Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 23:16, курсовая работа
Ставя цель, в работе определен ряд задач:
- изучить теоретические основы конкуренции и её механизмы;
- проанализировать практику конкурентной борьбы в России;
- определить пути развития конкурентных отношений в РФ.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теории конкуренции. Механихмы конкуренции
1.1. Сущность конкуренции и ее виды…………………………………………..5
1.2. Правила конкурентного поведения…………………………………………9
Глава 2. Практика конкурентной борьбы в России
2.1. Проблема перехода к развитому рынку…………………………………...13
2.2. Особенности формирования конкурентной среды в современных условиях……………………………………………………………………….…18
Глава 3. Развитие конкурентных отношений в РФ
3.1. Программа развития конкуренции в России……………………….……...25
3.2. Инструменты развития конкуренции………………………………..…….28
Заключение……………………………………………………………………...37
Список литературы…………………………………….………………………39
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теории конкуренции. Механихмы конкуренции
1.1. Сущность конкуренции и ее виды…………………………………………..5
1.2. Правила конкурентного
поведения…………………………………………9
Глава 2. Практика конкурентной борьбы в России
2.1. Проблема перехода к развитому рынку…………………………………...13
2.2. Особенности
формирования конкурентной среды в современных
условиях…………………………………………………………
Глава 3. Развитие конкурентных отношений в РФ
3.1. Программа развития конкуренции в России……………………….……...25
3.2. Инструменты
развития конкуренции………………………………..…….28
Заключение……………………………………………………
Список
литературы…………………………………….……………
Проблемы конкуренции на сегодняшний день являются актуальными. В настоящее время все больше и больше стран пытается выйти на Мировой рынок со своей собственной национальной продукцией и старается успешно конкурировать на нем. С каждым годом количество стран, торгующих на Мировом рынке, увеличивается, а следовательно растет международная конкуренция. Проблема конкуренции стала очень актуальна в наши дни.
Сегодня
проблемой
Сказались
также ограничения внешних
В связи с актуальностью данной темы целью работы станет: рассмотрение конкуренции в России.
Ставя цель, в работе определен ряд задач:
- изучить теоретические основы конкуренции и её механизмы;
- проанализировать практику конкурентной борьбы в России;
- определить
пути развития конкурентных отношений
в РФ.
Конкуренция (от лат. concurrere — состязаться) — соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое неизбежное столкновение порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого участника рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры (текущего состояния экономики в определенный период) и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба частных товаровладельцев за экономическое выживание и процветание — закон рынка.1
Чтобы лучше понять свободную конкуренцию, ее нужно сравнить с абсолютной монополией. Дело в том, что как один, так и другой вид взаимоотношений участников рынка является несимметричным. Противоположность их свойств коренится в совершенно разных параметрах (показателях) состояния рынка.
Конкуренцию можно классифицировать по нескольким основаниям:
По масштабам развития конкуренция может быть:
1) индивидуальной (один участник рынка стремится занять «свое место под солнцем» — выбрать наилучшие условия купли продажи товаров и услуг);
2)
местной (ведется среди
3)
отраслевой (в одной из отраслей
рынка идет борьба за
4) межотраслевой (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода);
5)
национальной (состязание отечественных
продавцов и покупателей
6) международной (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке).
По характеру развития конкуренция подразделяется:
1) свободную.
2) регулируемую.
По методам ведения рыночное соперничество делится:
1)
ценовое (рыночные позиции
2)
неценовое (победу одерживают
путем повышения качества
Конкурентной средой на отдельном рынке является совокупность факторов, определяющих возможность хозяйствующих субъектов на данном рынке обнаруживать и использовать возможности получения прибыли. К важнейшим из таких факторов относятся уровень административных барьеров для входа и ведения бизнеса, внешнеторговых барьеров, развитость и доступность инфраструктуры.
