Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 21:58, курсовая работа
Цель курсовой работы дать определение сегментированию и позиционированию рынка, изучить различные подходы, методы и принципы рыночного сегментирования, а также стратегии позиционирования товара на рынке.
Введение 4
1. Сущность информации и маркетингового исследования 5
1.1 Понятие информации и маркетингового исследования 5
1.2 Методы и типы маркетинговых исследований 6
1.3 Этапы маркетинговых исследований 8
2. Сегментирование и позиционирование товара на рынке 12
2.1 Сегментирование рынка и его принципы 12
2.1.1 Методы сегментации рынка 13
2.1.2 Виды и критерии сегментации 14
2.1.3 Выбор целевых сегментов рынка 19
2.2 Позиционирование товара на целевом рынке 21
3. Оценка положения продукции компаний «Coca-Cola» и «Pepsi» на рынке безалкогольных напитков 23
3.1 Развитие и продукция компании «Coca-Cola» на целевых сегментах 23
3.2 Развитие и продукция компании «Pepsi» на целевых сегментах 25
3.3 Сравнительная оценка положения продукции компаний «Coca-Cola» и «Pepsi» 27
Заключение 29
Список используемой литературы 30
При сегментировании рынка по социально-экономическому признаку (табл. 2.1.2.4) прежде всего, выделяются группы покупателей с учётом уровня доходов, принадлежности к общественному классу, профессии:
Таблица 2.1.2.4
Сегментирование рынка по социально-экономическому признаку
Переменные сегментации | Социально-экономические показатели
|
Уровень дохода (ежемесячный) | Менее 50 тыс., 50 – 100, 100 – 250, 250 – 500, свыше 500 тыс.
|
Социальный класс | Рабочие государственных предприятий, рабочие частных предприятий, колхозник, фермер, предприниматель, работник индивидуального сектора, служащий, творческая интеллигенция, техническая интеллигенция, студент
|
Профессия (род занятий) | Люди умственного и физического труда; управляющие, должностные лица и владельцы фирмы; люди творческих профессий; рабочие и служащие; промышленные и сельскохозяйственные рабочие; пенсионеры; студенты; домохозяйки; безработные
|
Уровень образования | Начальное или менее того, незаконченное среднее, среднее, незаконченное высшее, высшее, послевузовское образование.
|
При сегментировании рынка по поведенческому признаку (табл. 2.1.2.5) группы покупателей выделяют в зависимости от их знаний, отношений, характера использования и реакции на этот товар:
Таблица 2.1.2.5
Сегментирование рынка по поведенческому признаку
Переменные сегментации | Потребительские привычки
|
Частота покупок | Регулярная, специальная
|
Искомые выгоды | Качество продукции, обслуживания, экономия, престиж
|
Тип потребителя | Непотребляющий, ранее потреблявший, потенциальный потребитель, впервые потребляющий
|
Степень потребления | Слабый потребитель, умеренный потребитель, активный потребитель
|
Степень приверженности | Никакой, слабая, средняя, сильная, абсолютная
|
Степень готовности к восприятию товара | Неосведомлённость, осведомлённость, информированность, заинтересованность, желание, намерение приобрести
|
Отношение к товару | Восторженное, положительное, безразличное, отрицательное.
|
При отборе оптимальных сегментов рынка рекомендуется отдавать предпочтение наиболее крупным сегментам, сегментам с чётко очерченными границами и не пересекающимися с другими сегментами рынка, сегментам с новым, потенциальным спросом и т.д. Принято считать наиболее оптимальным сегмент, где присутствует около 20 % покупателей данного рынка, приобретающих примерно 80 % товара, предлагаемого данной фирмой.
Существует три способа планирования и осуществления маркетинговых шагов и мер.
1. Недифференцированный маркетинг. Он экономичен, поскольку производство недиверсифицированно (выпускается или предлагается какой-либо один продукт), тара и упаковка унифицированы, каналы распределения известны, потребление массовое, спрос постоянный. Имеющиеся различия между разновидностями товаров (молоко в бутылках, пакетах, пластиковых капсулах) большого значения не имеют. Одна общая реклама, а то и просто информация о товаре. Весь комплекс маркетинговых мер направлен на весь рынок.
С таким маркетингом мы сегодня имеем дело в большинстве случаев. Но по мере накопления опыта маркетинговой деятельности предприниматели, производители и продавцы сосредоточивают своё внимание на отдельных сегментах. Происходит дифференциация маркетинговых усилий.
2. Дифференцированный маркетинг применяется тогда, когда фирма решает выступить одновременно на нескольких сегментах, причём разрабатывает отдельный комплекс маркетинга для каждого сегмента (рис. 2.1.3.2). [8]
Рисунок 2.1.3.2 Дифференцированный маркетинг
Приведённый выше рисунок демонстрирует пример дифференцированного маркетинга, используемого книжным магазином. В основу такой дифференциации положен демографический (в частности, возрастной) принцип продажи литературы. Аналогичным образом можно без труда сформировать ряд сегментов рынка по полу, роду занятий, характеру товаров и т. д.
