Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 20:08, курсовая работа
Целью работы является разработка рекламной кампании для нового продукта «комплексные обеды» вкупе с формированием общего имиджа заведения.
Задачи работы:
1. Распространение информации о японской кухни среди населения Костромы.
2. Выявление наиболее эффективного способа рекламы нового продукта.
3. Разработка конкретных рекламных форм.
4. Составление рекомендаций о продвижении нового продукта на рынке.
5. Разработка рекламной кампании нового продукта.
6. Выявление плюсов и минусов разработанной рекламной кампании.
Введение………………………………………………………………………..4
1. Реклама и продвижение ресторана………...………………………………….5
1.1. Понятие «Маркетинг ресторана»………………………………………….5
1.2. Методы продвижения в ресторанном бизнесе…………………………...8
1.3. Ошибки при продвижении ресторана…………………………………...12
2. Характеристика кафе «Сушим весла» и проведение его маркетингового исследования……………………………………………………………………..17
2.1. Общее описание предприятия……………………………………………...17
2.2. Целесообразность разработки комплексных обедов в кафе «Сушим весла», их состав…………………………………………………………………17
2.3. Проведение и анализ маркетингового исследования…………………….19
2.3.1. Программа маркетингового исследования……………………………...19
2.3.2. Анализ проведенного наблюдения…………………………………........19
2.3.3. Анализ проведенного экспресс-опроса………………………………….21
2.3.3.1. Экспресс-опрос среди посетителей кафе «Сушим весла»……………21
2.3.3.2. Экспресс-опрос среди служащих соседних предприятий………........24
3. Разработка комплексной рекламной кампании……………………………..27
3.1. Определение бюджета рекламной кампании…...…………………………27
3.2. Мероприятия рекламной кампании………………………………………27
Выводы и рекомендации……………………………………………………….37
Библиография………………………….…………………………………………40
Примечания…...………………………………………………………………….42
5. POS-материалы – фирменные визитки, флаера, буклеты, спички, воздушные шарики, сахар, зажигалки, ручки, жевательные резинки, конфеты, фирменная одноразовая упаковка, этикетки для упаковки блюд «на вынос» и прочие мелочи, информирующие и напоминающие о ресторане. Важный момент – необходимо раздавать POS-материалы не только внутри заведения, но и за его пределами: в офисных и торговых центрах, возле выходов метро, в транспортных пробках, на парковках и т.д.
6. Внутренний маркетинг – внутренние акции и праздники (event-маркетинг), комплименты и подарки, программы лояльности и дисконтные программы, маркетинговые «фишки» – все то, что позволяет предвосхитить ожидания гостей, и как следствие снова прийти в ваш ресторан.
В целом, все мероприятия можно условно разделить на календарные и некалендарные.
Календарные – это когда к некоему празднику или событию привязывается интересное event-мероприятие или акция. Среди полюбившихся посетителям ресторанов праздников - Татьянин день, день Святого Валентина, день дурака, ирландский пивной праздник – день Св. Патрика, Хэллоуин, праздник молодого вина – день Божоле, пивной фестиваль Октоберфест и другие. Важно понимать, что Гости любят некую динамику и элемент игры, а больше всего - всякие бесплатные угощения.
Некалендарные мероприятия, как правило, более продолжительные по времени проведения (от нескольких дней до нескольких месяцев), обычно тщательно планируются и рекламируются. Да и задачи таких мероприятий более фундаментальные: привлечение дополнительных Гостей, тестирование или введение нового продукта или услуги, привлечение внимания СМИ и другие.
7. Социальный маркетинг – помощь детям, пенсионерам, ветеранам, совместные социальные акции с муниципалитетом, конкурсы, смотры, соревнования, меценатство и пр. формируют позитивный имидж вашего заведения. Важный момент – все программы социального маркетинга должны быть широко освещены в СМИ. Например, не так давно сеть ресторанов «N» разработала меню для слепых с брайлеровским шрифтом. Несмотря на то, что доля незрячих Гостей в соотношении с общей массой посетителей не очень велика, данный PR-ход не остался незамеченным. К социальному маркетингу можно отнести и социальную/общественную жизнь заведения: участие в различных смотрах, конкурсах, соревнованиях. Например, если ресторан разместит информацию на флаере, в меню или на входе о завоеванном призовом месте в конкурсе, например, по сервису или в кулинарном соревновании на одной из выставок это заставит Гостей относится к ресторану с еще большим доверием и уважением, а значит быть более лояльными.
