Предпочтения потребителя и законы потребления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 07:55, курсовая работа

Описание

Основной целью написания курсовой работы является исследование поведения потребителя на рынке товаров и услуг.
Основными задачами, рассматриваемыми в ней, являются
- определение под влиянием каких факторов складывается индивидуальный спрос;
- объяснение понятий «потребительский выбор» и «рациональный потребитель»;
- выявление факторов, влияющих на предпочтения потребителей;
- ответ на вопрос, почему отдельный индивид выбирает ту или иную структуру потребления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
1. Рациональный выбор потребителя и законы потребления……….5
1.1 Полезность и анализ потребительских предпочтений……………5
1.2 Количественный (кардиналистский) подход к анализу полезности…………………………………………………………...7
1.3 Порядковый (ординалистский) подход к анализу полезности….9
1.4 Бюджетная линия, или в чем суть экономического ограничения выбора потребителя?........................................................................13
1.5 Графическая картина потребительского равновесия. Внутренняя и угловые точки потребительского оптимума…………………...14
1.6 Реакция потребителя на изменение дохода. Линия «доход-потребление»……………………………………………………….16
1.7 Кривая Энгеля……………………………………………………...17
1.8 Реакция потребителя на изменение цены. Линия «цена-потребление»……………………………………………………….18
1.9 Эффект замены и эффект дохода…………………………………19
2. Современнее взгляды на предпочтения потребителя…………...22
2.1 Риск в поведении потребителя……………………………………22
2.2 Выбор между отдыхом и зарплатой……………………………...30
3. Оценка эффективности общегосударственной статистики поведения потребителей в Республике Беларусь………………..33
Заключение…………………………………………………………41
Список литературы………………………………………………...43

Работа состоит из  1 файл

Предпочтение потребителя и законы потребления.doc

— 157.50 Кб (Скачать документ)

 Вернемся  к примеру с использованием  сбережений домашнего хозяйства.  Пусть, потребитель решил поместить  все свои сбережения в размере  одного миллиона рублей в коммерческий  банк с высоким уровнем процентной ставки в случае удачи он через определенный срок вернет себе свои сбережения и получит доход в сумме 500 тысяч рублей. Если же его постигнет неудача, то все его сбережения пропадут. При этом опыт показывает, что шанс на успех составляет 1:5. Каково будет ожидаемое значение, или математическое ожидание в этом примере? Вероятность успеха будет равна 0,2 при выигрыше в виде процента 500 тыс. рублей. Вероятность неудачи 0,8 при потере 1000 тыс. рублей. Отсюда математическое ожидание составит

0,2(+500) + 0,8(-1000) = 100 – 800 = -700

 Налицо  отрицательное математическое ожидание, риск вложения средств в данный  коммерческий банк чрезмерно  велик. 

 При  количественной оценке риска  потребителя интересует не только  ожидаемое значение (математическое ожидание), но и изменчивость неопределенного результата. Меру изменчивости принято определять с помощью методов математической статистики: дисперсии и среднего квадратичного отклонения.

 Вернемся  вновь к примеру с потребителем, стремящимся безопасно и выгодно разместить свои сбережения. Посчитав открытие депозита в коммерческом банке чрезмерно рискованным делом, он решил обратиться к рынку ценных бумаг. Здесь перед ним встала дилемма: либо купить государственные облигации и получать небольшой, но гарантированный доход, либо приобрести акции фирмы, по которым дивиденд может колебаться в широких пределах.

 Допустим, что доход от облигаций будет  равен 3 тыс. рублей. При этом  на облигации может выпасть  выигрыш в сумме 500 тыс. рублей, а вероятность такого исхода событий составляет одну тысячную. В случае же покупки акций доход потребителя составит 1,5 тыс. рублей при неблагоприятных для фирмы обстоятельствах и 120 тыс. рублей, если дела пойдут хорошо. При этом шансы благоприятного и не благоприятного исхода дел в данной фирме соотносятся друг с другом как 0,6:0,4.

 Сведем  в таблицу данные о возможных  вариантах размещения сбережений  потребителя на рынке ценных  бумаг (таблица 1). Эти данные  позволяют определить величину  ожидаемого среднего дохода. В  случае приобретения облигаций он составит

(3,0 * 0,999) + (500 * 0,001) = 2,9 + 0,5 = 3,4 тыс. рублей,

 а  при покупке акций 

(1,5 * 0,4) + (120 * 0,6) = 0,6 + 72 = 72,6 тыс. рублей.

 Понятно,  что действительный доход будет  отличаться от ожидаемого среднего дохода. Чем больше величина отклонения действительного дохода от среднего ожидаемого, тем больше риск, и наоборот.

 Количественно  меру отклонения принято определять  с помощью двух тесно связанных,  но отличающихся друг от друга  показателей: дисперсии и среднего квадратичного отклонения.

