Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2011 в 16:57, курсовая работа
В данной курсовой работе будет рассмотрены следующие вопросы:
- сущность маркетинга, а именно: цели и задачи маркетинга, функции, принципы и методы маркетинга, история возникновения маркетинга;
- основные факторы эффективности фирмы в современных российских условиях;
- роль маркетинга в повышении эффективности предприятия.
Цель работы – раскрыть сущность маркетинга, определить основные факторы эффективности фирмы и показать важность маркетинга в повышении эффективности предприятия.
Введение…………………………………………………………………………….3
1. Сущность маркетинга……………………………………………………………5
1.1. Цели и задачи маркетинга………………………………………………….5
1.2. Функции, принципы и методы маркетинга………………………………13
1.3. История возникновения маркетинга……………………………………..16
2. Основные факторы эффективности фирмы в современных российских условиях ……………………………………………………………………………21
2.1. Предприятие как система………………………………………………….21
2.2. Факторы эффективности предприятия....................................................23
3. Роль маркетинга в повышении эффективности предприятия……………….. 30
3.1. Маркетинг как инструмент повышения эффективности предприятия…..30
3.2. Трудности развития маркетинга в организации…………………………50
Заключение………………………………………………………………………….53
Список литературы……………………………………………………………….
Зная сильные и слабые стороны конкурентов, предприятие может оценить и постоянно укреплять свой производственный и маркетинговый потенциал, цели, действующую и перспективную стратегию предпринимательства.
Посредники — юридические или отдельные физические лица, которые помогают организациям-производителям продвигать, доставлять потребителям и продавать их продукты. Различают торговых, логистических, маркетинговых и финансовых посредников. К торговым посредникам относят оптовых и розничных торговцев. Логистические посредники занимаются услугами в системе складирования, транспортировки товаро- и потокодвижения. Маркетинговые посредники оказывают помощь в системе взаимодействия предприятия со всеми субъектами маркетинговой системы в сфере организации маркетинговых исследований и оптимизации спроса на товары и услуги. Финансовые посредники осуществляют банковские, кредитные, страховые и другие финансовые услуги.
Потребители — юридические, отдельные физические лица или их потенциальные группы, готовые приобрести товары или услуги, находящиеся на рынке, и обладающие правами выбирать товар, продавца, предъявлять свои условия в процессе купли-продажи. Потребитель — король рынка, поэтому задача маркетолога — постоянно изучать поведение потребителя, его потребности, анализировать причины отклонений в его отношении к продукту предприятия и своевременно разрабатывать мероприятия по корректировке деятельности организации в целях сохранения эффективных коммуникаций с потребителем.
Любая деятельность, предпринимательская или маркетинговая, осуществляется с целью достижения определенного результата. Цели маркетинговой деятельности тесно связаны с целями предприятия и способствуют достижению последних. К основным целям предприятия можно отнести: завоевание рынка; рентабельность, финансовую устойчивость; обеспечение социальных факторов производства; создание и укрепление позиций на рынке и престижа предприятия.
Маркетинговые цели имеют определенную иерархию и структуру, которая, в общем, может включать экономические и психографические цели. Первая группа целей тесно связана с генеральными целями организации (прибыль, рентабельность, надежность и др.), а вторая группа целей ориентирована на достижение результата воздействия маркетинговых мероприятий на менталитет и покупательское поведение потребителя, т.е. мотивацию, формирование представлений и оценку имиджа покупателя при готовности совершить покупку, что позволяет определить вероятность приобретения товара.
Структура целей маркетинговой деятельности может быть выражена в таком виде [2]:
-
общая цель — обеспечение
- цели для отдельных товаров и рынков — получение определенной прибыли (доли продаж) на определенном рынке при реализации определенного товара;
-
цели отдельных элементов
В
идеале целью маркетинга должно быть
обеспечение оптимальной
Анализ целей маркетинга позволяет сформулировать основные задачи по их достижению.
Выделяют, как правило, три взаимосвязанных комплекса задач маркетинга:
1. задачи, относящиеся к деятельности на рынке, т.е. связанные с регулированием спроса;
2. задачи, относящиеся к сфере предпринимательской деятельности;
3. задачи, относящиеся к окружающей среде и общественным образованьям.
