Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 10:57, курсовая работа
Актуальность рассмотрения темы «Конкурентоспособность товара» будет неизменной, пока на рынке товаров и услуг будут фигурировать различные фирмы-производители, борющиеся за внимание потребителя к своему товару, которое, по сути, является основой их успешности, роста и процветания. Как взаимосвязанное явление, развивающиеся, сильные компании становятся поставщиками лучших, более дешевых товаров и услуг, при отличающем их работу высоком уровне сервиса и внимания к желаниям и нуждам клиентов.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Понятие конкурентоспособности……………………………………………...4
2 Оценка конкурентоспособности товара……………………………………….6
2.1 Интегральный метод…………………………………………………...6
2.2 Анализ конкурентоспособности по системе 111-555………………11
2.3 Методика анализа конкурентоспособности товара по многоугольнику и экспертному методу…………………………………12
2.4 Матрица БКГ…………………………………………………………..14
2.5 Определение конкурентоспособности с использованием функции желательности…………………………………………………………….15
2.6 Определение конкурентоспособности продукции методом многокритериальной оптимизации……………………………………...20
3 Оценка конкурентоспособности строительных материалов Новгородской области……………………………………………………………………………25
Заключение……………………………………….………………………………27
Список литературы………………………………………………………………28
q5 = 150/250 = 0,6
q6 = 7/12 = 0,583
q7 = 100/50 = 2
Kirju
q1 = 250/250 = 1
q2 = 90/85 = 1,059
q3 = 60/65 = 0,923
q4 = 1,8/2,1 = 0,857
q5 = 250/250 = 1
q6 = 7/8 = 0,875
q7 = 50/50 = 1
Cream
q1 = 250/250 = 1
q2 = 80/85 = 0,941
q3 = 65/65 = 1
q4 = 1,8/2= 0,9
q5 = 250/250 = 1
q6 = 7/7 = 1
q7 = 100/50 = 2
Таблица 2 – Единичные показатели конкурентоспособности
Показатель | Safari | Terra | St. Georges | Kirju | Cream |
Длина,мм | 1,000 | 1,020 | 0,860 | 1,000 | 1,000 |
Ширина, мм | 1,000 | 1,000 | 1,212 | 1,059 | 0,941 |
Высота, мм | 1,000 | 0,923 | 1,000 | 0,923 | 1,000 |
Масса, кг | 1,000 | 0,857 | 0,667 | 0,857 | 0,900 |
Марка прочности | 0,600 | 1,000 | 0,600 | 1,000 | 1,000 |
Водопоглощение, % | 0,438 | 1,000 | 0,583 | 0,875 | 1,000 |
Морозостойкость | 1,000 | 1,000 | 2,000 | 1,000 | 2,000 |
На четвертом этапе внутри каждой группы критериев производят ранжирование показателей по степени их значимости для потребителя и в соответствии с этим присваивают им вес.
Таблица 3 – Вес показателей (а)
Показатель | а, % |
Длина,мм | 0,12 |
Ширина, мм | 0,12 |
Высота, мм | 0,12 |
Масса, кг | 0,17 |
Марка прочности | 0,17 |
Водопоглощение, % | 0,16 |
Морозостойкость | 0,14 |
На пятом этапе проводятся расчет сводных индексов конкурентоспособности по техническим и экономическим параметрам.
Iтп = ∑ ai * qi
Safari
Iтп
= 1*0,12+1*0,12+1*0,12+1*0,17+0,
Terra
Iтп
= 1,02*0,12+1*0,12+0,923*0,12+0,
St. Georges
Iтп
= 0,86*0,12+1,21*0,12+1*0,12+0,
Kirju
Iтп
= 1*0,12+1,06*0,12+0,93*0,12+0,
Cream
Iтп
= 1*0,12+0,941*0,12+1*0,12+0,9*
Iэп = Сi/C0
Safari
Iэп = 31,2/31,2 = 1
Terra
Iэп = 26,6/31,2 = 0,853
St. Georges
Iэп = 43,25/31,2 = 1,386
Kirju
Iэп = 30,7/31,2 = 0,984
Cream
Iэп = 38,1/31,2 = 1,221
На шестом этапе рассчитывается интегральный показатель конкурентоспособности (Кинт):
Кинт = Iтп / Iэп
Safari
Кинт = 0,842 / 1 = 0,842
Terra
Кинт = 0,969 / 0,853 = 1,136
St. Georges
Кинт = 0,957 / 1,386 = 0, 690
Kirju
Кинт = 0,954 / 0,984 = 0,969
Cream
Кинт = 1,116 / 1,221 = 0,914
Таблица 4 – Сводная таблица для расчета интегрального показателя конкурентоспособности
Показатель | Safari | Terra | St. Georges | Kirju | Cream |
Iэп | 1,000 | 0,853 | 1,386 | 0,984 | 1,221 |
Iтп | 0,842 | 0,968884 | 0,95727843 | 0,953542 | 1,115941 |
К инт | 0,842 | 1,136435 | 0,69056849 | 0,969072 | 0,913842 |
Вывод: анализ уровня конкурентоспособности облицовочного кирпича с помощью интегрального метода показал, что все наименования кирпича, кроме «Terra», имеют уровень конкурентоспособности ниже, чем у эталонного облицовочного кирпича «Rosso». Кирпич «Terra» занял высокие позиции из-за невысокой цены, при этом его технические характеристики ниже эталонных. А облицовочный кирпич марки «St. Georges», несмотря на свои улучшенные технические параметры, имеет уровень конкурентоспособности ниже эталонного кирпича из-за завышенной цены.
Данный метод имеет ряд недостатков:
Собственно, указанные недостатки являются и ограничениями применения традиционного метода конкурентоспособности товара.
2.2 Анализ конкурентоспособности по системе 111-555
Данный метод разработан отечественными специалистами. В частности впервые данный метод был применен в 1996 г. экспертным институтом Торгово-промышленной палаты РФ под руководством к.э.н. Липсица И.В. в целях оценки конкурентоспособности российской экономики.
По системе 11111 - 55555, без учета весомости факторов, конкурентоспособность товара определяется как сумма баллов по каждому фактору. Эксперт (один или группа) дает оценку фактора от 1 (минимум, наихудшее значение фактора) до 5 (наилучшее значение фактора).
Так,
товар низкого качества, предлагаемый
по высокой (грабительской) цене, имеющий
к тому же низкое качество сервиса
и высокие эксплуатационные затраты,
будет оцениваться в 1-2 балла, и его
конкурентоспособность может быть, допустим,
11211. По этой системе минимальное значение
конкурентоспособности будет
равно 5 (1 + 1 + 1 + 1 + 1), максимальное - 25 (5 +
5 + 5 + 5 + 5).
Например,
оцениваемый товар имеет
Данные для расчета уровня конкурентоспособности представлены в таблице 5.
Таблица 5 – Исходные данные
Показатель | Safari | Terra | St. Georges | Kirju | Cream | Rosso |
Длина,мм | 250 | 255 | 215 | 250 | 250 | 250 |
Ширина, мм | 85 | 85 | 103 | 90 | 80 | 85 |
Высота, мм | 65 | 60 | 65 | 60 | 65 | 65 |
Масса, кг | 1,8 | 2,1 | 2,7 | 2,1 | 2 | 1,8 |
Марка прочности | 150 | 250 | 150 | 250 | 250 | 250 |
Водопоглощение, % | 16 | 7 | 12 | 8 | 7 | 7 |
Морозостойкость | 50 | 50 | 100 | 50 | 100 | 50 |
Цена | 31,2 | 26,6 | 43,25 | 30,7 | 38,1 | 31,2 |