Разработка рекомендаций по совершенствованию сбытовой деятельности НК «Роснефть»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 22:47, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является поиск возможных путей совершенствования сбытовой деятельности НК «Роснефть».
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
• определить теоретические основы формирования сбытовой политики;
• выявить сильные и слабые стороны сбытовой деятельности НК «Роснефть»;
• предложить возможные пути совершенствования сбытовой деятельности компании.

Содержание

Ведение………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы формирования сбытовой политики на
предприятии………………………………………………………………...5
1.1. Понятие элементы сбытовой политики……………………………..5
1.2. Этапы формирования сбытовой политики…………………………..7
1.3. Торговые посредники в системе сбыта…………………...….……..13
1.4. Процесс товародвижения……………………………………………16
Глава 2. Исследование сбытовой деятельности НК «Роснефть»………………..19
2.1. Характеристика предприятия……………………………………….20
2.2. Основные направления и способы товародвижения компании….22
2.3. SWOT – анализ ……………………………………………………...34
Глава 3. Предложения и рекомендации по совершенствованию сбытовой
деятельности НК «Роснефть»…………………………………………...37
Заключение………………………………………………………………………….39
Библиографический список………………………………………………………..40

Работа состоит из  1 файл

маркетинг Нарядкина.doc

— 401.50 Кб (Скачать документ)

      Важная  отличительная черта НК «Роснефть» — наличие собственных экспортных терминалов в Туапсе, Де-Кастри, Находке и Архангельске, которые позволяют существенно повысить эффективность экспорта продукции Компании. Роснефть в настоящее время осуществляет комплексные программы расширения и модернизации терминалов с целью соответствия их мощностей планируемым объемам экспорта.

           Основное конкурентное преимущество НК «Роснефть» — размер и качество ее ресурсной базы. Компания располагает почти 49 млрд. барр. н. э. доказанных, вероятных и возможных запасов нефти и газа, что является одним из лучших показателей среди публичных нефтегазовых компаний мира. Компания имеет один из самых высоких уровней восполнения доказанных запасов углеводородов и является лидером российской нефтяной отрасли по объёмам добычи нефти. Компания отличается и качеством выпускаемой продукции, которое улучшается за счёт использования современных технологий. Компания стремится к тому, чтобы выпускаемая продукция соответствовала самым современным экологическим требованиям.

         [11, c. 58]

           Стратегическая цель НК «Роснефть» — стать ведущей нефтегазовой компанией России, демонстрирующей лучшие производственные и финансовые показатели в отрасли, а также войти в число крупнейших энергетических корпораций мира.

          Развитие сектора «Переработка и сбыт» является одной из важнейших стратегических задач НК «Роснефть». Основной целью Компании в этой области является увеличение объемов реализации качественной продукции с высокой добавленной стоимостью напрямую конечному потребителю. Для достижения этой цели Роснефть активно модернизирует и расширяет свои нефтеперерабатывающие мощности и сбытовую сеть.

          По мнению экспертов, проекты разработки шельфа Охотского моря представляют собой один из наиболее перспективных источников устойчивого роста добычи углеводородов НК «Роснефть» в долгосрочной перспективе.

[12]

          Таким образом, НК «Роснефть» является лидером российской нефтяной отрасли и одной из крупнейших публичных нефтегазовых компаний мира. Основными видами деятельности НК «Роснефть» являются разведка и добыча нефти и газа, производство нефтепродуктов и продукции нефтехимии, а также сбыт произведенной продукции. Компания ставит перед собой цель стать ведущей нефтегазовой компанией России. 
 

2.2. Основные направления и способы товародвижения компании

                Деятельность НК «Роснефть» в области сбыта сырой нефти и нефтепродуктов направлена на обеспечение максимальной доходности поставок сырья за счет оптимизации использования различных логистических направлений, доступных Компании. НК «Роснефть» повышает эффективность поставок нефти, гибко реагируя на изменения конъюнктуры рынка нефти и нефтепродуктов, а использование собственных мощностей по перевалке и терминалов повышает отдачу от экспорта.

Исследование основных направлений и способов товародвижения было осуществлено по видам реализуемой продукции   в динамике 2007 - 2008 годов.  

                                Экспорт нефти и газового конденсата

         В 2008 г. ОАО «НК «Роснефть» экспортировало 63,2 млн. т нефти и газового конденсата (включая нефть, закупленную у третьих сторон), что на 9,5 %  больше по сравнению с 2007 годом:

  • 27,3 млн т (43,2%) – в Западную и Центральную Европу;
  • 17,8 млн т (28,2%) – в Средиземноморье;
  • 11,3 млн т (17,8%) – в Азиатско-Тихоокеанский регион;
  • 6,8 млн т (10,8%) – в страны СНГ. (см. рис. 2) [11, с. 58]

Рис. 2. Распределение реализации нефти в 2008 г. 

