Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 16:27, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических аспектов сбора информации методом опроса в рамках маркетингового исследования, и составление макета исследования.
Задачи:
– рассмотреть опрос, как основной метод получения первичной информации;
– описать различные методы опроса;
– обосновать выбор метода опроса для маркетингового исследования;
– изучить инструментарий опроса;
– построить макет маркетингового исследования ООО «Руслан-мебель».
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
1.ОПРОС И ЕГО ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ………………..5
1.Опрос, как метод сбора первичной информации………………...5
2.Выбор метода опроса респондентов……………………………….7
3.Методы опроса………………………………………………….….11
2. ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОПРОСА……………………………………...21
2.1 Вопросы: типы, формы, виды……………………………………..…21
2.2 Композиция опросного листа……………………………………...…24
2.3 Шкалы измерения……………………………………………………..25
3. МАКЕТ МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ…………………28
3.1 Описание ситуации…………………………………………………...28
3.2 План маркетингового исследования……………………….………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….……….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….34
Приложение А
– уровень компетентности и грамотности эксперта в данной конкретно обозначенной области. Здесь можно опереться на следующие данные:
– профиль и уровень образования,
– профиль деятельности (насколько тесная связь с обозначенной областью),
– какой опыт работы по профилю (учитывается стаж работы непосредственно в данной области и общий стаж работы),
– уровень решаемости проблем (соответствует ли занимаемая
должность уровню и характеру обозначенной проблемы),
– наличие ранее выполненных экспертиз, сбывшихся прогнозов.
– степень незаинтересованности и объективности эксперта-участника при оценке, обобщении и анализе данных, принятии решения в обозначенной области.
– присуще ли эксперту умение работать в команде (этот критерий особенно важен для группового экспертного опроса), то есть, обладает ли претендент коммуникативными навыками, способностью к партнерскому сотрудничеству, характерна ли для него гибкость взглядов и "незакостенелость" мнений, нонконформизм (непринятие общих норм, целей, ценностей).
Как показывает опыт, наиболее эффективным является отбор экспертов путем независимой квалифицированной оценки с учетом качества ранее выполненных работ.
Существует целый ряд методов экспертных опросов : метод "индивидуального блокнота" и "критической атаки", метод номинальных групп и экспертного фокусирования, метод «Дельфи» ,метод комиссий , "коллективный блокнот" и др. [14]
В маркетинговых исследованиях анкетный опрос остается одним из наиболее часто применяемых видов опроса. В процессе анкетного опроса респонденты отвечают на вопросы письменно в присутствии анкетера или в его отсутствие (очный и заочный анкетный опрос), наедине с исследователем или же в группе (индивидуальный и групповой анкетный опрос).
В зависимости от техники организации опроса выделяют такие разновидности анкетного опроса:
1. почтовый;
2. прессовый;
3. раздаточный.
Организация почтовых опросов осуществляется следующим образом: опросный лист, анкета отправляется респондентам по почте, чаще всего с сопроводительным письмом и конвертом, на котором наклеены марки и написан адрес исследовательского центра для ответа (вариант: анкета может доставляться респондентом лично). [8]
Достоинства почтовых опросов. Первое и, пожалуй, самое важное - относительно низкая (по сравнению с другими опросными методиками) стоимость. Второе достоинство - более простая организация (не требуются анкетеры, их инструктаж, контроль над их работой и т. п.). Третье достоинство - возможность проведения опроса на сравнительно большой и разбросанной территории, в т. ч. В труднодоступных районах. Четвертое достоинство – практически полное отсутствие влияния исследователя на респондента (респондент вообще не контактирует с ним).
Все
перечисленные достоинства
Однако методика почтового опроса имеет и существенные недостатки, которые следует учитывать при ее использовании в маркетинговых исследованиях. Первый – низкий уровень возврата анкет, высылаемых по почте. Второй недостаток почтового опроса – искажение намеченной для исследования выборки, с одной стороны, за счет низкого уровня возврата, с другой – за счет того, что на вопросы анкеты отвечают не всегда те, кто отобран по критериям выборки (родственники, друзья и др.). Еще один важный недостаток – получение групповых ответов вместо индивидуального мнения (респонденты советуются с другими лицами, обсуждают в семье или коллективе вопросы, дают совместные ответы).
Сущность прессового анкетного опроса в том, что анкета публикуется в одной или нескольких газетах, а выразившие желание ответить после заполнения анкеты вырезают ее и отправляют по почте в редакцию или непосредственно в исследовательский центр.
