Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 15:25, курсовая работа
Основная цель курсовой работы – анализ рынка товаров и услуг. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. определить понятие и изучить рынок товаров и услуг
2. рассмотреть систему показателей статистики рынка
3. произвести статистическое изучение конъюнктуры рынка
Введение 2
1. Понятие рынка товаров и услуг 2
2. Система показателей статистики рынка 2
3. Статистическое изучение конъюнктуры рынка 2
4. Маркетинг и статистические методы в маркетинговом исследовании 2
Заключение 2
Список использованной литературы 2
Потребительский потенциал рынка обусловлен покупательским спросом и характеризуется показателем емкости рынка.
Емкость рынка — количество товаров, которое рынок способен поглотить (приобрести) за определенный срок при данных условиях.
Емкость рынка можно исчислить по балансовому методу:
V=Q+ Z + Е ± I,
где V — емкость рынка;
Q — производство товара;
Z — остаток товарных запасов;
Е — экспорт;
I — импорт.
Однако данный метод не дает достаточно полного представления о покупательском спросе, так как нет учета отдельных видов товаров, дифференциации половозрастной структуры населения, доходов и т.д.
Развернутая формула емкости потребительского рынка имеет следующий вид:
Е потреб = Σ[(Si*Пi*[Tпр.цен*Эip]* [Tпр.дохода *Эiд])+Дстоим.-(Н-Иф-Им)-А-С,
где Е потреб — емкость потребительского рынка;
Si — численность потребителей i-й социальной или возрастной группы;
Пi — потребление на душу в i-й группе потребителей в базисном периоде;
Tпр.цен и Тпр.дохода — темпы прироста соответственно цен и дохода;
Эip — эластичность спроса i-й группы населения от изменения цен;
Э iд— эластичность спроса ни группы населения от изменения доходов;
Дстоим — искусственно стимулированный прирост спроса, в частности за счет продажи товаров в рассрочку;
Н — насыщенность рынка (наличие товаров у потребителей);
Иф и Им — износ товара, физический и моральный соответственно;
А — альтернативные нерыночные формы потребления (например, потребление продуктов собственного производства), а также потребление товаров-заменителей;
С— часть рынка, захваченная конкурентами, в том числе импортерами;
п — число i-х групп поребителей.
В основе формулы лежит зависимость объема потребления от числа потребителей (при прочих равных условиях):
П= f /(S).
Необходимость выделения групп потребителей связана с дифференциацией спроса по социальному и половозрастному признакам. Эти различия определяются с помощью специальных обследований (в частности, по данным панельных обследований или государственной статистики бюджетов домохозяйств).
Показатель насыщенности рынка играет самостоятельную роль в анализе рыночной ситуации. Он указывает на степень обеспеченности населения товарами потребительского назначения.
В статистике соотношение спроса и предложения (с некоторой степенью точности) устанавливается с помощью баланса спроса-предложения. Однако такой расчет можно осуществить только в границах всего товарного рынка в целом.
Суть расчета в следующем: определяется объем товарного предложения (по данным о поступлении или фактической продаже с необходимыми дорасчетами) и покупательные фонды населения (доходы с корректировкой на прирост сбережений минус обязательные платежи, представляющие совокупный спрос населения) (табл. 1);
Баланс спроса-предложения
Предложение | Спрос |
1. Объем отечественного производства товаров потребительского назначения 2. Объем импорта 3. Изменение стоимости товарного поступления за счет роста цен | 1. Денежные доходы населения (за вычетом прироста сбережений, инвестиций в 2. Покупка производственными предприятиями товаров для производственного потребления и промышленной переработки 3. Покупка товаров учреждениям и предприятиями 4. Изменение стоимости купленных товаров за счет снижения цен |
Итого | Итого |
Сокращение товарных запасов | Рост товарных запасов |
Баланс | Баланс |
Дефицит (П<С) | Дефицит (П>С) |
Итоговая строка отражает степень сбалансированности спроса и предложения. Превышение предложения над спросом проявляется в росте товарных запасов, а превышение спроса над предложением — в их сокращении. Этот факт используют для косвенной оценки пропорциональности рынка. Дело в том, что количественно оценить покупательский спрос на локальном рынке какого-то товара практически не представляется возможным. Исключение составляют биржевые рынки, где предложение и спрос регистрируются.
Сбалансированность спроса и предложения обусловливает стабильность товарных запасов. Товарные запасы могут выполнять функцию индикатора конъюнктуры рынка. В этом случае можно использовать абсолютный показатель объема товарных запасов, но более точным будет относительный показатель запасов товарооборота (в днях).
Соответственно пропорции спроса и предложения можно выразить следующим образом:
Is = 1 > П = С (рынок — сбалансирован);
Is > 1 > П > С (диспропорция: предложение превышает спрос);
Is < 1 > П < С (диспропорция: спрос превышает предложение),
где Is — индекс товарных запасов; П — предложение; С — спрос.
Существует ряд других приемов исследования конъюнктуры рынка, но их суть неизменна — сопоставление между собой индикаторов рынка и индексов деловой активности, оценка спроса и предложения.
