Развитие конкурентных отношений в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 23:16, курсовая работа

Описание

Ставя цель, в работе определен ряд задач:
- изучить теоретические основы конкуренции и её механизмы;
- проанализировать практику конкурентной борьбы в России;
- определить пути развития конкурентных отношений в РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теории конкуренции. Механихмы конкуренции
1.1. Сущность конкуренции и ее виды…………………………………………..5
1.2. Правила конкурентного поведения…………………………………………9
Глава 2. Практика конкурентной борьбы в России
2.1. Проблема перехода к развитому рынку…………………………………...13
2.2. Особенности формирования конкурентной среды в современных условиях……………………………………………………………………….…18
Глава 3. Развитие конкурентных отношений в РФ
3.1. Программа развития конкуренции в России……………………….……...25
3.2. Инструменты развития конкуренции………………………………..…….28
Заключение……………………………………………………………………...37
Список литературы…………………………………….………………………39

Работа состоит из  1 файл

Курсовая конкурентноспособность.doc

— 294.00 Кб (Скачать документ)
stify">    Третье  правило. При обострении борьбы соперники прибегают к методу ценовой конкуренции. Если позволяют средства, то иногда применяется демпинг — продажа продуктов по чрезвычайно низким (как их называют, «бросовым») ценам. О подобном соперничестве рассказал А. Куприн в романе «Яма». Возникли два новых пароходства, и они вместе со старыми неистово конкурировали друг с другом. В конкуренции они дошли до того, что понизили цены за рейсы с семидесяти копеек для пассажиров третьего класса до пяти, трех и даже одной копейки. Наконец, изнемогая в непосильной борьбе, одно из пароходных обществ предложило всем пассажирам третьего класса даровой проезд. Тогда его конкурент тотчас же к даровому проезду присовокупил еще полбулки белого хлеба.

    Добившись разорения соперника, победитель, как  правило, восстанавливает прежнюю  цену и скупает имущество неудачника.

Национальная  конкуренция. Широко распространено представление о том, что в рыночном соперничестве принимают участие только отдельные продавцы товаров. Но на самом деле на рыночной арене часто разыгрывается «война всех против всех».

    Такая национальная конкуренция имеет  следующие особенности.

    Прежде  всего в ней участвует так  называемая «критическая масса» участников рынка. Речь идет о таком числе собственников товаров и денег, которое может через массовый спрос и массовое предложение  воздействовать на уровень рыночной цены. В странах с большой численностью населения критическая масса достигает 10—15 млн мелких товаровладельцев.

    Национальная  конкуренция отличается еще и тем, что всеобщее конкурентное сражение ведется, образно говоря, на трех фронтах. Один фронт мы обнаруживаем среди продавцов. Все они стремятся к выгоде от продажи товаров и одновременно не упускают возможности «отбить» покупателей у своих соперников.

    Другой  фронт развертывается среди покупателей, которые заинтересованы выгодно  приобрести продукты и вместе с тем готовы «потеснить» других претендентов на нужный им товар.

    Наконец, главный фронт «сражения» проходит между армией продавцов и армией покупателей, стоящих на противоположных позициях в отношении уровня цены. Первая из них стремится продать свои изделия подороже, а вторая — купить вещи по наименьшей цене. Теперь стоит задуматься над вопросом: какая армия выиграет сражение?..

    Многовековой  опыт рыночного противоборства учит следующему. Одерживает верх та армия, которая больше сплочена и способна навязать противнику свою цену. Преследуя общие интересы, победители в течение определенного времени не конкурируют друг с другом, но затем вступают во взаимную борьбу за свои частные интересы.

    Известно, что если массовый спрос на какой-то товар возрастает, то его рыночная цена повышается. Однако удорожание продукта противоречит интересам покупателей. Каждый из них начинает уменьшать свой спрос, чтобы понизить цену.

    Обострившаяся конкуренция среди покупателей  ведет к распаду их единства. Достигнутая  ранее высокая рыночная цена по спросу начинает снижаться и опускается до уровня равновесной цены.

