Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 22:47, курсовая работа
Целью курсовой работы является поиск возможных путей совершенствования сбытовой деятельности НК «Роснефть».
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
• определить теоретические основы формирования сбытовой политики;
• выявить сильные и слабые стороны сбытовой деятельности НК «Роснефть»;
• предложить возможные пути совершенствования сбытовой деятельности компании.
Ведение………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы формирования сбытовой политики на
предприятии………………………………………………………………...5
1.1. Понятие элементы сбытовой политики……………………………..5
1.2. Этапы формирования сбытовой политики…………………………..7
1.3. Торговые посредники в системе сбыта…………………...….……..13
1.4. Процесс товародвижения……………………………………………16
Глава 2. Исследование сбытовой деятельности НК «Роснефть»………………..19
2.1. Характеристика предприятия……………………………………….20
2.2. Основные направления и способы товародвижения компании….22
2.3. SWOT – анализ ……………………………………………………...34
Глава 3. Предложения и рекомендации по совершенствованию сбытовой
деятельности НК «Роснефть»…………………………………………...37
Заключение………………………………………………………………………….39
Библиографический список………………………………………………………..40
Важная
отличительная черта НК «
Основное конкурентное
преимущество НК «Роснефть» — размер и качество
ее ресурсной базы. Компания располагает
почти 49 млрд. барр. н. э.
[11, c. 58]
Стратегическая цель НК «Роснефть» — стать ведущей нефтегазовой компанией России, демонстрирующей лучшие производственные и финансовые показатели в отрасли, а также войти в число крупнейших энергетических корпораций мира.
Развитие сектора «Переработка и сбыт» является одной из важнейших стратегических задач НК «Роснефть». Основной целью Компании в этой области является увеличение объемов реализации качественной продукции с высокой добавленной стоимостью напрямую конечному потребителю. Для достижения этой цели Роснефть активно модернизирует и расширяет свои нефтеперерабатывающие мощности и сбытовую сеть.
По мнению экспертов, проекты разработки шельфа Охотского моря представляют собой один из наиболее перспективных источников устойчивого роста добычи углеводородов НК «Роснефть» в долгосрочной перспективе.
[12]
Таким образом,
НК «Роснефть» является лидером российской
нефтяной отрасли и одной из крупнейших
публичных нефтегазовых компаний мира.
Основными видами деятельности НК «Роснефть»
являются разведка и добыча нефти и газа,
производство нефтепродуктов и продукции
нефтехимии, а также сбыт произведенной
продукции. Компания ставит перед собой
цель стать ведущей нефтегазовой компанией
России.
2.2. Основные направления и способы товародвижения компании
Деятельность НК «Роснефть» в области сбыта сырой нефти и нефтепродуктов направлена на обеспечение максимальной доходности поставок сырья за счет оптимизации использования различных логистических направлений, доступных Компании. НК «Роснефть» повышает эффективность поставок нефти, гибко реагируя на изменения конъюнктуры рынка нефти и нефтепродуктов, а использование собственных мощностей по перевалке и терминалов повышает отдачу от экспорта.
Исследование
основных направлений и способов товародвижения
было осуществлено по видам реализуемой
продукции в динамике 2007 - 2008 годов.
В 2008 г. ОАО «НК «Роснефть» экспортировало 63,2 млн. т нефти и газового конденсата (включая нефть, закупленную у третьих сторон), что на 9,5 % больше по сравнению с 2007 годом:
Рис.
2. Распределение реализации нефти в
2008 г.
В 2007 г. по данным показателям
наблюдалось следующее
Рис.
3. Распределение реализации нефти в
2007 г.
Снижение экспортных поставок
в страны СНГ вызвано
Крупнейшим импортером нефти Компании стал Китай, закупивший в 2008 г., как и годом ранее, 8,9 млн. т. На долю КНР пришлось 14,1% от всего объема экспорта нефти и газового конденсата. В 2007 г. данный показатель составлял 15,5 %.
Экспортные поставки нефти и газового конденсата в 2007 - 2008 гг. осуществлялись следующим образом:
Рис.
4. Морские экспортные терминалы
Рис.5. Распределение экспорта нефти по типам транспортировки в 2007 г.
В 2008г. данный показатель
Рис. 6. Распределение экспорта нефти по типам транспортировки 2008 г.
Можно отметить, что наблюдается
рост экспортных поставок
Снижение показателя по
В 2008 г. 89,2% от общего объема экспорта нефти было поставлено в дальнее зарубежье, 10,8% – в страны СНГ.
Экспортные поставки осуществляются через мощности компании «Транснефть», включая сеть экспортных трубопроводов и порты, такие как Приморск и Новороссийск.
Объём реализации в 2007 г. составил 82,9 млн.т, а в 2008 г. 105,8 млн.т.
