Понятие бизнес-плана и роль маркетинга в его разработке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 18:26, курсовая работа

Описание

В условиях быстрых изменений в экономике очень важно своевременно принимать соответствующие меры реагирования. Неоценимую помощь здесь оказывает планирование, позволяющее проанализировать весь комплекс будущих операций бизнеса. Именно на основе планирования дальнейшего развития предприятия появляется реальная возможность минимизировать внутренние и часть внешних рисков компании, сохранить гибкость управления производством.

Содержание

Введение

Глава 1 Значение маркетинговой деятельности в бизнес–планировании
1.1 Сущность понятия бизнес-плана
1.2 Структура бизнес-плана
1.3 Создание маркетинговых разделов бизнес-плана: анализ рынка и маркетинговый план
Глава 2 Общая характеристика деятельности ООО «Сладкий Рай» и анализ рынка при выпуске новой продукции
2.1 Общая характеристика деятельности ООО «Сладкий Рай»
2.2 Анализ рынка хлебобулочных изделий
2.2.1 Оценка конъюнктуры рынка
2.2.2 Определение емкости рынка
2.2.3 Анализ сегментации рынка
2.2.4 Изучение конкурентов и их стратегий

Глава 3 Проект маркетингового плана развития деятельности ООО «Сладкий Рай»
3.1 Стратегия маркетинга и ее характеристика
3.2 Ценообразование
3.3 Схема распространения товара
3.4 Стимулирования сбыта

Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 84.13 Кб (Скачать документ)

3.2 Ценовая политика 

     Ценовая политика формируется в рамках общей  стратегии фирмы и включает ценовую  стратегию и тактику ценообразования.

     Наиболее  полно ценовая политика предприятия  отражена в табл. 2.1 (см. Приложение 3), из анализа которой можно сделать  вывод, что поскольку товар булочка  домашняя только появится в ассортименте ООО «Сладкий Рай», то целесообразнее первое время занижать цену на изделие, т.е. использовать так называемую цену проникновения.  Это будет способствовать расширению сбыта и захвату большой  доли рынка.

Так же на предприятии предполагается разработка программы стимулирования оптовых  потребителей, предусматривающая скидки на продукцию, реализуемую крупными партиями. 

3.3 Схема распространения  товара и стимулирование сбыта 

В современных  условиях, когда возросло обострение конкуренции и произошло резкое усложнение сбыта, маркетинг стал фактором конкурентной борьбы, не менее важным, чем достижение превосходства на рынке путем внедрения технических  новшеств или снижения себестоимости  продукции. Среди товаропроизводителей идет острая борьба за рынки сбыта. Поэтому сбытовая деятельность приобретает  более важное значение.

В настоящее  время предприятие реализует  продукцию преимущественно через  магазины города и через собственную  торговую сеть.

Выбор каналов реализации сказывается  на расходах и прибылях. Расчетные  данные по каналам реализации представлены в табл. 2.1 (см. Приложение 3).

Как видно  из приведенных данных наиболее прибыльным и рентабельным вариантом является тот, по которому изделия реализуются  через посредника.

Роль  канала распределения заключается  в перемещении товаров от производителей к потребителям. Благодаря каналу устраняются разрывы во времени, месте и праве собственности, отделяющие товары и услуги от тех, кто хотел бы ими воспользоваться.

Из табл. 2.3 (см. Приложение 3) видно, что при расширении рынка сбыта продукции предприятие получит дополнительную прибыль 138,4 тыс. руб. Через магазины города планируется реализовывать 54,5% производимой продукции, через собственную торговую сеть 20% и через посредников 25,5% или 122,3 тонны.

Экономическая эффективность планируемых мероприятий  представлена в таблице 16.

Данные  табл. 2.4 (см. Приложение 3) показывают, что в результате намеченных мероприятий объем производства хлебобулочных изделий возрастет до 480 тонн, на 20,4% увеличится использование производственной мощности. Средняя цена реализации возрастет на 11%. Планируется незначительное снижение себестоимости одной тонны хлебобулочных изделий всего на 0,5%. За счет роста производства и цены реализации выручка от реализации увеличится на 49%. Полная себестоимость возрастет на 33,5%, а прибыль увеличится в 3,3 раза. Уровень рентабельности возрастет на 12,5% и составит 21,3%.

