Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 23:16, курсовая работа
Ставя цель, в работе определен ряд задач:
- изучить теоретические основы конкуренции и её механизмы;
- проанализировать практику конкурентной борьбы в России;
- определить пути развития конкурентных отношений в РФ.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теории конкуренции. Механихмы конкуренции
1.1. Сущность конкуренции и ее виды…………………………………………..5
1.2. Правила конкурентного поведения…………………………………………9
Глава 2. Практика конкурентной борьбы в России
2.1. Проблема перехода к развитому рынку…………………………………...13
2.2. Особенности формирования конкурентной среды в современных условиях……………………………………………………………………….…18
Глава 3. Развитие конкурентных отношений в РФ
3.1. Программа развития конкуренции в России……………………….……...25
3.2. Инструменты развития конкуренции………………………………..…….28
Заключение……………………………………………………………………...37
Список литературы…………………………………….………………………39
3. Создание системы комплексной оценки состояния конкурентной среды в субъектах Российской Федерации и эффективности конкурентной политики.
В целях стимулирования региональной конкурентной политики минэкономразвития России ведет работу по организации проведения исследования по методологии Всемирного банка «Ведение бизнеса».
Предполагается, что данное исследование в 2010-2011 гг. будет проведено не менее чем в 30 субъектах Российской Федерации. Также минэкономразвития России разработана методика оценки состояния конкурентной среды, и в настоящий момент с использованием данной методики проводится исследование конкурентной среды Приморского края.
Результатом активизации региональной конкурентной политики стала подготовка во всех субъектах Российской Федерации программных документов, предусматривающих реализацию мер по обеспечению благоприятных условий предпринимательского климата и стимулированию предпринимательской деятельности. В настоящий момент перед минэкономразвития России стоит задача по выстраиванию системы мониторинга реализации принятых региональных программ развития конкуренции.10
Председатель правительства РФ Владимир Путин распоряжением N691-р от 19 мая утвердил программу развития конкуренции в РФ и план мероприятий по реализации программы развития конкуренции в РФ на 2009-2012 гг. Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов РФ поручается обеспечить в пределах своей компетенции реализацию программы.
Минэкономразвития РФ обязано принять меры по координации работы федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по реализации программы, в том числе при разработке органами исполнительной власти субъектов РФ региональных программ развития конкуренции.
Федеральным органам исполнительной власти предписано представлять в Минэкономразвития РФ ежеквартально, до 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, информацию о ходе реализации программы.
Минэкономразвития России на основе анализа и обобщения информации, полученной от федеральных органов исполнительной власти, будет представлять в правительство РФ ежеквартально, до 30-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, доклад о ходе реализации программы.
ФАС России поручено представлять в Минэкономразвития России ежегодно, до 1 марта года, следующего за отчетным, сведения о количестве установленных фактов нарушения антимонопольного законодательства по РФ, включающие информацию о количестве нарушений, выразившихся в злоупотреблении хозяйствующими субъектами доминирующим положением; ограничивающих конкуренцию соглашениях и согласованных действиях хозяйствующих субъектов; ограничивающих конкуренцию актах и действиях федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Минэкономразвития
России поручается также осуществлять
анализ социально-экономических
Конкурентная
политика представляет собой комплекс
последовательных мер, осуществляемых
государством в целях обеспечения
условий для состязательности хозяйствующих
субъектов, повышения эффективности и
конкурентоспособности российской экономики,
модернизации предприятий и создания
условий для обеспечения экономически
эффективным способом потребностей граждан
в товарах и услугах. Программа развития
конкуренции в РФ является основой для
реализации конкурентной политики, определяет
ее приоритеты и основные направления
на период до 2012 г, включает меры антимонопольного
регулирования, иные защитные меры, а также
меры по развитию конкуренции, расширяющие
возможности и стимулирующие предпринимательскую
деятельность.11
3.2.
Инструменты развития
конкуренции.
Информационная политика в области развития конкуренции
3
июня 2010 г. на заседании
В сфере информационной политики основной задачей минэкономразвития России является формирование конкурентной культуры в обществе, в том числе в предпринимательском сообществе, в сфере государственного управления, поиск новых форм взаимодействия между всеми участниками конкурентного процесса.
Одним из направлений деятельности является проведение конференций, тренингов и совещаний по актуальным вопросам конкурентной политики.
Так,
в целях повышения
В регионах с участием минэкономразвития России также были проведены совещания по отдельным вопросам развития конкуренции (в Иркутске, Иваново, москве, Воронеже, Томске, Хабаровске).
