Правовое регулирование сетевого маркетинга в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2011 в 02:32, контрольная работа

Описание

Рыночные и организационные неудачи, низкая эффективность общепринятых форм кооперации при решении сложных проблем хозяйственной стратегии вызвали инновационную активность в области сетевой организации. Созданию нетрадиционных структур - так называемых безграничных предприятий - способствовали и межорганизационные системы информации и коммуникации, а также стремление к автономным формам труда.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….....3

Понятие сетевого маркетинга…………………………………………………....4

История сетевого маркетинга…………………………….…..……………….....5

Сетевой маркетинг в США……………………...……..………….....…6-7

Сетевой маркетинг в России…………………………….………..………7

Сетевой маркетинг в КНР……...………………………………....……7-8

Сущность и механизм функционирования сетевого маркетинга…………..9-11

Пирамида продаж…………………………………………………………….12-13

Правовое регулирование сетевого маркетинга в России………………….14-16

Привлекательность сетевого маркетинга………………………………………17

Критика сетевого маркетинга……………………………………………….18-19

Заключение……………………………………………………………………....20

Список использованной литературы…………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

сетевая организация.doc

— 340.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 

Содержание 

Страницы 

Введение ……………………………………………………………………….....3

Понятие сетевого маркетинга…………………………………………………....4

История сетевого маркетинга…………………………….…..……………….....5

     Сетевой маркетинг в США……………………...……..………….....…6-7

     Сетевой маркетинг в России…………………………….………..………7

     Сетевой маркетинг в КНР……...………………………………....……7-8

Сущность и  механизм функционирования сетевого маркетинга…………..9-11

Пирамида продаж…………………………………………………………….12-13

Правовое регулирование  сетевого маркетинга в России………………….14-16

Привлекательность сетевого маркетинга………………………………………17

Критика сетевого маркетинга……………………………………………….18-19

Заключение……………………………………………………………………....20

Список использованной литературы…………………………………………...21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Рыночные  и организационные неудачи, низкая эффективность общепринятых форм кооперации при решении сложных проблем хозяйственной стратегии вызвали инновационную активность в области сетевой организации. Созданию нетрадиционных структур - так называемых безграничных предприятий - способствовали и межорганизационные системы информации и коммуникации, а также стремление к автономным формам труда.

     Новый организационный принцип уже  давно проходит испытания в рамках крупномасштабного эксперимента, выходящего за пределы отрасли или функциональной сферы. Трудности, выявившиеся при внедрении, указывают на существование определенных границ для “безграничных” предприятий. Они обусловлены двумя причинами: во-первых, сетевая организация нарушает ряд сложившихся принципов управления; во-вторых, управленческие принципы для новых организационных структур еще не уточнены и не опробованы в достаточной степени и потому не могут служить прочным фундаментом для развития данной организационной формы.

     Одним из способов доставки готовых  изделий  от предприятия-изготовителя конечному потребителю является сетевой маркетинг, представляющий собой особую разновидность товарораспределительной системы, используемой в современной предпринимательской деятельности.

     Эта система сбыта позволяет потребителям стать распространителями и создавать новые уровни – сети. При этом все сети участвуют в прибылях своей сети и нижележащих сетей. Данная система зародилась в Соединенных Штатах Америки и носит название Multilevel Marketing (МЛМ) (дословный перевод: «многоуровневый маркетинг»). В экономической литературе она стала именоваться сетевым маркетингом (СМ). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Понятие сетевого маркетинга 

     Сетевой маркетинг (или многоуровневый маркетинг; англ. network or multilevel marketing) — маркетинговая концепция распространения товаров и услуг, основанная на создании сети независимых дистрибьюторов (сбытовых агентов), каждый из которых, помимо сбыта продукции, также обладает правом на привлечение партнёров, имеющих аналогичные права, при этом доход каждого участника сети состоит из комиссионных за распространение продукции и дополнительных вознаграждений (бонусов), зависящих от объёма продаж, совершённых привлечёнными ими сбытовыми агентами[1].

     Сетевыми  компаниями могут применяться и несколько иные схемы выплаты вознаграждения сбытовым агентам. Так, в Великобритании компания Amway выплачивает вознаграждение в зависимости от объёмов полученных розничных заказов на продукцию компании[2]. В США Amway Global выплачивает бонусы в зависимости от «показателей, достигнутых в течение месяца» (monthly productivity).