 

     Заключение 

      В процессе изучения данного вопроса  было изучено более пяти точек  зрения на вопрос о составлении бизнес –плана в современных условиях, о его преимуществах и недостатках, о его месте в производственной деятельности предприятия. Многие авторы придерживаются точки зрения о том, что бизнес-план в деятельности любой  организации – необходимый инструмент производственного планирования. С  его помощью достаточно легко  предугадать возрастающий объем  производства, просчитать возможную  прибыль или убыток, оценить целесообразность выпуска на рынок нового продукта и т.д. И, действительно, составление  бизнес-плана облегчает работу предприятия, позволяет анализировать ситуацию на рынке, конкурентов, конкурирующих  товаров и предпринимать необходимые  меры для получения максимальной прибыли, расширению производства и  т.д.

      Бизнес-план – это необходимый документ, отражающий в концентрированной форме ключевые показатели предприятия, обосновывающие целесообразность некоторого проекта, четко и наглядно раскрывающий суть предполагаемого нового направления деятельности организации. Он разрабатывается на год или на более длительный период в зависимости от масштаба целевого проекта и желания предприятия. Чем короче планируемый период, тем более детальной должна быть проработка основных аспектов планируемой деятельности.

     После реализации бизнес-плана организация  обычно выйдя на устойчивый режим  работ, вносит новые элементы планирования и организации в свое производство.

     В данной работе представлен бизнес-план по выпуску и дальнейшему продвижению  на рынке нового товара – булочки  домашней предприятия пищевой промышленности ООО «Сладкий рай».

     Предпосылками реализации данного бизнес-плана выступили - возрастающая потребность населения в хлебобулочных изделиях; меньшая материалоемкость, следовательно и меньшие затраты, а значит, возможность реализации товара по относительно низкой цене и сохранение позиций на рынке; большой опыт Предприятия по производству хлебобулочной продукции; освоение производства нового товара на свободных площадях Предприятия с готовой инфраструктурой, а значит с наименьшими затратами времени и средств; наличие опытного, высококвалифицированного персонала; наличие налаженных каналов сбыта продукции.

     Учитывая  потребность рынка в данном виде продукции, высокие качественные характеристики продукции, отвечающие российским стандартам, низкие, конкурентоспособные цены планируемых  к выпуску булочных изделий, можно  полагать, что Предприятие не будет  испытывать серьезных затруднений  в сбыте своей продукции.

     В процессе работы были рассмотрены следующие этапы реализации бизнес-плана:

  •  разработка  производственной плановой документации  по выдвижению и внедрению  товара на рынок, прогнозирование  возможной прибыли от проекта;
  • выход производства на проектную мощность;
  • ввод производства на полную мощность – 4-й квартал 2005 г.

     Исходя  из представленных расчетных планируемых данных, можно сделать следующий вывод. В целом реализация проекта по производству нового изделия – булочки домашней экономически целесообразна.

     ООО «Сладкий рай» финансово устойчивое предприятие и при необходимости в будущем способно своевременно погашать свои обязательства перед кредиторами за счет средств, находящихся на расчетном счете, т.к. предприятие планирует получать устойчивую прибыль от своей деятельности. 

 

     Список  использованных источников

  1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 248с.
  2. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2008. – 392с.
  3. Пивоваров К.В. Бизнес-планирование. – М.: Издательско-книготорговый «Маркетинг», 2007. – 164с.
  4. Попова В.Н., Ляпунова С.И. Бизнес-планирование. М.: Финансы и статистика, 2009. – 668с.
  5. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Ч. 1. ст. 140; Ч. 2. ст. 861, 862.- М.: ИНФРА-М, 2009.- 451.
  6. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности /Под ред. В. И. Стражева. – Минск: Высшая школа, 2006.-226 с.
  7. Аникеев С.А. Методика разработки плана маркетинга. Сер. «Практика маркетинга» – М.: Форум, Информ-Студио, 2008. – 128 с.
  8. Берл Густав и др. Мгновенный бизнес-план. Двадцать быстрых шагов к успеху / Пер. с англ./.- М.: Дело ЛТД, 2007. – 183с.
  9. Бизнес-план фирмы. Комментарий методики составления. Реальный пример / Акуленок Д.Н., Буров В.П., Морошкин В.А., Новиков О.К. М.: Гном-Пресс, 2007. 95 с.
  10. Ковалев В.В. Анализ финансового состояния и прогнозирование банкротства. – С.Петербург, 2006 – 250 с.
  11. Ковалев В.В., Патров В.В. Как читать баланс. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика. 2006. 358 с.
  12. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Прогресс, 2007 – 734с.
  13. Недялкова А. Как привлекать инвестиции (бизнес-план, оферта). М., 2006. 95 с.
  14. Пособие ЭРНСТ энд ЯНГ по составлению бизнес-плана / Пер. с англ., 2-е изд. М.: Джон Уайли энд Санз, 2007. 532 с.
  15. Черняк В.З. Оценка бизнеса. М.: Финансы и статистика, 2007. 286 с.
  16. Приложение 1
  17. Рис.1. Процесс бизнес-планирования
  18. Приложение 2
  19. Табл. 2.1 - Размеры производства ООО «Сладкий рай» за 2008-2010 г.г.16
Показатель 2008 2009 2010 2010 к 2008 %
Стоимость товарной продукции, тыс. руб. 2991 4151 4627 154,7
Среднегодовая численность работников, чел. (штатное  расписание) 88 105 101 114,8
Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб. 1783 1929 1949 109,3
  1. Табл. 2.2 - Финансовые результаты от реализации продукции ООО «Сладкий рай»17
Показатель 2008 2009 2010 2010 к