 Дисперсия  – это среднее значение квадрата  отклонений действительного результата  от ожидаемого. Заметим, что возведение  в степень необходимо для того, чтобы не получить отрицательное  значение показателя. В данном  примере величина дисперсии при покупке облигаций составит

(3,0 –  3,4)² * 0,999 + (500 – 3,4)² * 0,01= 14,3,

 а  в случае приобретения акций 

(1,5 –  72,6)² * 0,4 + (120 – 72,6)² * 0,6= 674,1.

 Если  из полученных значений дисперсии  извлечь квадратный корень, то получим второй показатель, характеризующий меру отклонения действительного результата от ожидаемого, который называется средним квадратичным отклонением. В нашем условном примере среднее квадратичное отклонение при покупке облигаций составит 3,8, а в случае приобретения акций - 25,9.

 Таблица  1

 Варианты  размещения сбережений на рынке  ценных бумаг.  

 Варианты  Вариант № 1 Вариант № 2

 покупка  доход вероятность доход вероятность 

 Покупка  облигаций 3 0,999 500 0,001

 Покупка  акций 1,5 0,4 120 0,6  

 Если потребитель в своих действиях руководствуется гипотезой рационального поведения и последовательно стремится при размещении своих сбережений к минимуму риска, то он выберет покупку акций, так как в этом случае он получит больший доход с меньшим риском.

 Когда  оценка произведена, то принятие  решения зависит от личностных  качеств человека и обстоятельств,  в которых он находится. Так,  отмечено, что люди охотнее решаются  на рискованные действия, когда  последние связаны с потерями. В случае же приобретений люди становятся более консервативными, они проявляют меньше стремление рисковать.

 Тем  не менее по отношению к  риску людей принято объединять  в несколько групп. Прежде всего,  это люди, не расположенные к  риску. Опыт свидетельствует,  что антипатия к риску – наиболее распространенное в обществе отношение к риску. Как правило, большинство людей стремится обезопасить себя от всевозможных рискованных ситуаций. С этой целью, например, люди заключают договоры страхования жизни и здоровья, домовладений, автомобилей и другого имущества.

 Вывод  о преобладании в обществе  антипатии к риску можно получить  на основе кривой общей полезности. Отложим по вертикальной оси  полезность, измеренную в неких  условных единицах – ютилах, а  по горизонтальной - сумму сбережений  в миллионах рублей (рисунок 15). В нашем примере накопления в 1 млн. рублей дадут потребителю 4 ютила полезности. Если накопления удвоятся, то величина полезности составит 5,5, то есть возрастет на 1,5 ютила. При утроении суммы сбережений полезность будет равна 6,5 ютила, то есть увеличится на 2,5 ютила. Следовательно, увеличение сбережений на одну и ту же величину будет приносить потребителю все меньшее количество ютилов полезности. В этом проявляется принцип убывающей предельной полезности.

 Допустим, что, обладая 2 млн. рублей, потребитель решил сыграть в орлянку: при выпадении орла сумма его сбережений увеличится на 1 млн. рублей, а при решке – на столько же уменьшится. Вероятность выигрыша при такой игре равна вероятности проигрыша, а математическое ожидание равно нулю. Однако совсем иной будет оценка этой игры в единицах полезности: выигрыш даст потребителю 1 ютил, а при проигрыше он теряет 1,5 ютила. Математическое ожидание составит 0,5 * 1 + 0,5 * (-1,5) = 0,5 - 0,7 = -7 ютила. Рациональный потребитель в такой игре участвовать не будет, он предпочтет держать свои деньги при себе, а не вкладывать их в игру, где шанс выиграть определенную сумму денег в точности равен шансу ее проиграть. Ему не нравится та неопределенность, которая связана с этой игрой. Он будет отдавать предпочтение более надежным способам вложения денег, где ценность результата меньше, но меньше и множественность вероятных результатов.

 Следовательно,  в рамках теории рационального  поведения потребителя, индивидуум  получает стойкую нерасположенность к риску почти во всех случаях.

 Люди, не расположенные к риску, составляют  наиболее распространенную, но не  единственную группу людей, различающихся  между собой по своему отношению  к риску. Практика показывает, что всегда имеются люди, охотно  идущие на риск, люди, которым нравится рисковать. Не будь таких людей, общество испытывало бы большие трудности в проведении, например, лотерей, организации аукционных торгов, внедрении технических новшеств, развитии мелкого предпринимательства. Статистика банкротов в сфере мелкого предпринимательства по развитым странам рыночной экономики говорит о том, что там ежегодно создается почти столько же мелких и мельчайших фирм, сколько и прекращают свою деятельность. Неудачи в бизнесе одних фирм отнюдь не пугают других предпринимателей. Рост мелких и мельчайших фирм нередко отмечается даже в условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры.

