Разработка рекомендаций по совершенствованию сбытовой деятельности НК «Роснефть»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 22:47, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является поиск возможных путей совершенствования сбытовой деятельности НК «Роснефть».
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
• определить теоретические основы формирования сбытовой политики;
• выявить сильные и слабые стороны сбытовой деятельности НК «Роснефть»;
• предложить возможные пути совершенствования сбытовой деятельности компании.

Содержание

Ведение………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы формирования сбытовой политики на
предприятии………………………………………………………………...5
1.1. Понятие элементы сбытовой политики……………………………..5
1.2. Этапы формирования сбытовой политики…………………………..7
1.3. Торговые посредники в системе сбыта…………………...….……..13
1.4. Процесс товародвижения……………………………………………16
Глава 2. Исследование сбытовой деятельности НК «Роснефть»………………..19
2.1. Характеристика предприятия……………………………………….20
2.2. Основные направления и способы товародвижения компании….22
2.3. SWOT – анализ ……………………………………………………...34
Глава 3. Предложения и рекомендации по совершенствованию сбытовой
деятельности НК «Роснефть»…………………………………………...37
Заключение………………………………………………………………………….39
Библиографический список………………………………………………………..40

Работа состоит из  1 файл

маркетинг Нарядкина.doc

— 401.50 Кб (Скачать документ)

          Весь добытый газ Роснефть реализует только на внутреннем рынке, так как монопольным правом на экспорт газа обладает Газпром. Основную часть добываемого газа Компания продает непосредственно Газпрому. Оставшаяся часть реализуется независимым региональным газовым трейдерам и независимым промышленным потребителям через Единую систему газоснабжения и другие трубопроводы, контролируемые Газпромом. [9, c. 60]

          В 2008 г. ОАО «НК «Роснефть» приступило к развитию бункеровочного бизнеса, чему способствовало уникальное географическое расположение собственных нефтеперерабатывающих заводов и современных нефтяных терминалов. Оно позволяет осуществлять круглогодичное, бесперебойное, экологически безопасное снабжение судов высококачественным бункерным топливом в основных портах Дальнего Востока, Черного моря, Северо-Западного региона и на всех внутренних водных путях России.

          С ноября 2008 г. начата отгрузка бункерного топлива с заводов для заправки российского и иностранного флота в портах Приморья и в акваториях Белого и Баренцева морей. Несмотря на то что в 2008 г. объем экспортных и

внутренних  поставок данного вида топлива составил лишь 3,4 тыс. т и 0,6 тыс. т соответственно, в ближайшей перспективе ОАО «НК «Роснефть» планирует значительно расширить свою деятельность по данному направлению и начать поставки бункерного топлива в портах Туапсе, Санкт-Петербург, Приморск, Усть-Луга, Сызрань, Ростов, Самара, Ярославль, Нижний Новгород, Казань, Чистополь, Камское Устье, Волгоград, Азов. [11, c. 62]

          По результатам проведённого  исследования можно сделать следующие  выводы:

  • Роснефть имеет ряд конкурентных преимуществ перед другими российскими нефтяными компаниями с точки зрения возможностей экспорта нефтепродуктов. Два НПЗ Компании расположены в непосредственной близости к экспортным рынкам: Туапсинский — на побережье Черного моря, а Комсомольский — на Дальнем Востоке. Помимо этого, у НК «Роснефть» есть собственные перевалочные мощности в Туапсе и Находке, которые расположены неподалеку от НПЗ компании и поэтому позволяют существенно повысить эффективность экспортных поставок;
  • НК «Роснефть» увеличивает суммарные объемы экспортных продаж;
  • большая часть поставок нефти и нефтепродуктов осуществляется в страны дальнего зарубежья;
  • поставки нефти осуществляются в основном через морские терминалы и нефтепроводы, а нефтепродукты экспортируются путём прямых отгрузок (Туапсинский НПЗ) или железнодорожным транспортом;
    • розничные продажи в 2008 г. более чем в 2 раза превысили объем реализации 2007 г., что свидетельствует о значительном расширении сбытовой сети.
    • компания ведёт освоение новых направлений деятельности в области сбыта в целях более эффективного использования уникального географического расположения собственных нефтеперерабатывающих заводов и современных нефтяных терминалов;
    • наличие малоэффективных АЗС вызывает необходимость их модернизации.
 
