Разработка плана маркетинга предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 23:23, курсовая работа

Описание

В условиях постоянно меняющихся запросов, технологий и конкурентного окружения компании для поддержания скорости её роста и сохранения доходов было бы недостаточно полагаться только на уже существующие товары. Компания, которая рассчитывает продолжительное время сохранять свой рынок и быть прибыльно, должна постоянно обновлять предложение. Обновление предложения включает разнообразные мероприятия по разработке новых товаров: совершенствование существующих товаров, создание новых и расширение ассортимента торговых марок или увеличение их числа. Проблема выпуска новой продукции особенно актуальна для крупных российских предприятий, входивших в оборонный комплекс СССР

Содержание

Введение
1 Основные понятия маркетинговых исследований
1.1 Содержание и направления маркетинговых исследований
1.2 Тип маркетинговой информации и источники ее получения
1.3 Определение потребности в проведении маркетинговых исследований
1.4 Определение проблемы и формулирование целей маркетинговых исследований
1.5 Наиболее типичные направления маркетинговых исследований
1.6 Алгоритм маркетингового исследования
2 Анализ текущей маркетинговой ситуации на предприятии ОАО «Кировский завод «Маяк»
2.1 Организационно-техническая характеристика предприятия
2.1.1 Функционирование предприятия, название, месторасположение, управление деятельностью
2.1.2 Статус ОАО «Кировский завод «Маяк»
2.1.3 Цели, задачи и предмет деятельности Общества
2.1.4 Уставный капитал
2.1.5 Характеристика выпускаемой продукции
2.1.6 Организационная структура управления предприятием
2.2 Анализ результативности финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Кировский завод «Маяк»
2.2.1 Анализ основных технико-экономических показателей
2.2.2 Анализ объёмов продаж гражданской продукции
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

моя работа записка.doc

— 431.00 Кб (Скачать документ)

- привилегированные акции типа «А» в размере 402003 штук, что составляет 25% всех акций Общества;

- привилегированные акции типа «Б» в размере 964805 штук, что составляет 59,99% всех акций Общества;

- обыкновенные акции в размере 241201 штук, что составляет 15% всех акций Общества;

- «Золотая акция» в размере 1 штука, т.е. 0,01%.

Номинал всех акций - 10 копеек. Владельцы акций типа «А» - работники ОАО «Кировский завод «Маяк», которым они были переданы бесплатно по первому варианту приватизации. Владельцем акций типа «Б» является Фонд имущества Кировской области. «Золотая акция» закреплена за представителем Государства, который имеет право «вето» по некоторым вопросам и является постоянным членом Совета директоров и Ревизионной комиссии предприятия.

Структура уставного капитала приведена на рисунке 2.

Рисунок 2 - Структура уставного капитала

Наибольший вес занимают привилегированные акции типа Б, что составляет 59,99% всех акций.

2.1.5 Характеристика выпускаемой продукции

Ассортимент продукции выпускаемой предприятием на протяжении многих лет не претерпевал значительных изменений, он лишь пополнялся отдельными позициями. В настоящее время предприятие выпускает:

- оборонную продукцию;

- спецтехнику;

- средства самозащиты;

- товары народного потребления.

Номенклатура предприятия имеет в своем составе так называемый монопродукт: свыше 90% всех поступлений обеспечивает оборонная техника, т.е. имеется полная зависимость предприятия от успешной деятельности в рамках одного рынка.

Отсутствие государственного заказа у предприятия в 1997-98гг. привело его в кризисное состояние (невыплата заработной платы в течение полутора лет и большие задолженности перед бюджетом и другими организациями).

Заключение контракта в 1999г. позволило ОАО выйти из этого состояния. На сегодняшний день, чтобы такая ситуация не повторилась, необходимо серьезно подойти к освоению и производству товаров народного потребления и производственного назначения.

Начало конверсии (1988 - 1989гг.) было связано с ликвидацией Минлегпищемаша - министерства, занимавшегося производством оборудования для легкой и пищевой промышленности, и передачей заказов предприятиям военно - промышленного комплекса.

Чисто административный подход к конверсии привел к неоправданно высоким затратам на создание заказанного оборудования, а главное оказалось, что многие виды продукции по потребительским свойствам не удовлетворяют требованиям покупателей, не пользуются спросом.

