Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 07:55, курсовая работа
Основной целью написания курсовой работы является исследование поведения потребителя на рынке товаров и услуг.
Основными задачами, рассматриваемыми в ней, являются
- определение под влиянием каких факторов складывается индивидуальный спрос;
- объяснение понятий «потребительский выбор» и «рациональный потребитель»;
- выявление факторов, влияющих на предпочтения потребителей;
- ответ на вопрос, почему отдельный индивид выбирает ту или иную структуру потребления.
Введение…………………………………………………………………3
1. Рациональный выбор потребителя и законы потребления……….5
1.1 Полезность и анализ потребительских предпочтений……………5
1.2 Количественный (кардиналистский) подход к анализу полезности…………………………………………………………...7
1.3 Порядковый (ординалистский) подход к анализу полезности….9
1.4 Бюджетная линия, или в чем суть экономического ограничения выбора потребителя?........................................................................13
1.5 Графическая картина потребительского равновесия. Внутренняя и угловые точки потребительского оптимума…………………...14
1.6 Реакция потребителя на изменение дохода. Линия «доход-потребление»……………………………………………………….16
1.7 Кривая Энгеля……………………………………………………...17
1.8 Реакция потребителя на изменение цены. Линия «цена-потребление»……………………………………………………….18
1.9 Эффект замены и эффект дохода…………………………………19
2. Современнее взгляды на предпочтения потребителя…………...22
2.1 Риск в поведении потребителя……………………………………22
2.2 Выбор между отдыхом и зарплатой……………………………...30
3. Оценка эффективности общегосударственной статистики поведения потребителей в Республике Беларусь………………..33
Заключение…………………………………………………………41
Список литературы………………………………………………...43
Порядковый
подход базируется на
•
Аксиома полной (совершенной) упорядоченности.
Обратим внимание на то, что символы А и В здесь обозначают не отдельные товары, а товарные наборы.
Очевидно,
что данная аксиома не
•
Аксиома транзитивности. Если А>B>C,
или A~B>C, или A>B~C, то A>C. Эта
аксиома гарантирует
Аксиома транзитивности содержит и еще одно утверждение, а именно: если A~B и B~C, то A~C. Однако интерпретация ее сопряжена с известными сложностями. Пусть, например, индивидууму безразлично, положить в стакан чая 6 или 7 г сахарного песку, 7 или 8 г и т.д. Но тогда в силу только что высказанного утверждения ему должно быть безразлично, положить ли в него 6 или, скажем, 100 г сахара, что маловероятно. Парадокс объясняется наличием определенного порога восприятия. Для устранения его может потребоваться привести единицу измерения в соответствие с порогом восприятия (например, измерять песок не граммами, а чайными ложечками).
•
Аксиома ненасыщения. Если
Таким
образом, предполагается, что увеличение
потребления любого товара –
при фиксированных объемах
Если перевести эту аксиому на язык количественной теории полезности, то она исключает возможность нисходящей ветви линии TU и отрицательных значений предельной полезности. В принципе теорию потребительского выбора можно построить и без этой аксиомы. Но она значительно упрощает все последующие рассуждения.
•
Аксиома независимости
Это, прежде всего, означает, что потребителю не знакомы чувства зависти и сострадания. В принципе и от этой аксиомы можно отказаться, что иногда и делается, в частности при анализе процессов потребления, сопровождающихся внешними эффектами и внешними затратами.
Первый
этап исследования
Согласно
аксиома упорядоченности,
Кривая
безразличия – это линия,
Картой безразличия называется полная совокупность кривых безразличия индивидуального потребителя (рисунок 2б). Карта безразличия полностью отражает все его индивидуальные предпочтения. Когда потребитель не ограничен бюджетом, то, поступая рационально, он выбирает максимальную полезность.
Кривые
безразличия обладают
1. Кривые
безразличия (для нормальных, полноценных
товаров) имеют отрицательный
наклон. Это свойство следует
из определения функции
2. Как
уже отмечалось, кривая безразличия,
лежащая правее и выше какой-
3. Кривые
безразличия не пересекаются, иначе
говоря, через каждую точку может
быть проведена только одна
кривая безразличия. Если
4. Кривая
безразличия может быть
5. Кривые
безразличия, как правило,
Наклон кривой безразличия показывает относительные предпочтения потребителя по отношению к товарам, входящим в набор, и называется предельной нормой замещения (MRS).
Предельная
норма замещения благом х
MRS = -∆y/∆x
при U=const (рисунок 3а). Геометрически
при малых ∆x MRS равен наклону
касательной к кривой
На
рисунке 3б,в показаны карты
безразличия характерные для
абсолютно взаимозаменяемых
Связь
MRS с предельной полезностью
MUx /MUy =
-∆y/∆x=MRSxy .
Известны
примеры, когда кривые
1.4 Бюджетная
линия, или в чем суть
Выбор потребителя зависит не только от предпочтений, но и от экономических факторов. Потребитель старается максимизировать полезность, он ограничен бюджетом. Бюджетное ограничение указывает, что общий расход должен быть не больше дохода. Если весь свой фиксированный доход (I) потребитель тратит на покупку товаров х и у в количествах Qx и Qy и по ценам Px и Py ,то бюджетное ограничение может быть записано так: I=Px*Qx+Py*Qy . Решив это уравнение относительно Qy, можно получить уравнение бюджетной линии:
Qy = -Px/Py*Qx + I/Py.
Бюджетная линия - это геометрическое место точек, представляющих наборы благ, покупка которых требует одинаковых затрат. Соотношение цен товаров Px /Py определяет наклон бюджетной линии, а отношение I/Py указывает на точку пересечения бюджетной линией оси y.
Предположим,
что на покупку фруктов
1.5 Графическая
картина потребительского
Кривые безразличия и бюджетная линия используются для графической интерпретации ситуации потребительского равновесия. Равновесие потребителя соответствует такой комбинации покупаемых товаров, которая максимизирует полезность существующем бюджетном ограничении.
Совместим
карту безразличия и бюджетную
линию в одной системе
Потребитель
израсходует все свои деньги
и получит максимально
Равновесие потребителя, изображенное на рисунке 5, называется внутренним, поскольку точка оптимума (В2) лежит «внутри» графического двумерного пространства товаров. Но бывают случаи, когда бюджетная линия и кривая безразличия имеют разный наклон на всем их протяжении и точка касания их вообще отсутствует. Тогда оптимальное решение определяется положением, наиболее близким к касанию и называется угловым. Оно определяется пересечением бюджетной прямой одной из осей координат и кривой безразличия (рисунок 6).
На
рисунке 6а оптимум
1.6 Реакция
потребителя на изменение
Линия
«доход-потребление».
Увеличение
дохода при фиксированных
Информация о работе Предпочтения потребителя и законы потребления