Предпочтения потребителя и законы потребления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 07:55, курсовая работа

Описание

Основной целью написания курсовой работы является исследование поведения потребителя на рынке товаров и услуг.
Основными задачами, рассматриваемыми в ней, являются
- определение под влиянием каких факторов складывается индивидуальный спрос;
- объяснение понятий «потребительский выбор» и «рациональный потребитель»;
- выявление факторов, влияющих на предпочтения потребителей;
- ответ на вопрос, почему отдельный индивид выбирает ту или иную структуру потребления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
1. Рациональный выбор потребителя и законы потребления……….5
1.1 Полезность и анализ потребительских предпочтений……………5
1.2 Количественный (кардиналистский) подход к анализу полезности…………………………………………………………...7
1.3 Порядковый (ординалистский) подход к анализу полезности….9
1.4 Бюджетная линия, или в чем суть экономического ограничения выбора потребителя?........................................................................13
1.5 Графическая картина потребительского равновесия. Внутренняя и угловые точки потребительского оптимума…………………...14
1.6 Реакция потребителя на изменение дохода. Линия «доход-потребление»……………………………………………………….16
1.7 Кривая Энгеля……………………………………………………...17
1.8 Реакция потребителя на изменение цены. Линия «цена-потребление»……………………………………………………….18
1.9 Эффект замены и эффект дохода…………………………………19
2. Современнее взгляды на предпочтения потребителя…………...22
2.1 Риск в поведении потребителя……………………………………22
2.2 Выбор между отдыхом и зарплатой……………………………...30
3. Оценка эффективности общегосударственной статистики поведения потребителей в Республике Беларусь………………..33
Заключение…………………………………………………………41
Список литературы………………………………………………...43

Работа состоит из  1 файл

Предпочтение потребителя и законы потребления.doc

— 157.50 Кб (Скачать документ)

Предпочтение  потребителя и  законы потребления 

Введение…………………………………………………………………3

1. Рациональный  выбор потребителя и законы  потребления……….5

1.1 Полезность  и анализ потребительских предпочтений……………5 

1.2 Количественный (кардиналистский) подход к анализу полезности…………………………………………………………...7

1.3 Порядковый (ординалистский) подход к анализу  полезности….9

1.4 Бюджетная  линия, или в чем суть экономического  ограничения выбора потребителя?........................................................................13

1.5 Графическая  картина потребительского равновесия. Внутренняя и угловые точки  потребительского оптимума…………………...14

1.6 Реакция  потребителя на изменение дохода. Линия «доход-потребление»……………………………………………………….16

1.7 Кривая  Энгеля……………………………………………………...17

1.8 Реакция  потребителя на изменение цены. Линия «цена-потребление»……………………………………………………….18

1.9 Эффект  замены и эффект дохода…………………………………19

2. Современнее  взгляды на предпочтения потребителя…………...22

2.1 Риск  в поведении потребителя……………………………………22

2.2 Выбор  между отдыхом и зарплатой……………………………...30

3. Оценка  эффективности общегосударственной  статистики поведения потребителей  в Республике Беларусь………………..33

 Заключение…………………………………………………………41

 Список  литературы………………………………………………...43

 Приложение………………………………………………………...44  

 ВВЕДЕНИЕ  

 Мы  всегда стоим перед выбором:  на что израсходовать ту ограниченную  сумму денег, которой располагаем  в данное время, - купить порцию  мороженного, чашку кофе или  апельсин? Если же величина нашего денежного дохода достаточно велика, то мы можем выбрать между приобретением, например, телевизора или путевки в дом отдыха. В большинстве случаев выбор делается между различными наборами потребительских товаров и услуг. Ответ на вопрос, что лежит в основе потребительского выбора, дает теория поведения потребителей. Приобретая на рынке отдельные товары и услуги, сами того не подозревая, мы ведем себя в повседневной жизни в соответствии с этой теорией, подобно тому, как известный мольеровский герой не подозревал, что он говорит прозой. Эта теория исследует механизм взаимодействия потребностей и спроса.

 Основной  целью написания курсовой работы  является исследование поведения  потребителя на рынке товаров  и услуг. 

 Основными  задачами, рассматриваемыми в ней,  являются

- определение  под влиянием каких факторов  складывается индивидуальный спрос; 

- объяснение  понятий «потребительский выбор»  и «рациональный потребитель»;

- выявление  факторов, влияющих на предпочтения  потребителей;

- ответ  на вопрос, почему отдельный индивид выбирает ту или иную структуру потребления.

