Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 23:23, курсовая работа
В условиях постоянно меняющихся запросов, технологий и конкурентного окружения компании для поддержания скорости её роста и сохранения доходов было бы недостаточно полагаться только на уже существующие товары. Компания, которая рассчитывает продолжительное время сохранять свой рынок и быть прибыльно, должна постоянно обновлять предложение. Обновление предложения включает разнообразные мероприятия по разработке новых товаров: совершенствование существующих товаров, создание новых и расширение ассортимента торговых марок или увеличение их числа. Проблема выпуска новой продукции особенно актуальна для крупных российских предприятий, входивших в оборонный комплекс СССР
Введение
1 Основные понятия маркетинговых исследований
1.1 Содержание и направления маркетинговых исследований
1.2 Тип маркетинговой информации и источники ее получения
1.3 Определение потребности в проведении маркетинговых исследований
1.4 Определение проблемы и формулирование целей маркетинговых исследований
1.5 Наиболее типичные направления маркетинговых исследований
1.6 Алгоритм маркетингового исследования
2 Анализ текущей маркетинговой ситуации на предприятии ОАО «Кировский завод «Маяк»
2.1 Организационно-техническая характеристика предприятия
2.1.1 Функционирование предприятия, название, месторасположение, управление деятельностью
2.1.2 Статус ОАО «Кировский завод «Маяк»
2.1.3 Цели, задачи и предмет деятельности Общества
2.1.4 Уставный капитал
2.1.5 Характеристика выпускаемой продукции
2.1.6 Организационная структура управления предприятием
2.2 Анализ результативности финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Кировский завод «Маяк»
2.2.1 Анализ основных технико-экономических показателей
2.2.2 Анализ объёмов продаж гражданской продукции
Заключение
Библиографический список
В ходе опроса было выявлено, что большое значение для многих Управлений ФПС имеет стоимость приобретаемого оружия. Поэтому основное конкурентное преимущество служебного револьвера ОАО «Кировский завод «Маяк» – его низкая цена. Это преимущество успешно используется для сбыта товара.
Пульсоколлектор - устройство, предназначенное для комплектации доильных установок, и конструктивно объединяющее в себе пульсатор и коллектор. Он выгодно отличается по качественным показателям и надежности от традиционно используемых в сельском хозяйстве для дойки коров пульсаторов и коллекторов.
Выпуск данного изделия был начат в 1996 году в рамках программы «Конверсия - сельскому хозяйству». Пульсоколлектор, по замыслу его разработчиков, должен способствовать увеличению надоев, снижению случаев заболеваемости маститом, экономии электроэнергии и сжатого воздуха за счет использования одного шланга вместо двух. На начальном этапе реализации обнаружился ряд существенных конструктивных недоработок. Выяснилось, что материал, из которого выполнены корпуса пульсоколлекторов, требует замены на более термостойкий и механически прочный. В 1998 году проведены мероприятия по замене материала.
На настоящий период пульсоколлекторы нашего предприятия работают в 44 регионах РФ.
Основные конкуренты ОАО «Кировский завод «Маяк» представлены в таблице 3:
Таблица 3 - Конкуренты завода
Предприятие | Выпускаемая продукция |
«САМП», Калужская обл. | Комплект: Пульсатор + Коллектор |
«Тэсмо», Московская обл. | Комплект: Пульсатор + Коллектор |
«Кургансельмаш», г. Курган | Комплект: Пульсатор +Коллектор |
Уральский Электромеханический завод, г. Екатеринбург | Пульсоколлектор |
Как видно из таблицы, только Уральский Электромеханический завод выпускает пульсоколлекторы, остальные предприятия выпускают просто комплекты.
Для сохранения конкурентоспособности предприятия его организационная структура управления (далее в тексте – ОСУП) должна быть такой, чтобы вся работа была сфокусирована на конкретной продукции и на конкретном потребителе. Успех невозможен без компетентных людей, которые знают покупателей, особенности конкуренции и возможности производства для отдельных видов продукции. Для того чтобы контролировать предприятие, руководство должно создать такую систему, которая обеспечила бы эффективную деятельность компании и постоянное повышение конкурентоспособности.
ОАО «Кировский завод «Маяк» имеет типовую трехуровневую структуру управления (Приложение Б). Управление делами Общества осуществляется Общим собранием акционеров, Советом директоров и единоличным исполнительным органом (Генеральный директор).
Общее собрание акционеров является высшим органом управления акционерным обществом. Однако оно не может рассматривать вопросы, относящиеся к ведению Cовета директоров или исполнительного органа, и не вправе принимать решения по ним.
К исключительной компетенции общего собрания относятся:
- изменение Устава (в том числе уставного капитала);
- избрание членов Совета директоров (наблюдательного совета);
- образование исполнительных органов АО;
- утверждение годовых отчетов бухгалтерских балансов, счетов прибылей и убытков;
- решение о реорганизации или ликвидации акционерного общества;
- иные вопросы, предусмотренные Законом «Об акционерных обществах».
Общее руководство деятельностью АО по всем вопросам, не отнесенным к компетенции Общего собрания, осуществляет Совет директоров (наблюдательный совет).
Совет директоров обладает исключительной компетенцией по следующим вопросам:
- определение приоритетных направлений деятельности общества;
- размещение обществом облигаций и других ценных бумаг;
- определение рыночной стоимости имущества;
- образование исполнительного органа общества и досрочное прекращение его полномочий, установление размеров, выплачиваемых ему вознаграждений и компенсаций;
- рекомендации по размеру дивиденда по акциям и порядке его выплаты;
- использование резервного и иных фондов общества;
- утверждение внутренних документов общества, определяющих порядок деятельности органов управления общества и др.