 
 

                                                  2.3. SWOT – анализ

          Использование SWOT – анализа в маркетинге имеет место для определения проблем и возможностей организации на рынке и расширения возможностей взаимодействия с внешней средой. SWOT – анализ – модель, состоящая из внутренних сил, слабостей, возможностей и угроз.

          Сильные стороны (S) организации — то, в чём организация преуспела или какая-то особенность, предоставляющая ей дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки и так далее.

          Слабые стороны организации (W) — это отсутствие чего-то важного для функционирования организации или то, что ей пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит её  в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и так далее.

          Рыночные возможности (О)— представляют факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов организации, резкий рост спроса, появление новых технологий производства продукции, рост уровня доходов населения и так далее. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые может использовать организация.

          Рыночные угрозы (Т) — факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке во время внедрения той или иной маркетинговой стратегии.

Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и так далее. [6, c. 364-365]

        Выполним SWOT – анализ для компании НК «Роснефть», на основе информации, полученной в ходе проведения исследования,  
 
 
 
 

S – сильные стороны: W – слабые стороны:
  • главное преимущество компании -    размер и качество ресурсной базы;
  • Известность марки;
  • сбытовая сеть включает 1766 АЗС и охватывает 36 регионов страны;
  • компания является лидером российской нефтяной отрасли по объёмам добычи нефти;
  • один из самых высоких уровней восполнения доказанных запасов углеводородов;
  • выгодное географическое положе- ние НЗП компании;
  • внедрение современных техноло- гий;
  • высокое качество нефтепродуктов;
  • наличие собственных экспортных терминалов в Туапсе, Де-Кастри, Находке и Архангельске;
  • развита система бонусов и скидок для постоянных клиентов розничной сети.
  • наличие низкоэффективных АЗС.
  • Весь добытый газ Роснефть реализует на внутреннем рынке, так как монопольным правом на экспорт газа обладает Газпром;
О – возможности: Т – угрозы:
 
  • повышение глубины переработки и мощности нефтеперерабатывающих заводов;
  • увеличение объёмов реализации высококачественных товаров и услуг на АЗС;
  • Увеличение реализации собственной продукции напрямую конечному потребителю;
  • освоение новых запасов нефти и газа.
  • наращивание объёмов добычи газа за счёт уникального портфеля запасов;
  • расширение доли рынка;
  • изменение политической ситуации в стране, и, как следствие, нарушение экономического баланса системы.
  • Изменения в налоговом законодательстве;
  • выход на рынок новых конкурентов;
 

          

          Необходимо отметить, что SWOT - анализ в маркетинге имеет место для определения проблем и возможностей организации на рынке и расширения возможностей взаимодействия с внешней средой. В процессе выполнения SWOT – анализа для компании НК «Роснефть» были выявлены сильные, слабые стороны сбытовой деятельности, а также возможности и угрозы. Было установлено, что преобладают сильные стороны, что можно объяснить вхождением компании в число крупнейших публичных нефтегазовых компаний мира.   

  
 
 
 
 

ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

СБЫТОВОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НК «РОСНЕФТЬ»

      С учётом сильных сторон и возможностей компании, можно предложить следующие  рекомендации по совершенствованию  её сбытовой деятельности:

  • увеличение мощности нефтеперерабатывающих заводов в целях дальнейшего роста количественных и качественных показателей переработки нефти;
  • увеличение объёмов добычи, переработки и сбыта продукции в России и за рубежом, использование новых технологий в целях динамичного роста производственных и финансовых показателей компании;
    • увеличение доли компании на динамично развивающемся российском розничном рынке нефтепродуктов за счёт расширения собственной сети автозаправочных станций;
  • необходимо оптимизировать портфель розничных сбытовых активов путем вывода низкоэффективных АЗС и модернизации перспективных станций.
  • с целью увеличения объёмов реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке компании необходимо параллельно осуществлять реализацию высококачественных сопутствующих товаров и услуг, то есть расширять сеть АЗС с торговыми площадями, кафе, автомобильными мойками и станциями технического обслуживания автомобилей;
  • реализация проектов разработки месторождений на основе соглашений с зарубежными партнёрами о совместном финансировании, что сведёт к минимуму риски и уменьшит капитальные затраты компании;
  • необходимо расширять сеть АЗС в регионах расположения НПЗ компании и нефтебаз, а также на стремительно-развивающихся рынках Москвы и Санкт-Петербурга;
  • необходимо увеличивать объёмы экспортных поставок нефти через морские терминалы, так как экспортные терминалы компании отличаются выгодным географическим положением и водный транспорт отличается дешевизной.

