Развитие конкурентных отношений в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 23:16, курсовая работа

Описание

Ставя цель, в работе определен ряд задач:
- изучить теоретические основы конкуренции и её механизмы;
- проанализировать практику конкурентной борьбы в России;
- определить пути развития конкурентных отношений в РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теории конкуренции. Механихмы конкуренции
1.1. Сущность конкуренции и ее виды…………………………………………..5
1.2. Правила конкурентного поведения…………………………………………9
Глава 2. Практика конкурентной борьбы в России
2.1. Проблема перехода к развитому рынку…………………………………...13
2.2. Особенности формирования конкурентной среды в современных условиях……………………………………………………………………….…18
Глава 3. Развитие конкурентных отношений в РФ
3.1. Программа развития конкуренции в России……………………….……...25
3.2. Инструменты развития конкуренции………………………………..…….28
Заключение……………………………………………………………………...37
Список литературы…………………………………….………………………39

Работа состоит из  1 файл

Курсовая конкурентноспособность.doc

— 294.00 Кб (Скачать документ)

     Формирование  открытой экономики, вхождение ее в  мировое хозяйство требует как от отказа от крайнего протекционизма, так и эффективной поддержки отечественных отраслей и производств на всех уровнях хозяйствования. Открытость экономики постоянно должна соизмеряться и с интересами отечественных товаропроизводителей.Это становится одной из важнейших функций современного российского государства.6 

2.2. Современное состояние конкуренции в РФ

     Осенью 2008 года в мировой экономике начался  глобальный финансовый кризис. Ухудшение  основных макроэкономических показателей  в Российской Федерации объясняет и снижение ряда индикаторов, демонстрирующих интенсивность конкуренции в экономике. Вместе с тем, ряд характеризующих интенсивность конкуренции показателей в отдельных отраслях свидетельствует об ее усилении, что говорит о наличии у российской экономики прочного фундамента, факторов экономического роста, конкурентоспособных компаний.

     Оценка  конкуренции на макро уровне по данным Росстата позволяет оценить следующие  признаки развития конкуренции.

     Общее количество предприятий и организаций, действующих в экономике Российской Федерации, по состоянию на начало 2008 года составило, по данным Росстата, 4,67 млн. единиц и выросло на 3,7% по сравнению с 2007 годом. В течение 2008 года новых организаций было зарегистрировано 526 тыс. и ликвидировано 164 тыс., т.е. прирост составил 7,7% от общего числа предприятий и организаций.

     Непрерывно  растет число малых предприятий (в 2007 г. на 10% к 2006 г.), а также оборот малых предприятий (в 2007 г. на 28% к 2006 г.)7.

     Увеличение  общего количества экономических субъектов, занимающихся хозяйственной деятельностью, свидетельствует о расширении конкурентных отношений и возможностях развития конкурентной среды.

     По  отдельным отраслям экономики отмечаются следующие тенденции.

     Продолжает  сокращаться число хозяйствующих субъектов, действующих в сельском хозяйстве (-10% за 2007-2008 гг.; число ликвидированных организаций в 2008 г. превышает число созданных на 4 тысячи).

     Замедляются темпы сокращения числа предприятий  и организаций, производящих машины и оборудование. Если число таких экономических субъектов на начало 2008 года сократилось на 5% по сравнению с 2007 годом, то число созданных в 2008 году организаций, занимающихся соответствующим видом экономической деятельности, впервые за последние годы превысило число ликвидированных.

     Сократилось к 2008 году (на 4,7%) число экономических  субъектов, предоставляющих прочие коммунальные, социальные и персональные услуги. Это достаточно тревожный  признак, поскольку такие организации  во многом определяют уровень жизни населения и являются организациями малого и среднего бизнеса, развитие которых является признаком хорошей рыночной среды.

     Заметно возросло число предприятий и  организаций в секторах строительства  и торговли автотранспортными средствами (на 11 и 16%), а также в сфере связи (9%).

     В целом состояние конкурентной среды  характеризует все еще высокий  уровень административных барьеров, таможенных тарифов, которые нередко  действуют даже тогда, когда они  не служат ни протекционистским, ни фискальным целям. Серьезным барьером является также несоответствие темпов и качества развития инфраструктуры потребностям бизнеса, а также недостаточное информационное обеспечение. Однако наличие тенденции по выравниванию нормы прибыли говорит о снижении барьеров для межотраслевого перелива капитала, динамика основных показателей деятельности товарных бирж свидетельствует о развитии процессов создания информационной инфраструктуры бизнеса и снижении информационных барьеров для новых участников.8

Таблица 2.1. Количество организаций (без субъектов малого предпринимательства), с суммарной долей добавленной стоимости в ВВП

Доля  добавленной стоимости в ВВП 2003 год 2004 год 2005 год 2006 год 2007 год
10 % 52 19 10 11 16
20% 710 207 69 90 128
30% 7128 2248 474 620 841
40% 97937 36601 4320 5364 6429
50% - 94621 87906 102443 106094
 

       Несмотря на глобальный финансовый кризис, рентабельность проданной продукции для экономики в целом практически не изменилась и осталась на уровне 14%. Снижение рентабельности происходило в высокорентабельных отраслях, ориентированных на экспорт. 