    Когда расширяется массовое предложение  товаров, то, естественно, рыночная цена понижается. Но удешевление продукта наносит ущерб интересам продавцов. Поэтому один за другим они начинают свертывать сбыт своей продукции, чтобы повысить цену. Усиливающаяся конкуренция среди продавцов приводит к распаду их сплоченной армии. Установившаяся ранее низкая рыночная цена по предложению постепенно повышается до уровня равновесной цены. Итак, национальная конкуренция является внутренним двигателем рыночного саморегулирования, которое закономерно воздействует на три явления. Во-первых, она влияет на цены, предлагаемые продавцами и покупателями; во-вторых, устраняет нестабильное и неравное соотношение спроса и предложения в масштабе национального рынка; в-третьих, приводит общую рыночную цену к точке равновесия.4

Глава 2. Практика конкурентной борьбы в России

2.1. Проблемы перехода к развитому рынку 

     Особенности переходной экономики проявляются  прежде всего в глобальности происходящих изменений. Изменениям подвержено все: отношения собственности, способ распределения ресурсов, мотивация, цели и средства экономического развития, ценностные ориентации населении, экономические и социальные институты. Экономическая структура переходной экономики характеризуется сегментарностью, то есть взаимным переплетением и взаимным влиянием разных сегментов. В одних доминируют элементы исходного уровня — плановой системы, в других — конечной стадии — рыночной системы, в-третьих — некий симбиоз элементов двух систем. Экономические процессы изменяются в направлении усиления рыночных и ослабления административно-командных элементов системы. Поэтому характерной чертой переходного периода, во-первых, являются изменчивость и неустойчивость. Они настолько нарушают устойчивость системы, ослабляют ее, что в конечном итоге она уступает место другой экономической системе.

     Во-вторых, для переходной экономики характерно появление особых переходных экономических  форм, в частности, многоукладности. Наряду с государственным в переходный период получают развитие мелкотоварный  и частнокапиталистический уклады. Примером несовершенства переходных экономических форм в этот период может служить акционерная форма собственности. На первых порах она лишь внешне напоминает акционерные общества в рыночно-развитых системах. Преобладающие здесь закрытые акционерные общества по сути являются разновидностью номенклатурно-корпоративной собственности.

     По  мере повышения степени развитости переходной экономики переходные формы  постепенно начинают все больше соответствовать  экономике рыночного типа.

     В-третьих, переходной экономике присущ особый характер противоречий. Это противоречия нового и старого, элементов зарождающейся и отмирающей экономики, различных слоев общества. Разрешение этих противоречий в конечном итоге ведет к смене экономической системы.

     Наконец, в-четвертых, — историчность переходной экономики, то есть ее преходящий характер, которая сменяется периодом зрелого  развития экономической системы. Длительность переходного периода зависит  как от условий переходной экономики, так и от особенностей региона или отдельной страны.

     Ряд изменений переходного периода  для всех стран носит неизбежный характер и выступает как закономерности. Назовем основные из них.

     Либерализация экономических отношений — отмена государственной монополии на хозяйственную  деятельность, переход к конкурентным рыночным отношениям, формирование цен в основном в соответствии со спросом и предложением, образование рынков факторов производства, раскрепощение предпринимательства, создание равных возможностей для деловой активности экономических субъектов.

     Институциональные преобразования — принятие адекватного  рыночным условиям хозяйственного законодательства, изменяющего отношения собственности  путем приватизация и формальные и неформальные условия хозяйственной  деятельности, возникновение новых субъектов хозяйственной деятельности (коммерческие банки, товарные и фондовые биржи, инвестиционные фонды и т. д.).

     Структурные преобразования — устранение диспропорций в отраслевой структуре народного  хозяйства, развитие производства продукции, пользующейся спросом на внутреннем и внешнем рынках.

     Макроэкономическая  стабилизация — сдерживание инфляции; поддержание высокого уровня занятости; сохранение высоких темпов роста (не менее 5—7 % в год); гарантирование справедливого  распределения доходов и собственности; создание необходимой инфраструктуры; формирование уравновешенного платежного баланса при соответствующем балансе текущих платежей; достижение сбалансированности государственного бюджета и т. д.

     Формирование  соответствующей рыночному хозяйству системы социального обеспечения населения — переход от уравнительного распределения к адресной социальной поддержке нуждающихся членов общества; одновременно освобождение предприятий от выполнения широких социальных функций.

     Общие для переходной экономики закономерности по-разному проявляются в различных условиях. Это необходимо учитывать при разработке программ реформирования экономической системы в переходный период. Например, либерализация экономических отношений позволяет избавиться от дефицита и неэффективного огосударствления экономики. Вместе с тем становление либеральных рыночных институтов представляет собой только средство для утверждения новых механизмов присвоения и распределения.