Достоинства
и недостатки данной методики практически
полностью совпадают с
Что же касается тематики маркетинговых опросов, проводимых с использованием методики прессового анкетного опроса, то в первую очередь они используются при изучении читательской аудитории, ее специфики, пристрастий; при анализе отношения населения к печатной рекламе, а также в ряде других ситуаций, сходных с теми, в рамках которых применяется почтовый опрос (например, при изучении мнений потребителей каких-либо групп товаров).[10]
Раздаточный
опрос представляет собой классический
вариант анкетного опроса, при
котором есть анкетер и респондент.
Первый, проведя предварительный
инструктаж и отобрав респондентов,
выдает анкеты, следит за их заполнением,
принимает и проверяет
Используются следующие варианты раздаточного анкетного опроса. Во-первых, респондент может заполнить анкету на месте или дома и затем возвратить исследователю. Во-вторых, как уже отмечалось, заполнение анкеты в присутствии исследователя может быть индивидуальным и групповым. Как индивидуальное, так и групповое заполнение анкет на месте является более предпочтительным, поскольку гарантирует их практически полный возврат и, кроме того, исследователь может контролировать процесс заполнения анкет, помогать респондентам, разъясняя какие-то позиции и проблемы.
При
использовании раздаточного анкетного
опроса нередко возникает проблема
обеспечения анонимности
При
проведении анкетного опроса необходимо
также уделить особое внимание структуре
опросного листа, четкости постановки
в нем вопросов, они должны формулироваться
однозначно, на доступном респонденту
языке, с учетом того, что респондент
работает с анкетой самостоятельно.
Последовательность вопросов должна быть
такой, чтобы у респондента на
протяжении заполнения анкеты сохранялся
интерес к ней.
2 Инструментарий опроса
2.1
Вопросы: типы, формы, виды
Поскольку
информация в ходе опроса поступает
в результате диалогического вопросноответного
общения исследователя и
– по содержанию (типы вопросов);
– по форме (формы вопросов);
– по функциям (виды вопросов).
По содержанию выделяют следующие типы вопросов:
1. Вопросы о фактах и действиях;
2. Вопросы о мотивах, оценках, мнениях.
Понятно, что здесь существуют серьезнейшие различия, связанные как с постановкой вопросов, так и с трактовкой получаемых данных. Если в случае с вопросами о фактах мы получаем достаточно объективные сведения, например о возрасте или семейном положении опрашиваемого, то в случае с вопросами о мнениях необходимо тщательно интерпретировать ответы с учетом элементов субъективности полученной информации.
По форме выделяют:[6]
1. Открытые, закрытые и полузакрытые вопросы;
2. Прямые и косвенные вопросы;
3. Личные и безличные вопросы.
Открытый вопрос предполагает
свободный ответ в любой форме.
Закрытые
вопросы предполагают наличие специального
перечня ответов (альтернатив), на которых
респондент должен остановить свой выбор.
В зависимости от того, должен ли
опрашиваемый выбрать только один или
несколько ответов, выделяют альтернативные
и неальтернативные вопросы. Использование
закрытых вопросов позволяет измерять
интенсивность оценок, т. е. выявлять
отношение всего массива
Различия
между прямым и косвенными вопросами
заключаются в следующем. В первом
случае предусматривается ответ, который
затем трактуется так же, как он
предложен респонденту для
Что касается личных и безличных вопросов, то в этом случае вторые также носят в определенной мере косвенный характер и задаются чаще в ситуациях, связанных с возникающим у респондента нежеланием отвечать на прямо поставленный вопрос. Можно спросить: «Как вы считаете .. ?», а можно: «Некоторые полагают, что ... Какие из названных суждений, с вашей точки зрения, являются наиболее распространенными (или правильными)?». Ожидается, что в подобной ситуации опрашиваемый стремится указать на те суждения, которых он придерживается лично, ассоциируя себя таким образом с большинством.
По функциям выделяют целый ряд разновидностей вопросов: контрольные, фильтрующие, проективные и т. п. Например, контрольные вопросы предназначены для контроля получаемой информации. В этом случае открытые вопросы могут контролироваться с помощью закрытых, реальная ситуация может контролироваться элементами проективной, косвенные и личные вопросы могут контролировать достоверность ответов на прямые и безличные вопросы.[1]
Фильтрующие
вопросы предназначены для
Информация о работе Опрос, как основной метод маркетингового исследования