Таблица 2.2. Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг и активов организаций по видам экономической деятельности, %

  2007 г. 2008 г.
рентабельность
проданных товаров, продукции, работ, услуг активов проданных товаров, продукции, работ, услуг активов
Всего 14,3 10,5 14,0 5,8
в том  числе: сельское хозяйство, охота и  лесное хозяйство 14,5 6,5 10,8 5,1
рыболовство, рыбоводство 11,0 8,1 8,8 2,7
добыча  полезных ископаемых 31,5 16,3 27,6 12,9
в том  числе: добыча топливно-энергетических полезных ископаемых 31,1 16,5 24,7 12,9
добыча  полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических 33,6 15,2 49,6 13,0
из  нее добыча металлических руд 34,4 16,9 62,4 16,7
обрабатывающие  производства 18,4 14,3 17,6 11,0
из  них: производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака 10,5 6,5 10,8 6,3
текстильное и швейное производство 4,9 1,9 4,7 1,0
производство  кожи, изделий из кожи и производство обуви 6,9 5,4 8,0 4,0
обработка древесины и производство изделий из дерева 9,6 4,8 3,0 -3,5
целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая  деятельность 11,6 9,7 9,4 4,3
в том  числе: производство целлюлозы, древесной  массы, бумаги, картона и изделий  из них 13,0 8,7 8,9 1,8
издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации 9,4 12,1 10,3 10,4
производство  кокса и нефтепродуктов 28,3 21,7 28,6 18,3
в том  числе: производство кокса  19,9 15,0 14,6 16,4
производство  нефтепродуктов 28,5 21,8 29,1 18,4
химическое  производство 19,7 15,3 32,5 22,3
производство  резиновых и пластмассовых изделий 8,1 8,3 7,0 2,6
производство  прочих неметаллических минеральных  продуктов 29,0 21,4 22,6 10,2
металлургическое  производство и производство готовых  металлических изделий 32,4 24,0 25,9 16,5
в том  числе: металлургическое производство 36,8 25,5 29,1 17,6
производство  готовых металлических изделий 8,6 8,7 8,4 6,7
производство  машин и оборудования 9,4 6,8 8,7 5,9
производство  электрооборудования, электронного и оптического оборудования 10,2 8,9 9,1 6,7
производство  транспортных средств и оборудования 6,6 3,9 4,4 -1,1
производство  и распределение электроэнергии, газа и воды 5,3 3,3 4,7 1,4
из  них производство, передача и распределение  электроэнергии, газа, пара и горячей воды 5,3 3,5 4,6 2,2
из  них: производство, передача и распределение  электроэнергии 7,4 4,1 6,9 2,9
производство  и распределение газообразного  топлива 4,6 2,3 3,2 4,2
строительство 6,3 4,4 7,0 3,8
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 9,5 8,6 11,7 4,2
в том  числе: торговля автотранспортными  средствами и мотоциклами, их техническое  обслуживание и ремонт 6,3 15,6 5,3 9,3
оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 11,5 8,6 15,1 3,9
розничная торговля, кроме торговли  автотранспортными средствами и мотоциклами;  ремонт бытовых изделий и предметов  личного пользования 4,0 5,8 4,1 4,9
гостиницы и рестораны 16,2 14,1 10,7 8,9
транспорт и связь 16,3 6,8 13,7 5,2
из  них: деятельность железнодорожного транспорта 8,4 2,9 6,6 1,3
деятельность  прочего сухопутного транспорта -3,9 0,8 -4,3 0,9
транспортирование по трубопроводам 17,6 9,7 18,9 6,8
связь 39,2 17,2 30,6 14,3
финансовая  деятельность 6,2 19,4 5,5 -41,5
операции  с недвижимым имуществом, аренда и  предоставление услуг 11,5 12,8 12,0 3,8
из  них: управление эксплуатацией жилого фонда -7,7 -0,3 -4,3 -0,4
научные исследования и разработки 10,2 4,8 10,9 3,6
государственное управление и обеспечение военной  безопасности; обязательное социальное обеспечение 2,8 2,2 6,1 4,5
образование 7,6 5,8 8,3 6,0
здравоохранение и предоставление социальных услуг 8,5 6,2 8,7 5,9
предоставление  прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 12,7 10,5 15,4 9,4
из  них деятельность по организации  отдыха и развлечений, культуры и  спорта 17,5 23,3 22,5 20,9
 

 По результатам  анализа проводимых в настоящее  время международных и российских исследований следует отметить, что приведенные показатели и рейтинги свидетельствуют о невысоком уровне конкуренции на рынках товаров и услуг в Российской Федерации.