Так, ОАО «Кировский завод «Маяк» в свое время производил автоматы фасовочные для дрожжей, которые не нашли сбыта, так как при их производстве ориентировались на возможности предприятия, а не на нужды и требования потребителей.

Следующий этап конверсии связан с инициативным поиском  тех изделий и оборудования, которые предприятия могли бы производить вместо традиционной военной продукции. Предприятия военно - промышленного комплекса первыми столкнулись с чисто рыночными явлениями, так как в условиях прежней административно - командной экономики вопросы о том, что производить, как сбывать и какую цену устанавливать, решались сверху. Не имея никакого опыта работы на рынке, военные предприятия неожиданно столкнулись с необходимостью решать чисто конъюнктурную задачу: что выгоднее производить сейчас, а что - в более отдаленной перспективе?

В условиях товарного дефицита и отсутствия конкуренции предприятию было гораздо легче руководствоваться возможностями производства, не очень заботясь при этом о сбыте своей продукции, о вкусах и запросах потенциальных потребителей. Производственный подход стимулировал возможность выбора «сиюминутной» продукции, производство которой гарантирует быстрое получение прибыли при незначительных затратах времени и ресурсов. В итоге конверсионные предприятия разных регионов страны заполнили внутренний рынок одинаковым набором товаров.

В тоже время были попытки организовать производство товаров, ориентируясь на потребности рынка. Примером является работа по организации выпуска сложной медицинской техники, проведенная в Новосибирской области в рамках конверсии. При принятии этого решения исходили из того, что в области существовал огромный неудовлетворенный спрос на медицинскую технику. Но, решив в основном все организационные вопросы, предприятия и организации, наладившие производство медицинской техники и препаратов, сразу же столкнулись с главной проблемой - отсутствием платежеспособного спроса на свою продукцию, т.е. проблемой сбыта. На ОАО «Кировский завод «Маяк» данной продукцией был «кардиостимулятор».

Приведенный пример показывает, что недостаточно только знать о неудовлетворенной потребности, существующей на рынке, необходимо иметь более полную информацию о конъюнктуре рынка, о тенденциях развития рынка данного товара, уметь на основе этой информации оценить возможный объем продаж, а затем уже принимать решение об организации производства того или иного товара.

За несколько лет конверсии опробованы подходы к выбору товаров, призванных заменить военную продукцию на предприятиях оборонного комплекса: централизованное планирование (госзаказ), производственный подход (основанный на анализе возможностей производства), территориальные программы насыщения рынка. Все они оказались малоэффективными, но тем не менее продолжают использоваться.

Вот несколько примеров освоения продукции ОАО «Кировский завод «Маяк». В 90-х годах завод приступил к выпуску печи СВЧ. Стоимость ее была на уровне зарубежных аналогов, а дизайн и качество далеки от идеального, далее швейная машина и опять неудача. Импортные комплектующие низкого качества, высокая цена и частые рекламации от потребителей привели к тому, что изделие прекратили выпускать через четыре года, а предприятию оно принесло только убытки. Осваивали на заводе и другие изделия: «пирометр», прибор для измерения температуры  на расстоянии, «Уровнемер» - ультразвуковой прибор для бесконтактного измерения жидкости в емкости, их ждала та же участь. В 1999г. они были сняты с производства.

Отсутствие маркетингового подхода к разработке и выпуску товаров, отсутствие единого направления в формировании номенклатуры изделий, низкий уровень конкурентоспособности уже выпускаемых товаров ведет к усложнению и удорожанию рыночных исследований и не позволяет предприятию рационально использовать свой ресурс.

В настоящее время наметилась тенденция к смене акцентов в концепции руководства предприятия, оно начинает осознавать, что производить товары на военных предприятиях можно и нужно лишь в том случае, если это экономически целесообразно. Пока еще интуитивно, методом проб и ошибок, но руководство и организаторы производства постепенно подходят к пониманию того, что необходимо разработать общую стратегию конверсируемого предприятия.

Конверсия - проблема многоплановая, но ее основная задача заключается в том, чтобы не просто перейти на выпуск «мирной продукции», а добиться, чтобы предприятие эффективно функционировало и через пять лет, и через десять и не зависимо от того есть госзаказ или нет.

Рассмотрим продукцию, выпускаемую предприятием подробнее.

