Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 14:56, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в изучении и обосновании роли международного маркетинга в деятельности предприятия.
Реализация цели исследования предопределяет постановку и решение следующих основных задач:
1. Изучить среду международного маркетинга;
2. Изучить комплекс международного маркетинга;
3. Получение практических результатов международного маркетинга на примере компании «Procter & Gamble».
Введение……………………………………………………………………………...4
Глава 1 Международный маркетинг: понятия, внутренняя и внешняя среда…...6
1.1 Мотивы выхода фирмы на внешний рынок……………………………………6
1.2 Стратегии выхода на зарубежный рынок………………………………………8
1.3 Внешняя среда международного маркетинга………………………………...11
1.4 Управление международным маркетингом…………………………………..13
Глава 2 Комплекс международного маркетинга…………………………………18
2.1 Особенности маркетинговых исследований на международных рынках……...18
2.2 Стратегии выхода на внешний рынок………………………………………...19
2.3 Адаптация товара……………………………………………………………….21
2.4 Ценообразование на международных рынках………………………………..23
2.5 Особенности продвижения…………………………………………………….26
Глава 3 Практическая работа. "Procter & Gamble": подъемы и спады в международном маркетинге.………..……………………………………………..29
Заключение………………………………………………………………………….32
Список использованной литературы………………
Цены фактических сделок (контрактов) — реальные цены купли-продажи продукции на внутреннем или внешнем рынках, фиксируемые сторонами в контракте. Эти цены устанавливаются в результате переговоров, в ходе которых почти наверняка продающая фирма снизит первоначально предложенную цену (уже упоминавшееся уторгование).
По экономическому содержанию эти цены соответствуют ценам потребления, они отражают конкретные условия реализации продукции и служат важной, достоверной информацией для участников внешнеэкономической деятельности. Такие цены обычно являются коммерческой тайной.
Проблему ценообразования фирмы, ведущие внешнеэкономическую деятельность, решают, выбирая себе методику расчета цен, которая позволит наилучшим образом рассчитать конкретную цену.
В мировой торговой практике широко применяется система скидок. Скидка—одно из условий международной сделки, определяющее размер возможного уменьшения базисной цены товара, указанной в договоре о сделке. Величина скидки зависит от вида сделки, объема продаж, других условий.
В формировании цен может участвовать еще один агент — государство. Если государство, в принципе, считает неизбежным проводить протекционистскую политику, т.е. защищать своих внутренних производителей, то оно может принимать меры по регулированию цен.
Имеются три основных метода государственного регулирования цен:
• регулирование цен внутреннего рынка с целью защитить его от иностранной конкуренции;
• таможенная политика (высокие пошлины на импортные товары);
• бюджетное субсидирование экспорта в виде премий экспортерам определенных товаров, с тем чтобы поощрить их к установлению более низких и соответственно более конкурентоспособных цен.
2.5 Особенности продвижения
В продвижении продукции выделяют два основных подхода плюс третий — комплексный. Первый называют методом «толкай» — он заключается в совершенствовании самих способов торговли. Другой — метод «тяни» — интенсивное влияние на спрос через средства массовой информации. Наиболее распространено сочетание обоих подходов — метод «тяни-толкай».
Выбор конкретных методов продвижения определяется:
• типом регулирования системы распределения в данной стране — чем оно более жестко, тем больше средств придется тратить на совершенствование способов торговли;
• наличием каналов (средств массовой информации) для выхода на целевые рынки и затратами на это (к примеру, скандинавские страны длительное время отказывались принимать рекламные ролики; в Индии значительная доля неграмотных не позволяет организовать эффективную рекламную кампанию в СМИ);
• отношением потребителей к источникам информации (так, в США домохозяйки доверяют телевизионным программам, мнению друзей и рекламе в СМИ, т.е. там важна предпродажная реклама; французские же домохозяйки больше изучают витрины, прилавки, общаются с продавцами, в силу чего важны снижение цен и демонстрация товаров в местах продажи);
• соотношением цен и доходов населения (чем больше стоимость товара по отношению к доходам, тем больше времени и информации требуется покупателю).
Специфика продвижения в международном маркетинге различна для рекламы и персональных продаж.
В случае с персональными продажами основная проблема заключается в подборе торгового персонала.
Что касается рекламы, то, давая рекламу на внешнем рынке, фирма должна принять принципиальное решение: разрабатывать новый рекламный продукт или использовать обычную (применяемую в своей стране) рекламу с минимальной адаптацией (перевод текста, иногда перевод встречающихся в изображении надписей и в некоторых случаях учет языковой специфики).
