Развитие конкурентных отношений в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 23:16, курсовая работа

Описание

Ставя цель, в работе определен ряд задач:
- изучить теоретические основы конкуренции и её механизмы;
- проанализировать практику конкурентной борьбы в России;
- определить пути развития конкурентных отношений в РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теории конкуренции. Механихмы конкуренции
1.1. Сущность конкуренции и ее виды…………………………………………..5
1.2. Правила конкурентного поведения…………………………………………9
Глава 2. Практика конкурентной борьбы в России
2.1. Проблема перехода к развитому рынку…………………………………...13
2.2. Особенности формирования конкурентной среды в современных условиях……………………………………………………………………….…18
Глава 3. Развитие конкурентных отношений в РФ
3.1. Программа развития конкуренции в России……………………….……...25
3.2. Инструменты развития конкуренции………………………………..…….28
Заключение……………………………………………………………………...37
Список литературы…………………………………….………………………39

Работа состоит из  1 файл

Курсовая конкурентноспособность.doc

— 294.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение…………………………………………………………………………..3 

Глава 1. Теории конкуренции. Механихмы конкуренции

1.1. Сущность конкуренции и ее виды…………………………………………..5

1.2. Правила конкурентного поведения…………………………………………9 

Глава 2. Практика конкурентной борьбы в России

2.1. Проблема перехода к развитому рынку…………………………………...13

2.2. Особенности формирования конкурентной среды в современных условиях……………………………………………………………………….…18 

Глава 3. Развитие конкурентных отношений в РФ

3.1. Программа развития конкуренции в России……………………….……...25

3.2. Инструменты развития конкуренции………………………………..…….28 

Заключение……………………………………………………………………...37

Список  литературы…………………………………….………………………39 
 
 
 

Введение

     Проблемы  конкуренции на сегодняшний день являются актуальными. В настоящее время все больше и больше стран пытается выйти на Мировой рынок со своей собственной национальной продукцией и старается успешно конкурировать на нем. С каждым годом количество стран, торгующих на Мировом рынке, увеличивается, а следовательно растет международная конкуренция. Проблема конкуренции стала очень актуальна в наши дни.

     Сегодня проблемой конкурентоспособности  озабочены правительства и промышленные круги любой страны. После того как Россия отказалась от государственной монополии на внешнеэкономическую деятельность проблема успешного конкурирования на Мировом рынке стала для нашей страны очень острой. Процесс интеграции России в мировую экономику сопровождается многими трудностями. Уже на сегодняшнем, начальном этапе освоения западных рынков видно активное нежелание обосновавшихся на них продуцентов мириться с дестабилизирующим воздействием новых поставщиков дешевой продукции. Низкие показатели импорта связаны преимущественно с сокращением государственных расходов на централизованные закупки и ужесточением таможенно-тарифной и налоговой системы.

     Сказались также ограничения внешних заимствований, задолженность государства и  предприятий иностранным партнерам, постепенная отмена бюджетного дотирования  импорта. Однако, несмотря на все возникающие трудности как в области экспорта, так и импорта, товарооборот России со странами с развитой рыночной экономикой растет, что говорит о развитии и укреплении торгово-экономических связей с этими крупнейшими партнерами. Не опираясь на мировой опыт в вопросах конкурентоспособности, Россия сегодня не сможет успешно конкурировать на Мировом рынке.  
 

     В связи с актуальностью данной темы целью работы станет: рассмотрение конкуренции в России.

     Ставя цель, в работе определен ряд задач:

- изучить теоретические основы конкуренции и её механизмы;

- проанализировать  практику конкурентной борьбы в России;

- определить  пути развития конкурентных отношений в РФ. 

 

Глава 1. Теории конкуренции. Механизмы конкуренции

    1. Конкуренция. Понятие и виды
 

    Конкуренция (от лат. concurrere — состязаться) — соперничество  между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое неизбежное столкновение порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого участника рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры (текущего состояния экономики в определенный период) и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба частных товаровладельцев за экономическое выживание и процветание — закон рынка.1

    Чтобы лучше понять свободную конкуренцию, ее нужно сравнить с абсолютной монополией. Дело в том, что как один, так и другой вид взаимоотношений участников рынка является несимметричным. Противоположность их свойств коренится в совершенно разных параметрах (показателях) состояния рынка.

    Конкуренцию можно классифицировать по нескольким основаниям:

    По  масштабам развития конкуренция  может быть:

    1) индивидуальной (один участник рынка  стремится занять «свое место под солнцем» — выбрать наилучшие условия купли продажи товаров и услуг);

    2) местной (ведется среди товаровладельцев  какой-то ограниченной территории);

    3) отраслевой (в одной из отраслей  рынка идет борьба за получение  наибольшего дохода);

    4) межотраслевой (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода);

    5) национальной (состязание отечественных  продавцов и покупателей внутри  данной страны);

    6) международной (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке).

    По  характеру развития конкуренция  подразделяется:

    1) свободную.

    2) регулируемую.

    По  методам ведения рыночное соперничество  делится:

    1) ценовое (рыночные позиции соперников подрываются посредством снижения цен)

    2) неценовое (победу одерживают  путем повышения качества продукции,  лучшего обслуживания покупателей и т.п.)

