Основные методы анализа маркетинговой информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 14:26, курсовая работа

Описание

Цели курсовой работы:
Показать роль маркетинговых исследований в реализации маркетинговой деятельности.
Изучить последовательность шагов при проведении маркетинговых исследований и раскрыть их содержание.
Ознакомиться с содержанием и особенностями использования количественных и качественных методов маркетинговых исследований.
Ознакомиться с методами анализа собранных маркетинговых данных.
Обосновать методы построения выводов из анализа данных в проведенном маркетинговом исследовании.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1 Маркетинговые исследования

Содержание и направления маркетинговых исследований …………………………..4
Определение проблемы и целей исследования ………………………….………….....8
Роль экспериментов в проведении маркетинговых исследований……………………9

Глава 2 Сбор, получение и обработка данных

Методы получения и обработки маркетинговой информации………….…………...13
Выбор методов проведения маркетинговых исследований …………………...….…15
Методы прогнозирования в маркетинговой деятельности…………………………..20


Глава 3 Бенчмаркинг и анализ данных

Бенчмаркинг как функция маркетинговых исследований……………………………23
Предварительные этапы анализа данных……………………………………………...30
Анализ данных: отдельные методы………………………….………………………....35

Заключение…………………………………………………………………….….38
Список литературы……………..…………………………………………..….…39

Работа состоит из  1 файл

kyrsovaya_po_marketingy.doc

— 233.00 Кб (Скачать документ)

Анализ и обобщение  данных осуществляется методами ручной, компьютерной (полукомпьютерной), когда  используется карманный компьютер  и электронной (с использованием персонального или большого компьютера) обработки. Для обработки используются как описательные, так и аналитические методы. Среди аналитических методов в маркетинге часто применяются: анализ трендов, методы нелинейной регрессии и коррекции, дискриминантный анализ, кластерный анализ, факторный анализ и другие. Возможные направления применения отдельных аналитических методов показаны в табл. 2.

Таблица 2.1. Примеры использования аналитических методов

Метод

Вопросы

Регрессионный анализ

Как изменится объем сбыта, если объем рекламных мероприятий  сократить на 10%?

Как оценить цену на хлопок в последующие шесть месяцев?

Имеет ли влияние объем  инвестиций в промышленности автомобилестроения и строительство?

Дисперсионный анализ

Влияет ли упаковка на уровень  объема сбыта?

Влияет ли цвет объявления на число лиц, которые вспоминают о рекламе?

Имеет ли влияние выбор  каналов сбыта на объем сбыта?

Дискриминантный анализ

Чем различаются курящий  и некурящий?

Разработайте классификацию  кредитоспособности покупателей кредита  по признакам: «заработная плата», «образование», «возраст».

Факторный анализ

Как установить зависимость  многочисленных операций, к которым  особо чувствительны покупатели автомобилей от нескольких комплексных  факторов?

Как описать влияние этих факторов на различные марки строящихся автомобилей?

Кластерный анализ

Распределить на группы покупателей крупного торгового центра в соответствии с их потребностями.

Как определить тип читателей  известного журнала?

Можно ли классифицировать покупки  в соответствии с Вашими интересами в политических процессах?

Многоразмерное шкалирование

В какой мере соответствует  продукт Вашей фирмы идеальному представлению покупателей?

Какой имидж имеет Ваша фирма?

Изменится ли позиция покупателей  к приобретению в течение пяти лет?


2. Выбор методов проведения маркетинговых исследований

Первой задачей  выбора методов проведения маркетинговых исследований является ознакомление с отдельными методами, которые могут использоваться при сборе и анализе маркетинговой информации. Затем с учетом ресурсных возможностей выбирается наиболее подходящий набор этих методов.

Прежде всего, дадим общую характеристику методам  проведения маркетинговых исследований.

Наиболее широко используемыми методами проведения маркетинговых исследований являются методы анализа документов, методы опроса потребителей (всю совокупность которых с определенной долей условности можно назвать методами социологических исследований, поскольку их впервые разработали и использовали социологи), экспертные оценки, экспериментальные методы и экономико-математические методы.

Главное отличие  методов социологических исследований от экспертных оценок заключается в том, что первые ориентированы на массовых респондентов очень различной компетентности и квалификации, в то время как экспертные оценки – на ограниченное число специалистов-профессионалов. Объединяет эти две группы методов, прежде всего то, что в обоих случаях для обработки собранных данных используются одни и те же методы математической статистики.

Можно выделить несколько групп экономико-математических методов, используемых при проведении маркетинговых исследований:

1. Статистические  методы обработки информации (определение  средних оценок, величин ошибок, степени согласованности мнений  респондентов и т. д.

