Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 09:04, лекция
Задача этой главы - проанализировать, как потенциальные осуществляют свой выбор, и рассмотреть, как они реагируют на маркетинговые стимулы, используемые производителями в рамках своей производст-венной, сбытовой, ценовой и коммуникационной политики.
Смысл измерения доли рынка состоит в том, чтобы исключить влияние внешних факторов, которые оказывают одинаковое влияние на все конкурирующие марки, и благодаря этому дать возможность более точно и правильно оценить конкурентную силу каждой из них. Котлер (Kotler, 1991, р.711) отмечает, что понятие доли рынка нужно интерпретировать с большой осторожностью, учитывая, в частности, следующие соображения.
Независимо от принятого определения базового рынка доля рынка может быть рассчитана различными способами.
При измерении долей рынка согласно этим различным вариантам могут возникнуть определенные трудности. связанные с ограниченной доступностью необходимых данных. Так, измерение доли обслуживаемого рынка подразумевает, что фирма должна оценить суммарный объем продаж в каждом сегменте; аналогично определение относительной доли рынка требует знания объемов продаж для основных конкурентов. Трудность выполнения этих требований меняется от сектора к сектору.
На рынках
потребительских товаров
5.4.3. Анализ динамики доли рынка
В секторе
потребительских товаров
Через эти три компоненты можно выразить долю рынка для торговой марки:
Доля рынка = Уровень проникновения * Уровень эксклюзивности * Уровень интенсивности
Обозначим через с категорию товаров, к которой принадлежит марка х. Введем также следующие обозначения:
Nx - количество покупателей х;
Nc - количество покупателей с;
Qxx - количество х, приобретенное покупателями х;
Qcx - количество с, приобретенное покупателями х;
Qcc - количество с, приобретенное покупателями с.
Легко проверить, что
Чтобы выразить долю рынка в стоимостном выражении, следует ввести индекс относительной цены: отношение средней цены марки к средней цене по всем конкурирующим маркам.
Такое определение доли рынка может применяться очень широко. Оно, в частности, позволяет идентифицировать различные причины наблюдаемых изменений доли рынка. Так, возможны следующие объяснения падения доли рынка:
Отслеживая эти рыночные индикаторы во времени, аналитик-маркетолог может предложить обоснованные корректирующие меры. Измерение доли рынка может использоваться в двух различных целях: (а) как индикатор эффективности в конкурентной борьбе и (б) как индикатор конкурентного преимущества (см. главу 8). В первом случае доли рынка следует рассчитывать при возможно более мелком
разбиении рынка, например по сегменту, сбытовой сети или региону. Во втором случае более агрегированная база деления представляется — предпочтительнее, так как она позволит четче выявить уровень рыночной силы, достигнутый фирмой, и возможности для экономии на масштабе или эффектах опыта.
5.4.4. Функции поведенческой реакции
Функция реакции рынка - это соотношение, которое связывает реакцию покупателей, выраженную в терминах объема или доли рынка, с одной или более маркетинговыми переменными и/или переменными среды. Функции реакции обычно получают методом эконометрического анализа ретроспективных данных. Количественное оценивание функций реакции приводит к коэффициентам эластичности, измеряющим чувствительность спроса или доли рынка к изменению одной из исследуемых переменных, таких как цена, реклама или доход на семью. Понятие эластичности более подробно определяется в Приложении.
Построение
этих функций реакции, основанное на
наблюдении различных рынков, различных
сегментов или различных
В качестве иллюстрации в табл. 5.5 дан синтез результатов основных работ, выполненных в Европе по тематике измерения эластичности по основным переменным маркетинга (рекламе, цене и сбыту).
Таблица 5.5. Чувствительность спроса к марочной политике.
Источник: Lambin J.J. (1976 et 1989).
Классы товаров | Количество марок | Эластичность по рекламе | Эластичность по цене | Эластичность1) по сбыту2) |
Безалкогольные | 5 | 0, 070 | -1, 419 | -1,181 |
напитки | ||||
Йогурт | 2 | 0, 031 | -1, 100 | — |
Одежда | 2 | 0, 034 | -1, 982 | 2, 319 |
Телевизоры | 4 | 0, 122 | — | — |
Сигареты | 1 | 0, 154 | -1, 224 | — |
Банки | 5 | 0, 003 | — | 0, 251 |
Автофургоны | 1 | 0, 184 | -1, 533 | — |
Кофе | 1 | 0, 036 | -2, 933 | 1, 868 |
Фрукты | 1 | 0, 095 | -1, 229 | — |
Электробритвы | 18 | 0, 219 | -2, 460 | 0, 909 |
Бензин | 19 | 0, 024 | -0, 600 | 0, 923 |
Шампуни | 11 | 0, 036 | -1, 762 | — |
Инсектициды | 9 | 0, 058 | — | — |
Дезодоранты | 11 | 0, 054 | — | — |
Моющие сред-ва | 6 | 0, 084 | — | — |
Крем для загара | 11 | 0, 300 | — | — |
Среднее:
анализ 1976 г. 3) |
N=107 | 0, 094 | -1, 624 | 1, 243 |
Женская гигиена | 6 | 0, 010 | -1, 405 | 0, 958 |
Посудомоечные | 2 | 0, 029 | -1, 692 | — |
Машины | ||||
Моющие сред-ва | 1 | 0, 049 | -2, 009 | — |
Джемы | 3 | 0, 022 | -2, 672 | 2, 757 |
Автомобили | 8 | 0, 093 | -2, 004 | — |
Среднее:
анализ 1988 г.4) |
N=20 | 0, 041 | -1, 956 | — |
Среднее: анализ 1976-1988 гг. | N=127 | 0, 081 | -1, 735 | 1, 395 |
1) Приведены средние значения эластичности, рассчитанные с использованием только статистически значимых значений эластичности | ||||
2) Использованы
индексы сбыта типа
применяемых Нильсеном
3) База наблюдения - это марка/страна; использованы данные по странам: Бельгия, Франция, Голландия, ФРГ, Дания, Италия, Норвегия, Швеция | ||||
4) База наблюдения: Бельгия. |
Помимо
этого научного интереса, функции
реакции непосредственно
Использование
функций реакции для
На рис. 5.7 представлена кривая проникновения для новой марки, построенная последовательно по наблюдениям с периодичностью раз в два месяца, ежемесячно и еженедельно. Причинные факторы, т.е. маркетинговые переменные, действующие в период внедрения марки, показаны в нижней части графика, под временной шкалой. Ясно, что данные с периодичностью раз в два месяца и раз в месяц полностью маскируют реакцию рынка. С другой стороны, еженедельные наблюдения демонстрируют причинную связь вполне отчетливо.
Рис. 5.7. Кривая проникновения нового товара. Источник: Nielsen Researcher (1981).
5.4.5. Поведение после покупки
Купив и использовав товар, потребитель или покупатель вырабатывает новое отношение, основанное главным образом на степени удовлетворенности или неудовлетворенности, которую он ощущает после использования товара. Это позитивное или негативное отношение приводит к определенному поведению после закупки, которое обусловливает распространение товара, а также частоту повторных закупок в случае, если товар покупается многократно.