 В  работе также рассматривается  влияние риска на поведение  и предпочтения потребителей. Этот  вопрос освещается во второй  главе курсовой работы.

 В  последней третьей главе дается  оценка эффективности общегосударственной статистики поведения потребителей Республики Беларусь. Этот вопрос является очень важным, так как именно предпочтения и поведение индивидуальных потребителей формируют рынок товаров и услуг, а также именно он может выступать в качестве реального отражения благосостояния государства в целом.

 Тема  курсовой работы «Предпочтения  потребителя и законы потребления»  выбрана неслучайно, так как этот  вопрос является одним из наиболее  существенных среди других экономических  проблем. 

 Актуальность этой темы объясняется также переходом к рыночным условиям хозяйствования, в связи с чем, основная экономическая проблема заключается в поисках оптимального варианта удовлетворения насущных потребительских потребностей в условиях ограниченности бюджета и ресурсов.

 При  написании данной работы были  использованы такие литературные  источники, как «Микроэкономика»  под редакцией Е.Б. Яковлевой,  «Современная микроэкономика: анализ  и применение» Д. Хаймана и  другие. Полный список информационных  источников представлен в конце работы.

 Для  более детального и точного  освещения затронутых в исследовании  вопросов курсовая работа снабжена  приложением.  

1. РАЦИОНАЛЬНЫЙ  ВЫБОР ПОТРЕБИТЕЛЯ И ЗАКОНЫ  ПОТРЕБЛЕНИЯ  

1.1 Полезность  и анализ потребительских предпочтений  

 Теория  спроса изучает поведение экономического  субъекта, обобщенно называемого  «потребитель». Потребитель бывает  индивидуальный. Более или менее  ассоциированный (семья, домашнее  хозяйство, социальная группа  и пр.), а также общественный, представленный населением города, региона или страны в целом. В данном разделе микроэкономики выясняется, как потребитель организует свою экономическую деятельность, т.е. как он принимает и реализует решение о потреблении. Для этого в свою очередь необходимо выяснить. Какие мотивы двигают потребителем, определяя его решение о покупке того или иного набора благ, как формируются и расходуются его денежные средства, какие решения будут оптимальными, как принятое решение повлияет на индивидуальный и рыночный спрос.

 Цель  потребителя в любой экономической системе сводится к воспроизводству, возобновлению и развитию своей полноценной жизнедеятельности на основе потребления определенной совокупности благ и услуг. Некий положительный результат, извлекаемый потребителем из процесса потребления блага, называется полезностью.

 Экономисты  неоднократно пытались избавиться  от термина «полезность», имеющего  некоторый оценочный характер, найти  ему подходящую замену. Так, известный  русский экономист Н.Х. Бунге  предлагал использовать термин «годность» (nutze – нем.). «Потребность в наркотических веществах, - писал он, - несомненна, но можно ли сказать, что опиум и гашиш полезны для курильщиков, - они только годны как вещество для опьянения».

 Итало-швейцарский  экономист и социолог В. Парето предлагал заменить термин «полезность» неологизмом ophelimite, означавшим соответствие между вещью и желанием. Французский экономист Ш. Жид предлагал использовать термин «желаемость», считая, что он «не предполагает у желания нравственных или безнравственных черт, разумных или безрассудных».

 Тем  не менее, термин «полезность»  пережил своих критиков и используется  поныне.

 Максимизация  полезности считается основным  мотивом потребительского поведения  в экономике, если предположить, что потребитель принимает решение, руководствуясь принципом экономической рациональности.

 Рыночный  спрос формируется из совокупности  решений о покупке отдельных  потребителей. Если отдельный суверенный  потребитель в процессе принятия  решения придерживается принципа  рациональности, то он те блага или наборы благ, которые обеспечивали бы ему наибольшую полезность. При этом следует отметить, что полезность трактуется им исключительно субъективно, индивидуально, - то, что полезно для одного, может быть вредно для другого, а то, что полезно сейчас, может оказаться вредным впоследствии. Кроме того, в достижении своих предпочтений потребитель всегда ограничен величиной располагаемых средств. Значит, в процессе принятия решения речь идет об оптимизации полезности – о достижении максимально доступной полезности при заданных бюджетных ограничениях.

 Результат  процесса оптимизации – принятое  решение о структуре и количестве  приобретаемых по определенным  ценам благ называется потребительским  выбором. 

 Теория  обычно делит выбор на три  этапа – анализ потребительских предпочтений, анализ наличных бюджетов и собственно выбор как результат оптимизации.  