     В конечном итоге в переходной экономике  должны быть созданы такие экономические отношения и механизмы, которые ориентировали бы все хозяйственные субъекты не столько на наращивание объемов производства, сколько на повышения уровня качества жизни населения.

     За  период с начала реформирования, с 90-х  гг. прошлого века, наша экономическая система фактически обрела рыночную атрибутику и в этом смысле уже не является переходной. Подавляющая часть валового внутреннего продукта производится в негосударственном секторе экономики. Россия получила официальный статус страны с рыночной экономикой. Следует признать необратимость коренных экономических и политических перемен и невозможность возврата к социалистическому прошлому, во всяком случае, в его прежнем виде.

     Вместе  с тем, нельзя не заметить, что функционирование рыночных институтов в российской экономике еще не отвечает современным требованиям к организации национального хозяйства. Институционально несовершенная рыночная экономика требует своего дальнейшего реформирования. Кризис 1998 года завершил период становления классического "дикого рынка", поставив как наиболее актуальную проблему задачу перевода рыночных отношений в цивилизованное русло.

     В наиболее обобщенном виде этот процесс  нацелен: а) на достижение экономического роста, высокой конкурентоспособности  на основе формирования конкурентной среды и структурной перестройки экономики; б) на создание эффективной правовой системы (прежде всего в сфере обеспечения экономической свободы и защиты предпринимательской деятельности); в) на формирование открытой экономики.5

     Создание конкурентной среды требует необходимых предпосылок. Среди них выделим: рассредоточение рыночной власти; многообразие предпринимательских образований; государственная поддержка предпринимательства; эффективное информационное обеспечение и доступность технологий; подготовка и переподготовка кадров, изменение у них мотивационных ориентиров в сторону психологии рыночного типа.

     Конкурентная  среда способствует укреплению конкурентоспособности. Конкурентоспособность — относительно новое понятие для российской действительности, означающее способность хозяйствующих субъектов противостоять на рынке конкурентам своими более качественными и дешевыми товарами и услугами внутри национальной экономики и за ее пределами. В рейтинге конкурентоспособности 59 стран мира Россия занимает пока 55-е место. Среди российских предприятий 34% считают себя конкурентоспособными на внутреннем рынке страны и только 7 % — на международном рынке.

     Формирование  эффективной рыночной экономики  предполагает ее структурную перестройку. Она представляет собой совокупность мер, направленных на перераспределение ресурсного потенциала для развития и качественного обновления экономического роста. Преобразовательные процессы призваны воздействовать одновременно на несколько уровней экономики: отраслевую, региональную, технологическую, организационно-управленческую, социальную. Конечная цель структурной перестройки экономики — достижение оптимальной структуры, соответствующей общественным потребностям.

     Мировой опыт успешных структурных изменений  в экономике доказывает, что ключевым аспектом структурной перестройки является поддержка тех областей национальной экономики, которые могут быть носителями экономического роста в масштабе мирового рынка. Ведущие страны мира изменяют структуру производства и мирового товарооборота, увеличивая в ней долю более техноемких и наукоемких изделий. Отсюда необходимость не просто структурной перестройки под влиянием рыночных процессов, а структурной адаптации к мировому хозяйству и выработки действенных мер по повышению конкурентоспособности отечественных предприятий.

     Структурная перестройка особенно необходима России. Пока что в стране преобладают  сырьевые, добывающие отрасли. В ближайшей  перспективе возможности роста  будут ограничиваться в силу, прежде всего, устаревшей материально-технической базы промышленности и низкого уровня инвестиций. Не случайно в настоящее время в России в среднем по отраслям совокупная производительность составляет 25 % по сравнению с западными компаниями, Энергоемкость производства в 4 раза выше. Срок службы оборудования в 2,5 раза превышает нормативы, более двух третей основных фондов устарело.

     Структурные преобразования в современной экономике  России требуют создания правовой основы, ориентированной на эффективную  деятельность хозяйствующих субъектов. В российском законодательстве имеются многочисленные пробелы в нормативном регулировании. Юридически недостаточно проработано множество законодательных актов, поэтому они часто противоречат друг другу. Среди основных направлений совершенствования правового обеспечения хозяйствующих субъектов на современном этапе следует выделить: обеспечение единого правового поля; развитие системы правовых норм; создание надежных механизмов реализации законов.

Информация о работе Развитие конкурентных отношений в РФ