    Конкурентной  средой на отдельном рынке является совокупность факторов, определяющих возможность хозяйствующих субъектов на данном рынке обнаруживать и использовать возможности получения прибыли. К важнейшим из таких факторов относятся уровень административных барьеров для входа и ведения бизнеса, внешнеторговых барьеров, развитость и доступность инфраструктуры.

      Состояние конкурентной среды  в настоящий момент характеризует  высокий уровень административных барьеров, таможенных тарифов, которые нередко действуют даже тогда, когда они не служат ни протекционистским, ни фискальным целям. Серьезным барьером является также несоответствие темпов и качества развития инфраструктуры, потребностям бизнеса, в том числе дефицит мощностей естественных монополий. Неразвитое состояние конкурентной среды отражается на конкурентоспособности российских компаний на внутреннем и внешних рынках.

    Иностранные игроки, имеющие доступ к более  развитой среде и инфраструктуре своих стран, в том числе финансовой, обладают конкурентными преимуществами по сравнению с российскими компаниями на отдельных рынках. Потенциальной угрозой для конкуренции является формирование и деятельность государственных корпораций в сферах, где есть условия конкуренции с другими хозяйствующими субъектами. Деятельность таких субъектов в силу их особого статуса и возможностей использования административного и политического ресурса должна быть максимально прозрачна. При этом, в случае установления требований, например, к закупочной политике, государственные корпорации могут стать фактором развития конкурентной среды.

      Развитая конкурентная среда,  в которой преобладают положительные факторы, обеспечивает сочетание конкурентоспособного, эффективного и инновационного бизнеса с защитой экономических интересов потребителей, установление минимально возможных рыночных цен, обеспечивающих, вместе с тем, долгосрочную финансовую стабильность наиболее эффективных предприятий. При развитой конкурентной среде даже единственный предприниматель на рынке вынужден учитывать при осуществлении ценовой и иной политики появление возможных конкурентов.

      В случае неразвитости конкурентной среды у хозяйствующих субъектов появляются возможность и стимулы к сознательному, устойчивому и значимому ограничению производства и торговли. Обычно эта возможность тем больше, чем больше концентрация на данном рынке. В таких случаях появляется необходимость использовать как защитные меры (антимонопольное регулирование), так и меры, направленные на развитие конкурентной среды.2

      В настоящее время устойчивая  тенденция к повышению концентрации  производства во многих отраслях  на мировом рынке способствует слияниям и укрупнениям российских компаний.

    Однако  сам факт высокой концентрации не означает низкого уровня конкуренции  на рынке. Напротив, для ряда отраслей высокий уровень концентрации является необходимым условием эффективности.

    Свободная конкуренция означает, во-первых, что на рынке имеется множество независимых товаровладельцев, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах.

    Во-вторых, никем и ничем не ограничен  доступ на рынок и такой же выход  из него всех желающих. Это предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации (умаления прав) и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке.

    В-третьих, предприятия никак не участвуют  в контроле за рыночными ценами.

    При первоначальном знакомстве с конкуренцией можно предположить, что свободное  соперничество вносит в рыночные отношения полную неорганизованность, беспорядок.

    В значительной мере это соответствует стихийному развитию рынка. Между тем во всех существующих видах конкуренции в большей или в меньшей мере соблюдаются писаные и неписаные правила рыночного соперничества, определяемые интересами частных собственников.3 
 
 

1.2. Правила конкурентного поведения 

       Рыночное соперничество существенно различается по своим результатам в зависимости от количества его участников.

    Так, индивидуальная конкуренция способна изменять цены только отдельных продавцов. Ведущаяся же в национальном масштабе конкуренция приводит в движение общую рыночную цену. Рассмотрим механизмы воздействия конкуренции на цену.

Индивидуальная  конкуренция. Как известно, особенностью свободной конкуренции является то, что продавцы и покупатели являются мелкими собственниками. Никто из них, естественно, не может в одиночку захватить рыночное пространство и установить для всех свою цену. Это решающее обстоятельство предопределяет правила конкурентной «игры», ведущие соперников к победе или поражению.

    Первое  правило. Товаровладельцы должны учитывать уровень равновесной цены (отражающей равенство спроса и предложения) как норматив (от лат. normatio — упорядочение) рационального, разумно обоснованного хозяйствования. Если, допустим, продавец установил очень высокую цену на свою продукцию, превышающую равновесный уровень, то он неизбежно столкнется с затовариванием продуктов, не нашедших сбыта. Тогда через какое-то время придется снижать цену или даже распродавать товары по ценам, приемлемым для покупателей. А это сопряжено с непредвиденными убытками.

    Второе  правило. Чтобы «обхитрить» равновесную цену, товаропроизводитель старается затрачивать на единицу продукции меньше ресурсов и создавать товары по более низкой индивидуальной цене. Однако он продает эти изделия по общей для всех равновесной цене. В итоге  образуется дополнительный доход в виде разницы между равновесной и индивидуальной ценами. Смелые и дальновидные предприниматели, рискуя своим имуществом, делают открытия большого хозяйственного значения: изобретают и внедряют новинки техники и технологии, находят более эффективные формы организации труда и производства, способы экономного использования ресурсов. Тем самым для всех прокладывается дорога к научно-техническому и экономическому прогрессу. Лауреат Нобелевской премии Ф. Хайек (Великобритания) сделал важное обобщение: общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей.

    Вот вывод, замечательно подтвержденный всей историей цивилизации. Конкуренция  показывает, как можно эффективнее производить вещи.

Информация о работе Развитие конкурентных отношений в РФ