Состояние конкурентной среды
в настоящий момент
Иностранные игроки, имеющие доступ к более развитой среде и инфраструктуре своих стран, в том числе финансовой, обладают конкурентными преимуществами по сравнению с российскими компаниями на отдельных рынках. Потенциальной угрозой для конкуренции является формирование и деятельность государственных корпораций в сферах, где есть условия конкуренции с другими хозяйствующими субъектами. Деятельность таких субъектов в силу их особого статуса и возможностей использования административного и политического ресурса должна быть максимально прозрачна. При этом, в случае установления требований, например, к закупочной политике, государственные корпорации могут стать фактором развития конкурентной среды.
Развитая конкурентная среда, в которой преобладают положительные факторы, обеспечивает сочетание конкурентоспособного, эффективного и инновационного бизнеса с защитой экономических интересов потребителей, установление минимально возможных рыночных цен, обеспечивающих, вместе с тем, долгосрочную финансовую стабильность наиболее эффективных предприятий. При развитой конкурентной среде даже единственный предприниматель на рынке вынужден учитывать при осуществлении ценовой и иной политики появление возможных конкурентов.
В случае неразвитости
В настоящее время устойчивая
тенденция к повышению
Однако сам факт высокой концентрации не означает низкого уровня конкуренции на рынке. Напротив, для ряда отраслей высокий уровень концентрации является необходимым условием эффективности.
Свободная конкуренция означает, во-первых, что на рынке имеется множество независимых товаровладельцев, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах.
Во-вторых, никем и ничем не ограничен доступ на рынок и такой же выход из него всех желающих. Это предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации (умаления прав) и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке.
В-третьих, предприятия никак не участвуют в контроле за рыночными ценами.
При первоначальном знакомстве с конкуренцией можно предположить, что свободное соперничество вносит в рыночные отношения полную неорганизованность, беспорядок.
В
значительной мере это соответствует
стихийному развитию рынка. Между тем
во всех существующих видах конкуренции
в большей или в меньшей мере соблюдаются
писаные и неписаные правила рыночного
соперничества, определяемые интересами
частных собственников.3
1.2.
Правила конкурентного
поведения
Рыночное соперничество существенно различается по своим результатам в зависимости от количества его участников.
Так, индивидуальная конкуренция способна изменять цены только отдельных продавцов. Ведущаяся же в национальном масштабе конкуренция приводит в движение общую рыночную цену. Рассмотрим механизмы воздействия конкуренции на цену.
Индивидуальная конкуренция. Как известно, особенностью свободной конкуренции является то, что продавцы и покупатели являются мелкими собственниками. Никто из них, естественно, не может в одиночку захватить рыночное пространство и установить для всех свою цену. Это решающее обстоятельство предопределяет правила конкурентной «игры», ведущие соперников к победе или поражению.
Первое правило. Товаровладельцы должны учитывать уровень равновесной цены (отражающей равенство спроса и предложения) как норматив (от лат. normatio — упорядочение) рационального, разумно обоснованного хозяйствования. Если, допустим, продавец установил очень высокую цену на свою продукцию, превышающую равновесный уровень, то он неизбежно столкнется с затовариванием продуктов, не нашедших сбыта. Тогда через какое-то время придется снижать цену или даже распродавать товары по ценам, приемлемым для покупателей. А это сопряжено с непредвиденными убытками.
Второе правило. Чтобы «обхитрить» равновесную цену, товаропроизводитель старается затрачивать на единицу продукции меньше ресурсов и создавать товары по более низкой индивидуальной цене. Однако он продает эти изделия по общей для всех равновесной цене. В итоге образуется дополнительный доход в виде разницы между равновесной и индивидуальной ценами. Смелые и дальновидные предприниматели, рискуя своим имуществом, делают открытия большого хозяйственного значения: изобретают и внедряют новинки техники и технологии, находят более эффективные формы организации труда и производства, способы экономного использования ресурсов. Тем самым для всех прокладывается дорога к научно-техническому и экономическому прогрессу. Лауреат Нобелевской премии Ф. Хайек (Великобритания) сделал важное обобщение: общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей.
Вот вывод, замечательно подтвержденный всей историей цивилизации. Конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи.