Развитие конкурентных отношений в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 23:16, курсовая работа

Описание

Ставя цель, в работе определен ряд задач:
- изучить теоретические основы конкуренции и её механизмы;
- проанализировать практику конкурентной борьбы в России;
- определить пути развития конкурентных отношений в РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теории конкуренции. Механихмы конкуренции
1.1. Сущность конкуренции и ее виды…………………………………………..5
1.2. Правила конкурентного поведения…………………………………………9
Глава 2. Практика конкурентной борьбы в России
2.1. Проблема перехода к развитому рынку…………………………………...13
2.2. Особенности формирования конкурентной среды в современных условиях……………………………………………………………………….…18
Глава 3. Развитие конкурентных отношений в РФ
3.1. Программа развития конкуренции в России……………………….……...25
3.2. Инструменты развития конкуренции………………………………..…….28
Заключение……………………………………………………………………...37
Список литературы…………………………………….………………………39

Работа состоит из  1 файл

Курсовая конкурентноспособность.doc

— 294.00 Кб (Скачать документ)

4) сохранению  интереса международных игроков  к российскому рынку розничной  торговли;

5) увеличению  доли современных форматов торговли.

Согласно  международному индексу развития розничной торговли, Россия в последние годы неизменно находится в числе лидеров.

    Так, в 2007 году РФ заняла 2-е место в рейтинге, уступив лишь Индии (табл. 2.3), причем показатель «привлекательность рынка» России был лучшим в первой пятерке рейтинга. 
 
 
 

Таблица 2.3.Рейтинг привлекательности рынков разных стран

Страна Регион Страновой риск Рыночная привлекательность  Рыночное насыщение  Временной лимит  для входа на рынок  Общее количество баллов
    25 % 25 % 30 % 20 %  
Индия Азия 55 31 89 76 100
Россия Восточная Европа 43 59 53 90 85
Вьетнам Азия 43 24 87 81 84
Украина Восточная Европа 42 37 76 81 83
Китай Азия 58 40 57 86 82
Чили Америка 67 57 47 48 71
Латвия Восточная Европа 58 50 31 88 69
Словения Восточная Европа 78 52 25 70 68
Ховартия Восточная Европа 57 51 28 91 67
Турция Средиземноморье 46 59 64 40 66
 

     За последние 7 лет оборот розничной торговли в нашей стране увеличился до 13919,5 млн руб. (по состоянию на 2008 год), средний годовой темп роста составил 25 % (СAGR 2000–2008 = 25 %). Прогнозируется его снижение до 11 %. В результате розничные продажи в 2015 году достигнут показателя 915,48 млрд долларов, что превысит уровень 2008 года почти в 3 раза.

       Региональная структура российского потребительского сектора асимметрична — наиболее развита в Центральном регионе и Москве, где выше показатели плотности населения и реальных доходов граждан, чем в целом по стране. Вклад Центрального округа в общие розничные продажи составляет 33 % (см.таблицу в приложении 1). Однако в последние годы наблюдается тенденция снижения доли Центрального округа в общем обороте розничной торговли.

      Для удержания доли рынка сетевым ритейлерам требуется постоянно расширять торговые площади и, наконец, в регионах пока уровень конкуренции не очень высок.

К 2015 г. ожидается следующая структура  рынка розничной торговли, представленная на рисунке 1. 

Рис. 1. Розничные  продажи по регионам. Прогноз на 2015 год: 1 — Центральный федеральный округ, 30 %; 2 — Северо-Западный федеральный округ, 10 %; 3 — Южный федеральный округ, 13 %;4 — Приволжский федеральный округ, 18 %; 5 — Уральский федеральный округ, 11 %; 6 — Сибирский федеральный округ, 13 %; 7 — Дальневосточный федеральный округ, 5 % 
 
 
 

       Ожидается, что в 2010–2015 годах розничные продажи в регионах будут расти опережающими темпами. Так, уже в 2008 году наибольшие темпы роста розничной торговли можно отметить в Уральском, Центральном (исключая Москву) и Приволжском федеральных округах.

       В настоящее время в России представлены все форматы современной торговли: гипермаркеты, супермаркеты, магазины у дома (convenience store) и дискаунтеры (мягкие/жесткие). В России темпы роста современных форматов торговли существенно выше, чем в странах Восточной Европы. Однако число торговых точек современного формата в расчете на миллион жителей значительно меньше.

      Так, по данным ACNielsen, в 2008 году количество торговых точек современного формата в Чехии составляло 1320 (то есть 129 торговых точек на 1 млн жителей), в Хорватии — 377 (86 точек на 1 млн), в Польше — 3109 (80), в Словакии — 368 (68), а в России — 2716 (что соответствует 19 магазинам на 1 млн населения). Поэтому потенциал развития организованной торговли достаточно высок.12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Обзор макроэкономических показателей, характеризующих  состояние конкурентной среды в  российской экономике, и опросы предпринимателей об их оценках состояния конкуренции  в экономике позволяют сделать выводы, что участники рынков в Российской Федерации реально ощущают конкуренцию; причем оценка конкуренции как значимого фактора для деятельности предприятий со временем увеличивается.