Чаще применяется второй способ, так как он наиболее дешев и прост. При этом иногда удается прийти к весьма остроумным решениям, знакомым нам по отдельным удачам рекламы иностранных товаров в России (например: «От Парижа до Находки OMSA — лучшие колготки»). Такие удачи создают у потребителя иллюзию, будто реклама делалась специально для него.
Выводы по второй главе:
Международный маркетинг представляет собой маркетинговую деятельность компании на рынках стран, отличных от страны-производителя.
Разработка плана международного маркетинга состоит из следующих этапов. Первый этап планирования – оценка культурной, политической и экономической среды с целью определения желательности выхода на зарубежный рынок. На следующем этапе компания разрабатывает общий стратегический план заграничных операций, определяя глобальный или локальный подход и номенклатуру товаров в данной стране. Компания разрабатывает план маркетинга для каждого товара, продаваемого за рубежом. Это требует формулирования стратегий по товару, его продвижению, распределению и ценообразованию. Заключительный этап – оценка и контроль международной маркетинговой деятельности.
При анализе, планировании и претворении в жизнь всех вышеперечисленных мероприятий компании следует учитывать специфику глобальной среды международного маркетинга и ведения в ней различного рода операций, начиная от нерегулярного экспорта и кончая продвижением своей продукции на рынках зарубежных стран, и основанием на них совместных предприятий. По мере роста большинство компаний проходит путь от организации экспортного отдела до превращения в транснациональную корпорацию. При этом крупные фирмы, заинтересованные в своем дальнейшем росте должны все более превращаться в транснациональные корпорации, рассматривающие весь мир как единый рынок.
Глава 3 Практическое задание
"Procter & Gamble": подъемы и спады в международном маркетинге.
"Procter & Gamble" - возможно, крупнейший поставщик упакованных потребительских товаров США - выпускает такие ведущие марки товаров, как моющее средство "Tide", зубную пасту "Crest", кофе "Folgers" и одноразовые подгузники "Pampers". Но до последнего времени, конкурируя за рубежом, компания часто терпела неудачи. Она нередко неверно оценивала потребности потребителей и намерения конкурентов. Часто ей наносили сокрушительные удары такие известные фирмы, как "Unilever" в Европе и "Као" в Японии. Компания склонна была довольствоваться вторым, третьим или четвертым местом на зарубежном рынке, а не сосредоточивать ресурсы с тем, чтобы выйти на первое место. В результате компания не была за рубежом тем гигантом, которым она является в США.
Но все постепенно меняется по мере того как "Procter & Gamble" учится эффективно работать на глобальном рынке. Многим в этом отношении она обязана Edwin Artzt - нынешнему президенту и бывшему руководителю международных операций компании. Artzt стремится стать главным игроком на вновь открывшихся рынках в Восточной Европе путем приобретения в 1990 г. ведущей чешской компании по производству моющих средств и заключения возможных сделок в Польше и Венгрии. Он превратил "Procter & Gamble" в глобальную фирму в косметической отрасли, купив "Noxell" (изготовитель "Cover Girl") в 1989 г., "Old Spice" в 1990 г. и "Max Factor" и "Betrix" в 1991 г., - компании, давно утвердившиеся на международных рынках. Кроме того, он укрепил позиции компании в Японии до такой степени, что в конце 80-х гг. были получены не убытки, а прибыли, а эта страна стала вторым по прибыльности зарубежным рынком. Перечисленные меры нашли отражение в растущей значимости зарубежных рынков для "Procter & Gamble": в 1984 г. зарубежные операции обеспечивали компании только 12%, а в 1990 г. эта доля превысила треть.
Причины растущего успеха компании на зарубежных рынках не являются секретом. Она попросту отказалась от философии, согласно которой то, что срабатывает в США, скорее всего, сработает и за рубежом, и стала больше внимания уделять потребностям и привычкам потребителей других стран.
Япония служит удачным примером эффективного изменения подхода "Procter & Gamble" к международному маркетингу. По словам Artzt, «компания ворвалась на японский рынок (в 1972г.) с американскими товарами, американскими менеджерами, американской рекламой и американскими методами сбыта и стратегиями стимулирования продаж». В результате такой полностью американской стратегии "Procter & Gamble" упустила из виду два важнейших фактора японского рынка: обычаи и привычки потребителей и японскую систему распределения.