Все вопросы управления текущей деятельностью акционерного общества, кроме отнесенных законодательством к исключительной компетенции Общего собрания и Совета директоров, решает исполнительный орган общества. На него же возложена организация всех решений Общего собрания и Совета директоров.
На предприятии действует изначально сложившаяся в соответствии с его главной целью деятельности, - выпуск продукции оборонного назначения, - линейно-функциональная структура управления, которая прекрасно обеспечивала работу предприятия в стабильных условиях.
С началом проведения в жизнь конверсии оборонных предприятий ОАО «Кировский завод «Маяк» было вынуждено взять курс на расширение ассортимента и объемов производства товаров гражданского назначения. При ориентации производства на рынок, где ситуация может измениться каждый день, жизнеспособность предприятия будет зависеть от того, насколько быстро оно отреагирует на эти изменения. В связи с этим выделяют два основных недостатка линейно-функциональных структур:
- неспособность быстро и эффективно подстраиваться под изменения, происходящие на большом количестве несвязанных между собой рынков;
- ограничения развития эффективных горизонтальных связей из-за жесткости иерархии.
Анализ ОСУП ОАО «Кировский завод «Маяк» показывает, что в ней:
- реализованы все необходимые функции, выполняющие производственные задачи: технические, технологические функции, материально-техническое снабжение и т.д.
- экономическую функцию представляют подфункции: планирования, нормирования труда, финансовая и учетная. Не развиты подфункции экономического прогнозирования и маркетинга в узком понимании. Подфункция маркетинга отчасти реализуется отделом реализации и торговых связей (ОРиТС) в силу производственной необходимости (проведение рекламы);
- социальная функция в связи с передачей жилищного фонда в муниципальную собственность не представлена;
- функцию управления научно-техническим прогрессом должны выполнять службы главного технолога, главного конструктора и маркетинга. Но конструкторские и технологические службы в настоящее время обеспечивают лишь техническую сторону производства, функцию маркетинга в широком понимании не представляет ни одно из подразделений завода.
Таким образом, представленные функции ОСУП не могут обеспечить эффективную деятельность предприятия в условиях рыночной экономики. Они ориентированы на обеспечение производства военной продукции при стабильных заказах государства и при условии наличия готовой конструкторской и технологической документации.
ОСУП должна соответствовать нормам управляемости, которые устанавливаются в целях объективного подхода к определению требуемого числа исполнителей, необходимых одному руководителю. Норма управляемости для высшего и среднего уровня управления составляет от 4 до 11 человек, для низового уровня - от 20 до 25 человек.
Анализируя структуру предприятия, можно сделать вывод о том, что:
- перегрузки высшего уровня управления, что очень часто встречается на практике, не наблюдается: Генеральному директору подчинено 11 человек, что допустимо;
- нормы управляемости для низшего звена занижены. Данный вывод сделан исходя из того, что численность рабочих завода небольшая, но при этом структура разбита на большое число цехов, участков, имеется много мастеров, фактическое число ступеней линейного руководства значительно превышает нормативное.
Таким образом, ситуация, сложившаяся на предприятии, не предполагает нормальной и эффективной работы управленцев.
Структура управления должна отвечать требованиям рациональных связей. Это зависит от соблюдения норм управляемости, от соблюдения оптимального числа уровней линейного и функционального руководства, от рациональной централизации и децентрализации в управлении, от экономичности существования структуры и т.д. Проведенный анализ показывает, что ОСУП не отвечает данному требованию.
В результате проведенного анализа можно выделить следующие недостатки существующей системы на ОАО «Кировский завод «Маяк»:
- чрезмерная замкнутость структурных подразделений на Генерального директора и, как следствие, решение всех вопросов через него, что влечет за собой его перегруженность и не желание заместителей решать вопросы;
- отсутствие связи коммерческих структур с производством;
- отсутствие на предприятии единой команды с едиными целями;
- отсутствие структуры, занимающейся маркетингом.
В целом представленная структура управления не является оптимальной для предприятия, чему способствует отсутствие четко разработанной стратегии дальнейшей деятельности завода, а так же то, что военная продукция (при низких объемах производства) все еще остается основной. Именно поэтому все элементы структуры сохранены в неизменном виде по устоявшейся схеме.
Прибыль является одним из важнейших показателей, характеризующих эффективность функционирования предприятия.
Рассмотрим результаты хозяйственных операций завода подробнее, они приведены в таблице 4.
Таблица 4 - Прибыли и убытки предприятия
Наименование показателей | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | Абсолютное изменение 2010 г. к 2008 г. | Относительное изменение 2010 г. к 2008 г., % |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Выручка от продаж (без НДС) | 155910 | 176120 | 426193 | 270283 | 273,36 |
Себестоимость проданной продукции | 89014 | 94413 | 135946 | 46932 | 152,72 |
Валовая прибыль | 66896 | 81707 | 290247 | 223351 | 433,88 |
Коммерческие расходы | 6019 | 3468 | 81129 | 75110 | 1347,88 |
Управленческие расходы | 77587 | 61476 | 90404 | 12817 | 116,52 |
Прибыль от продаж | -16710 | 16763 | 118714 | 135424 | - |
Операционные доходы | 341851 | 122767 | 262923 | -78928 | 76,91 |
Операционные расходы | 338056 | 158561 | 319471 | -18585 | 94,5 |
Внереализационные доходы | 160393 | 8489 | 10278 | -150115 | 6,41 |
Внереализационые расходы | 68301 | 24838 | 35767 | -32534 | 52,37 |
Прибыль до налогообложения | 71587 | -35380 | 36781 | -34806 | 51,38 |
Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи |
14867 |
2103 |
2024 |
-12843 |
13,61 |
Прибыль от обычной деятельности |
56720 |
-37483 |
34757 |
-21963 |
61,28 |