      По мнению экспертов, разработка  шельфа Охотского моря, являющегося  средоточением огромных запасов  углеводородов, способна превратить Роснефть в основного игрока на дальневосточном энергетическом рынке.

 Развитие  в перспективе по предложенных  мною и экспертами рекомендаций  по совершенствованию сбытовой  деятельности компании будет   способствовать расширению доли  рынка и росту эффективности  деятельности компании в области сбыта. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                              ЗАКЛЮЧЕНИЕ

          В процессе выполнения курсовой работы была достигнута поставленная цель, а именно  были найдены возможные пути совершенствования сбытовой деятельности НК «Роснефть».

           Были решены задачи, обусловленные  поставленной целью: 

  • изучены теоретические основы формирования сбытовой политики;
  • исследованы данные о сбытовой деятельности НК «Роснефть» и на их основе выявить сильные и слабые стороны сбытовой деятельности компании;
  • предложены возможные пути совершенствования сбытовой деятельности компании.

     Рекомендации  по совершенствованию сбытовой деятельности НК «Роснефть» были разработаны на основе выявленных в ходе исследования сильных сторонах и возможностей сбытовой деятельности компании. Кроме того, нами были выявлены рекомендации, предложенные экспертами.

     Среди предложенных путей совершенствования  сбытовой политики можно выделить несколько  самых главных:

  • разрабатывать и реализовывать проекты разработки месторождений на основе соглашений с зарубежными партнёрами о совместном финансировании, что сведёт к минимуму риски и уменьшит капитальные затраты компании.
  • необходимо оптимизировать портфель розничных сбытовых активов путем вывода низкоэффективных АЗС и модернизации перспективных станций;
  • необходимо расширять сеть АЗС в регионах расположения НПЗ компании и нефтебаз, а также на стремительно-развивающихся рынках Москвы и Санкт-Петербурга.
 

                                      

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1)  Аникин  Б. А. Логистика: учебник / Б.  А. Аникин. – М.: ИНФРА – М, 2008.

      – 368 с.

2)  Баркан  Д. И. Управление сбытом: Учеб. пособие. – СПб.: Изд-во С. –  

      Петербург. ун-та, 2004. – 344 с.

3) Галанов В. А. Логистика: учебник / В. А. Галанов. – М.: ИНФРА - М, 2007.              

      – 272 с. 

4)  Ким  С. А. Маркетинг: Учебное пособие  / С. А. Ким. – М.: Издательско  – 

      торговая корпорация «Дашков  и Ко», 2007. – 240 с.

5)  Кузьмина  Е. Е. Теория и практика маркетинга / Е. Е. Кузьмина. – М.:

      ФОРУМ, 2005. – 345 с.

6)  Павлова  Н. Н. Маркетинг в практике  современной фирмы / Н. Н. Павлова.  – 

      М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007. – 467 с.

7) Панкрухин А. П. Маркетинг: учеб. для студентов, обучающихся по  

      специальности 080111 – «Маркетинг» / А. П. Панкрухин. – М.: Омега – Л,

      2007.- 656 с.                          

8)  Петров  А. В. Логистический менеджмент / А. В. Петров // Менеджмент в 

      России и за рубежом, 2004. - № 4 – С. 89-93

9) Терещенко В. И. «Роснефть» поддаст газу / В. И. Терещенко // Нефть России,

      2008. - № 9 – С. 59-61

10) Годовой  отчёт НК «Роснефть» за 2007 год  [Электронный ресурс] -             

      Официальный сайт НК «Роснефть», 2008-2009. Режим доступа: 

      http://www.rosneft.ru/Investors/information/annualreports/

11) Годовой  отчёт НК «Роснефть» за 2008 год  [Электронный ресурс] –

      Официальный сайт НК «Роснефть», 2008 - 2009. Режим доступа: 

      http://www.rosneft.ru/Investors/information/annualreports/

12) Переработка и сбыт [Электронный ресурс] – Официальный сайт НК       

     «Роснефть», 2008-2009. Режим доступа: http://www.rosneft.ru

Информация о работе Разработка рекомендаций по совершенствованию сбытовой деятельности НК «Роснефть»