Роль маркетинга в повышении эффективности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2011 в 16:57, курсовая работа

Описание

В данной курсовой работе будет рассмотрены следующие вопросы:

- сущность маркетинга, а именно: цели и задачи маркетинга, функции, принципы и методы маркетинга, история возникновения маркетинга;

- основные факторы эффективности фирмы в современных российских условиях;

- роль маркетинга в повышении эффективности предприятия.

Цель работы – раскрыть сущность маркетинга, определить основные факторы эффективности фирмы и показать важность маркетинга в повышении эффективности предприятия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

1. Сущность маркетинга……………………………………………………………5

1.1. Цели и задачи маркетинга………………………………………………….5

1.2. Функции, принципы и методы маркетинга………………………………13

1.3. История возникновения маркетинга……………………………………..16

2. Основные факторы эффективности фирмы в современных российских условиях ……………………………………………………………………………21

2.1. Предприятие как система………………………………………………….21

2.2. Факторы эффективности предприятия....................................................23

3. Роль маркетинга в повышении эффективности предприятия……………….. 30

3.1. Маркетинг как инструмент повышения эффективности предприятия…..30

3.2. Трудности развития маркетинга в организации…………………………50

Заключение………………………………………………………………………….53

Список литературы……………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

курсовик.doc

— 268.50 Кб (Скачать документ)

   Зная  сильные и слабые стороны конкурентов, предприятие может оценить и  постоянно укреплять свой производственный и маркетинговый потенциал, цели, действующую и перспективную  стратегию предпринимательства.

   Посредники — юридические или отдельные физические лица, которые помогают организациям-производителям продвигать, доставлять потребителям и продавать их продукты. Различают торговых, логистических, маркетинговых и финансовых посредников. К торговым посредникам относят оптовых и розничных торговцев. Логистические посредники занимаются услугами в системе складирования, транспортировки товаро- и потокодвижения. Маркетинговые посредники оказывают помощь в системе взаимодействия предприятия со всеми субъектами маркетинговой системы в сфере организации маркетинговых исследований и оптимизации спроса на товары и услуги. Финансовые посредники осуществляют банковские, кредитные, страховые и другие финансовые услуги.

   Потребители — юридические, отдельные физические лица или их потенциальные группы, готовые приобрести товары или услуги, находящиеся на рынке, и обладающие правами выбирать товар, продавца, предъявлять свои условия в процессе купли-продажи. Потребитель — король рынка, поэтому задача маркетолога — постоянно изучать поведение потребителя, его потребности, анализировать причины отклонений в его отношении к продукту предприятия и своевременно разрабатывать мероприятия по корректировке деятельности организации в целях сохранения эффективных коммуникаций с потребителем.

   Любая деятельность, предпринимательская  или маркетинговая, осуществляется с целью достижения определенного  результата. Цели маркетинговой деятельности тесно связаны с целями предприятия  и способствуют достижению последних. К основным целям предприятия можно отнести: завоевание рынка; рентабельность, финансовую устойчивость; обеспечение социальных факторов производства; создание и укрепление позиций на рынке и престижа предприятия.

   Маркетинговые цели имеют определенную иерархию и  структуру, которая, в общем, может включать экономические и психографические цели. Первая группа целей тесно связана с генеральными целями организации (прибыль, рентабельность, надежность и др.), а вторая группа целей ориентирована на достижение результата воздействия маркетинговых мероприятий на менталитет и покупательское поведение потребителя, т.е. мотивацию, формирование представлений и оценку имиджа покупателя при готовности совершить покупку, что позволяет определить вероятность приобретения товара.

   Структура целей маркетинговой деятельности может быть выражена в таком виде [2]:

   - общая цель — обеспечение целей  развития компании путем проведения  эффективной маркетинговой политики;

   - цели для отдельных товаров и рынков — получение определенной прибыли (доли продаж) на определенном рынке при реализации определенного товара;

   - цели отдельных элементов комплекса  маркетинга для соответствующего  товара и рынка (продукт, цена, продвижение продукта, доведение продукта до потребителя).