 Человек,  расположенный к риску, отдает  предпочтение рискованным вариантам  с ожидаемым значением по сравнению  с вполне определенным вариантом, свободным от риска при одном и том же математическом ожидании результатов. Что лежит в основе поведения людей, предпочитающих риск? Определенного ответа на этот вопрос нет. Экономистами выдвинут ряд гипотез, содержащих возможное объяснения причин такого поведения. В частности, кривая функции полезности может иметь иную конфигурацию, чем на рисунке 15. Например, если эта кривая имеет выпуклые и вогнутые сегменты, то это объясняет склонность потребителя к рискованным предприятиям. Отдельные люди могут переоценивать вероятность выигрыша и даже просто испытывать удовольствие от самого процесса азартной игры.

 И,  наконец, существует группа людей,  проявляющих безразличие к риску.  Для людей, образующих эту группу, безразлично, что выбрать –  определенный результат с заданным исходом или ряд рискованных вариантов с одним и тем же математическим ожиданием.

 Несмотря  на разное отношение отдельных  людей к риску, экономисты склонны  считать, что само наличие фактора  риска в сфере экономики способствует развитию и обогащению предпринимательской деятельности, подталкивает фирмы к принятию нетрадиционных решений, внедрению инноваций, экономии ресурсов.

 Риск  является неотъемлемой частью  экономической деятельности человека, рискованные для потребителя  и фирмы ситуации весьма многообразны, их нельзя полностью избежать. В этих условиях будет естественным стремление человека снизить риск, обезопасить себя, хотя бы частично, от рискованных результатов своих решений. Существуют несколько способов снижения риска, смягчения его последствий.

 Во-первых, риски можно распределять. Распределение  рисков осуществляется с помощью  диверсификации. Суть диверсификации  сводится к тому, чтобы распределить  риск между несколькими видами  деятельности лил решениями. Допустим, что домашнее хозяйство располагает несколькими ваучерами и оно вынуждено решить проблему их рационального размещения. Такое домохозяйство может существенно снизить риск, если вложит ваучеры не в одно предприятие, а распределит их между несколькими инвестиционными фондами и акционерными компаниями, то есть будет придерживаться в своих действиях известного принципа: не следует класть все яйца в одну корзину.

 Во-вторых, уменьшить риск можно путем  объединения с помощью страхования.  Опыт показывает, несклонный к  риску потребитель нередко готов пожертвовать небольшой частью своих текущих доходов, выплачивая страховой взнос, с тем, чтобы избежать крупных потерь в будущем. С этой целью он заключает договор страхования имущества или жизни со страховой компанией, которую можно рассматривать как обычную фирму, максимизирующую прибыль. Страховые компании, объединяя в крупных масштабах рискованные операции, продают страховые полисы, что позволяет им сформировать необходимый страховой фонд. Деятельность страховых компаний учитывает то обстоятельство, что каждое отдельное страховое событие случайно и непредсказуемо. Однако общий результат множества подобных событий сравнительно несложно прогнозировать. Так, заключая договор страхования имущества от пожара, страховая компания не может предвидеть, имущество какого конкретного человека пострадает от огня, но она, опираясь на прошлый опыт, может довольно точно предсказать, какое количество пожаров произойдет на данной территории и какова будет сумма понесенного ущерба. При страховании риска могут, однако, возникнуть известные проблемы. Получив страховой полис, гарантирующий возмещение ущерба от пожара, домовладелец, например, может игнорировать известное житейское правило: уходя из дома, выключать электроприборы. Результатом такого поведения будет возросшее количество пожаров, удорожание страхового полиса и сокращение числа лиц, желающих заключать договоры страхования жилья. Во избежание подобных негативных последствий страховые компании практикуют не полное, а частичное возмещение ущерба.

 Другая  проблема заключается в обеспечении  корректности отбора лиц, заключающих  договоры страхования. Используя  пример со страхованием от  пожара, суть данной проблемы  можно свести к следующему: страховка  станет привлекательным делом  для людей рассеянных по сравнению с людьми аккуратными и пунктуальными. Негативные последствия такого некорректного отбора очевидны. Страховые компании, борясь с этими явлениями, предпочитают вовсе не иметь дело с людьми, относящимися к группе повышенного риска. Однако на практике обеспечить корректность отбора удается далеко не всегда.

 И,  наконец, в-третьих, снижение риска  может быть обеспечено путем  получения дополнительной информации, касающейся выбора и возможных  результатов. Как уже отмечалось, выбор в случае неопределенности результата основан на ограниченной и несовершенной информации. Если поток информации будет расширен и она будет доступна потребителю, то последний получает возможность сделать лучший прогноз предстоящих событий, а, следовательно, и уменьшить риск. Поэтому информацию можно рассматривать в качестве специфического товара, имеющего определенную цену. Цена этого товара зависит от разности в издержках потребителя, принимающего решения в условиях полной и неполной информации. Практика свидетельствует о выгодности вложения средств в изучение рынка с целью получения дополнительной информации, которая позволяет лучше прогнозировать будущие события.  

Информация о работе Предпочтения потребителя и законы потребления