Роль маркетинга в повышении эффективности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2011 в 16:57, курсовая работа

Описание

В данной курсовой работе будет рассмотрены следующие вопросы:

- сущность маркетинга, а именно: цели и задачи маркетинга, функции, принципы и методы маркетинга, история возникновения маркетинга;

- основные факторы эффективности фирмы в современных российских условиях;

- роль маркетинга в повышении эффективности предприятия.

Цель работы – раскрыть сущность маркетинга, определить основные факторы эффективности фирмы и показать важность маркетинга в повышении эффективности предприятия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

1. Сущность маркетинга……………………………………………………………5

1.1. Цели и задачи маркетинга………………………………………………….5

1.2. Функции, принципы и методы маркетинга………………………………13

1.3. История возникновения маркетинга……………………………………..16

2. Основные факторы эффективности фирмы в современных российских условиях ……………………………………………………………………………21

2.1. Предприятие как система………………………………………………….21

2.2. Факторы эффективности предприятия....................................................23

3. Роль маркетинга в повышении эффективности предприятия……………….. 30

3.1. Маркетинг как инструмент повышения эффективности предприятия…..30

3.2. Трудности развития маркетинга в организации…………………………50

Заключение………………………………………………………………………….53

Список литературы……………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

курсовик.doc

— 268.50 Кб (Скачать документ)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………….3

1. Сущность  маркетинга……………………………………………………………5

   1.1. Цели и задачи маркетинга………………………………………………….5

   1.2. Функции, принципы и методы маркетинга………………………………13

   1.3. История возникновения маркетинга……………………………………..16

2. Основные факторы эффективности фирмы в современных российских условиях ……………………………………………………………………………21

   2.1. Предприятие как система………………………………………………….21

   2.2. Факторы эффективности предприятия....................................................23

3. Роль маркетинга в повышении эффективности предприятия……………….. 30

   3.1. Маркетинг как инструмент повышения эффективности предприятия…..30

   3.2. Трудности развития маркетинга в организации…………………………50

Заключение………………………………………………………………………….53

Список  литературы……………………………………………………………….55

 

ВВЕДЕНИЕ 

   Сегодняшний мир – мир динамики и скорости. Чтобы в нем выжить, необходимо постоянно меняться вместе с ним  и постоянно приобретать новые  знания и умения.

   Знание  маркетинга позволяет нам вести себя более разумно в качестве потребителей, будь то покупка зубной пасты или нового автомобиля.

   Маркетинг - одна из основополагающих дисциплин  для профессиональных деятелей рынка, таких, как розничные торговцы, работники  рекламы, исследователи маркетинга, заведующие производством новых и марочных товаров и т.п.  Им нужно знать, как описать рынок и разбить его на сегменты; как оценить нужды, запросы и предпочтения потребителей в рамках целевого рынка; как сконструировать и испытать товар с нужными для этого рынка потребительскими свойствами; как посредством цены донести до потребителя идею ценности товара; как выбрать умелых посредников, чтобы товар оказался широкодоступным и хорошо представленным; как рекламировать и продвигать товар, чтобы потребители знали его и хотели приобрести.