   В идеале целью маркетинга должно быть обеспечение оптимальной скорости согласования спроса и предложения, т.е. такой скорости, при которой  сочетались бы наиболее выгодные темпы  появления идей, их воплощения в  товар, его производства, распределения, реализации и оборачиваемости, при минимальных затратах на всех стадиях продвижения товара от производителя к потребителю, с учетом своевременного удовлетворения покупательского спроса.

   Анализ  целей маркетинга позволяет сформулировать основные задачи по их достижению.

   Выделяют, как правило, три взаимосвязанных  комплекса задач маркетинга:

   1. задачи, относящиеся к деятельности на рынке, т.е. связанные с регулированием спроса;

   2. задачи, относящиеся к сфере предпринимательской деятельности;

   3. задачи, относящиеся к окружающей среде и общественным образованьям.

   Задачи  маркетинга формируются в рамках иерархии целей, времени и вида спроса в тесном согласовании с целями организации. Исходя из конъюнктуры спроса, задачами маркетинга, относящимися к сфере рынка, могут быть следующие:

Конъюнктура спроса Задача  маркетинга
Полный  спрос  Поддерживать  удовлетворение потребности 
Падающий  спрос  Создать потребность 
Скрытый спрос Развить потребность 
Приостанавливающийся  спрос  Оживить потребность
Колеблющийся  спрос  Синхронизировать  спрос 
Чрезмерный  спрос  Отрегулировать  спрос

   К сфере предпринимательской деятельности относятся задачи маркетинга, связанные  с координацией и интеграцией  интересов политики предпринимателя. К таким задачам маркетинга относят согласование стратегий исследования и развития, производства и хранения товаров, а также мероприятия по продаже и финансированию. Кроме того, сюда же включают задачи по согласованию использования инструментария маркетинга во внутренней системе организации сбыта предприятия.

   Задачами  маркетинга этого уровня являются и  организационные задачи, связанные  с интеграцией маркетинга при  формулировании главных направлений  политики предприятия, т.е. задачи, относящиеся  к институционализации маркетинга в организационную структуру организации.

   Третий  комплекс задач маркетинга, относящийся  к сфере окружающей среды и  общественных образований, связан в  основном с задачами обеспечения  социальной ответственности маркетинга перед обществом и окружающей средой. Это задачи: по недопущению искусственных методов и способов создания нужды в каких-либо продуктах, исходя только из цели достижения прибыли; по борьбе с манипуляцией рекламными средствами; по снижению чрезмерных затрат в рыночные коммуникации; по устранению ненадежных товаров; по внедрению упаковки товаров, которая соответствовала бы экологическим требованиям.

   По  мере интеграции концепции маркетинга в сферу производства, в систему  управления предприятием происходит трансформация  целей и соответственно задач, решение которых будет способствовать достижению поставленных целей. Главные задачи маркетинга заключаются в том, чтобы выявить, количественно оценить и реализовать существующие и потенциальные возможности предприятия и рынка с целью сбалансирования спроса и предложения. В рамках задач маркетинга формируются и постоянно упорядочиваются функции маркетинга применительно ко всем этапам процесса маркетинга [3].

 

    1. Функции, принципы и методы маркетинга
 

   Можно выделить следующие функции маркетинга:

  1. Комплексное исследование рынков сбыта, проблем, связанных с осуществлением маркетинга, изучение спроса потребителей, их требований к качеству, технико-экономическим параметрам производимой продукции (услуг).
  2. Определение оптимального ассортимента выпускаемой продукции на основе его экономического обоснования.
  3. Принятие обоснованных решений по эффективной организации производства продукции.
  4. Разработка сбытовой политики на основе определения экономически выгодных каналов сбыта, системы товародвижения, организации послепродажного обслуживания системы стимулирования сбыта и формирования спроса потребителей.
  5. Формирование взаимовыгодной внутрифирменной политики ценообразования на производимую продукцию (услуги) в системе “производитель-потребитель”.
  6. Информационное обеспечение маркетинговых исследований.
  7. Управление маркетинговой деятельностью и контроль ее осуществления.

   Знание  закономерностей и принципов  организации и функционирования процесса маркетинга позволяет создать целостное видение системы маркетинга и соответственно маркетинговой деятельности и более зримо представить роль и значение маркетинговой философии и инструментария маркетинга при организации предпринимательства и осуществлении бизнеса.