Устройство Дозированного Аэрозольного Распыления – УДАР предназначено для самозащиты в качестве гражданского оружия за счет временной нейтрализации нападающего. УДАР используется в комплекте с одноразовыми аэрозольными малогабаритными баллончиками (БАМ).

Выпуск изделия УДАР был освоен в 1994 году.

УДАР стал альтернативой газовым баллончикам и газовым револьверам, обладающим меньшей эффективностью поражения. Высокий спрос на УДАР также объясняется возможностью приобретения его по правилам, предусмотренным для аэрозольных баллончиков без прохождения специальной подготовки, высокой эффективностью поражения (не смотря на дождь, снег, ветер), многозарядностью, точностью попадания, легкостью, прочностью, безопасностью. Можно сказать, что появление УДАРа на рынке предвосхитило ожидания потребителей.

На данный момент у предприятия нет прямых конкурентов (косвенные конкуренты даны в таблице 2) по изделию УДАР, что объясняется оригинальностью его конструкции и технических характеристик.

Таблица 2 - Конкуренты завода

Предприятие

Наименование продукции

Ижевский механический завод

Пистолеты газовые

ИЖ-76, ИЖ-77, ИЖ-78, ИЖ-79

Промышленная корпорация, «Айсберг», г. Москва

Револьвер газовый «Айсберг»

Тульский оружейный завод

Револьвер газовый ТОЗ-105-3

Завод точной механики, г. Екатеринбург

Револьвер газовый  РГ-9

ВПМЗ «Молот», г. Вятские Поляны

Травматический ТТ «Лидер»

ОАО «Ижмаш», г. Ижевск

Служебный травматический «Наганыч»

 

УДАР обладает рядом конкурентных преимуществ перед газовым оружием:

-           невысокая цена;

-           бесшумность и отсутствие отдачи;

-           дальность выстрела – 5 метров;

-           не требуется разрешение на приобретение от правоохранительных органов;

-           возможность применения в закрытых помещениях;

-           точность метания жидкости практически не зависит от погодных условий;

-           непохожесть на огнестрельное оружие.

Следует отметить, что эффективность действия УДАРа, главным образом, определяется эффективностью действия одноразовых аэрозольных баллончиков производства ФГУП «ЦНИИТОЧМАШ» г. Климовск Московской области. Данное обстоятельство во многом определяет величину спроса на изделие УДАР.

Револьвер служебный РСЛ – 1 калибра 9 мм предназначен для использования работниками организаций, предприятий и учреждений, которые занимаются охранно–розыскной деятельностью, осуществляют задачи по защите жизни людей, охране материальных ценностей, природы и природных ресурсов. Револьвер имеет откидной барабан, ударно-спусковой механизм двойного действия. Конструкция револьвера исключает возможность самопроизвольного выстрела и, тем самым, обеспечивает безопасность при случайном его ударе или падении.

В соответствии с «Законом об Оружии» от 13.11.1996г. часть предприятий, функции которых не попадают под разрешение ношения боевого оружия, должны заменить его на служебное.

Основными покупателями РСЛ-1 являются частные охранные агентства.

В 2002 году обеспечена правовая база для приобретения данного оружия на предприятиях УФПС.

В перечень типов и моделей служебного оружия из 6 видов, выпускаемых в России (пистолет ИЖ-71, револьверы РСА-1, РСЛ-1, «ДОГ-1», Р-92С), включены: ИЖ-71 (г. Ижевск) и РСЛ-1 нашего производства. В результате опроса, проведенного среди начальников служб безопасности УФПС всех областей РФ, установлено, что большинство (70 %) отдает предпочтение ИЖ-71 по следующим причинам:

- ИЖ-71 разработан на базе пистолета Макарова (известная марка);

- ИЖ-71 выпускает ГУП «Ижевский механический завод», известный производитель оружия, обеспечивающий его высокое качество.

ИЖ-71 выпускается в трех исполнениях:

-                     ИЖ-71 в обычном исполнении;

-                     ИЖ-71 с лазерным целеуказателем;

-                     ИЖ-71 десятизарядный.

Некоторые потенциальные потребители отдают предпочтение пистолету из-за его более плоской формы по сравнению с револьвером.

Информация о работе Разработка плана маркетинга предприятия