2008 %

Выручка от реализации продукции, тыс. руб. 2991 4151 4627 154,7
Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. 1408 1779 2277 161,7
Валовая прибыль 1583 2372 2350 148,5
В т.ч. прибыль от реализации, тыс. руб. 1565 2316 2288 146,2
Рентабельность 52,4 55,8 49,5 X
    1. Табл. 2.3 - Баланс ООО «Сладкий рай» за 2010 г.18
    Статьи  баланса Усл. Обозначен На нач 2010 г. На кон 2010 г. Измен +,-
    АКТИВ
    1.Основные  средства и иные внеоборотные  активы СВ 2439 3042 +603
    2. Текущие  активы ТА 4475 5632 +1157
    Денежные  средства ДС 672 510 -162
    Расчеты с дебиторами ДЗ 1615 2226 +611
    Запасы  и затраты ЗЗ 2188 2896 +708
    Прочие  активы ПА 0 0 0
    Баланс  Б 6914 8674 +1760
    ПАССИВ
    1.Собственный  капитал СК 6738 8382 +1644
    2.Привлеченный  капитал ПК 176 292 +116
    Текущие обязательства  ТО 176 292 +116
    Долгосрочные  обязательства ДО 0 0 0
    Баланс  Б 6914 8674 +1760
    1. Табл. 2.4 - Расчет показателей финансовой устойчивости ООО «Сладкий рай»19
    Коэффициенты  Усл.

    обозн

    Формула расчета На нач. 2010 г На кон. 2010 г
    1 2 3 4 5
    1.Финансовой  автономии  К ав СК/Б 0,97 0,97
    2.Финансовой  зависимости К фз ПК/Б 0,03 0,03
    3.Текущей  задолженности К тз ТО/Б 0,03 0,03
    4.Долгосрочной  финансовой независимости К д фн (СК+ДО)/Б 0,97 0,97
    Коэффициенты  Усл.

    обозн

    Формула расчета На нач 2007г На кон 2007г
    5.Покрытия  долгов собственным капиталом К пд СК/ПК 38,3 28,7
    6.Финансового  риска К фр ПК/СК 0,03 0,04
    7.Финансовой  маневренности К м ТА/СК 0,66 0,67
    8.Инвестирования К и СК/СВ 2,76 2,76
    9.Обеспеченности  оборотных активов собственными  средствами К сс (СК-СВ)/ТА 0,96 0,95
    1. Табл. 2.5 - Анализ ликвидности баланса ООО «Сладкий рай» за 2010 г., тыс.руб.20
    Актив На нач 2010 г На кон 2010 г Пассив На нач 2010 г На кон 2010 г Платежный излишек
    1 2 3 4 5 6 7=2-5 8=3-6
    А1 672 510 П1 110 241 562 269
    А2 1615 2226 П2 66 51 1549 2175
    А3 2188 2896 П3 - - 2188 2896
    А4 2439 3042 П4 6738 8382 -4299 -5340
    1. Табл. 2.6 - Рейтинг ООО «Сладкий рай»
     
