Предпочтения потребителя и законы потребления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 07:55, курсовая работа

Описание

Основной целью написания курсовой работы является исследование поведения потребителя на рынке товаров и услуг.
Основными задачами, рассматриваемыми в ней, являются
- определение под влиянием каких факторов складывается индивидуальный спрос;
- объяснение понятий «потребительский выбор» и «рациональный потребитель»;
- выявление факторов, влияющих на предпочтения потребителей;
- ответ на вопрос, почему отдельный индивид выбирает ту или иную структуру потребления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
1. Рациональный выбор потребителя и законы потребления……….5
1.1 Полезность и анализ потребительских предпочтений……………5
1.2 Количественный (кардиналистский) подход к анализу полезности…………………………………………………………...7
1.3 Порядковый (ординалистский) подход к анализу полезности….9
1.4 Бюджетная линия, или в чем суть экономического ограничения выбора потребителя?........................................................................13
1.5 Графическая картина потребительского равновесия. Внутренняя и угловые точки потребительского оптимума…………………...14
1.6 Реакция потребителя на изменение дохода. Линия «доход-потребление»……………………………………………………….16
1.7 Кривая Энгеля……………………………………………………...17
1.8 Реакция потребителя на изменение цены. Линия «цена-потребление»……………………………………………………….18
1.9 Эффект замены и эффект дохода…………………………………19
2. Современнее взгляды на предпочтения потребителя…………...22
2.1 Риск в поведении потребителя……………………………………22
2.2 Выбор между отдыхом и зарплатой……………………………...30
3. Оценка эффективности общегосударственной статистики поведения потребителей в Республике Беларусь………………..33
Заключение…………………………………………………………41
Список литературы………………………………………………...43

Работа состоит из  1 файл

Предпочтение потребителя и законы потребления.doc

— 157.50 Кб (Скачать документ)

 Порядковый  подход базируется на следующих  аксиомах.

 •  Аксиома полной (совершенной) упорядоченности.  Потребитель способен упорядочить  все возможные наборы товаров  с помощью отношений предпочтения (>) и безразличия (~). Это означает, что для любой пары товарных наборов А и В потребитель может указать, что либо А>В (А предпочтительнее, чем В), либо В>А (В предпочтительнее, чем А), либо А~В (А и В равноценны).

 Обратим  внимание на то, что символы А и В здесь обозначают не отдельные товары, а товарные наборы.

 Очевидно, что данная аксиома не является  слишком жесткой. Она лишь исключает  возможность ответа «не знаю»  на вопрос: «Какой из этих двух  товарных наборов Вы предпочитаете?».  Потребитель может выбрать любой из них либо сказать, что оба представляют для него одинаковую ценность.

 •  Аксиома транзитивности. Если А>B>C, или A~B>C, или A>B~C, то A>C. Эта  аксиома гарантирует согласованность  предпочтений. Она, например, исключает  возможность следующей ситуации: A>B, B>C и одновременно C>A.

 Аксиома  транзитивности содержит и еще  одно утверждение, а именно: если A~B и B~C, то A~C. Однако интерпретация  ее сопряжена с известными  сложностями. Пусть, например, индивидууму  безразлично, положить в стакан чая 6 или 7 г сахарного песку, 7 или 8 г и т.д. Но тогда в силу только что высказанного утверждения ему должно быть безразлично, положить ли в него 6 или, скажем, 100 г сахара, что маловероятно. Парадокс объясняется наличием определенного порога восприятия. Для устранения его может потребоваться привести единицу измерения в соответствие с порогом восприятия (например, измерять песок не граммами, а чайными ложечками).

 •  Аксиома ненасыщения. Если набор  А содержит не меньшее количество  каждого товара, а одного из них больше, чем набор В, то A>B.

 Таким  образом, предполагается, что увеличение  потребления любого товара –  при фиксированных объемах потребления  других товаров – улучшает  положение потребителя. 

 Если  перевести эту аксиому на язык  количественной теории полезности, то она исключает возможность нисходящей ветви линии TU и отрицательных значений предельной полезности. В принципе теорию потребительского выбора можно построить и без этой аксиомы. Но она значительно упрощает все последующие рассуждения.

 •  Аксиома независимости потребителя.  Удовлетворение потребителя зависит  только от количества потребляемых  им благ и не зависит от  количества благ, потребляемых другими. 

 Это,  прежде всего, означает, что потребителю  не знакомы чувства зависти  и сострадания. В принципе и от этой аксиомы можно отказаться, что иногда и делается, в частности при анализе процессов потребления, сопровождающихся внешними эффектами и внешними затратами.

 Первый  этап исследования потребительского  выбора состоит в анализе потребительских предпочтений или желания потребителя выбрать тот или иной набор благ. Для простоты будут рассмотрены потребительские наборы, состоящие всего лишь из двух благ, например, если набор (потребительская корзина) А состоит из 10 кг муки и 2 кг соли, то это обозначается А (10,2), или в общем виде А (х, у). На рисунке 2 графически изображена функция полезности потребителя. Предположим, что хочется достичь уровня полезности U’. Чтобы определить все наборы благ, соответствующие данной полезности, надо «рассечь» график функции горизонтальной плоскостью на уровне U’. Получившаяся на плоскости в координатах х, у (рисунок 2б) кривая называется линией уровня, или изоклиналью. Какому-либо другому уровню полезности соответствует другая линия уровня, причем, чем правее и выше она располагается, тем больше уровень полезности.

 Согласно  аксиома упорядоченности, потребитель  способен ранжировать полезности  либо считать разные наборы  благ равноценными по полезности. По отношению к последним потребитель  в своем выборе проявляет «безразличие». В связи с этим в теории потребления линия уровня называется кривой безразличия.

 Кривая  безразличия – это линия, каждая  точка которой представляет собой  наборы благ (х,у), равноценных между  собой с точки зрения потребителя. 

 Картой безразличия называется полная совокупность кривых безразличия индивидуального потребителя (рисунок 2б). Карта безразличия полностью отражает все его индивидуальные предпочтения. Когда потребитель не ограничен бюджетом, то, поступая рационально, он выбирает максимальную полезность.

 Кривые  безразличия обладают следующими  свойствами.

1. Кривые  безразличия (для нормальных, полноценных  товаров) имеют отрицательный  наклон. Это свойство следует  из определения функции полезности  о максимальной полезности, извлекаемой из потребления блага, а также из аксиомы о ненасыщаемости.

2. Как  уже отмечалось, кривая безразличия,  лежащая правее и выше какой-либо  другой кривой, содержит более  предпочтительные наборы. Это вытекает  из аксиомы о ненасыщаемости  и свойства 1. Линии уровня на рисунке 2б расположены по возрастанию полезности, а, следовательно, предпочтительности.

3. Кривые  безразличия не пересекаются, иначе  говоря, через каждую точку может  быть проведена только одна  кривая безразличия. Если данное  свойство не выполняется, то тогда нарушается аксиома транзитивности.

4. Кривая  безразличия может быть проведена  через любую точку в пространстве  потребительских благ. Это вытекает  из аксиомы о полной упорядоченности. 

5. Кривые  безразличия, как правило, выпуклы  к началу координат. Другими словами, наклон кривой безразличия уменьшается по мере роста потребления какого-либо блага. Это свойство объясняется действием закона убывающей предельной полезности.

 Наклон  кривой безразличия показывает  относительные предпочтения потребителя по отношению к товарам, входящим в набор, и называется предельной нормой замещения (MRS).

 Предельная  норма замещения благом х блага  у (MRS) представляет собой объем  блага у, от которого должен  отказаться потребитель, чтобы  увеличить потребление блага х на единицу при неизменном уровне полезности.

MRS = -∆y/∆x  при U=const (рисунок 3а). Геометрически  при малых ∆x MRS равен наклону  касательной к кривой безразличия  в любой точке, например, в точке  А. По мере увеличения потребления  блага х (т.е. «насыщения»), величина MRS убывает, а касательная становится все более пологой.

 На  рисунке 3б,в показаны карты  безразличия характерные для  абсолютно взаимозаменяемых товаров,  когда MRS= const, и для абсолютно  взаимодополняемых товаров, когда  MRS=0.

 Связь  MRS с предельной полезностью определяется  соотношением:

MUx /MUy = -∆y/∆x=MRSxy .  

 Известны  примеры, когда кривые безразличия  имеют положительный наклон. В  таких случаях принято говорить, что одно из благ, входящих  в корзину, приносит потребителю отрицательную полезность, то есть, по сути, является «антиблагом».  

1.4 Бюджетная  линия, или в чем суть экономического  ограничения выбора потребителя?  

 Выбор  потребителя зависит не только  от предпочтений, но и от экономических  факторов. Потребитель старается максимизировать полезность, он ограничен бюджетом. Бюджетное ограничение указывает, что общий расход должен быть не больше дохода. Если весь свой фиксированный доход (I) потребитель тратит на покупку товаров х и у в количествах Qx и Qy и по ценам Px и Py ,то бюджетное ограничение может быть записано так: I=Px*Qx+Py*Qy . Решив это уравнение относительно Qy, можно получить уравнение бюджетной линии:

 Qy = -Px/Py*Qx + I/Py.

 Бюджетная линия - это геометрическое место точек, представляющих наборы благ, покупка которых требует одинаковых затрат. Соотношение цен товаров Px /Py определяет наклон бюджетной линии, а отношение I/Py указывает на точку пересечения бюджетной линией оси y.

 Предположим,  что на покупку фруктов еженедельно  выделяется 5 рублей. Одно яблоко стоит 50 копеек, а банан – 1 рубль. Какие же комбинации яблок и бананов могут быть куплены при бюджете 5 рублей в неделю (рисунок 4)? Если бы потребитель все деньги истратил на бананы. То он приобрел бы их в количестве 5 штук (5:1). Если бы весь доход был истрачен на яблоки, то их было бы куплено 10 штук. Отложим количество бананов на оси абсцисс, количество яблок – на оси ординат, соединим эти точки между собой и тем самым получим графическое изображение бюджетной прямой (прямой цен или прямой расходов). Все товарные наборы, соответствующие точкам на бюджетной линии, стоят ровно 5 рублей. Наборы, представленные точками ниже бюджетной линии, обойдутся потребителю дешевле (набор В стоит 2 рубля 50 копеек). Товарные наборы, соответствующие точкам, расположенным выше бюджетной линии, будут недоступны для потребителя в силу ограниченности его бюджета (набор В стоит 5 рублей 50 копеек).  

1.5 Графическая  картина потребительского равновесия. Внутренняя и угловые точки  потребительского оптимума.  

 Кривые безразличия и бюджетная линия используются для графической интерпретации ситуации потребительского равновесия. Равновесие потребителя соответствует такой комбинации покупаемых товаров, которая максимизирует полезность существующем бюджетном ограничении.

 Совместим  карту безразличия и бюджетную  линию в одной системе координат  (рисунок 5) . Выбирая оптимальный  набор, потребитель ставит перед  собой две цели: 1) потратить весь  доход, поэтому его не интересуют  комбинации, лежащие ниже бюджетной  линии (В0). Наборы, расположенные выше бюджетной линии, недоступны потребителю по средствам (В4); 2) занять максимально удаленную от начала координат кривую безразличия, чтобы получить максимальное удовлетворение. Наборы В1 и В3 обеспечивают самый низкий уровень полезности. Двигаясь вдоль бюджетной линии от набора В1 к набору В2, потребитель переходит к более высокой кривой безразличия и, следовательно, увеличивает полезность.

 Потребитель  израсходует все свои деньги  и получит максимально возможное  удовлетворение, если он приобретет комбинацию товаров, соответствующую точке, где бюджетная линия совпадает с касательной к наивысшей из доступных кривых безразличия (точка В2). В этой точке наклон бюджетной линии (Рx/Рy) равен наклону кривой безразличия (dy/dx). Следовательно, условие равновесия может быть записано как Px/Py=MRSxy или dy/dx = Px/Py. Другими словами, в точке потребительского оптимума предельная норма замены двух благ равна обратному отношению цен этих благ.

 Равновесие  потребителя, изображенное на  рисунке 5, называется внутренним, поскольку точка оптимума (В2) лежит «внутри» графического двумерного пространства товаров. Но бывают случаи, когда бюджетная линия и кривая безразличия имеют разный наклон на всем их протяжении и точка касания их вообще отсутствует. Тогда оптимальное решение определяется положением, наиболее близким к касанию и называется угловым. Оно определяется пересечением бюджетной прямой одной из осей координат и кривой безразличия (рисунок 6).

 На  рисунке 6а оптимум потребителя  достигается в точке М, поскольку в предложенном варианте MRSxy≤ Px/Py. Oбратная ситуация изображена на рисунке 6б, поскольку здесь MRSxy ≥ Px/Py и, значит, оптимальное решение находится в точке N. Таким образом, угловое решение в порядковой теории полезности предполагает покупку только одного вида товара. В реальной рыночной ситуации (многопродуктовая модель) угловое решение является скорее правилом, поскольку никто не покупает все виды товаров, предлагаемых рынком. Итак, при заданных доходе и ценах потребитель выбирает на бюджетной линии точку, которая принадлежит самой удаленной от начала координат и, следовательно, самой полезной с учетом бюджетного ограничения кривой безразличия. При переходе от мгновенного к короткому периоду, а от него к длительному возрастает вероятность изменения дохода и цен.  

1.6 Реакция  потребителя на изменение дохода.

 Линия  «доход-потребление».  

 Увеличение  дохода при фиксированных ценах  делает возможным для потребителя  покупку наборов, которые раньше  были ему недоступны; при этом  бюджетная линия отодвигается от начала координат. При снижении дохода – ситуация обратная. Смещение бюджетной линии приводит к новой точке равновесия, поскольку на каждом уровне дохода потребитель выбирает самый полезный набор благ. Если соединить все точки равновесия на карте кривых безразличия, соответствующие разным величинам дохода, то получится кривая «доход-потребление», которая обозначается английскими буквами IEP (Income Expantion Path) или ICC (Income Consumption Curse). На рисунке 7 линия IEP представляет множество всех оптимальных наборов (Е, Е’, Е”) при изменении дохода потребителя (I Бывают и другие ситуации, когда с ростом дохода потребление одного товара увеличивается, а другого сокращается (рисунок 8). Линия IEP имеет отрицательный наклон, если один из товаров является инфериорным, то есть с ростом дохода потребление этого товара снижается.  

Информация о работе Предпочтения потребителя и законы потребления