Наиболее отчетливо проявилось отсутствие понимания запросов японских потребителей. "Procter & Gamble" сформировала рынок одноразовых подгузников, предложив в 1977 г. "Pampers", которые были довольно громоздкими и рассчитанными на ношение в течение длительного периода. Компания не учла, что японские женщины - наиболее аккуратные и щепетильные в мире - стирают белье и меняют детям подгузники вдвое чаще, чем американские. Вместо громоздкого подгузника японские компании "Као" и "Uni-Charm" выпустили в продажу более тонкий и прочный подгузник с учетом запросов японских матерей. Доля "Pampers" на рынке одноразовых подгузников снизилась с 90% в 1977 г. до 7% в 1985 г.
Другой пример отсутствия понимания запросов японских потребителей - реклама мыла "Camay", в которой мужчина восторгается чистотой и гладкостью кожи женщины. Однако в Японии считается дурным тоном, навязывание мужчиной своего мнения женщине относительно выбора предметов ее туалета. В результате доля "Camay" на рынке не превысила 2%.
"Procter & Gamble" не учла различий и в системах распределения товара в США и Японии. В США большинство крупных изготовителей упакованных товаров продает их непосредственно сетям супермаркетов вроде А & Р или "Kroger". В Японии же насчитывается 325 000 небольших магазинов, обслуживаемых большим количеством оптовиков. Оптовики необходимы, чтобы снабжать товаром небольшие магазины. Кроме того, японская культура предполагает установление личных отношений, обеспечивающих лояльность оптовиков. Тем не менее "Procter & Gamble" предпочла придерживаться американской стратегии распределения, работая напрямую с розничными торговцами, минуя оптовиков и поставив себя в невыгодное положение по сравнению, например, с "Као", которая имела превосходные давние отношения с оптовиками.
При Artzt "Procter & Gamble" осознала ошибочность применения полностью американского подхода и начала формулировать стратегии маркетинга с учетом местных вкусов и обычаев. Она выпустила улучшенный подгузник, втрое тоньше первоначальной модели. В результате доля "Pampers" возросла с 7% в 1985 г. до 28% в 1988 г. Новый подгузник стал прототипом "Ultra Pampers", который теперь продается во всем мире. Компания изменила направленность рекламы с учетом японских традиций, отказавшись от изображения мужчины в рекламе "Camay" и подчеркнув красивый цвет лица женщины. Наконец, "Procter & Gamble" налаживает устойчивые отношения с оптовиками, чтобы распределить товар в небольших магазинах.
"Procter & Gamble" испытала подъемы и спады на международных рынках, но теперь намечается ее подъем благодаря большему желанию адаптировать стратегии маркетинга к местным запросам и обычаям.
Выводы по третьей главе:
Опыт "Procter & Gamble" свидетельствует о том, что значение международного маркетинга будет возрастать по мере того, как все большее число фирм США начнут искать новые возможности за рубежом. Международный маркетинг означает разработку стратегии маркетинга для продажи товаров за пределами страны. С позиции США это означает маркетинг американских товаров за рубежом (экспорт) и маркетинг в стране иностранных товаров (импорт).
Заключение
Международные хозяйственные связи на рубеже XX—XXI вв. превратились в важный инструмент эффективного распределения ресурсов и обеспечения экономического роста в глобальном масштабе. При этом степень и формы участия каждой конкретной страны в системе международных экономических отношений определяются, прежде всего, уровнем развития и спецификой ее народного хозяйства, а также проводимой государством внешнеэкономической политикой (национальный уровень) и международными экономическими условиями, которые формируются такими субъектами, как международные организации, ведущие страны мира, транснациональные компании.
Главная причина выхода на зарубежные рынки – застой на отечественных рынках. Государственное регулирование в собственной стране также может побудить компании искать возможности для роста в других странах, как и снижение торговых барьеров. Глобализация рынков также открывает возможности за рубежом, облегчая создание всемирных марок товаров и обеспечение экономии затрат при глобальных распределении и рекламе.
Особенностью развития современного рынка является транснационализация— важнейшая составляющая и одновременно главный механизм общих процессов глобализации. Это переход к долгосрочным и устойчивым отношениям между поставщиками и потребителями, организационной формой которых выступают ТНК — многоотраслевые корпорации, беспрецедентные по масштабам экономической и интеллектуальной мощи: под их контролем находится более '/2 мировой торговли и около 80 % патентов на новую технику и технологию.