В настоящий момент издается бюллетень минэкономразвития России «Конкурентная политика», первые три номера которого были выпущены в ноябре 2009 года, январе и мае 2010 года. Бюллетень распространяется среди большинства органов власти, участвующих в реализации конкурентной политики, а также среди хозяйствующих субъектов, представителей экспертного сообщества.
Кроме того, в настоящее время ведутся активные работы по разработке и созданию интернет-портала «Выбор.Качество.Возможности». Концепция портала состоит в создании дискуссионной площадки, где открыто будут обсуждаться барьеры и стимулы развития конкуренции как в Российской Федерации в целом, так и по каждому региону в отдельности.
Приоритетным направлением реализации Программы является подготовка мер, направленных на развитие конкуренции в отдельных отраслях и на отдельных рынках. Ключевым направлением таких мер является снижение административных барьеров, создающих неоправданные препятствия для вхождения новых участников на отдельные товарные рынки.
В
настоящее время в соответствии
с Программой минэкономразвития
России, минпромторгом России совместно
с заинтересованными
- рынок
фармацевтической и
- рынок нефтепродуктов;
- в сфере авиатопливообеспечения;
- на агропродовольственном рынке;
- в сфере розничной торговли;
- на строительном рынке;
- в сфере железнодорожного транспорта;
- в сфере легкой промышленности;
- в сфере услуг здравоохранения;
- в области
информационно-
- на рынках финансовых услуг.
В
соответствии с Графиком, утвержденным
Председателем Правительства
К настоящему моменту подготовлены и утверждены Правительством Российской Федерации планы мероприятий в четырех сферах:
1) образование – распоряжение от 5 марта 2010 г. № 297-р;
2)
сельское хозяйство (в части
ветеринарного и
3)
здравоохранение, социальное
4)
градостроительство –
Реализация указанных решений позволит сократить число чрезмерных административных барьеров, уменьшить количество требуемых документов, устранить ограничения срока действия разрешений, перейти от лицензирования некоторых сфер деятельности к уведомительному порядку ее осуществления и т.д.
На
заседании Правительственной
Во исполнение Программы развития конкуренции федеральными органами исполнительной власти разрабатываются меры по развитию конкуренции на отдельных рынках и отраслях.
Совершенствование антимонопольного законодательства
В 2010 году продолжается работа по совершенствованию антимонопольного законодательства.
В соответствии с положениями Программы развития конкуренции, минэкономразвития России, ФАС России выработаны основные направления такого совершенствования:
-
выделение картелей как особо
опасных нарушений
- увеличение значений пороговой стоимости
активов при определении сделок, подлежащих
обязательному предварительному согласованию;
- введение фиксированных штрафов за нарушения,
не ограничивающие конкуренцию;
-уточнение положений о монопольно высокой
цене;
-определение целей предоставления государственных
и муниципальных преференций;
- регламентация проведения проверок нарушения
антимонопольного законодательства;
- уточнение порядка контроля экономической
концентрации и другие.
Приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67 утверждены Правила проведения конкурсов или аукционов. В целях обеспечения доступности объектов недвижимости, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для малого и среднего предпринимательства, в том числе при реализации преимущественного права выкупа арендуемых помещений, Федеральным законом от 17 июля 2009 г. №173-ФЗ «О внесении изменений в статьи 17.1 и 53 Федерального закона «О защите конкуренции» субъектам малого и среднего предпринимательства было предоставлено право продлевать договоры аренды государственных и муниципальных помещений без торгов до 1 июля 2015 г.
Приоритеты конкурентной политики
Реализация принятых региональных программ развития конкуренции, что улучшит условия ведения предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации;
Внедрение системы оценки регулирующего воздействия принимаемых решений на состояние конкуренции, в том числе апробация данной системы на региональном уровне;
Снижение административных барьеров на приоритетных товарных рынках и реализация иных мер, направленных на развитие конкуренции в отраслях экономики.
Многостороннее и многофакторное исследование состояния конкуренции в Российской Федерации, ежегодное составление рейтинга субъектов Российской Федерации по условиям ведения предпринимательской деятельности;
Анализ и оценка эффективности принятых изменений антимонопольного законодательства и подготовка предложений по его совершенствованию;
Продвижение ценностей конкуренции путем проведения активной информационной политики;
Формирование и реализация масштабной программы обучения руководящего состава федеральных и региональных органов исполнительной власти.
На сегодняшний день потребительский сектор — один из наиболее динамично развивающихся сегментов российской экономики. Основные тенденции развития сектора розничной торговли на среднесрочную перспективу можно свести:
1) региональной экспансии;
2) увеличению
доли сектора
3) дальнейшей консолидации рынка;