Роль маркетинга в туристическом бизнесе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 15:25, курсовая работа

Описание

Основная цель курсовой работы – анализ рынка товаров и услуг. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. определить понятие и изучить рынок товаров и услуг
2. рассмотреть систему показателей статистики рынка
3. произвести статистическое изучение конъюнктуры рынка

Содержание

Введение 2
1. Понятие рынка товаров и услуг 2
2. Система показателей статистики рынка 2
3. Статистическое изучение конъюнктуры рынка 2
4. Маркетинг и статистические методы в маркетинговом исследовании 2
Заключение 2
Список использованной литературы 2

Работа состоит из  1 файл

курсовая по статистикеконец.doc

— 198.00 Кб (Скачать документ)


2

 

Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ПОВОЛЖСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

имени П.А. СТОЛЫПИНА

Факультет экономики и управления

 

 

 

Кафедра маркетинга

 

 

 

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

 

по дисциплине: «Маркетинг»

 

на тему: «Роль маркетинга в туристическом бизнесе».

 

 

 

                                                                        Выполнил:      студент  4   курса,  2  гр.   

                                                                         очной       (заочной)    формы   обучения,

                                                                         специальности   080502.65     Экономика

                                                                                и управление на предприятии(операции

                                                   с недвижимым имуществом)

                                          Ф.И.О.

   Проверил:

 

    Ф.И.О. ________________________

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саратов,2010 г.


Содержание

Введение

1. Понятие рынка товаров и услуг

2. Система показателей статистики рынка

3. Статистическое изучение конъюнктуры рынка

4. Маркетинг и статистические методы в маркетинговом исследовании

Заключение

Список использованной литературы


Введение

 

Разгосударствление торгово-сбытовой системы и системы услуг, их демонополизация, приватизация и акционирование привели к преобразованиям в сфере обращения, что в конечном итоге привело к формированию полноценного рынка товаров (продуктов и услуг) и  возникновению подлинных конкурентных отношений. Рынок призван связывать сферу производства со сферой потребления, обеспечивать оптимальные пропорции между ними, ориентировать производство на удовлетворение нужд потребителей.

Рынок товаров (продуктов и услуг) представляет собой единую систему с определенной иерархией, прочными взаимосвязями и определенными пропорциями между его секторами. На рынке, где действуют общность главных категорий рынка, где используются идентичные приемы маркетинга, перед статистикой стоит единая цель - оценка, анализ и прогнозирование состояния и развития рынка. Для данной цели применяются одинаковые  для всех секторов методы исследования.

Рынок - многогранное и многоструктурное явление, подчиняющееся в своем развитии закону спроса-предложения. Действие рыночного механизма проявляется в сложных процессах, которые определяют состояние рынка, темпы его развития и основные пропорции.

Основой существования и развития общества является производство продукции и услуг.

Основная цель курсовой работы – анализ рынка товаров и услуг. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. определить понятие и изучить рынок товаров и услуг

2. рассмотреть систему показателей статистики рынка

3. произвести статистическое изучение конъюнктуры рынка

4.определить понятие маркетинга и рассмотреть статистические методы, применяемые в маркетинговых исследованиях.

 

 


1.Понятие рынка товаров и услуг

Рынок товаров (продуктов и услуг) — это система отношений купли-продажи между экономически свободными продавцами и покупателями.

На рынке действуют многочисленные переплетающиеся и взаимо­действующие внутренние и внешние силы, далеко не всегда явно оказы­вающие влияние на рыночные процессы. Однако необходимо усвоить, что адаптация к условиям рынка и регулирование рыночных процессов возможны лишь при условии, что эти процессы изучены, т.е. выявлены их закономерности и тенденции, другими словами, рынок становится предметом статистического исследования.

Именно статистика, которая обладает соответствующим аппаратом глубокого научного и в то же время достаточно оперативного исследова­ния, имеет возможность отразить состояние рынка, охарактеризовать его структуру и динамику, оценить его колебания, выявить и смоделировать влияние комплекса рыночных факторов и, наконец, позволяет строить прогнозы его дальнейшего развития. Она тесно смыкается и в определен­ном смысле переплетается с маркетинговым исследованием.

Статистика рынка удовлетворяет информационно-аналитические по­требности государственных структур, которые ставят перед собой цели прямого или косвенного регулирования рынка, контроль за параметрами его развития, а также разработку и проведение в жизнь социально-эко­номической политики. Она также обеспечивает методологические и ана­литические потребности служб маркетинга и маркетингового исследова­ния, которые, в свою очередь, дают рекомендации менеджменту для принятия оптимальных управленческих решений. Кроме того, статисти­ка рынка способствует дальнейшему развитию и совершенствованию экономической теории, поскольку она не только информационно иллю­стрирует ее дефиниции, но и выявляет новые закономерности и тенден­ции, подтверждая или отрицая выдвинутые гипотезы и положения. На­конец, статистика рынка играет роль информатора общественности о характере развития рынка, о тех или иных рыночных процессах, в которых сильно заинтересовано общество в целом  или  отдельные его слои.

Статистика изучает рынок, процесс движения товаров в экономичес­ком и географическом пространстве, их обмен на деньги по ценам, складывающимся в соответствии с действием рыночного механизма, матери­ально-техническое и ресурсное обеспечение этого процесса, социально-экономические результаты его функционирования.

Однако известной особенностью статистики является то, что она изу­чает массовые явления и процессы, которые могут быть выражены коли­чественно. Действие рыночного механизма проявляется в вероятностных, стохастических процессах, что обеспечивает возможность использования ряда математико-статистических методов в целях изучения рынка.

Предмет статистики рынка — это массовые рыночные явления и процессы, поддающиеся количественной оценке.

Статистика рынка изучает рыночные отношения, проявляющиеся в первую очередь в форме множества актов купли-продажи. В рыночные отношения вступают между собой субъекты рынка — продавцы (вла­дельцы товара) и покупатели (владельцы денег, предъявители спроса). Объектом их отношений является товар (продукт или услуга), право собственности на который уступается продавцом покупателю. Итогом их отношений становится сделка, целью которой для продавца является прибыль, а для покупателя — удовлетворение определенных потребнос­тей. Рынок, главными инструментами которого являются цены и конку­ренция, устанавливает пропорции спроса и предложения, определяет формы поиска рыночных партнеров.

Поскольку рынок представляет собой систему со своей внутренней структурой, иерархией отдельных элементов и взаимодействиями, то в основу статистического изучения рынка должен быть положен систем­ный подход. Рынок товаров (продуктов и услуг) складывается из само­стоятельных, хотя и связанных между собой рынков:

•  средств производства, из которого выделяются субрынки природ­ного сырья, сельскохозяйственных продуктов и промышленной продук­ции (в т.ч. полуфабрикатов);

•  предметов потребления, в том числе продовольствия и продоволь­ственных товаров;

•  услуг, в том числе услуг производственного характера и потреби­тельских услуг.

В свою очередь, каждый из этих рынков подразделяется на ряд ло­кальных рынков, иначе — рынков отдельных товаров.

Региональный рынок и его подсистемы — городской и сельский рынки — ограничены рамками определенного территориально-экономи­ческого и административно-географического образования. Большей час­тью региональные рынки связаны между собой, хотя столь же часто конкурируют друг с другом.

Состояние рынка в целом, отдельных его видов и сегментов характе­ризуют такие элементы, как спрос, предложение, цена и конкуренция.

Спрос представляет собой форму выражения потребностей покупате­лей в товарах (торговых услугах), представленных на рынке, обеспеченных денежными доходами. Объем спроса характеризует количество това­ра, которое покупатели намерены купить на рынке при определенном уровне цены. При низком уровне цен покупатели стремятся купить боль­ший объем товаров, а при высоком — соответственно меньший объем (или вообще отказаться от покупки). Кроме уровня цен, на объем спроса на отдельные товары влияют такие факторы, как уровень денежных до­ходов населения; уровень цен на взаимозаменяемые или взаимодополня­ющие товары; стадия жизненного цикла (особенно технически сложных и модных товаров) и другие факторы.

Предложение представляет собой массу товаров, предназначенных для реализации, которые уже доставлены на рынок или могут быть дос­тавлены на него. Объем предложения представляет собой количество то­вара, которое конкретные продавцы (производители) желают реализо­вать на рынке в данный момент времени по определенной цене. При высоком уровне цен продавцы стремятся увеличить объем предложения на рынке, и наоборот — чем ниже уровень цен, тем меньше стимулов у продавцов наращивать объем предложения (при достаточно низких ценах отдельные продавцы вообще могут покинуть рынок). Кроме уровня цен на объем предложения отдельных товаров влияют также уровень затрат на их производство и доставку на рынок; физико-химические свойства товаров; уровень конкуренции продавцов на рынке и другие факторы.

Цена представляет собой денежный эквивалент, в соответствии с которым осуществляются акты купли-продажи товаров. Уровень цен на отдельные товары складывается в пределах диапазона цен спроса и пред­ложения на потребительском рынке. Оптимальным вариантом этого уровня выступает цена рыночного равновесия, уровень которой уравнове­шивает объемы спроса и предложения на рынке, т.е. складывается при полном их соответствии.

Конкуренция — это соперничество хозяйствующих субъектов на рынке за лучшие условия реализации товаров. Уровень конкуренции определяется количеством продавцов, удельным весом их операций на рынке, исполь­зуемыми формами конкуренции.

Степень активности рынка определяется путем изучения рыночной конъюнктуры. Рыночная конъюнктура представляет собой форму прояв­ления на рынке (отдельных его видах и сегментах) системы факторов (условий), определяющих соотношение объемов спроса и предложения, уровней цен и конкуренции.

Важной характеристикой рынка является уровень его монополиза­ции. По этому признаку различают рынки: монопольный, на котором имеется только один продавец (производитель), контролирующий все 100% продажи данного товара; олигопольный, на котором не более 5 участников контролируют 70-80% всех продаж; конкурентный (или полипольный), на котором имеется достаточное число продавцов, а доля продаж каждого из них небольшая.

По степени насыщенности товарами рынок подразделяется на рынок продавца, на котором объем спроса значительно превышает объем пред­ложения (в результате чего продавец может воздействовать на повыше­ние цен), и рынок покупателя, на котором объем предложения значительно превышает объем спроса (в результате чего покупатель может воздействовать на снижение цен).


2. Система показателей статистики рынка

В процессе исследования рынка статистика пользуется соответствующими показателями, т. е. количественными и качественными характеристиками тех явлений и процессов, которые в совокупности и сочетании образуют рынок товаров и услуг. Эти показатели призваны отразить состояние, развитие и устойчивость рынка на различных уровнях, во временя и в пространстве (географическом и социально-экономическом). Они характеризуют индивидуальные явления и процессы, их типические (групповые) сочетания и общие, сводные совокупности индивидуальных единиц.

В основе системы показателей лежат основные экономические и социальные категории рынка. К ним относятся: товар; предложение; спрос; цена; товарооборот; товарный запас; основные фонды; издержки обращения; прибыль от реализации товаров.

Развитие рыночных отношений потребовало пересмотра методологии оценки всех видов деятельности, что нашло отражение в Государственной программе перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями рыночной экономики. Международная методология базируется на национальном счетоводстве - единой национальной системе бухгалтерского учета и статистики, охватывающей все виды деятельности и ориентированной на построение национальных счетов.

Система национальных счетов (СНС) - один из наиболее распространенных в мире и совершенных методов изучения экономики и ее результатов на основе построения балансовых макроэкономических моделей. Национальные счета строятся по принципу двойной записи каждого показателя, принятого в бухгалтерском учете:

отражение в разделе "Ресурсы" одного счета и в разделе "Использование" другого счета. Национальные счета содержат систему взаимосвязанных макроэкономических показателей, отражающих результаты всех видов деятельности по производству материальных благ и услуг, их обращению и использованию, а также показателей, учитывающих все доходы, источники их формирования, направления распределения, перераспределения, конечного использования и накопления в разрезе отраслей и секторов экономики.

Национальные счета - система взаимосвязанных статистических показателей, построенная в виде определенного набора счетов и таблиц, целью которых являются получение полной картины экономической деятельности в масштабах всей страны за тот или иной период, отражение вклада каждой отрасли и каждого юридического лица в ее конечный результат.

Информация о работе Роль маркетинга в туристическом бизнесе