1.2 Количественный (кардиналистский) подход к анализу  полезности  

 Проблема  измерения полезности – одна  из самых сложных в экономической  теории. Ввиду того, что понимание полезности весьма индивидуально, психологично, неустойчиво и относительно, измерить полезность впрямую представляется практически невозможным. В прошлом (последняя треть XIX века) для удобства исследования экономисты пытались производить количественные оценки полезности и даже придумывали для этого специальные счетные единицы. Такой подход к измерению полезности получил название количественного (кардиналистского) подхода. Однако условность, абстрактность, субъективность количественных измерений были настолько очевидными, что от подобных попыток пришлось отказаться.

 Сторонники  количественного подхода к анализу  полезности – видные экономисты XIX века У. Джевонс, К. Менгер, Л. Вальрас и другие предлагали  для удобства исследования спроса измерять общую полезность от потребления блага в неких количественных показателях. Подобно тому, как энергетическая ценность продуктов питания измеряется в калориях, были предложены специальные единицы для измерения полезности – «ютили». Например, потребление одного стакана молока приносит потребителю 10 ютиль и т.д. Количественной школе принадлежат большие достижения в теории потребления, среди которых – открытие предельной полезности и закона ее убывания, обоснование равновесия потребителя на основе эквимаржинального принципа, исследование психолого-экономических законов потребления.

 Предельная  полезность – это полезность  каждой дополнительной единицы  блага, поступающей в потребление,  или же – частная производная  функции полезности по объему  потребления i-ого блага:

MU(x) = ∆U/∆x = U’(x).  

 При  фиксированных объемах потребления  всех прочих благ зависимость  общей и предельной полезности  от потребления i-ого блага  показана на рис. 1.

 Отрезок  ОС показывает полезность фиксированной  потребительской корзины при нулевом потреблении i-ого блага. Длина отрезка OD равна тангенсу угла наклона касательной к графику функции полезности U в точке А. Из графика а видно, что угол наклона касательных убывает с ростом хi, значит MU(xi) тоже убывает. Если MU(xi)<0, то прирост потребления блага приводит к сокращению полезности.

 Принцип  убывающей предельной полезности  называется первым законом Госсена.  Он говорит о том, что с  ростом потребления какого-либо  одного блага при фиксированном  объеме потребления всех остальных благ общая полезность (Т) возрастает убывающими темпами, а предельная полезность (MU) при этом убывает. Математически это означает, что MU(xi)=U’(xi)>0; MU’(xi)= U”(xi)<0.

 По  Госсену, убывание предельной  полезности понимается двояко. С  одной стороны, при однократном потреблении нескольких долей одного блага полезность каждой дополнительной доли сокращается. С другой стороны, при последовательном многократном потреблении того же блага каждый новый акт потребления приносит потребителю все меньше и меньше полезности.

 Предположим  теперь, что блага 1,…,n имеют цены  Р1 ,…,Рn . если потребитель располагает  фиксированным бюджетом (доходом  в единицу времени) – I, то  задача оптимизации полезности  сводится к такому распределению  бюджета между благами, чтобы общая полезность от купленного набора была бы наибольшей. Оптимум потребителя достигается, когда:

1. Средства  распределены таким образом, что  для всех купленных товаров  имеет место равенство: 

 MU(x1)/P1=MU(x2 )/P2 =…=MU(xn)/Pn =λ,

 где λ – величина, характеризующая предельную полезность денег.

2. Для  всех некупленных товаров MU(xm)/Pm ≤ λ 

 Утверждение  1 называется вторым законом Госсена.  Оно утверждает, что при оптимуме  потребителя уровень полезности, получаемой от расходования последней  денежной единицы, одинаков для всех покупаемых товаров. В этом и состоит смысл эквимаржинального принципа.

 Этим  законом доказывается также обратная  зависимость спроса на товар  и рыночной цены. Очевидно, что  если рыночная цена i-ого блага  растет, то для восстановления исходного равенства 1 потребитель должен сокращать его потребление и увеличивать таким образом предельную полезность.  

1.3 Порядковый (ординалистский) подход к анализу  полезности  

 Порядковый  подход к анализу полезности  и спроса является более современным и основывается на гораздо менее жестких предположениях, чем количественный подход. От потребителя не требуется умения измерять полезность того или иного блага в каких-то искусственных единицах измерения. Достаточно лишь, чтобы потребитель был способен упорядочить все возможные товарные наборы по их «предпочтительности».

Информация о работе Предпочтения потребителя и законы потребления