     Сетевой маркетинг может рассматриваться как форма внемагазинной розничной торговли, особый вид персональных продаж, при которой сбытовые агенты (дистрибьюторы) фирмы-производителя самостоятельно устанавливают, в первую очередь на основе личных связей, прямые контакты с потенциальными покупателями. Продажи обычно осуществляются на дому у покупателя. Продав покупателю определённый товар, дистрибьютор предлагает ему за установленный процент от объёма продаж найти новых покупателей; тем, в свою очередь, предлагают на тех же условиях найти очередных покупателей и т. д. Таким образом создаётся многоуровневая сеть покупателей-продавцов (в различных компаниях их называют по-разному — партнёрами, независимыми владельцами бизнеса, дилерами, консультантами, консультантами по продажам, независимыми агентами и т. д.)[2]), представляющая собой пирамиду (см. схему). Многоуровневый сетевой маркетинг используется такими известными фирмами, как Zepter International, Vitamax, Oriflame, Neways, Faberlic, Amway, Primerica (ранее — A.L. Williams)], Shaklee. В ряде стран — например, в Южной Корее, КНР и США — существуют законодательные ограничения на деятельность компаний сетевого маркетинг

 http://www.encyclopedia.com/doc/1G2-2687200391.html «Multilevel Marketing». Encyclopedia of Small Business. 2007. Encyclopedia.com 

2 Голубков Е. П. Маркетинг как концепция рыночного управления. «Маркетинг в России и за рубежом», 2007 г.

История сетевого маркетинга

      История сетевого маркетинга ведёт своё начало с 1934 года , когда Карл Ренборг, химик и предприниматель из США, создал компанию California Vitamins Inc., продвигающую на рынок его изобретение – пищевую добавку, получившую название Nutrilite. В 1939 г. Ренборг переименовывал компанию в Nutrilite Products. Основным принципом продажи в Nutrilite Products был «маркетинг по рекомендациям».  Nutrilite Products - первая компания в мире, сделавшая сетевой маркетинг официальным способом продвижения товара. Многоуровневым этот маркетинг еще не был: дистрибьюторы получали комиссионное вознаграждение только от своих личных продаж и продаж тех людей, которых лично привлекли к работе в фирме. Т.е., только с «первой линии».

     «Изобретенная»  Ренборгом схема стала спасительной для множества американцев, в  годы страшнейшего экономического кризиса  потерявших опору в жизни. Возможность  предлагать людям полезный продукт  и строить на этом свой личный бизнес пришлась по душе многим. В 1959 г. из Nutrilite Products уходят два молодых талантливых сотрудника – Джей Ван Эндел и Рич Де Вос, для того, чтобы создать собственную компанию: American Way Corporation, сокращенно AmWay. Молодые люди не просто осознали универсальность схемы Ренборга, позволявшей продвигать на рынок не только витамины, но фактически любой востребованный товар. Они усовершенствовали эту схему, впервые создав многоуровневую выплату комиссионного вознаграждения. Благодаря этому AmWay стремительно росла и развивалась, а в 1972 г. приобрела контрольный пакет «родительницы», Nutrilite Products. На сегодняшний день компания AmWay успешно работает по всему миру, ежегодный объем ее продаж превышает $2млрд. и она считается крупнейшей компанией в сетевой индустрии мира.

     Вместе  с AmWay стремительно развивались и  многочисленные мошеннические финансовые пирамиды, имевшие своей целью  не продвижение того или иного  продукта, а лишь «легкий отъем  денег» у доверчивого населения. Правительство США было всерьез обеспокоено этой проблемой. И в 1975 г. компания Colgate, подала иск с требованием признать AmWay, в частности и сетевой маркетинг незаконным способом предпринимательства. Разбирательства шли 4 года. В 1979 г. было признано, что «сетевой маркетинг является законным способом продвижения на рынке товаров и услуг». Федеральная комиссия США по торговле выпустила ряд положений о структурах типа «пирамида», разграничив тем самым мошенничество и серьезный бизнес. И с тех пор отношение к сетевому маркетингу во всем мире изменилось. Количество сетевых компаний в мире исчисляется тысячами. Элементы сети в своей работе используют и многие традиционные компании: Coca-Cola, Visa, Ford, Gilette, Xerox, Lipton, многие другие крупные и средние фирмы. [3]. К середине 1990-х годов сетевые компании предлагали потребителям какие угодно товары и услуги — от косметики, белья и предметов искусства до автомобильных шин, электробытовых приборов, компьютеров и услуг междугородной телефонной связи.