Привлечение и удержание клиентов – основная цель любого бизнеса, и ресторанный бизнес тут не исключение. Влияют на этот процесс многие составляющие – качество и оригинальность кухни, обслуживание, ценовая политика, атмосфера, интерьер, и конечно инструменты PR. Для ресторана все это учесть, исходя концепции заведения и интересов своей клиентуры. И еще – стараться не сделать серьезных ошибок при разработке и планировании продвижения своего ресторана, а значит не пустить рекламный бюджет на ветер.
Ошибка №1. Отсутствие или нечеткость позиционирования.
Клиенты ресторана – это главное, ради чего собственно все и затевается. При этом клиент – понятие не абстрактное. В ресторане собирается определенная группа посетителей с определенными характеристиками, на маркетинговом языке - целевая аудитория. И ситуация обычно складывается так: или ресторатор сам формирует эту аудиторию, или она формируется стихийно, сама по себе, что зачастую приводит к неутешительным результатам12.
У любого ресторана есть «Свой гость». Клиент, чувствующий себя комфортно именно в данном заведении, которое соответствуют его ценностям, интересам, привычкам, стереотипам и т.п. Для ресторана формирование «нужной» клиентуры требует вложения определенных и конкретных усилий и средств в создание «комфортного» для нее образа (имиджа) заведения. Основой любой стратегии продвижения является позиционирование. Другими словами, надо ответить на вопрос: кто должен прийти в ресторан и зачем клиент приходит именно сюда? Важно определить, что является ценностью для этой аудитории по сравнению с аналогичными заведениями, то есть конкурентным преимуществом ресторана. И из всего этого строить все продвижение.13
Общеизвестно, что ресторан не просто место, где можно вкусно поесть, сюда приходят сменить обстановку, отдохнуть после напряженного рабочего дня, пообщаться и повеселиться с друзьями, произвести впечатление на деловых партнеров, подтвердить свой статус, «на людей посмотреть и себя показать» и т.д.
Ошибка №2. Непоследовательность продвижения.
Непоследовательность
В большинстве своем людям важно знать, что именно ожидает его в ресторане, чтобы стать его постоянным посетителем.
Реклама должна быть четко идентифицирована с конкретным заведением.
Ошибка №3. Отсутствие идеи.
Просматривая рекламу даже за последнее время, нечасто можно найти какие-либо интригующие, интересные вещи, которые бы показывали, что у ресторана есть свой голос. Как правило, предлагаются объявления с названием и фразами типа «Вкусно, недорого» или «Дорого, вкусно». Все довольно однотипно – часто нет «фишки», «изюминки».
С отсутствием четкой идеи связана и одна из самых частых проблем – перегруженность рекламного сообщения информацией. Как считают специалисты, в одном рекламном обращении должна быть выражена одна мысль. Лаконичность – важнейшая черта эффективной рекламы14.
Часто рестораны считают своим конкурентным преимуществом интерьер и ставят перед собой задачу показать в печатном макете именно его. Но в большинстве случаев интерьер не является преимуществом для клиента. У основной массы заведений он красивый и стильный. И хотя с точки зрения управляющих ресторанов - это бонус, для гостей – само собой разумеющаяся вещь. Поэтому показывать интерьер в рекламных материалах целесообразно в том случае, если он уникален и является «фишкой» заведения. В остальных случаях демонстрация внутреннего убранства – просто ненужная информация, а значит – пустые траты.
Специалисты советуют давать фотографии не пустых залов, как это обычно принято, а заполненные людьми. Это логично, подсознательно ресторан, где нет посетителей, воспринимается как неинтересный, не стоящий внимания. Получается парадокс, ведь цель рекламы как раз привлечь внимание к ресторану.
Часто встречаются и далеко не уникальные, но при грамотном продвижении успешно работающие идеи – это шеф-повар, уникальная или авторская кухня, шоу-программа, конкурсы и акции.
Ошибка №4. Неэкономная экономия.
Затраты на продвижение ресторана часто считаются чем-то, не относящимся к перечню эффективных затрат. При любой величине рекламного бюджета весь вопрос в том, как правильно его использовать, то есть не сколько потратить, а на что. Любое рекламное действие дает тот или иной эффект, дело только в цене отклика. Важно все виды продвижения оценивать именно рентабельностью. Конечно, если ресторан является заведением местного типа (большая часть клиентов – обитатели зоны обслуживания конкретного заведения, те, кто работает или живет неподалеку), то нет смысла воздействовать на всю аудиторию, тратясь на рекламу в массовой прессе.