   Основной  целью проводимых в современной  России социально-экономических реформ является построение в стране открытой экономики рыночного типа. Для  успешного развития такой экономики  необходимо, чтобы главным ориентиром производства и продажи товаров стали потребности и спрос конкретных групп потребителей. Эффективная работа на внутреннем и внешнем рынке требует знания и учета объективных рыночных законов, умение организовать регулярное получение и оперативное использование рыночной информации, способности повысить конкурентоспособность своей продукции и т.д. Все это является элементами маркетинга – одной из наиболее эффективных концепций рыночной экономики. Именно на основе результатов маркетинговой деятельности проводится большинство коммерческих операций на мировом рынке. О росте значения маркетинга в глобальных масштабах свидетельствуют, в частности, результаты специальных исследований, согласно которым более 75% коммерческих неудач на мировом рынке происходят по причинам, связанным с ошибками в маркетинговой деятельности, и лишь менее четверти их обусловлено другими причинами. Каждый товар непременно требует продвижения на рынке, это означает необходимость качественной и оригинальной рекламы, различных акций, способствующих продвижению товара. Помимо этого предприятию желательно иметь как можно более широкую сеть розничных продаж или сеть посреднических организаций, если она, конечно, не занимается очень крупным и дорогим производством. Такая сеть должна иметь высокий уровень сервиса, так как сегодняшний покупатель привык к качественному обслуживанию и широкому списку дополнительных услуг. И только выполнив все эти требования, фирма может рассчитывать на то, что ей удастся занять прочное место в сердце покупателя. Не стоит забывать при этом об эффективности рыночного поведения и развития фирмы. Самое важное в познании и удовлетворении потребностей покупателя – это изучать его мнение о товарах фирмы, конкурирующих товарах, проблемах и перспективах жизни и работы потребителей. Только обладая этим знанием можно в наиболее полной мере удовлетворить запросы потребителей. И как раз именно этим должна заниматься фирма в рамках системы сбыта – там, где она ближе всего соприкасается с покупателем.

   В данной курсовой работе будет рассмотрены следующие вопросы:

   - сущность маркетинга, а именно: цели и задачи маркетинга, функции, принципы и методы маркетинга, история возникновения маркетинга;

   - основные факторы эффективности фирмы в современных российских условиях;

   - роль маркетинга в повышении эффективности предприятия.

   Цель  работы – раскрыть сущность маркетинга, определить основные факторы эффективности фирмы и показать важность маркетинга в повышении эффективности предприятия. 

 

  1. СУЩНОСТЬ  МАРКЕТИНГА
    1. Цели и задачи маркетинга
 

   Эффективным средством и базой предпринимательства является маркетинг, который используется для разработки и принятия предпринимательских решений и играет ключевую роль в системе управления, организации, планирования и контроллинга в системе предпринимательской деятельности [1].

   Содержание  и терминология маркетинга постоянно  обновляются, но изначально они увязываются  с процессом обмена, появлением товарно-денежных отношений, развитием форм сбыта  и взаимодействием продуцентов  с потребителями продукции, товаров  и услуг.

   Маркетинг, рассматриваемый как философия и инструментарий предпринимательской деятельности, является результатом теории и практики различных школ. Он развивался в ходе коллективного творчества предпринимателей, менеджеров, ученых разных стран, действовавших в конкретных политических и социально-экономических условиях.

Современный маркетинг – это сложное социально-экономическое  явление, которое наиболее правильно  рассматривать как совокупность четырех факторов деятельности, постоянно  меняющихся параметров поведения в условиях рынка (рис.1):

    - маркетинг как философия взаимодействия и координации предпринимательской деятельности;

   - маркетинг как концепция управления;

    - маркетинг как средство обеспечения преимуществ в конкурентной среде; 
    - маркетинг как метод поиска решений.

   

Рис.1. Маркетинг  как совокупность факторов роста   производительной деятельности в условиях рынка

   Главное назначение маркетинга, его цель –  формирование и постоянное развитие процесса обмена, чтобы сделать этот обмен взаимовыгодным для участвующих  в нем партнеров.

   Маркетинг определяет наборы товаров, используемых отдельными предпринимателями в  конкретных условиях, и дает возможность  использовать имеющиеся у фирмы  различные ресурсы для удовлетворения этих потребностей на пользу обеих  сторон.

   Философия маркетинга требует, чтобы предпринимательская деятельность концентрировалась вокруг потребителя. Это означает, что должны производиться и поставляться на рынок товары, которые будут, безусловно, куплены, на которые обязательно будет спрос. Только признание рынком этой продукции является показателем эффективности деятельности фирмы, наиболее успешным вознаграждением для каждого предпринимателя.