2 Многомерные  методы (в первую очередь факторный  и кластерный анализы). Они используются для обоснования маркетинговых решений. В их основе лежит анализ многочисленных взаимосвязанных переменных. Например, определение объема продаж нового продукта в зависимости от его технического уровня, цены, конкурентоспособности, затрат на рекламу и др.

3. Регрессионные и корреляционные методы. Они используются для установления взаимосвязей между группами переменных, статистически описывающих маркетинговую деятельность.

4. Имитационные  методы. Они применяются тогда,  когда переменные, влияющие на  маркетинговую ситуацию (например, описывающие конкуренцию), не поддаются определению с помощью аналитических методов.

5. Методы статистической  теории принятия решений (теория  игр, теория массового обслуживания, стохастическое программирование) используются для стохастического описания реакции потребителей на изменение рыночной ситуации. Можно выделить два главных направления применения этих методов: для статистических испытаний гипотез о структуре рынка и предположений о состоянии рынка, например исследование степени лояльности к торговой марке, прогнозирование рыночной доли.

6. Детерминированные методы  исследования операций (в первую  очередь линейное и нелинейное  программирование). Эти методы применяются  тогда, когда имеется много  взаимосвязанных переменных и  надо найти оптимальное решение, например вариант доставки продукта потребителю, обеспечивающий максимальную прибыль, по одному из возможных каналов товародвижения.

7. Гибридные методы, объединяющие  детерминированные и вероятностные  (стохастические) характеристики (например, динамическое и эвристическое программирование), применяются, прежде всего, для исследования проблем товародвижения.

Эти семь групп  количественных методов, безусловно, не исчерпывают всего их разнообразия.

Математическое моделирование  в маркетинговых исследованиях  весьма затруднено. Это обусловлено:

- сложностью объекта изучения, нелинейностью маркетинговых процессов,  наличием пороговых эффектов, например минимального уровня стимулирования продаж, временными лагами (в частности, например реакция потребителей на рекламу часто не осуществляется немедленно);

- эффектом взаимодействия  маркетинговых переменных, которые  в большей своей части взаимозависимы и взаимосвязаны, например цена, ассортимент, качество, объем выпуска;

- сложностью измерения  маркетинговых переменных. Трудно  измерить реакцию потребителей  на определенные стимулы, например  рекламу. Поэтому часто применяются непрямые методы, например регистрация случаев возврата товара для определения правдивости рекламы;

- неустойчивостью маркетинговых  взаимосвязей, обусловленных изменениями  вкусов, привычек, оценок и др.;

Вышеизложенное во многом обусловлено тем, что маркетинг имеет дело с человеческим поведением, а не с техническими явлениями. В маркетинге редко, что повторяется, в нем все различно для разных ситуаций. Маркетинг ориентирован на конкретных потребителей, а потребители все разные.

В зависимости от характера целей маркетинговых исследований выделяют три соответствующих направления, типа маркетинговых исследований: разведочные, описательные и казуальные. Каждое такое направление включает в свой состав определенные методы сбора и анализа маркетинговой информации.

Разведочное исследование – маркетинговое исследование, проводимое с целью сбора предварительной информации, необходимой для лучшего определения проблем и выдвигаемых предположений (гипотез), в рамках которых ожидается реализация маркетинговой деятельности, а также для уточнения терминологии и установления приоритетов среди задач исследований. Например, было выдвинуто предположение, что низкий уровень реализации обусловлен плохой рекламой, однако разведочное исследование показало, что главной причиной недостаточного сбыта, является плохая работа товарораспределительной системы, которую и следует более детально изучить на последующих этапах процесса проведения маркетинговых исследований. Далее, скажем, предполагается провести исследование с целью определения имиджа какого-то банка. Сразу же возникает задача определения понятия «имидж банка». Разведочное исследование выявило такие его составляющие, как величина возможного кредита, надежность, приветливость персонала и др., а также определило, как измерить эти составляющие.

Для проведения разведочного исследования может быть достаточно только прочитать опубликованные вторичные  данные или провести выборочный опрос  ряда специалистов по данной проблеме. С другой стороны, если разведочное  исследование направлено на испытание гипотез или измерение взаимосвязей между переменными, то оно должно быть основано на использовании специальных методов.

Среди методов проведения разведочных исследований можно  выделить следующее: анализ вторичных  данных, изучение прежнего опыта, анализ конкретных ситуаций, работа фокус-групп, проекционный метод. (Следует отметить, что некоторые из этих методов, которые будут рассмотрены ниже, могут применяться также при использовании других типов исследований).