При небольшом бюджете можно вложить деньги в разработку яркой, запоминающейся идеи, которая увеличит узнаваемость заведения. Такая идея поможет выделиться из общей массы и, в конечном счете, существенно сэкономить при продвижении.
Безусловно, при старте заведения продвижение нужно делать более масштабным и громким. Это позволит сразу привлечь максимальное количество посетителей, соответственно, больше людей перейдет в круг постоянных посетителей.
Ошибка №5. Завышенные ожидания.
Любая самая замечательная реклама не всемогуща. Ожидание результата от продвижения в виде роста оборота заведения на 30% в отрыве от остальных факторов не оправдано. Как уже упоминалось выше, это лишь один из инструментов.
Все ли сделано для того, чтобы клиент остался доволен заведением, остался подольше, а потом вернулся повторно, и не один раз? Достаточно ли хорошее обслуживание, обновляется ли меню? Если клиент, поверив рекламе, придет в ресторан, но не найдет обещанного, больше его не увидите. Реклама – это только красивая упаковка продукта. Главное – соблюсти баланс между реальным и желаемым.
Реклама ресторана, сделанная исходя из личных предпочтений его первых лиц, - не сработает. Причем, это относится как к средствам продвижения (например, «любимое радио владельца»), так и непосредственно к текстам сообщений. Всегда нужно помнить, что рекламное обращение идет к аудитории заведения. Соответственно, необходимо говорить на ее языке, который вовсе не обязательно является «родным» для ресторатора.
Какие подойдут методы и средства продвижения - вопрос эффективности каждого метода в применении к определенной целевой аудитории, а также амбиций ресторатора (например, плана по загрузке ресторана), наличия и размера рекламного бюджета.
Ресторанный бизнес – в первую
очередь, клиентский бизнес, и без
понимания своей целевой
Главная задача в индустрии общественного питания - удовлетворить потребности посетителя. Если ваши гости не получают удовольствие от визита в ресторан, все остальное не имеет значения15.
Многие владельцы ресторанов тратят немало времени на поиск сотрудников, ценовой контроль, решение финансовых и иных проблем. Зачастую они затрачивают в пять раз больше времени, пытаясь сократить на полпункта стоимость продуктов, чем найти способы увеличить продажи и добиться частых визитов гостей.
Хороший сервис - это выяснение потребностей людей, определение, как именно они хотели бы их удовлетворить, и предоставление им возможностей для этого16.
Рекламная кампания составлялась для суши-бара «Сушим весла», которое находится по адресу: город Кострома, улица Советская,57. Юридический адрес предприятия совпадает с фактическим. Кафе «Сушим весла» было открыто 28 декабря 2005 года Поповым М.К. Данное заведение входит в организацию «Сфера влияния», которой принадлежат еще несколько предприятий общественного питания и гостиница. Суши-бар является специализированным заведением, которое предоставляет посетителям возможность попробовать японскую кухню. Число посадочных мест – 45. Оказываемые услуги – общественное питание. Кафе «Сушим весла» относится к заведениям с высокой ценовой категорией. Данное кафе работает с 11.00 до 24.00 каждый день.
В настоящее время практически во всех предприятиях общественного питания в Костроме существуют комплексные обеды. Они создаются для привлечения посетителей в дневное и обеденное время. Имеются комплексные обеды и в суши-баре. Но тем не менее, как показывает наблюдение, наименьшее количество посетителей приходится на дневное и обеденное время, хотя атмосфера в заведении спокойная и умиротворенная, и существует возможность быстрого приготовления блюд. Все это должно способствовать привлечению посетителей в обеденное время, но, несмотря на это, особой популярностью бизнес-ланчи не пользуются. Возможно, такая ситуация возникла из-за того, что по-японски комплексные обеды называются о-бранчи, и именно это название указано в меню, но русской расшифровки не дается. Не все гости любят обращаться за помощью к официанту при выборе блюд, поэтому все непонятные и необъясненные названия чаще всего просто пролистываются. При этом следует отметить, что названия остальных блюд указаны и по-русски и по-японски, и указан их состав. Кроме того, практически во всех заведениях общественного питания, где существуют комплексные обеды, об этом указывается либо на вывеске, либо обращается на это внимание другим способом. В кафе «Сушим весла» такой традиции нет. Все это указывает на то, что разработка рекламной кампании комплексных обедов является необходимой мерой для увеличения количества гостей в дневное время и увеличения прибыли заведения.