Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 23:16, курсовая работа
Ставя цель, в работе определен ряд задач:
- изучить теоретические основы конкуренции и её механизмы;
- проанализировать практику конкурентной борьбы в России;
- определить пути развития конкурентных отношений в РФ.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теории конкуренции. Механихмы конкуренции
1.1. Сущность конкуренции и ее виды…………………………………………..5
1.2. Правила конкурентного поведения…………………………………………9
Глава 2. Практика конкурентной борьбы в России
2.1. Проблема перехода к развитому рынку…………………………………...13
2.2. Особенности формирования конкурентной среды в современных условиях……………………………………………………………………….…18
Глава 3. Развитие конкурентных отношений в РФ
3.1. Программа развития конкуренции в России……………………….……...25
3.2. Инструменты развития конкуренции………………………………..…….28
Заключение……………………………………………………………………...37
Список литературы…………………………………….………………………39
4) сохранению
интереса международных
5) увеличению
доли современных форматов
Согласно международному индексу развития розничной торговли, Россия в последние годы неизменно находится в числе лидеров.
Так, в 2007 году РФ заняла 2-е место в рейтинге,
уступив лишь Индии (табл. 2.3), причем показатель
«привлекательность рынка» России был
лучшим в первой пятерке рейтинга.
Таблица
2.3.Рейтинг привлекательности
|
За последние 7 лет оборот розничной торговли в нашей стране увеличился до 13919,5 млн руб. (по состоянию на 2008 год), средний годовой темп роста составил 25 % (СAGR 2000–2008 = 25 %). Прогнозируется его снижение до 11 %. В результате розничные продажи в 2015 году достигнут показателя 915,48 млрд долларов, что превысит уровень 2008 года почти в 3 раза.
Региональная структура российского потребительского сектора асимметрична — наиболее развита в Центральном регионе и Москве, где выше показатели плотности населения и реальных доходов граждан, чем в целом по стране. Вклад Центрального округа в общие розничные продажи составляет 33 % (см.таблицу в приложении 1). Однако в последние годы наблюдается тенденция снижения доли Центрального округа в общем обороте розничной торговли.
Для удержания доли рынка сетевым ритейлерам требуется постоянно расширять торговые площади и, наконец, в регионах пока уровень конкуренции не очень высок.
К 2015 г.
ожидается следующая структура
рынка розничной торговли, представленная
на рисунке 1.
Рис. 1. Розничные
продажи по регионам. Прогноз на
2015 год: 1 — Центральный федеральный округ,
30 %; 2 — Северо-Западный федеральный округ,
10 %; 3 — Южный федеральный округ, 13 %;4 —
Приволжский федеральный округ, 18 %; 5 —
Уральский федеральный округ, 11 %; 6 — Сибирский
федеральный округ, 13 %; 7 — Дальневосточный
федеральный округ, 5 %
Ожидается, что в 2010–2015 годах розничные продажи в регионах будут расти опережающими темпами. Так, уже в 2008 году наибольшие темпы роста розничной торговли можно отметить в Уральском, Центральном (исключая Москву) и Приволжском федеральных округах.
В настоящее время в России представлены все форматы современной торговли: гипермаркеты, супермаркеты, магазины у дома (convenience store) и дискаунтеры (мягкие/жесткие). В России темпы роста современных форматов торговли существенно выше, чем в странах Восточной Европы. Однако число торговых точек современного формата в расчете на миллион жителей значительно меньше.
Так, по данным ACNielsen, в 2008 году количество
торговых точек современного формата
в Чехии составляло 1320 (то есть 129 торговых
точек на 1 млн жителей), в Хорватии — 377
(86 точек на 1 млн), в Польше — 3109 (80), в Словакии
— 368 (68), а в России — 2716 (что соответствует
19 магазинам на 1 млн населения). Поэтому
потенциал развития организованной торговли
достаточно высок.12
Заключение
Обзор макроэкономических показателей, характеризующих состояние конкурентной среды в российской экономике, и опросы предпринимателей об их оценках состояния конкуренции в экономике позволяют сделать выводы, что участники рынков в Российской Федерации реально ощущают конкуренцию; причем оценка конкуренции как значимого фактора для деятельности предприятий со временем увеличивается.
Происходит
сближение показателей
Следует отметить, что в любой экономике существуют значительные антиконкурентные тенденции: с одной стороны, крупные компании в своем стремлении к наращиванию прибыли всегда будут стремиться к занятию и использованию доминирующего положения на товарном рынке; с другой - хозяйствующие субъекты вместо развития добросовестной конкуренции оказываются заинтересованы в получении преимуществ и создании конкурентам барьеров входа на рынок с помощью государства.
Состояние конкурентной среды в настоящий момент характеризует высокий уровень административных барьеров, таможенных тарифов, которые нередко действуют даже тогда, когда они не служат ни протекционистским, ни фискальным целям. Серьезным барьером является также несоответствие темпов и качества развития инфраструктуры, потребностям бизнеса, в том числе дефицит мощностей естественных монополий. Неразвитое состояние конкурентной среды отражается на конкурентоспособности российских компаний на внутреннем и внешних рынках.
Программой
развития конкуренции в Российской
Федерации предусматривается
Программа
развития конкуренции в РФ является
основой для реализации конкурентной
политики, определяет ее приоритеты и
основные направления на период до
2012 г, включает меры антимонопольного
регулирования, иные защитные меры, а
также меры по развитию конкуренции,
расширяющие возможности и стимулирующие
предпринимательскую деятельность
Список
литературы
1. Гавриленков
Е. Российская экономика:
2. Залозная Г.М. Повышение конкуренции российской экономики // Современная конкуренция. – 2010. – № 5. – С.12-16.
3. Копылов М. Конкурентная политика и конкурентная среда в РФ // Современная конкуренция. – 2009. – №5. – С.14-18.
4. Плотницкий
М.И. Курс экономической
5. Пушкорев
М.Н. Курс экономичесткой
6. Лукьянов С. Входные барьеры: важнейший инструмент политики ограничения конкуренции на российских рынках // Современная конкуренция. – 2009. – № 1.- С. 12-19
7. Лымарь
Е.Н. Особенности рынков
8. Максимов
С.В. На страже честной
9. Меркулова
Ю. Особенности российского
10. Левшин И. Финансовый кризис экономики Росии // Политический обозреватель. – 2009. - № 2 – с. 8-12
11. Мамедов
О.Ю Современная
12. Пушкарева А.А., Шепцис В. Д. Денежно-кредитная политика и политика Центрального банка // Банковское дело. - 2008. - № 1.- с.4-7.
13. Поляков В.В., Щенин Р.К. Мировая экономика и международный бизнес / В.В. Поляков, Р.К Щенин. – М.: Кнорус, 2007.
14. Ростовский
Ю.М., Гречков В.Ю.
15. Радин И.Н. Перспективы выхода из кризиса России // Политический обозреватель. – 2009. - № 9 – с. 5-14.
16. Садков В.Г., Овчинникова О.П. О содержании денежно-кредитной политики России на 2010 г.// Финансы. - 2009. - № 3. – с.6-9.
17. Садков
В.Г., Овчинникова О.П. Банковские
системы развитых стран и
18. Сухарев
О. О выборе стратегии
19. Смитиенко
Б.М., Поспелов В.К.
20. Шахов В.В. Кризис страны. Что за этим стоит? И есть ли выход? // Региональный вестник. – 2010. - № 2. – с. 7-11.