          В 2007 г. по данным показателям  наблюдалось следующее соотношение:

  • 23,3 млн. т (40,7%) – в Западную и Центральную Европу;
  • 15,4 млн. т (27%) – в Средиземноморье;
  • 11,1 млн. т (19,4%) – в Азиатско-Тихоокеанский регион;
  • 6,2 млн. т (10,8%) – в страны СНГ. (см. рис. 3) [10, с. 45]

Рис. 3. Распределение реализации нефти в 2007 г.  

          Снижение экспортных поставок  в страны СНГ вызвано уменьшением  поставок в Белоруссию и Украину.

          Крупнейшим импортером нефти Компании стал Китай, закупивший в 2008 г., как и годом ранее, 8,9 млн. т. На долю КНР пришлось 14,1% от всего объема экспорта нефти и газового конденсата. В 2007 г. данный показатель составлял 15,5 %.

         Экспортные поставки нефти и  газового конденсата в 2007 - 2008 гг. осуществлялись следующим образом:

  • через морские терминалы – Приморск, Новороссийск, ПНХ «Белокаменка», Де-Кастри и Южный – в 2007 г. было  поставлено 34,9 (61,1 %), а в 2008 г. - 41 млн. т (64,9%) (cм. рис. 4) [11, c. 61];

Рис. 4. Морские экспортные терминалы       

  • по железной дороге в Китай и Республику Беларусь, включая транспортировку последовательно по  нефтепроводам и железной дороге, в 2007 г. было поставлено 9,7 млн.т (17%), а в 2008 г. - 9,1 млн. т (14,4%);
  • по нефтепроводам в Республику Беларусь, Польшу, Чехию, Словакию и Казахстан было  поставлено 12,5 млн. т (21,9%) (см. рис. 5). [10, c. 46]
 

Рис.5. Распределение экспорта нефти по типам транспортировки в 2007 г.

        В 2008г. данный показатель составил 13,1  млн. т (20,7%) ( cм.  рис. 6). [11, c.59]

 

Рис. 6. Распределение экспорта нефти по типам транспортировки 2008 г.

        Можно отметить, что наблюдается  рост экспортных поставок нефти  и газового конденсата через  морские терминалы, что связано  с выгодным географическим положением  экспортных терминалов компании. [11, c. 61] 
 

        Снижение показателя по транспортировке  железнодорожным транспортом связано  с загруженностью российских  железных дорог.

          В 2008 г. 89,2% от общего объема экспорта нефти было поставлено в дальнее зарубежье, 10,8% – в страны СНГ.

         Экспортные поставки осуществляются через мощности компании «Транснефть», включая сеть экспортных трубопроводов и порты, такие как Приморск и Новороссийск.             

Объём реализации в 2007 г. составил 82,9 млн.т, а  в 2008 г. 105,8 млн.т.

          ОАО «НК «Роснефть» обладает и собственными возможностями экспорта нефти, в частности, через перевалочный терминал своего дочернего общества «РН-Архангельскнефтепродукт», который осуществляет экспорт нефти дочернего добывающего предприятия «РН-Северная нефть», и через порт Де-Кастри на Дальнем Востоке, который обеспечивает экспорт нефти, добываемой в рамках проекта «Сахалин-1». [12]

Экспорт нефтепродуктов

          В 2008 г. НК «Роснефть» экспортировала 19,0 млн. т нефтепродуктов, что на 30 % больше по сравнению с 2007 г. В том числе в страны дальнего зарубежья – 18,3 млн. т (96,3% всего экспорта) и в страны СНГ – 0,7 млн. т (3,7 %) (cм. рис. 7). [11, c. 60] 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 7. Распределение реализации нефтепродуктов в 2008 г.

         Распределение реализации 2007 г. представлено ниже (см. рис. 8). [10,  c. 47]

Рис. 8. Распределение реализации нефтепродуктов в 2007 г. 

         Железнодорожным транспортом было поставлено 10,3 млн. т (54,2%), трубопроводным и комбинированным транспортом – 2,3 млн. т (12,1%), водным транспортом в период навигации – 1,7 млн. т (8,9%), с Туапсинского НПЗ – 4,7 млн. т (24,7%) (cм. рис. 9) [11, c. 60]

Рис. 9. Распределение экспорта нефтепродуктов по типам транспортировки в              2008 г. 

