаточно исследованным. В том числе существует необходимость уточнения места  и роли страховой отрасли в  повышении конкурентоспособности  российской экономики, анализа повышения  конкурентоспособности страховой  отрасли на основе привлечения иностранных  инвестиций. Недостаточно внимания уделялось  комплексному анализу факторов повышения  конкурентоспособности отечественной  страховой отрасли, системе показателей  ее конкурентоспособности.

     Объектом исследования является ЗАО «СГ «Спасские ворота».

     Цель  данной работы заключается в проведении исследования конкурентной среды и  разработке предложений по совершенствованию  маркетинговой деятельности и конкурентоспособности фирмы на основе проведенного исследования.

     Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

     Изучить теоретические аспекты проведения исследования конкурентной среды;

     Дать  характеристику предприятию;

     Проанализировать  конкурентную среду компании;

     Разработать на основе результатов анализа мероприятия  по совершенствованию маркетинговой  деятельности и повышению конкурентоспособности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Теоретические аспекты проведения исследования конкурентной среды

1.1 Понятие конкуренции и ее виды

 

     Конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность  каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров  и услуг на соответствующем рынке.

     Конкуренция в экономике выполняет ряд  функций:

    • Выявляет и устанавливает рыночную стоимость товара или услуги.
    • Сводит конкретный труд к общественно необходимому.
    • Содействует выравниванию индивидуальных стоимостей и прибыли в зависимости от производительности труда и эффективности управления производством.

     В сфере маркетинга принято выделять три вида конкуренции:

    • Функциональная конкуренция возникает при удовлетворении конкретной потребности покупателя разнообразными товарами или услугами.
    • Видовая конкуренция возникает при удовлетворении потребности покупателя однообразными товарами или услугами, различающимися существенными характеристиками . При видовой конкуренции борьба между фирмами-конкурентами может осуществляться более разнообразными методами, чем при предметной конкуренции, так как количество инструментов воздействия на покупателя возрастает - товар или услуга обладает новыми характеристиками.
    • Предметная конкуренция возникает при предложении покупателю практически одинаковых товаров или услуг, различающихся, возможно, только качеством. Это наиболее сложный вид конкуренции для производящих и посреднических фирм.

     В соответствии с этапами принятия потребителем решения о покупке  можно выделить следующие виды конкуренции:

    • Желания-конкуренты. Этот вид конкуренции связан с тем, что существует множество альтернативных способов вложения потребителем денежных средств.
    • Функциональная конкуренция. Этот вид конкуренции связан с тем, что одну и ту же потребность можно удовлетворить различными способами (существуют альтернативные способы удовлетворения потребности). Это базовый уровень изучения конкуренции в маркетинге.
    • Межфирменная конкуренция. Это конкуренция альтернатив доминирующих и наиболее эффективных способов удовлетворения потребности.
    • Межтоварная конкуренция. Это конкуренция товаров или услуг фирмы между собой. Она конкуренцией, по сути, не является, а представляет из себя частный случай ассортиментного ряда, целью которого является создать имитацию потребительского выбора.

     С точки зрения законности выделяют:

    • Законная (добросовестная) конкуренция.
    • Недобросовестная конкуренция - любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.

     Конкуренция очень сильно зависит от количества производителей-продавцов и покупателей. В экономической теории различают  совершенную и несовершенную конкуренцию.

     Совершенная конкуренция означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало (менее 1%), что им можно пренебречь.

     Несовершенная конкуренция существует тогда, когда возможен контроль над определенной долей рынка. Несовершенная конкуренция включает следующие виды:

     Монополия - власть одного продавца (монопсония - власть одного покупателя).

     Олигополия - власть нескольких крупных фирм (олигопсония - власть нескольких крупных покупателей).

     Монополистическая конкуренция - соревнования между разными  по силе и влиянию продавцами.  

     Конкуренция — неотъемлемая составная часть развитого страхового рынка. Реальная рыночная экономика немыслима без конкуренции. В этой связи возникает настоятельная необходимость в изучении конкуренции, ее уровня и интенсивности, в знании сил и рыночных возможностей наиболее сильных конкурентов, перспектив конкуренции на выбранных страховых рынках. Наличие конкурентов заставляет каждого страховщика быть предельно внимательным к запросам своих клиентов.  
 
 
 
 
 

     Схема сбора и обработки информации о страховых компаниях-конкурентах:

       
 

     Численность конкурирующих страховых компаний и их сравнительная емкость в  наибольшей мере определяют уровень  конкуренции. При прочих равных условиях интенсивность конкуренции наибольшая, когда на страховом рынке борется  значительное число страховых компаний приблизительно равной силы. Для сбора  этой информации прибегают к составлению специальных досье. На основе полученных результатов делаются выводы относительно уровня конкуренции.