Для организаций не располагающих достаточными ресурсами (прежде всего, материально-финансовыми и кадровыми), более всего подойдёт третий вид маркетинга.
3. Концентрированный маркетинг. Он применяется тогда, когда фирма решает для себя работать исключительно на одном сегменте. Тщательно проведено маркетинговое исследование. Выбрана одна категория потребителя. Разработана конкретная продукция. Нет сомнений в постоянном притоке потребителей. Есть оборудование, существуют технологии, имеются специалисты, регулярно поступает сырьё. Такой маркетинг подходит для начинающих фирм и отдельных предпринимателей (рис. 2.1.3.3). [8]
Рисунок 2.1.3.3 Концентрированный маркетинг для начинающих
Важный шаг в выборе направлений рыночной ориентации деятельности организации заключается в определении позиции продукта на отдельных рыночных сегментах. Позиция продукта — это мнение определенной группы потребителей, целевых рыночных сегментов, относительно важнейших свойств продукта. Она характеризует место, занимаемое конкретным продуктом у потребителей по отношению к продукту конкурентов. Продукт должен восприниматься определенной группой целевых потребителей как имеющий четкий имидж, отличающий его от продуктов конкурентов.
Позиционирование продукта заключается в том, чтобы, исходя из оценок потребителей на рынке определенного продукта, осуществить выбор таких параметров продукта и элементов комплекса маркетинга, которые с точки зрения целевых потребителей обеспечат продукту конкурентные преимущества.
позиционирование, основанное на отличительном качестве товара;
позиционирование, основанное на выгодах от приобретения товара или на решениях конкретной проблемы;
позиционирование, основанное на особом способе использования товара;
позиционирование, ориентированное на определенную категорию потребителей;
позиционирование по отношению к конкурирующему товару;
позиционирование, основанное на разрыве с определенной категорией товаров.
Решив, на каком сегменте выступать, фирма должна решить, как проникнуть в этот сегмент. Если сегмент уже устоялся, значит, в нем есть конкуренция, то есть конкуренты уже заняли в рамках сегмента свои «позиции». И прежде чем решить вопрос о собственном позиционировании, фирме необходимо определить позиции всех имеющихся конкурентов. Позиционирование товара на рынке - это действие по обеспечению товара конкурентоспособного положения и соответствующая разработка комплекса маркетинга. С учетом позиций, занимаемых конкурентами, у фирмы есть два возможных пути: 1. позиционировать себя рядом с имеющимся конкурентом и начать борьбу за долю на рынке, если: а) фирма может создать товар, превосходящий по своим потребительским качествам товар конкурентов; б) рынок достаточно велик, чтобы вместить еще одного конкурента; в) фирма обладает большими ресурсами, чем у конкурента; г) избранная позиция в наибольшей мере отвечает особенностям сильных деловых сторон организации. 2. разработать новый товар, которой еще нет на рынке, если: а) есть технические возможности создания нового товара; б) имеются экономические возможности создания нового товара в рамках планируемого уровня цен; в) есть достаточное число покупателей, предпочтущих новый товар.
Определив свой целевой сегмент рынка фирма должна изучить свойства образ и продуктов конкурентов, для того чтобы оценить положение своего товара на рынке и возможности проникновения на этот сегмент. Если сегмент уже устоялся, значит, на нем есть конкуренция и они заняли свои «позиции».
Фирма должна оценить позиции всех конкурентов, для того чтобы определиться с собственным позиционированием, т.е. обеспечения конкурентоспособного положения товаров на рынке.
Позиционирование товара на избранном рынке – это логическое продолжение нахождения целевых сегментов, т.к. позиция товара на одном сегменте рынка может отличаться от того, как его воспринимают покупатели на другом сегменте.
Отдельные западные маркетологи рассматривают позиционирование в рамках сбытовой логистики, оно определяется как оптимальное размещение товара в рыночном пространстве, в основе которого лежит стремление максимально приблизить товар к потребителю. Специалисты в области рекламы применяют термины “позиционирование” в отношении выбора наиболее выгодной позиции товара в товарной выкладке. В любом случае позиционирование товара – это определение места, позиции продукта по отношению к уже представленным на рынке. Место продукта находится путем сравнения.
Позиционирование и сегментирование, тесно связанные понятия. Положительный импульс фирмы сам позиционирует товар, то есть покупатель верит марке фирмы.
Далее для каждого сегмента рынка разрабатывается целевая программа маркетинга по принципу 4xP:
товар или услуги (product)
цена (price)
сбыт (place)
продвижение (promotion)
Сегментация предполагает существование соответствия между характеристиками потребителей и свойствами продукта. В основе сегментации – продукт с его наиболее важными потребительскими свойствами. Результаты сегментации зависят от выбранных свойств продукта. Наиболее важными могут считаться те свойства, которые привлекут наибольшее число потребителей. Важны также характеристики поведения потребителей в сегменте.
Практическое значение сегментации – в максимальном проникновении на отдельные сегменты вместо распыления усилий по всему рынку.
Информация о работе Оценка положения товаров на рынке на примере Coca-Cola и Pepsi