         В целом объём реализации нефтепродуктов  в 2008 г. составил 38,1 млн. т, а  в 2007 г. – 23,4 млн.т. Следовательно,  наблюдается рост объёма реализации  нефтепродуктов.

          Возможности экспорта нефтепродуктов Компании имеют ряд стратегических преимуществ. Два НПЗ ОАО «НК «Роснефть» расположены в непосредственной близости к экспортным рынкам: Туапсинский НПЗ на

побережье Черного моря, а Комсомольский  НПЗ – на Дальнем Востоке. При  этом ОАО «НК «Роснефть» обладает собственными перевалочными мощностями в Туапсе и Находке, позволяющими осуществлять экспорт нефтепродуктов практически непосредственно от места их производства.

        

              Реализация нефтепродуктов и газа на внутреннем рынке

       ОАО «НК «Роснефть» располагает  мощной и развитой инфраструктурой  реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке и владеет сетью сбытовых компаний, занимающихся оптовой и розничной продажей нефтепродуктов, оказанием услуг по хранению, транспортировке и перевалке. [10, c. 49]

       На внутреннем рынке в 2008 г. было реализовано 19,1 млн. т нефтепродуктов, в том числе 11,0 млн. т. через дочерние сбытовые предприятия, из которых через сеть АЗС было реализовано 2,9 млн. т. Розничные продажи более чем в 2 раза превысили объем реализации 2007 г.

Оптовыми  покупателями нефтепродуктов ОАО «НК  «Роснефть» являются крупные конечные потребители и независимые дистрибьюторы, а также бюджетные организации, включая Министерство обороны, коммунальные службы и сельскохозяйственные предприятия. Основными видами продукции, поставляемой оптовым покупателям, являются топочный мазут, дизельное и авиационное топливо. [10, с. 60]

Рис. 10. Динамика количества АЗС НК «Роснефть» 

          В 2008 г. Компания значительно расширила свою сбытовую сеть за счет приобретений новых активов. В марте-июне 2008 г. на аукционах были приобретены предприятия розничной торговли нефтепродуктами и нефтебазового хозяйства в 23 регионах РФ, на балансе которых находится 1078 АЗС (в т.ч. 895 действующих) с 559 магазинами с общей торговой площадью 29,1 тыс. кв. м и 148 нефтебаз (в т.ч. 65 действующих). География розничного бизнеса Компании в 2007 г. охватила 36 регионов России: от Мурманска на севере до Северного Кавказа на юге и от Брянска на западе до Сахалина на востоке. [12]

     По  состоянию на 31 декабря 2008 г. дочерние сбытовые общества ОАО «НК «Роснефть» располагали 155 нефтебазами общей емкостью 3020 тыс. куб. м. Розничная сеть ОАО «НК «Роснефть» на 31 декабря 2008 г., включала в себя 1695 собственных и арендуемых АЗС, а также 71 АЗС, действующую под маркой ОАО «НК Роснефть» на условиях франчайзинга. Собственные и

арендуемые  АЗС располагали 124 автомобильными мойками, 732 магазинами и 70 кафе. На 128 собственных и арендуемых АЗС имелись станции мелкого ремонта и технического обслуживания автомобилей. Всё это нацелено на увеличение потребительского спроса.

          Но, несмотря на значительный  рост количества АЗС, компания  имеет группу низкоэффективных  заправочных станций.

             ОАО «НК «Роснефть» планирует продолжать развитие сети АЗС в регионах, прилегающих к НПЗ и нефтебазам Компании. На Дальнем Востоке таковыми станут Хабаровский край, Приморский край и остров Сахалин, Читинская и Красноярская области. В европейской части России – Самарская область. [11, с. 61]

        В  2008 г. «Роснефть» усилила  свои позиции на развивающих  рынках Санкт-Петербурга и Москвы. На 31 декабря 2008 г. Компания располагала  113 АЗС в Москве и 10 АЗС в  Санкт-Петербурге, что способствовало росту объёмов реализации.

        ОАО «НК «Роснефть» продолжает активную работу по развитию системы бонусов и скидок для постоянных клиентов розничной сети крупнейшей нефтяной компании России.

        Роснефть также является одним из крупнейших независимых производителей газа в Российской Федерации. Компания добывает более 15 млрд. куб. м. природного и попутного газа в год и обладает существенным потенциалом для дальнейшего наращивания объемов добычи за счет уникального портфеля запасов. В настоящее время Роснефть реализует программу по увеличению уровня использования попутного нефтяного газа до 95%.

Информация о работе Разработка рекомендаций по совершенствованию сбытовой деятельности НК «Роснефть»