Задачи маркетинга формируются в рамках иерархии целей, времени и вида спроса в тесном согласовании с целями организации. Исходя из конъюнктуры спроса, задачами маркетинга, относящимися к сфере рынка, могут быть следующие:
Конъюнктура спроса | Задача маркетинга |
Полный спрос | Поддерживать удовлетворение потребности |
Падающий спрос | Создать потребность |
Скрытый спрос | Развить потребность |
Приостанавливающийся спрос | Оживить потребность |
Колеблющийся спрос | Синхронизировать спрос |
Чрезмерный спрос | Отрегулировать спрос |
К
сфере предпринимательской
Задачами
маркетинга этого уровня являются и
организационные задачи, связанные
с интеграцией маркетинга при
формулировании главных направлений
политики предприятия, т.е. задачи, относящиеся
к институционализации
Третий комплекс задач маркетинга, относящийся к сфере окружающей среды и общественных образований, связан в основном с задачами обеспечения социальной ответственности маркетинга перед обществом и окружающей средой. Это задачи: по недопущению искусственных методов и способов создания нужды в каких-либо продуктах, исходя только из цели достижения прибыли; по борьбе с манипуляцией рекламными средствами; по снижению чрезмерных затрат в рыночные коммуникации; по устранению ненадежных товаров; по внедрению упаковки товаров, которая соответствовала бы экологическим требованиям.
По мере интеграции концепции маркетинга в сферу производства, в систему управления предприятием происходит трансформация целей и соответственно задач, решение которых будет способствовать достижению поставленных целей. Главные задачи маркетинга заключаются в том, чтобы выявить, количественно оценить и реализовать существующие и потенциальные возможности предприятия и рынка с целью сбалансирования спроса и предложения. В рамках задач маркетинга формируются и постоянно упорядочиваются функции маркетинга применительно ко всем этапам процесса маркетинга [3].
Можно выделить следующие функции маркетинга:
Знание закономерностей и принципов организации и функционирования процесса маркетинга позволяет создать целостное видение системы маркетинга и соответственно маркетинговой деятельности и более зримо представить роль и значение маркетинговой философии и инструментария маркетинга при организации предпринимательства и осуществлении бизнеса.
Принципы маркетинга — это основополагающие положения, обстоятельства, требования, которые лежат в основе маркетинга и раскрывают его сущность и назначение. Сущность маркетинга, как показано выше, состоит в том, чтобы производство товаров и оказание услуг обязательно ориентировались на потребителя, на спрос, на постоянное согласование возможностей производства с требованиями рынка. В соответствии с сущностью маркетинга выделяют следующие его основные принципы:
1. производить только то, что нужно потребителю;
2. выходить на рынок не с предложением товаров и услуг, а со средствами решения проблем потребителей;
3. организовывать производство товаров после исследования потребностей и спроса;
4. концентрировать усилия на достижении конечного результата производственно-экспортной деятельности предприятия;
5. использовать программно-целевой метод и комплексный подход для достижения поставленных целей, что предполагает формирование маркетинговых программ на основе применения комплекса маркетинговых средств, их сочетания, а не отдельные маркетинговые действия, так как только взятые во взаимосвязи и взаимообусловленности средства маркетинга могут обеспечить синергетический эффект;
6. применять тактику и стратегию активного приспособления производства товаров к требованиям рынка с одновременным целенаправленным воздействием на него в целях охвата маркетингом всех звеньев в цепи продвижения товара к потребителю;
7. ориентировать деятельность предприятия в целом и маркетинговой службы в частности не на сиюминутный результат, а на долговременную перспективу эффективных коммуникаций на основе осуществления стратегического планирования и прогнозирования поведения товаров на рынке;
8. учитывать социальный и экономический факторы производства и распределения товаров на всех стадиях их жизненного цикла;
9. помнить о первичности рынка (но не противопоставляя его) по отношению к планам организаций и отраслей;
10. придерживаться взаимодействия и межотраслевой координации планов в целях сбалансированности спроса и предложения;
11. стремиться к активности, наступательности, в определенных ситуациях к агрессивности в процессе поиска и формирования конкурентных преимуществ и имиджа предприятия или товаров на рынке.
Методы маркетинговой деятельности заключаются в том, что проводятся:
Информация о работе Роль маркетинга в повышении эффективности предприятия