   Главное в маркетинге – двуединый и  взаимодополняющий подход. С одной  стороны, это тщательное и всестороннее изучение рынка, спроса, вкусов и потребностей; ориентация производства на эти требования, адресность выпускаемой продукции; с другой – активное воздействие на рынок и существующий спрос, на формирование потребностей и покупательских предпочтений.

   Взаимодействие  спроса и предложения – это непрерывный процесс удовлетворения и воспроизводства нужд и желаний отдельных индивидуумов или их групп. Этот процесс базируется на  тесном взаимодействии таких социально-экономических категорий, как нужда, потребность (желание), спрос, покупка, обмен, сделка и потребление (использование) конкретного товара или услуги.

   Нужда – это надобность в чем-либо, которая должна быть удовлетворена; базовая характеристика потребностей.

   Потребность – желание, принявшее конкретную форму в рамках культурных, эстетических, исторических, географических и других факторов, определяющих поведение индивидуума в социально-экономической системе.

   Спрос – конкретная потребность, предъявленная на рынке, т.е. потребность, обеспеченная деньгами.

   Покупка — процесс приобретения товара или услуги на рынке, который включает две основные операции: обмен и сделку. Это результат приобретения права собственности на интересующие покупателя товар или услугу.

   Сделка рассматривается как торговая операция между заинтересованными сторонами в осуществлении процесса купли-продажи товара или услуги.

   Обмен — это способ получения от партнера по купле-продаже желаемого продукта путем предложения ему другой ценности или услуги.

   Маркетинг применяется независимо от того, в  какой степени развиты рыночные отношения, так как выступает в виде реальной системы, которая увязывает внутреннюю и внешнюю деятельность предприятия, а также координирует взаимодействие всех субъектов, входящих в систему маркетинга (рис. 2).

   

Рис. 2. Система маркетинга

   Как всякая система, маркетинговая система  обладает определенными свойствами, признаками, закономерностями функционирования и имеет свои цели и задачи, обусловленные  характеристиками и возможностями  каждого элемента (субъекта) этой системы  применительно к окружающей ее среде. В этом контексте маркетинговая система может быть определена как совокупность социально-экономических образований (элементов, субъектов) рыночного пространства (среды), каждое из которых обладает самостоятельностью и целостностью, находится в непрерывном взаимодействии по поводу формирования и развития спроса на товары и услуги в целях получения прибыли и удовлетворения потребностей партнера в сложившейся цепочке их коммуникаций.

   Маркетинговая система включает в свой состав различные элементы, к которым в первую очередь следует отнести: поставщиков, конкурентов, посредников, потребителей (рынок) и предпринимательскую организацию, деятельность которой является предметом исследования или анализа. Формирование и функционирование маркетинговой системы происходит в определенной окружающей среде, которая создается под влиянием факторов и условий рыночного пространства (поля) и ограничений (возмущений) со стороны социально-экономических, политических, культурных, демографических и экологических факторов.

   Поставщики — субъекты маркетинговой системы, в функцию которых входит обеспечение организаций-партнеров и других компаний необходимыми материальными ресурсами. В условиях сетевого подхода к процессу взаимодействия субъектов маркетинговой системы целесообразно изучать возможности различных поставщиков с целью отбора наиболее надежного и экономичного поставщика с точки зрения капитальных и текущих затрат предпринимательских единиц. Комплексное исследование цепи "поставщик—организация—потребитель" является необходимым условием экономической оценки при обосновании выбора поставщика.

   Конкуренты — юридические или физические лица, соперничающие, т.е. выступающие в качестве соперника по отношению к другим предпринимательским структурам или предпринимателям на всех этапах организации и осуществления предпринимательской деятельности. Конкуренты своими действиями на рынке, при выборе поставщиков, посредников, потребительских аудиторий могут оказывать воздействие на результаты деятельности организации-соперника, на его позицию и преимущества в конкурентной борьбе.

Информация о работе Роль маркетинга в повышении эффективности предприятия