ОАО «НК «Роснефть» обладает и собственными возможностями экспорта нефти, в частности, через перевалочный терминал своего дочернего общества «РН-Архангельскнефтепродукт», который осуществляет экспорт нефти дочернего добывающего предприятия «РН-Северная нефть», и через порт Де-Кастри на Дальнем Востоке, который обеспечивает экспорт нефти, добываемой в рамках проекта «Сахалин-1». [12]
Экспорт нефтепродуктов
В 2008 г. НК «Роснефть» экспортировала 19,0
млн. т нефтепродуктов, что на 30 % больше
по сравнению с 2007 г. В том числе в страны
дальнего зарубежья – 18,3 млн. т (96,3% всего
экспорта) и в страны СНГ – 0,7 млн. т (3,7
%) (cм. рис. 7). [11, c. 60]
Рис. 7. Распределение реализации нефтепродуктов в 2008 г.
Распределение реализации 2007 г. представлено ниже (см. рис. 8). [10, c. 47]
Рис.
8. Распределение реализации нефтепродуктов
в 2007 г.
Железнодорожным транспортом было поставлено 10,3 млн. т (54,2%), трубопроводным и комбинированным транспортом – 2,3 млн. т (12,1%), водным транспортом в период навигации – 1,7 млн. т (8,9%), с Туапсинского НПЗ – 4,7 млн. т (24,7%) (cм. рис. 9) [11, c. 60]
Рис. 9. Распределение
экспорта нефтепродуктов по типам транспортировки
в
2008 г.
В целом объём реализации
Возможности экспорта нефтепродуктов Компании имеют ряд стратегических преимуществ. Два НПЗ ОАО «НК «Роснефть» расположены в непосредственной близости к экспортным рынкам: Туапсинский НПЗ на
побережье Черного моря, а Комсомольский НПЗ – на Дальнем Востоке. При этом ОАО «НК «Роснефть» обладает собственными перевалочными мощностями в Туапсе и Находке, позволяющими осуществлять экспорт нефтепродуктов практически непосредственно от места их производства.
Реализация нефтепродуктов и газа на внутреннем рынке
ОАО «НК «Роснефть»
На внутреннем рынке в 2008 г. было реализовано 19,1 млн. т нефтепродуктов, в том числе 11,0 млн. т. через дочерние сбытовые предприятия, из которых через сеть АЗС было реализовано 2,9 млн. т. Розничные продажи более чем в 2 раза превысили объем реализации 2007 г.
Оптовыми
покупателями нефтепродуктов ОАО «НК
«Роснефть» являются крупные конечные
потребители и независимые
Рис. 10. Динамика
количества АЗС НК «Роснефть»
В 2008 г. Компания значительно расширила свою сбытовую сеть за счет приобретений новых активов. В марте-июне 2008 г. на аукционах были приобретены предприятия розничной торговли нефтепродуктами и нефтебазового хозяйства в 23 регионах РФ, на балансе которых находится 1078 АЗС (в т.ч. 895 действующих) с 559 магазинами с общей торговой площадью 29,1 тыс. кв. м и 148 нефтебаз (в т.ч. 65 действующих). География розничного бизнеса Компании в 2007 г. охватила 36 регионов России: от Мурманска на севере до Северного Кавказа на юге и от Брянска на западе до Сахалина на востоке. [12]
По состоянию на 31 декабря 2008 г. дочерние сбытовые общества ОАО «НК «Роснефть» располагали 155 нефтебазами общей емкостью 3020 тыс. куб. м. Розничная сеть ОАО «НК «Роснефть» на 31 декабря 2008 г., включала в себя 1695 собственных и арендуемых АЗС, а также 71 АЗС, действующую под маркой ОАО «НК Роснефть» на условиях франчайзинга. Собственные и
арендуемые АЗС располагали 124 автомобильными мойками, 732 магазинами и 70 кафе. На 128 собственных и арендуемых АЗС имелись станции мелкого ремонта и технического обслуживания автомобилей. Всё это нацелено на увеличение потребительского спроса.
Но, несмотря на значительный рост количества АЗС, компания имеет группу низкоэффективных заправочных станций.
ОАО «НК «Роснефть» планирует продолжать развитие сети АЗС в регионах, прилегающих к НПЗ и нефтебазам Компании. На Дальнем Востоке таковыми станут Хабаровский край, Приморский край и остров Сахалин, Читинская и Красноярская области. В европейской части России – Самарская область. [11, с. 61]
В 2008 г. «Роснефть» усилила
свои позиции на развивающих
рынках Санкт-Петербурга и
ОАО «НК «Роснефть» продолжает активную работу по развитию системы бонусов и скидок для постоянных клиентов розничной сети крупнейшей нефтяной компании России.
Роснефть также является одним из крупнейших независимых производителей газа в Российской Федерации. Компания добывает более 15 млрд. куб. м. природного и попутного газа в год и обладает существенным потенциалом для дальнейшего наращивания объемов добычи за счет уникального портфеля запасов. В настоящее время Роснефть реализует программу по увеличению уровня использования попутного нефтяного газа до 95%.
Информация о работе Разработка рекомендаций по совершенствованию сбытовой деятельности НК «Роснефть»