Описательное  исследование – маркетинговое исследование, направленное на описание маркетинговых проблем, ситуаций, рынков, например, демографической ситуации, отношения потребителей к продукции компании. При проведении данного вида исследований обычно ищутся ответы на вопросы, начинающиеся со слов: Кто, Что, Где, Когда и Как. Как правило, такая информация содержится во вторичных данных или собирается путем проведения наблюдений и опросов, постановки экспериментов. Например, исследуется, кто является потребителем продукции фирмы? Что рассматривается как продукты, поставляемые фирмой на рынок. Где рассматривается как места, где потребители приобретают эти продукты. Когда характеризует время, когда потребители наиболее активно покупают эти продукты. Как характеризует способ использования приобретенного продукта. Заметим, что данные исследования не дают ответа на вопросы, начинающиеся со слова «почему». (Почему возрос объем продаж после проведения рекламной компании?). Ответы на подобные вопросы получают при проведении казуальных исследований.

Казуальное исследование – маркетинговое исследование, проводимое для проверки гипотез относительно причинно-следственных связей. В основе данного исследование лежит стремление понять какое-нибудь явление на основе использования логики типа: «Если X, то затем Y». Маркетолог всегда стремится определить, скажем, причины изменения отношений потребителей, изменения показателя рыночной доли и т.п. Другой пример, проверяется гипотеза: приведет ли 10% снижение платы за обучение в частном колледже к увеличению числа учащихся, достаточному для компенсации потерь от снижения платы?

Казуальные исследования можно осуществлять на основе адаптированного  под цели данного исследования метода логико-смыслового моделирования  путем  использования ряда математических методов, например, факторного анализа.

 

 

3. Методы прогнозирования в маркетинговой  деятельности

 

Прогнозирование служит для выяснения тенденций развития фирмы в условиях постоянного  изменения факторов внешней и  внутренней среды и поиска рациональных маркетинговых мероприятий по поддержке устойчивости ее экономического поведения. Сфера применения методов прогнозирования в маркетинговых системах достаточно широка. Они используются для анализа и разработки концепций развития всех субъектов маркетинговой системы, например, для исследования рыночной конъюнктуры, в системе прогнозирования цен, новых продуктов и технологий, поведения покупателей на рынке. Важнейшим направлением является прогнозирование сбыта и рынков, их динамики, структуры, конъюнктуры, возможностей рынка воспроизводить предложение и спрос.

В качестве инструментария при прогнозировании используется система методов, с помощью которых анализируются причинно-следственные параметры прошлых тенденций в деятельности предприятия и по результатам анализа формируются изменения в перспективе социально-экономического развития фирмы.

Методы прогнозирования  классифицируются по различным критериям:

- по форме предоставления  результата прогнозы делятся  на количественные и качественные. Первые базируются на численных,  математических процедурах, а вторые  на использовании имеющихся опыта, знаний и интуиции исследователя;

- по величине периода  упреждения выделяют краткосрочные  (1 год и менее), среднесрочные  (2-5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет);

- по охвату прогнозированием  объекта исследования прогнозы  бывают общими (прогноз общего  развития народного хозяйства) и частные (прогноз для отдельных отраслей, инфраструктуры, отдельных показателей).

Классификация методов, используемых при прогнозировании  в системах маркетинга и эффективность  их применения на практике показана в  табл.2.2.

Применение формализованных методов для прогнозирования сбыта продукции и рынков позволяет: дать количественную характеристику связям между отдельными элементами и факторами окружающей среды и оценить их на состояние и динамику рынка; осуществлять альтернативный анализ полученных результатов прогнозирования.

 

Таблица 2.2. Эффективность применения различных методов прогнозирования

Показатели

Методы прогнозирования

Применение, % от числа предприятий (n=334)

Оценка надежности*

Частота применения**

Количественные методы

1. Экстраполяция трендов

2. Метод скользящей средней

3. Регрессионный анализ

4. Экспоненциальное сглаживание

5. Моделирование

6. Модель «Затраты-выпуск»

7. Цепи Маркова

 

73.7

67.7

35.9

32.9

15.9

14.4

4.2

 

с

с

в

с

н

с

н

 

ч

ч

и

и

р

р

р

Качественные методы

1. Оценки сотрудников

международных отделов

 

2. Оценки коммерсантов  и 

технического руководства

3. Опрос потребителей

4. Тестирование товара

5. Методы аналогии

6. Результаты тестирования  рынка

7. Экспертные оценки методом «Дельфи»

 

87.7

85.9

81.8

50.0

46.7

 

37.7

15.9

 

с

в

с

с

в

 

с

с

 

ч

ч

ч

и

ч

 

и

р

Информация о работе Основные методы анализа маркетинговой информации