     Принято различать ценовую и неценовую  конкуренцию страховщиков. В основе ценовой конкуренции лежит тарифная ставка, по которой предлагается заключить договор страхования данного вида. Снижение тарифной ставки всегда было той основой, с помощью которой страховщик, выделяя свои страховые услуги из общего перечня, привлекал к ним внимание потенциального страхователя. В современном мире, когда страховые рынки индустриально развитых стран в основном разделены между рядом крупных страховых компаний, использование ценовой конкуренции в борьбе за страхователя выглядит проблематично. Ценовая конкуренция применяется главным образом страховщиками-аутсайдерами в их борьбе с гигантами страхового бизнеса, для соперничества с которыми у аутсайдеров нет сил и возможностей в сфере неценовой конкуренции.

     Неценовая конкуренция выдвигает на первый план дополнительные сервисные услуги страховщиков своим клиентам (преимущественное право приобретения акций страховой компании, содействие в приобретении недвижимости, бесплатные консультации юридического характера и т.д.). Сильнейшим орудием неценовой конкуренции всегда была реклама, сегодня же роль ее возросла многократно. С помощью рекламы страховые компании индустриально развитых стран стремятся создать престижный имидж своей фирмы в глазах страхователей. Традиционными в этой политике является проведение «дней развития бизнеса». В этот день проводится завтрак (ланч или обед), во время которого президент страховой компании общается со 100—200 клиентами. Внимание оказывается, прежде всего правительственной, институциональной и корпоративной клиентуре. Клиентам рассказывают о новых видах услуг, предлагаемых страховой компанией, о планах дальнейшего развития и участия страховой компании в общественной жизни данного региона. У клиентов выясняют их мнение об имидже страховой компании, отношение к ассортименту и качеству предлагаемых страховых услуг. Этим же целям служат и периодически проводимые конференции, в которых участвуют ведущие менеджеры страховщика, а также определенные группы страхователей. Конференции отличаются от «дней развития бизнеса» тем, что проводятся по определенной теме. В конце таких мероприятий вручается сувенирная реклама с фирменной символикой страховой компании. Благодаря такому подходу страховые компании активно разрабатывают новые методы продвижения страховых услуг на рынке. К незаконным методам неценовой конкуренции относятся шпионаж ноу-хау, переманивание специалистов, владеющих профессиональными секретами организации страхового дела, подлог страховых свидетельств.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Этапы проведения исследования конкурентной среды

 

     Конкурентная  среда - условия, в которых производители  товаров и услуг ведут борьбу за потребителя, поставщиков, партнеров  и преобладающее положение на рынке.

     Цель  проведения исследования конкурентной среды - изучение позиций и возможностей фирм-конкурентов.

     Исследование  конкурентной среды, как правило, производится или в целом по отрасли, или  по отдельным сегментам рынка  и включает в себя следующие этапы:

    1. Определение существующих и потенциальных конкурентов.

     Выявление действующих и потенциальных  конкурентов производится обычно на основе одного из двух подходов:

     Первый  связан с оценкой потребностей, удовлетворяемых  на рынке основными конкурирующими фирмами;

     Второй  ориентируется на группировку конкурентов  в соответствии с применяемыми ими  типами рыночных стратегии.

     Такие исследования позволяют выявлять наиболее опасных конкурентов, к которым  чаще всего относятся:

     Рыночный  лидер - организация с наибольшей рыночной долей в отрасли. Такие организации обычно бывают также лидерами в области ценовой политики, разработки новых продуктов, использования разнообразных распределительных систем, оптимизации затрат на маркетинг.

     Рыночный  претендент - организация в отрасли, которая борется за увеличение своей рыночной доли, за вхождение в число лидеров.

     Рыночный  последователь - организация в отрасли, которая проводит политику следования за отраслевыми лидерами, предпочитает сохранять свою рыночную долю, не принимая рискованных решений.

     Организации, действующие в рыночной нише, обслуживают  маленькие рыночные сегменты, которые другие организации-конкуренты или не заметили, или не приняли в расчет .

    1. Маркетинговый анализ условий конкуренции в отрасли

     Анализ  условий конкуренции на рынке  предполагает оценку степени его  подверженности процессам конкуренции  на основе анализа основных факторов, обуславливающих интенсивность  конкуренции.

     В принципе на силу конкурентной борьбы влияет множество факторов, но некоторые  из них повторяются чаще других. К таким факторам можно отнести:

Информация о работе Оценка конкурентной среды