     Происходит  сближение показателей концентрации производства в российской экономике со сравнимыми показателями развитых зарубежных стран: в высококонцентрированных отраслях промышленности в рассматриваемый период концентрация снижается, в то время как в низкоконцентрированных - растет.

     Следует отметить, что в любой экономике существуют значительные антиконкурентные тенденции: с одной стороны, крупные компании в своем стремлении к наращиванию прибыли всегда будут стремиться к занятию и использованию доминирующего положения на товарном рынке; с другой - хозяйствующие субъекты вместо развития добросовестной конкуренции оказываются заинтересованы в получении преимуществ и создании конкурентам барьеров входа на рынок с помощью государства.

    Состояние конкурентной среды в настоящий  момент характеризует высокий уровень  административных барьеров, таможенных тарифов, которые нередко действуют даже тогда, когда они не служат ни протекционистским, ни фискальным целям. Серьезным барьером является также несоответствие темпов и качества развития инфраструктуры, потребностям бизнеса, в том числе дефицит мощностей естественных монополий. Неразвитое состояние конкурентной среды отражается на конкурентоспособности российских компаний на внутреннем и внешних рынках.

     Программой  развития конкуренции в Российской Федерации предусматривается разработка системы показателей мониторинга конкурентной среды, включающей, в том числе, показатели уровня развития конкуренции; показатели административных барьеров, включая барьеры для входа на рынки; показатели концентрации на ряде важнейших товарных рынков.

     Программа развития конкуренции в РФ является основой для реализации конкурентной политики, определяет ее приоритеты и  основные направления на период до 2012 г, включает меры антимонопольного регулирования, иные защитные меры, а  также меры по развитию конкуренции, расширяющие возможности и стимулирующие предпринимательскую деятельность 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы 

1. Гавриленков  Е. Российская экономика: перспективы  макроэкономической  политики//Вопросы экономики. - №4. – 2009.- С.5-9

2. Залозная  Г.М. Повышение конкуренции российской экономики // Современная конкуренция. – 2010. – № 5. – С.12-16.

3. Копылов  М. Конкурентная политика и  конкурентная среда в РФ // Современная  конкуренция. – 2009. – №5. –  С.14-18.

4. Плотницкий  М.И. Курс экономической теории: Учебник / М.И.Плотницкий, Э.И.Лобкович, М.Г.Муталимов. – Мн.: Интерпрессервис, 2003. – 496 с.

5. Пушкорев  М.Н. Курс экономичесткой теории / Под.ред.Чепурина М.Н., Киселевой  Е.А. – Киров: «АСА», 2007. – 848 с.

6. Лукьянов  С. Входные барьеры: важнейший  инструмент политики ограничения конкуренции на российских рынках // Современная конкуренция. – 2009. – № 1.- С. 12-19

7. Лымарь  Е.Н. Особенности рынков монополистической  конкуренции в региональном аспекте  // Вестник Челябинского университета. – 2009. – №2. – С.71-76.

8. Максимов  С.В. На страже честной конкуренции  // Современная конкуренция. –  2010. – №5. – С.70-81.

9. Меркулова  Ю. Особенности российского отраслевого  монополизма // Общество и экономика.  – 2009. – № 4. – С.7-11

10. Левшин  И. Финансовый кризис экономики Росии // Политический обозреватель. – 2009. - № 2 – с. 8-12

11. Мамедов  О.Ю Современная макроэкономика: лекционный курс: многоуровневое  учебное пособие/ Ю.А. Мамедова  – Ростов – на – Дону: Феникс, 2009.

12. Пушкарева  А.А., Шепцис В. Д. Денежно-кредитная политика и политика Центрального банка // Банковское дело. - 2008. - № 1.- с.4-7.

13. Поляков  В.В., Щенин Р.К. Мировая экономика  и международный бизнес / В.В. Поляков,  Р.К Щенин. – М.: Кнорус, 2007.

14. Ростовский  Ю.М., Гречков В.Ю. Внешнеэкономическая деятельность: учебник / Ю.М. Ростовский, В.Ю Гречков. – М.: экономист, 2004.

15. Радин  И.Н. Перспективы выхода из кризиса России // Политический обозреватель. – 2009. - № 9 – с. 5-14.

16. Садков  В.Г., Овчинникова О.П. О содержании денежно-кредитной политики России на 2010 г.// Финансы. - 2009. - № 3. – с.6-9.

17. Садков  В.Г., Овчинникова О.П. Банковские  системы развитых стран и совершенствование  денежно-кредитной политики России. // Финансы. - 2008. - № 7. – с.11-14.

18. Сухарев  О. О выборе стратегии макроэкономической  политики// Вопросы экономики. - №8. – 2008. – С.4-12

19. Смитиенко  Б.М., Поспелов В.К. Внешнеэкономическая  деятельность: учебник / Б.М. Смитиенко,  В.К. Поспелов. – М.: Академа, 2006.

20. Шахов В.В. Кризис страны. Что за этим стоит? И есть ли выход? // Региональный вестник. – 2010. - № 2. – с. 7-11.

Информация о работе Развитие конкурентных отношений в РФ