Сетевой маркетинг в США

     На  настоящее время (начало 2000-х годов) формальное регулирование деятельности МЛМ (Multi Level Marketing) -компаний введено в шести штатах США (Джорджия, Мэриленд, Нью-Йорк, Нью-Мексико, Вайоминг и Луизиана) и Пуэрто-Рико. Законодательство, регулирующее деятельность МЛМ-компаний, обычно предусматривает следующие требования:

  • право сбытовых агентов на разрыв соглашений с МЛМ-компаниями и обязательство компаний принимать обратно непроданную продукцию по цене не ниже 90 % от первоначальной;
  • запрет на использование при привлечении новых сбытовых агентов заявлений, гарантирующих им тот или иной уровень дохода;
  • запрет на установление минимального количества продукции, которое сбытовой агент обязан приобрести у компании при заключении соглашения;
  • запрет схем, предусматривающих оплату лишь деятельности по привлечению (рекрутированию) новых сбытовых агентов.

     В то же время во многих штатах США, не имеющих законодательного регулирования  деятельности МЛМ-компаний, действуют  законы, запрещающие создание и использование  схем финансовых пирамид. На основании этих законов осуществляется

     

     3 http://business.highbeam.com/industry-reports/retail-trade/direct-selling-establishments DIRECT SELLING ESTABLISHMENTS

контроль  за возможными нарушениями в деятельности МЛМ-компаний.

Сетевой маркетинг в России

     В России первое практическое применение концепции сетевого маркетинга относится  к началу 1990-х годов. Массовому  привлечению людей в сетевые  компании способствовала резко ухудшившаяся социально-экономическая обстановка. В первой половине 1990-х годов сетевой маркетинг был представлен не более чем десятком иностранных компаний с ассортиментом, включающим биологически активные добавки к пище и косметику. Во второй половине 1990-х годов стали появляться российские сетевые компании, занимающиеся выпуском своей собственной продукции или распространением продукции российских производителей. С начала 2000-х годов на российском рынке официально работают Herbalife и Amway[4].

Сетевой маркетинг в КНР

     В КНР с 1998 по 2005 год прямые продажи были запрещены в связи с появлением множества криминальных «пирамидных» схем, действовавших под видом компаний прямых продаж, в деятельность которых оказались вовлечены многие миллионы участников, что вылилось в массовые беспорядки и социальную напряжённость.

     В связи с запретом десять иностранных  компаний прямых продаж, которым было разрешено осуществлять деятельность в КНР, были вынуждены изменить систему  ведения бизнеса и продавать  свою продукцию через розничные  торговые точки и торговых представителей. С 1 ноября 2005 года в связи с обязательствами Китая перед ВТО запрет был снят, однако на организацию прямых продаж были наложены жёсткие ограничения. Лишь 14 из 200 компаний прямых продаж, действовавших в стране, смогли пройти лицензирование на осуществление такой деятельности, в том числе четыре китайских и десять многонациональных компаний (включая Avon, Amway, Mary Kay Inc.). Переход на новую схему и получение лицензий потребовали дополнительных капиталовложений. Так, например, компании Amway, начавшей деятельность в КНР в 1995 году, пришлось затратить немалые средства на перестройку своей сети из 180 тыс. прямых продавцов и переход на новую бизнес-модель, предусматривающую наличие

     

     4 Специальный выпуск «Кто есть кто в сетевом маркетинге в России» журнала «SINAMATI. Сетевой маркетинг и прямые продажи», 2010.

точек розничной продажи, сервисной сети, дистрибьюторов и прямых продавцов. Часть бывших прямых продавцов получили статус региональных дистрибьюторов и официальных работников компании. Несмотря на ограничения, приведшие к повышению эксплуатационных расходов и снижению продаж, крупные сетевые компании приняли решение продолжить деятельность на китайском рынке, исходя из его высокого потенциала. К середине 2007 года лицензии на осуществление прямых продаж имели уже 14 многонациональных и пять местных компаний:

  • Avon (China) Ltd.,
  • Pro-Health (China) Daily-Use & Health Products Ltd.,
  • YOFOTO Daily-Use & Health Products Ltd.,
  • Oriflame Cosmetics (China) Co., Ltd.,
  • Kasly-Ju (Tianjin) Ltd.,
  • Mary Kay (China) Cosmetics Ltd.       и др.

Информация о работе Правовое регулирование сетевого маркетинга в России