Наиболее популярен метод построения системы индексов деловой активности: показателей динамики основных характеристик рынка производства (или поставки) товаров, товарных запасов, цен, а в ряде случаев показателей общей экономической ситуации — уровня занятости, учетной ставки Центрального банка, объема инвестиций и т.п. В качестве дополнительных индикаторов привлекаются такие характеристики рынка, как численность потребителей (в одних странах — население старше пяти лет, в других — число семей с детьми); уровень дохода; территориальная структура розничных продаж и т.д. В некоторых специальных расчетах оценивается готовность населения к расходам (по числу отелей, ресторанов и кафе).
В ряде стран, а с 1993 г. и в России, определяется один из важнейших конъюнктурных индикаторов рынка потребительских намерений (ИПН), который базируется на социологических опросах, систематически проводящихся Всероссийским центром исследования общественного мнения (ВЦИОМ). Индекс потребительских намерений непосредственно отражает покупательские намерения
Сравнительно простым способом оценки состояния и развития рынка является специфический метод тестирования. В конъюнктурном тесте, разрабатываемом на основе данных тенденциональных опросов, используются три группы величин (переменных):
• инструментальные переменные, зависящие от деятельности предприятий и планируемые самими предприятиями;
• переменные ожидания, зависящие не от предприятий, а от внешних факторов;
• совокупные переменные, зависящие как от действий предприятий, так и от внешних факторов.
Конъюнктурный тест представляет собой среднюю арифметическую трех возможных оценок сложившейся тенденции развития рынка: рост (подъем), стабильность, понижение (спад), каждой из которой присваивается соответствующий балл.
По формуле средней арифметической взвешенной рассчитывается
средний балл, который служит интегрированной оценкой состояния и
развития рынка. Иногда его называют стратегическим индексом рыночной ситуации:
В=ΣВiWi/ΣWi
где В — средний балл (обобщенная, многомерная характеристика состояния рынка);
Вi— балл, характеризующий состояние рынка по i-му параметру (фактору);
Wi — вес (ранг), отражающий роль i-го параметра (фактора) в формировании рыночной ситуации (определяется экспертным путем);
п — число параметров (факторов).
В зависимости от того, какая система баллов была использована, строится шкала рыночной ситуации. Например, при 9-балльной системе (где цифра «9» — максимальная положительная оценка) строится следующая шкала (табл. 2):
Таблица2
Шкала балльных оценок рыночной ситуации
Рыночная ситуация | Неблагоприятная | Неустойчивая | Благоприятная |
Параметрический индекс (в баллах) | от 1 до 4 | от 4 до 6 | от 6 до 9 |
Чем больше этот индекс, тем благоприятнее конъюнктура, перспективнее данный рынок.
Важным элементом конъюнктурного анализа служит характеристика динамики исследуемого явления. Рынок— явление динамическое, он непрерывно изменяется, и время выступает в качестве абсциссы экономической кривой, отражающей тенденции развития рынка.
Тенденция развития рынка — экономическое и статистическое понятие, характеризующее закономерность изменения его параметров во времени.
На основе коллективных оценок и моделей динамики рынка даются качественные характеристики изменения рыночной ситуации: растущий/развивающийся рынок, стабильный рынок, сокращающийся рынок и т.д.
Для определения вектора и скорости развития рынка строятся динамические ряды показателей, характеризующие основные параметры рынка, а затем исчисляются темпы роста или прироста (базисные и цепные):
Т роста= Y1/Y0
где Y0 и Y1— уровни динамического ряда соответственно базисного и текущего периодов.
В тех случаях, когда изучаемое явление рынка представляет собой сложную агрегированную величину (например, товарооборот, состоящий из совокупности разнородных товаров), характеристика динамики количественных показателей достигается с помощью агрегатных или средних индексов, в частности индекса физического объема товарооборота (т.е. оценка изменения стоимости товаров в сопоставимых ценах) и общего индекса цен:
Iфиз.объема= Σqi1pi0/Σqi0pi0
товарооборота
где qi1 и qi0 — количество проданного i-го товара соответственно в базисном и текущем периодах; pi0 — цена i-го товара в базисном периоде.
Тенденции развития рынка определяются на основе анализа изменения основных своих параметров (поставки, продажи, цен, товарных запасов). Визуально рассматриваются динамические ряды темпов роста или их графические изображения (диаграммы), и на этой основе дается описательная характеристика тенденций. Иногда используется так называемый метод технического сглаживания уровней динамического ряда. Фактические данные (эмпирические уровни) наносятся на график, а после этого проводится линия, на глаз осредняющая все колебания. Такой метод широко применяется в анализе биржевой конъюнктуры, когда требуются моментальные выводы о тенденции развития рынка. Применяется еще достаточно простой, но не очень точный метод, известный в теории статистики как метод механического сглаживания.
Более надежный способ выявления основной тенденции развития рынка заключается в построении и графическом изображении трендовых моделей (так называемый метод статистического, или аналитического, выравнивания).