     Так, по данным доклада Всемирного экономического форума (ВЭФ) «Глобальная конкурентоспособность 2009/2010», место Российской Федерации за год в рейтинге снизилось на 12 позиций до 63 местаиз 133 стран, а по показателю «интенсивность конкуренции» на товарных рынках страна заняла лишь 102 место, по уровню административных барьеров – 124 место, сложности таможенных процедур – 130 место.

     Согласно  составленному по результатам исследования Всемирного банка «Ведение бизнеса» рейтингу Российская Федерация, представленная москвой, в 2008 году заняла 106 место среди 181 страны, в 2009 году – 120-е место.

     На  основании данных рейтинга можно сделать вывод о том, что темпы упрощения требований к предпринимателям и снижения административных барьеров в Российской Федерации являются недостаточными для получения высокого места в рейтинге и развития конкуренции на рынках товаров и услуг. Так, в 2009 году по сравнению с 2008 годом были упрощены процедуры, связанные с налоговыми отчислениями, сократились время, затрачиваемое на регистрацию собственности, и расходы на согласование разрешений на строительство. Однако эти изменения не смогли оказать существенного влияния на общий показатель, поскольку остальные параметры в 2009 году сохранились на уровне 2008 года.

     По  данным ежегодных отчетов «Глобальный  мониторинг предпринимательства. Россия», которые готовятся исследовательской  группой Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета в сотрудничестве с Государственным университетом – Высшей школой экономики, в 2009 году по количеству устоявшихся предпринимателей Российская Федерация находится практически на самом низком уровне среди всех стран, вошедших в данное исследование (второе место с конца после ЮАР, вместе с которой Россия составляет нижнюю группу по уровню активности устоявшегося предпринимательства). Среднее по миру значение количества устоявшихся предпринимателей в 2009 году превысилороссийский показатель в 5 раз.

     По  данным аналитического отчета «Состояние делового климата в России», проведенного в 2009 году ВЦИОм, стабильно в течение 3 лет ухудшаются оценка открытости региональных рынков (возможность компании из другого региона обосноваться на рынке), отношения бизнеса с контрольно-надзорными органами, деятельность региональных властей по совершенствованию инфраструктуры для бизнеса, а также отношения внутри самого бизнес-сообщества.

     Начать  новый бизнес считают легкой задачей только 9% предпринимателей, а появление на рынке сложившейся компании из другого региона - 16 %. И наоборот, сложной задачей открыть новый бизнес считают 70 %, а войти на рынок крепкому «чужаку» - 56 %. Также данное исследование отмечает, что опыт противоправного вмешательства властей в экономическую деятельность распространен очень широко: 41 % опрошенных сталкивался с нарушением законных прав компаний со стороны властей и 62 % отметили нарушение режима честной конкуренции за счет преференций отдельным игрокам.9

Глава 3. Развитие конкурентных отношений в РФ

3.1.Программа развития конкуренции в России 

     Программой  развития конкуренции в Российской Федерации предусматривается разработка системы показателей мониторинга  конкурентной среды, включающей, в том числе, показатели уровня развития конкуренции; показатели административных барьеров, включая барьеры для входа на рынки; показатели концентрации на ряде важнейших товарных рынков.

     Конкурентная  политика представляет собой комплекс последовательных мер, осуществляемых государством и направленных на обеспечение условий для состязательности хозяйствующих субъектов. Основой конкурентной политики является Программа развития конкуренции, разработанная по поручению Председателя Правительства Российской Федерации от 19 августа 2008 г. № ВП-П13-16пр и в соответствии с Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года.

       Одной из основных задач, поставленных Программой, является улучшение конкурентного климата на региональном уровне. Работа в настоящий момент ведется по следующим направлениям.

     1. Координация деятельности региональных органов власти по разработке, принятию и реализации региональных программ развития конкуренции (методическая поддержка разработчиков программ, об суждение программ с экспертами и представителями заинтересованных органов власти).

     2. Организация работы по продвижению ценностей конкурентной политики (проведение семинаров исовещаний с представителями органов власти субъектов Российской Федерации). Совещания прошли вмоскве (30 октября и 4 декабря 2009 г., 18 апреля и 28 мая 2010 г.), Хабаровске (15-17 декабря 2009 г.), Иркутске (5-6 февраля), Воронеже (23 марта 2010 г.), Томске (9 апреля 2010 г.), Тольятти 23 апреля 2010 г.), Владивостоке (29 апреля 2010 г.), Комсомольске-на-Амуре (30 апреля 2010 г.), Иваново (25 мая 2010 г.). В рамках данных мероприятий были выявленные барьеры, препятствующие развитию конкуренции, а также конкретные мероприятия по развитию конкуренции с учетом специфики отдельных регионов.

Информация о работе Развитие конкурентных отношений в РФ