    Коэффициенты
    Значение на конец 2010 г Класс показателя Балл
    1.Коэффициент  абсолютно.ликвидности 1,75 I 20
    2.Коэффициент  быстрой ликвидности 1,75 I 18
    3.Коэффициент  текущей ликвидности 19,3 I 16.5
    4.Финансовой  автономии  0,97 I 17
    5.Обеспеченности  оборотных активов собственными  средствами 0,95 I 15
    ИТОГО: Х I 86.5
    1. Табл. 2.7 - Анализ сильных и слабых сторон конкурентов и собственного предприятия21
    Факторы, характеризующие предприятие Преимущества Недостатки Оценка
    1 2 3 4
    Менеджмент  предприятия:

    Предпринимательская культура;

    Цели и формулируемые  стратегии;

    Система мотивации  сотрудников                                                                                                                

     
     
    К
     
    С
     
    К

    К

    -

    Производство:

    Оборудование;                                                                                                                                                                         

    Гибкость производственных линий;

    Качество производственного  планирования и управления

       
    С
     
    К

    К С22

    К С

    Научные исследования и Развитие

    Интенсивность и результаты;

    Ноу-хау;

    Использование новых информац. технологий.

     
    С 

    С

     
     
    К
     
    С

    С

    С

    Маркетинг

    Организация сбыта;

    Расположение  сбытовых филиалов;

    Фаза “Жизненного  цикла” у важнейших продуктов

     
    С

    С

    С

     
     
     
    К
     
    С

    С

    С

    Кадры

    Возрастная структура;

    Уровень образования;

    Квалификация  и мотивация  менеджмента.

         
    К С

    К С

    К С

     
    Продолжение табл. 2.7
    1 2 3 4
    Финансы

     Доля собственного  капитала;

    Финансовый баланс;

    Возможность получения  кредита.

     
    К

    К

    К

       
    К

    К

    К

    1. Табл. 2.8 - Анализ сильных и слабых сторон товара23
    Постановка  вопроса при изучении сильных  и слабых сторон товара Сильные стороны Слабые стороны
    1 2 3 4
    1 Можете ли Вы определить тот сегмент рынка, на который ориентирована ваша продукция? ДА

    К  С

     
    2 Изучены ли вами запросы ваших клиентов? ДА

    К  С

     
    3 Какие преимущества предоставляет ваша продукция клиентам?  
    С
     
    К
    4 Можете ли вы эффективно довести свою продукцию  до тех потребителей, на которых  она рассчитана. ДА

    С

     
    К
    5 Может ли ваша продукция  успешно конкурировать с продукцией других производителей в отношении:

    качества, надежности, эксплуатационных и других товарных характеристик;

    цены;

    стимулирования  спроса;

     
    ДА 

    С 

    С К

    С

     
     
     
    К 
     

    К

    Продолжение табл. 2.8
    1 2 3 4
    6 Понимаете ли вы на какой стадии «жизненного цикла» находится ваша продукция? ДА

    С  К

     
    7 Есть ли у  вас идеи относительно новых видов  продукции? ДА

    С

     
    К
    8 Облаете ли вы сбалансированным ассортиментом с точки зрения разнообразия и степеней морального старения?    
    С  К
    9 Проводите ли вы модификацию продукции в соответствии с запросами клиентов? ДА

    С  К

     
    10 Проводите ли вы политику создания новинок? ДА

    С  К

     
    11 Возможно ли копирование вашей продукции?   ДА

    С  К

    12 Имеют ли ваши производственные идеи адекватную защиту торговой и  фабричной марки? ДА

    С

     
    К
    1. Таблица 2.9 - Оценка рынков сбыта24
     

    п/п

     
    Показатели
    Местонахождение предприятия Населенные  пункты в радиусе 100 км Рынки, удаленные  за 100 км
    1. Уровень спроса высокий Высокий Средний
    2. Степень удовлетворения спроса низкая Средняя Средняя
    3. Уровень конкуренции средний Средний Высокий
    4. Доля потребителей, готовых купить продукцию 25 % 10 % 3 %
    1. Таблица 2.10 - Анализ и оценка конкурентов ООО «Сладкий рай»25

    п/п

    Характеристика  конкурирующей продукции Основные  конкуренты
    1-ый 2-ой
    1 2 3 4
    1. Объем продаж (в  нат. показателях) 40000,0 50000,0
    2. Занимаемая  доля рынка, % 30,8 38,5
    3. Уровень цены, руб. 4,5 3,8
    4. Финансовое  положение (рентабельность), % 19,0 21,0
    5. Уровень технологии средний Средний
    6. Качество продукции среднее Высокое
    7. Расходы на рекламу осуществл. осуществл.
    Продолжение табл. 2.10
    1 2 3 4
    8. Привлекательность внешнего вида станд. упаковка Отсутствует
    9. Время деятельности предприятия, лет 2 10
    1.  

    2. Приложение 3
    3. Таблица 2.1   Ценовая политика предприятия26

    п/п

    Постановка  вопроса при исследовании объекта  или метод его анализа Характеристика  и оценка фактического состояния  дел Прогноз положения  дел, оценка его показателями и действия по его улучшению
    1. Насколько цены отражают издержки вашего предприятия, конкурентоспособность товара, спрос  на него? В полной мере. Уровень издержек ниже среднерыночных Сохранится  в полной мере. Постоянный анализ структуры  издержек.
    2. Какова вероятная  реакция на повышение (понижение) цены? Спрос эластичен, снижение цены ведет к росту объемов  продаж. При сохранении качества товара, «эластичность» стремится  к 1.
    3. Как оценивают  покупатели уровень цен на товары вашего предприятия? Уровень цен  приемлем При сохранении качества товара, цена станет вторичным  критерием.
    4. Как относятся  покупатели к установленным ценам? Положительно Положительно, даже при увеличении в случае обоснованности.
    5. Используются  ли предприятием (фирмой) политика стимулирующих  цен? Не предусматривается Возможна, при  ужесточении конкуренции.
     
    Продолжение табл. 2.1
    1 2 3 4
     
    6. Используется  ли предприятием политика стандартных  цен? Используется  на начальном этапе. При стабильном экономическом положении предполагается установить гибкую систему ценообразования.
    7. Как действует  предприятие, когда конкуренты изменяют цены? Проводится  анализ конъюнктуры рынка, определяются причины подобных действий конкурентов, принимаются меры для снижения возможных  потерь. Аналогичные действия, и, кроме того, могут проводиться  переговоры с конкурентами.
    8. Известны ли цены на товары вашего предприятия  потенциальным покупателям Да, указаны  в прайс-листах. Предполагается  индивидуальная рассылка изменившихся прайс-листов постоянным клиентам.
    1. Таблица 2.2 Каналы реализации изделий27
    Исходные  и расчетные данные Магазины города Собственная торговая сеть Посредник
    1. Производственная  себестоимость, т. руб. 9776 9776 9776
    2. Затраты на перевозку, т. руб. 98 162 -
    3. Арендная  плата, т. руб. 64 64 64
    4. Заработная плата продавцам,  т. руб. - 500 -
    5. Цена реализации,  т. руб. 10972 10972 10972
    6. Коммерческая  себестоимость, т.  руб. 9938 10502 9840
    7. Прибыль,  т. руб. +1034 +470 +1132
    8. Рентабельность, т. % 10,4 4,5 11,5
    1. Табл. 2.3 Совершенствование структуры реализации изделий28
    Каналы реализации 2009 г. План 2010 г.
    Тонн % Прибыль (+), тыс. руб. Тонн % Прибыль (+), тыс. руб.
    Магазины города 261,8 73,2 +270,7 261,8 54,5 +270,7
    Собственная торговая сеть 95,9 26,8 +45,0 95,9 20 +45,0
    Посредники - - - 122,3 25,5 +138,4
    Итого 357,7 100 +315,7 480 100 +454,1
    1. Табл. 2.4 Экономическая эффективность планируемых мероприятий29
    Показатели В среднем за 5 лет 2004 г. План 2008 г. План к 2004 г., %
    1 2 3 4 5
    Объем производства, т 294,4 357,7 480 134,2
    Использование производственной мощности, % 49,1 59,6 80 +20,4
    Средняя цена реализации 1 т, руб. 10116 10972 12180 111
    Полная  себестоимость 1 т, руб. 9553 10089 10040 99,5
    Выручка от реализации продукции, тыс. руб. 2978,2 3924,7 5846 149
    Полная  себестоимость продукции, тыс. руб. 2812,3 3608,9 4819 133,5
    Продолжение табл. 2.4
    1 2 3 4 5
    Прибыль от реализации продукции, тыс. руб. +165,9 +315,8 +1027 в 3,3 р.
    Уровень рентабельности, % 5,9 8,8 21,3 +12,5
  • Информация о работе Понятие бизнес-плана и роль маркетинга в его разработке