   Принципы  маркетинга — это основополагающие положения, обстоятельства, требования, которые лежат в основе маркетинга и раскрывают его сущность и назначение. Сущность маркетинга, как показано выше, состоит в том, чтобы производство товаров и оказание услуг обязательно ориентировались на потребителя, на спрос, на постоянное согласование возможностей производства с требованиями рынка. В соответствии с сущностью маркетинга выделяют следующие его основные принципы:

   1. производить только то, что нужно потребителю;

   2. выходить на рынок не с предложением товаров и услуг, а со средствами решения проблем потребителей;

   3. организовывать производство товаров после исследования потребностей и спроса;

   4. концентрировать усилия на достижении конечного результата производственно-экспортной деятельности предприятия;

   5. использовать программно-целевой метод и комплексный подход для достижения поставленных целей, что предполагает формирование маркетинговых программ на основе применения комплекса маркетинговых средств, их сочетания, а не отдельные маркетинговые действия, так как только взятые во взаимосвязи и взаимообусловленности средства маркетинга могут обеспечить синергетический эффект;

   6. применять тактику и стратегию активного приспособления производства товаров к требованиям рынка с одновременным целенаправленным воздействием на него в целях охвата маркетингом всех звеньев в цепи продвижения товара к потребителю;

   7. ориентировать деятельность предприятия в целом и маркетинговой службы в частности не на сиюминутный результат, а на долговременную перспективу эффективных коммуникаций на основе осуществления стратегического планирования и прогнозирования поведения товаров на рынке;

   8. учитывать социальный и экономический факторы производства и распределения товаров на всех стадиях их жизненного цикла;

   9. помнить о первичности рынка (но не противопоставляя его) по отношению к планам организаций и отраслей;

   10. придерживаться взаимодействия и межотраслевой координации планов в целях сбалансированности спроса и предложения;

   11. стремиться к активности, наступательности, в определенных ситуациях к агрессивности в процессе поиска и формирования конкурентных преимуществ и имиджа предприятия или товаров на рынке.

   Методы  маркетинговой деятельности заключаются в том, что проводятся:

  1. анализ внешней (по отношению к предприятию) среды, в которую входит не только рынок, но и политические, социальные, культурные и иные условия. Анализ позволяет выявить факторы, содействующие коммерческому успеху или препятствующие ему. В итоге анализа формируется банк данных для оценки окружающей среды и ее возможностей;
  2. анализ потребителей, как реальных, так и потенциальных. Данный анализ заключается в исследовании демографических, экономических, социальных, географических и иных характеристик людей, принимающих решение о покупке, а также их потребностей в широком смысле этого понятия и процессов приобретения ими как нашего, так и конкурирующих товаров;
  3. изучение существующих и планирование будущих товаров, то есть разработка концепций создания новых товаров и/или модернизации старых, включая их ассортимент и параметрические ряды, упаковку и т. д. Устаревшие, не дающие расчетной прибыли товары снимаются с производства и рынка.
  4. планирование товародвижения и сбыта, включая создание, при необходимости, соответствующих собственных сбытовых сетей со складами и магазинами и/или агентских сетей;
  5. обеспечение формирования спроса и стимулирование сбыта (ФОССТИС) путем комбинации рекламы, личной продажи, некоммерческих престижных мероприятий и разного рода материальных стимулов, направленных на покупателей, агентов и конкретных продавцов;
  6. обеспечение ценовой политики, заключающейся в планировании систем и уровней цен на поставляемые товары, определении “технологии” использования цен, кредитов, скидок и т. п.
  7. удовлетворение технических и социальных норм региона, в котором сбывается продукция, что означает обязанность обеспечить должную безопасность использования товара и защиты окружающей Среды, соответствие морально-этическим правилам, должный уровень потребительской ценности товара;
  8. управление маркетинговой деятельностью (маркетингом) как системой, то есть планирование, выполнение и контроль маркетинговой программы и индивидуальных обязанностей каждого участника работы предприятия, оценка рисков и прибылей, эффективности маркетинговых решений [4].

Информация о работе Роль маркетинга в повышении эффективности предприятия